VII. Подведение итогов урока. Рефлексия

УРОКИ ЧТЕНИЯ

Класс Дата проведения ________

Урок 18.

Тема: Звук [ы], буква ы (с. 30, 31)

Цели:

  • знакомить с буквой ы, обозначающими гласный звук [ы] ;
  • развивать фонематический слух детей; расширять их словарный запас;
  • воспитывать любознательность.

Оборудование:учебное пособие, звуковые схемы, сказочный домик, картинки с изображением учеников «Лесной школы»: кот, коза; касса букв, лента букв, веер гласных, картинки: совы, козы, шары.

Ход урока

I. Организационный момент (приветствие ребят)

Подготовка и организация рабочего места.

II. Повторение гласных

1. Игра «Эхо».

Сообщаю детям цель игры — выделять гласные из слияний, произно­сить их громко и протяжно. Это поможет научиться читать слияния по двум буквам сразу (слитно).

— Представим, что мы в лесу. Я буду изображать голоса людей, а вы — эхо. Начинаем.

- Му-у-у.

- У-у-у.

- Но-о-о.

- О-о-о.

- Да-а-а.

- А-а-а.

- Би-и-и.

- И-и-и.

- Вы-ы-ы.

- Ы-ы-ы.

Примечание. Игра проводится с использованием пяти гласных, чаще других выбираются слияния СТ со звуком (и], так как на первом этапе об­учения чтению и письму мягкость согласных обозначается лишь буквой и.

2. Игра «Буква-акробатка».

На наборном полотне отдель­ные карточки с гласными повернуты набок, другие стоят вверх ногами. Вызванный ученик ставит карточки правильно.

Дети хором читают буквы. Повторяется правило об использовании большой буквы.

3. Игра «Первый слог прочитай, второй — отгадай».

- Я задумала слово, в котором первый слог равен гласному звуку. Демонстрируется гласная буква, которая составляет первый слог; второй слог надо отгадать. Слова для игры: а(ист), А(ня), О(ля), о(сы), и(шак), И(ван). Чтобы не ошибиться при отгадывании слова, ученики внима­тельно следят за тем, какой буквой (маленькой или большой) обозначен первый слог.

III. Сообщение темы и целей урока

IV. Изучение новой темы

1. Выделение гласного звука [ы] из слова козы (слия­ние зы проговаривается протяжно). Проводится наблюдение за произнесением и артикуляцией звука [ы] (губы немного растянуты, подбородок вытянут вперед). Делается вывод: звук [ы] — гласный.

2. Игра «Да — нет».

Показываю предметную кар­тинку, дети хором произносят слово. Если в названном слове есть звук [ы], ученики улыбаются, руки — в стороны; если нет; хмурятся, руки — за спину. Используются картинки: рыба, чашка, сыр, куры, голуби, мыло, коньки, лыжи, тыква.

3. Знакомство с буквой ы

Дети рассматривают букву ы, занимательный рисунок (букву ы составили два кота).

Разъясняю, почему в русском языке отсутствует заглавная буква ы, читаю стихотворение Н. Костарева:

«Ы» на вид весьма сурова,

Но характером скромна:

Никогда в начале слова

Не становится она.

Но ни ты, ни мы, ни вы

Не обходимся без «ы».

Составление небольшой сказки по картинке.

«Чтение» текста по предложениям: Мишка и мышка. Мишка падает. Мышка поднимается вверх.

В шуточном упражнении (с. 31, вверху) ученики с помо­щью схемы преобразуют слово сыр в слово сор.

Дети рассматривают внизу страницы «живые» буквы, вспоминают, что буква ы только строчная. Можно сочинить небольшую сказку о том, как букве ы захотелось стать боль­шой. Чего только она ни делала: и витамины принимала, и с шестом прыгала, и кувыркалась через голову, и палочку свою не раз теряла, и в другие буквы превращалась (р, ь), а «большой» не стала. И вот что придумала маленькая буква ы...

V. Закрепление изученного

Несколько раз (индивидуально и хором), прочитываются буквы в «команде» строчных, затем в «команде» прописных, можно спеть «Песенку гласных». По сигналу «Команды мешались» учитель громко, протяжно называет строчные и прописные буквы вперемешку (А заглавная, и маленькая, О большая, а строчная...). Дети узнают названную букву и по­казывают ее.

VI. Обобщение

1. Игра «Перезвон» (звуки [ы], [и]).

мы вы ты ры сы ны бы ды зы фы

ми ви ти ри си ни би ди зи фи

Игра проводится повторно в парах. Дети меняются карточками СГ.

2. Игра «Лесная школа».

Подбор слов к схемам КОТ, КОЗА (с опорой на букву ы):

дым, сын, сыр, бык, был, мыл, выл;

ноты, норы, горы, куры, соты, губы, зубы, раны.

В заключение учитель сообщает детям еще об одной осо­бенности изучаемого звука: звук [ы] без согласных не упо­требляется, встречается только в слиянии с твердым соглас­ным.

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия

-Что показалось вам сложным на уроке?

- Чему научились легко и быстро?

- Какую новую букву узнали?

- Чем она отличается от остальных изученных букв?

Наши рекомендации