Техническое представление о первичном контакте
Следует сразу предупредить начинающего музыкотерапевта, об интенсивности, громкости тех звуков, которые он будет производить в первичном контакте до того, как этот контакт станет совместно создаваемыми с ребенком звуками. Терапевт делает специальные усилия, направленные на уменьшение интенсивности звука. Если он пользуется речью - это должен быть полушепот. Если терапевт использует музыкальный инструмент, то звуки, которые он извлекает, должны быть ослабленными, приближаться по интенсивности, насколько это возможно, к порогу слухового восприятия. Из инструментов мы предлагаем вначале использовать струнные (гитара, арфа, гусли). По своим характеристикам эти инструменты могут издавать самые тихие, приятные звуки. Можно прикасаться к ним легким щипком, проводить по струнам пальцами. Мы буквально окружаем ребенка звуками этих инструментов на наиболее комфортной для него дистанции. По нашим наблюдениям, первичный контакт проходит наиболее успешно, когда сам ребенок выбирает себе охранительный режим, обеспечивающий контроль за всеми проникающими действиями. Так наиболее комфортно аутичный ребенок чувствует себя, когда сам направляет контакт и ведет его туда, куда ему хочется. В этом случае и задачу терапевта входит создавать ребенку какие-то ситуации, параллельные основной, в которой он может уходить из контакта и иметь возможность для креативных действий. Например, кроме музыкальных инструментов можно разложить в комнате игрушки, с которыми он может взаимодействовать.
Если на первой встрече присутствуют родители ребенка, то можно попросить их выбрать для себя инструменты и участвовать в занятии так же, как терапевт. Смысл этого терапевтического действия заключается в том, чтобы направить внимание ребенка на звуки, производимые инструментами, снять ту часть тревоги и страха, которая относится к непосредственной коммуникации между людьми. Следующая техническая деталь заключается в том, что любое движение, перемещение ребенка сопровождается изменением музыкального фона. Любое замеченное терапевтом изменение должно быть зафиксировано взвуках или паузах (особенно изменение напряженности страха).
Это касается как изменения громкости, так и появления новых звуков, а также изменения техники звуковоспроизведения. Можно использовать и другие инструменты, которые можно легко перемещать и с которыми возможны различные техники звукоизвлечения. Например, металлофоны, барабан, бубен и другие ударные. Ударные очень разнообразны по звучанию: их можно потряхивать, гладить, царапать, постукивать и т.д. Первая часть занятий заканчивается тогда, когда ребенок понимает, что здесь, в этой комнате, нужно общаться с инструментами и звуками, а вовсе не с людьми. Как правило, после такого открытия он заметно оживляется и вступает в такой звуковой контакт. Он может выбрать инструмент и повторить с ним то, что делает терапевт, придумать что-то новое или попросить родителя сделать что-то с инструментами. Вторая часть предполагает подключение двигательной активности ребенка. Здесь возможны два варианта:
1) ребенок сам начинает передвигаться по комнате, исследуя ее. Задача терапевта - сопровождать все перемещения изменением мелодии и по-прежнему фиксировать все значимые моменты с помощью звуков;
2) ребенок не проявляет собственную активность. В этом случае терапевт может взять на себя инициативу и создать прецедент более свободного использования пространства комнаты. Можно встать, уйти, наигрывая на инструменте, перемещаться по комнате. Если ребенок все время движется, то терапевт также сопровождает его с инструментом в руках. В принципе, терапевт и пациент вступили в контакт, средством которого является музыка. (Можно вычленить диаду "предложение-ответ"). Нужно обратить особое внимание, что на этом этапе двигательной активности терапевт может подключать вербальный контакт. Он начинается от описания действия ребенка и должен носить как можно более нейтральную, по возможности безличную форму. Терапевт может выбирать между фразами "Петя подошел к пианино" или "Подошел к пианино". Еще раз подчеркнем, что для некоторых детей звучание их собственного имени трудно переносимо, но еще более аффективное возмущение может вызвать местоимение "ты". Более благоприятным для вербального контакта является то, что ребенок во время исследования комнаты может найти понравившуюся ему игру. Собственно, такой интерес может быть создан терапевтом с помощью мелодии. Тогда вербальный контакт можно установить с игрушкой и позволить более развернутый комментарий. В чем-то ребенок идентифицируется с ней, а когда контакт кажется ему некомфортным, то отсоединяется от нее. Но это справедливо только для вербального, описательного контакта. Прикоснуться же к игрушке, выбранной ребенком, аналогично тому, чтобы вступить в невербальный контакт с владельцем. Реакция может быть аффективно негативной. Кроме основного инструмента, например, гитары, которую терапевт использует для сопровождения действии ребенка, время от времени он подходит к пианино и пробует звуки и аккорды, внимательно наблюдая за ребенком.
Заключительная часть первичного контакта часто наступает тогда, когда ребенок заинтересовался пианино. У некоторых это проявляется резким сокращением физической дистанции с терапевтом: ребенок может не только подойти поближе и встать рядом, но и прикасаться к терапевту, даже сесть ему на колени Ребенок как бы сигнализирует о том, что терапевт перестал был объектом, вызывающим напряжение и страх, и становится частые звуковой ситуации. Ребенок может попытаться извлечь те же звуки, что и терапевт, из инструмента, которым они оба заинтересованы.
Говорить однозначно о продолжительности первичного контакта невозможно, его продолжительность определяется многими факторами, среди которых возраст, особенности психического состояния, наличие предшествующих занятий, их характер и эффективность и мн. др. В связи с этим в более тяжелых случаях и/или в отсутствие предшествующей коррекционной работы установление первичного контакта может быть достаточно длительным, так как первичный контакт с музыкотерапевтом является фактически первичным контактом ребенка со специалистом вообще. В наиболее благоприятных случаях положительный результат достигается на протяжении одного занятия (до 45 - 60 мин.).
В любой ситуации, по нашему мнению, есть момент, на котором можно закончить первую встречу. К этому моменту терапевт должен отдавать себе отчет в следующем: в какой степени установлен его контакт с ребенком; появился ли у него интерес к этому виду совместной деятельности и, если появился, то в какой степени он удовлетворен тем новым, что ребенок делал; в чем заключены еще нераскрытые для ребенка возможности (прежде всего на ближайшую перспективу: например, возможности такого инструмента, как пианино).
Косвенным (но не абсолютным) показателем удачности решения этой первичной для терапевта задачи является поведение родителя с которым аутичный ребенок сильно связал. Родитель, если по его мнению все идет хорошо, как правило, оживляется, становится более открытым и приветливым, готов высказать свое мнение об эмоциональном состоянии ребенка. Участие родителей в сессии и лаже их присутствие на ней не практикуется в классической музыкотерапии. Однако при работе с аутичными детьми это не только допускается, но поощряется и даже развивается в особую форму терапии аутизма (например, в одном из вариантов музыкотерапии по Э.Ньюсон -E.Newson, 1995)