Комплекс 4. «Веселая зарядка»
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг! На месте стой!
Топни левою ногой!
Влево шаг! И снова стой!
Повернись направо к другу.
Правую дай другу руку.
Н. Голикова
Комплекс 5.
Вот мотор включился, – вращательные движения
Пропеллер закрутился, руками перед собой.
Ж– ж– ж– ж– ж– ж.
К облакам поднялись, – поочередное поднимание
И шасси убрались. коленей.
Вот лес – мы тут – покачивание руками,
Приготовим парашют. повернутыми в стороны.
Толчок, прыжок – прыжок верх, руки в стороны.
Летим, дружок.
Парашюты все раскрылись – приседание, руки в стороны.
Дети мягко приземлились.
Комплекс 6.
Как головой между листвою – движения головою вверх,
Дятел деревья долбит, вниз.
Как на рыбалку и вперевалку – бег на месте,
Гусь за гусыней бежит, руки в стороны.
Как удивились, остановились – наклоны вперед,
Гуси у самой речки, руки назад.
Воду попили, крылья раскрыли – руки в стороны,
И потихоньку пошли. плавные движения вверх-вниз.
Комплекс 7.
Эй, лошадки, все за мной! – руки впереди,
Поспешим на водопой! пружинистые движения ног.
Вот река, широка и глубока, – плавное раздвижение рук
А водица вкусна! Пейте! в стороны, наклоны вперед.
Хороша водица!
Постучим копытцем! – притопывание ногой.
Эй, лошадки, все за мной!
Поскакали домой. – прыжки на месте.
Гоп-гоп-гоп-гоп-гоп!
Комплекс 8.
Елочка
Елочки зеленые на ветру качаются,
На ветру качаются, низко наклоняются.
Сколько елочек зеленых —
Столько сделайте наклонов.
Приседайте столько раз, сколько бабочек у нас.
Сколько беленьких кружков,
Столько сделайте прыжков.
Мы сегодня рано встали
И зарядку делать стали.
Руки вверх, руки вниз.
Влево, вправо повернись!
А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать.
Руки вниз – и так стоять.
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – высоко потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть
Семь, восемь – лень отбросим.
Все проснулись на зарядке,
Настроение в порядке.
Приложение 3
Дыхательная гимнастика
Упражнения для развития речевого дыхания
Методические рекомендации.
Дыхательные мышцы можно тренировать со звуком и без него. Без звука хорошо тренируются мышцы во всех упражнениях, рассчитанных на укрепление и развитие гигиенического дыхания.
При смысловой и эмоциональной речи организация работы дыхательных мышц весьма многообразна. Здесь может понадобиться длительный выдох, не прерываемый паузами и не требующий особенных мелодических изменений речи; длительный выдох с мелодическими контрастными изменениями речи; выдох, прерываемый длительными и короткими паузами; выдох, неравномерно распределяемый в речевых смысловых отрезках: то много слов на одном выдохе, то одно-два слова; выдох, необходимый для произнесения сильного, слабого и сильного звуков. В связи с этим следует развивать различные комбинации вдохов и выдохов.
Следует серьезно отнестись к совету врачей, рекомендующих дыхание через нос как наиболее полезное для здоровья и ограждающее голосовые органы от различных заболеваний. Установлено, что дыхание через нос помогает окрепнуть мышцам носоглотки, а здоровая носоглотка оберегает организм от насморка, который в свою очередь плохо действует на голосовой аппарат: при сильном насморке воспалительные процессы могут распространяться на придаточные полости носа, что нарушает резонирование звука, на гортань с ее связками, на трахею и бронхи, что лишает звук гибкости, изменяет его.
Прежде чем перейти к непосредственной тренировке речевого дыхания, нужно проверить работу дыхательных мышц: диафрагмы, межреберных мышц и мышц живота. Движение межреберных мышц проверяется легко. Если положить кисти рук на нижние ребра грудной клетки и сделать вдох, то руки ощутят движение ребер и увеличение объема грудной клетки. При выдохе руки ощутят сужение ребер и уменьшение объема грудной клетки.
Движение диафрагмы проверить труднее, т. к. она не у всех достаточно тренирована и ее внешнее движение не всегда легко ощущается. Поэтому проще всего проверить движение диафрагмы в лежачем положении. Нужно лечь на спину (лучше всего это делать утром), положить руку или игрушку на область желудка, проследить, что будет происходить с рукой или игрушкой при естественном вдохе или выдохе. При вдохе рука или игрушка обязательно поднимется благодаря движению диафрагмы, которая распрямится, потеряет свое куполообразное положение. При выдохе рука (игрушка) опустится. Одновременно с движением диафрагмы проверяется движение мышц живота, которые работают ритмично и подчиняются движениям диафрагмы при вдохе и выдохе.
После того, как проверено движение диафрагмы в положении «лежа», надо повторить упражнение в положении «стоя»: положить руку на область желудка и сделать глубокий вдох носом, рука должна ощутить то же движение, что и в положении «лежа».
Полезно также проверить «на глаз», как изменяется объем грудной клетки. Для этого нужно стать перед большим зеркалом и посмотреть, что происходит с грудной клеткой при вдохе и выдохе. При глубоком вдохе помимо движений нижних ребер будет двигаться верхняя часть грудной клетки и несколько приподнимутся плечи. Если диафрагма плохо развита, то плечи будут приподниматься слишком высоко.
Таким образом, в ходе перечисленных упражнений произойдет «знакомство» с внешним выражением процесса дыхания, с теми рабочими движениями рабочих мышц, на которые до сей поры внимание не обращалось. Это первый этап сознательного отношения к непроизвольному процессу дыхания. Затем можно переходить непосредственно к упражнениям.
Если дети недостаточно понимают инструкцию, не могут сосредоточиться на заданиях и выполнить их, то необходимо вводить игровые моменты и ситуации.
Упражнение 1.
Встать прямо. Правую руку положить на диафрагму. Сделать выдох и, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох носом (следить, чтобы рот был закрыт) так, чтобы было приятное, легкое ощущение вдоха, без напряжения. Выдыхать также через нос. Затем выждать естественную в цикле дыхания паузу, снова сделать вдох и выдох. Упражнение нужно проделать три раза без перерыва, все время с закрытым ртом.
При выполнении данного упражнения нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи, хотя при глубоком вдохе обязательно будет двигаться верхняя часть грудой клетки. Но следует добиваться, чтобы главным образом работала диафрагма.
Упражнение 2.
Встать прямо. Кисти рук лежат на нижних ребрах грудной клетки – большой палец впереди, четыре пальца – на спине. Сделать выдох (вообще все упражнения по дыханию выполняются с выдоха), затем – вдох носом, на одну секунду задержать грудную клетку в расширенном состоянии (состояние вдоха), затем выдохнуть. Повторить упражнение три раза. При упражнении не наклоняться вперед, вдох максимальный.
Упражнение 3.
Встать прямо. После предварительного выдоха вдохнуть через нос; проследить, правильно ли работают диафрагма, нижние ребра и мышцы живота. Плечи должны быть в свободном состоянии. Прежде чем начать выдох, сделать небольшую остановку, которая явится как бы подготовкой к выдоху. Положение смешанно-диафрагматических мышц перед остановкой перед выдохом будет называться «опорой дыхания». Научиться сохранять опору дыхания при выдохе очень важно, так как правильная опора дыхания организует работу голосовых связок на хорошей воздушной струе. После остановки начать выдох через узкое отверстие, образованное губами. При выдохе должно быть такое ощущение, как будто струя воздуха является продолжением воздушного столба, идущего от диафрагмы. Выдох идет легко, постепенно и плавно. Упражнение проделать три-четыре раза. Следить за тем, чтобы не было напряжения в верхней части грудной клетки и шее. Освободить мышцы шеи, покачивая головой влево, вправо, по кругу, вниз. Проделать это упражнение сидя.
Упражнение 4.
Сидя делать быстрый вдох носом, затем паузу и быстрый выдох на предмет, висящий близко. Отодвинуть предмет и, делая быстрый вдох, также подуть. Отодвинуть предмет еще дальше, сделать вдох и снова подуть. Мышцы живота работают интенсивно.
Упражнение 5.
Встать прямо, расставив ноги на ширину плеч. Представьте, что перед вами куст сирени, и вы вдыхаете ее запах. Запах замечательный, и вам хочется продлить вдох. После вдоха небольшая пауза, а затем медленный выдох также через нос, как бы стараясь не потерять приятный запах цветка.
Упражнение 6.
Упражнение выполнять стоя. Медленно вдохнуть носом и одновременно с быстрым выдохом через нос бросить корпус вниз. Медленно поднимаясь, делать медленный вдох. На выдохе бросить корпус в сторону. Проделать упражнение несколько раз, меняя положение корпуса при выдохе: направо, налево, перед собой. Ноги в коленях не сгибать.
Упражнение 7.
Для того, чтобы приучить себя к контролю над взаимосвязью произвольного вдоха и выдоха, нужно подчинить его счету. Определите длительность вдоха на счет «три», а длительность выдоха на счет «шесть».
Чтобы зафиксировать состояние мышц после вдоха, в момент подготовки их к выдоху выдержите маленькую паузу на счет «один», все упражнение будет протекать в такой последовательности: вдох – три единицы, пауза – одна единица, выдох – шесть единиц. Вдох делать носом, а выдох ртом, как бы выдувая воздух на поставленную перед ртом ладонь. Упражнение выполняется три-четыре раза.
Упражнение 8.
Данное упражнение рассчитано на тренировку выдоха при образовании одного из согласных звуков – звука ф , в дальнейшем можно его делать, используя и другие согласные с правильной их установкой.
Встать прямо. Сделать выдох, а затем вдох и начать выдох на звуке ф. Следить за тем, чтобы не надувались щеки, – выдыхаемая струя воздуха выходит только через щель, образованную зубами и нижней губой. Следить за опорой дыхания. Вдох делать носом, губы при вдохе должны быть сомкнуты. Упражнение выполняется три-четыре раза подряд; следить, чтобы выдох длился не менее восьми-девяти единиц времени счета.
Упражнение 9.
Исходное положение то же, что и в предыдущем упражнении, но выдох рассчитан на длительность в двенадцать единиц, и эти двенадцать единиц равномерно распределяются между четырьмя звуками ф, с, ш, х — на каждый звук падает три единицы времени счета. Упражнение также выполняется три-четыре раза. Следить за опорой дыхания.
Упражнение 10.
Сделать быстрый вдох и на одном выдохе произносить несколько раз подряд звук п. Грудную клетку не сжимать, интенсивно работают губы.
Упражнение 11.
Полный вдох делается на счет до трех, с остановками после каждой цифры, – таким образом вдох происходит в несколько приемов. Во время остановки сохраняется то положение дыхательных мышц, на котором их застает остановка. Вдох делать носом, выдох – через узкое отверстие губ, счет до десяти-двенадцати. Последовательность упражнения: вдох – одна остановка – вдох – одна остановка – вдох – одна остановка – выдох (счет до десяти).
Упражнение 12.
Выдох при счете вслух до восьми. Выполняя упражнение, нужно следить за тем, чтобы заданное число счета шло как одна фраза, без пауз между словами. Считать ровно, не повышая голоса, с хорошей дикцией. Впоследствии счет следует довести до пятнадцати – двадцати – двадцати пяти. При счете стараться подольше сохранять состояние дыхательных мышц живота и грудной клетки в положении вдоха, но не задерживать сам выдох.
Упражнение 13.
Быстрый вдох на «раз». Общий счет до пятнадцати, но с остановками после каждой пятерки. Пауза между пятерками не должна быть длительной, но во время остановки нельзя пополнять дыхание, а также отдавать его. Последовательность упражнения: вдох и счет до пяти – остановка – счет до десяти.
Упражнение 14.
Взяв дыхание, произносить ровно, как одну фразу: «один, два, три, четыре, пять». Считать медленно, чтобы появилась необходимость пополнить дыхание. Добрать дыхание считать дальше до десяти. Добрать дыхание – считать до пятнадцати.
Во время счета не опускать грудную клетку. При доборе дыхания одновременно с вдохом нижняя часть живота выступает вперед. При начальной тренировке добор можно делать относительно медленно, а затем постепенно сокращать время вдоха.
Упражнение 15.
Прыгая на носках, считать до десяти вслух, не добирая дыхания на протяжении всего счета. Затем остановиться, добрать дыхание и, снова прыгая, считать до десяти также на одном выдохе, после чего спокойно маршировать и дышать бесшумно. Успокоив дыхание, можно повторить упражнение с прыжками, не делая остановок после первых десяти прыжков и доведя счет до двадцати пяти. Следить, чтобы голос при счете звучал спокойно и ровно, без одышки.
Упражнение 16.
Взять воображаемый мяч, определить для себя какой он величины, и начать «играть», ударяя им об пол. При этом считать до десяти, на каждый счет ударяя по мячу, чтобы он «отскакивал» от пола. Затем, также считая до десяти, подбрасывать мяч на каждый счет вверх, потом снова ударять мячом об пол и считать до десяти. Каждый раз считать на одном выдохе. Повторить эту игру несколько раз. Вы услышите, что с изменением полета мяча изменится и высота вашего голоса: мяч внизу – звук голоса ниже, мяч вверху – звук голоса выше. Следить, чтобы звук не был напряженным; не вытягивать вверх шею чрезмерно, когда мяч летит вверх.
«Певец»
Задачи: учить управлять дыханием.
Ход упражнения.
Сделать глубокий вдох, руки при этом медленно поднять через стороны вверх (4–6 секунд).
Задержка дыхания на выдохе (2–3 секунды).
Выдох с открытым сильным звуком «А-А-А-А-А». Руки медленно опустить через стороны вниз (4–6 секунды).
Глубокий вдох, руки поднять через стороны до уровня плеч (4–6 секунд).
Задержка дыхания (2–3 секунды).
Выдох с сильным звуком «О-О-О-О». Руками обнять плечи, голову опустить на грудь.
Глубокий вдох. Руки поднять до уровня груди ладонями вперед.
Приложение 4
Пальчиковая гимнастика
«Я сам»
Задачи: развивать мелкую моторику.
Ход упражнения.
Ложка – это ложка,
Ложкой суп едят.
Сжав руку в кулак, подносят ее ко рту – «едят суп».
Тряпка – это тряпка,
Тряпкой вытру стол.
Вращая кистью руки, «вытирают стол».
Шапка – это шапка,
Оделся и пошел
Двумя руками «надевают шапку на голову».
«Зайка умывается»
Задачи: развивать мелкую моторику
Ход упражнения.
Зайка серый умывается,
Видно, в гости собирается.
Вымыл носик, вымыл ухо,
Полотенцем вытер сухо.
Дети имитируют движения умывания и вытирания.
«Умывание»
Задачи: развивать мелкую моторику
Ход упражнения.
Льется чистая водица,
Мы умеем чисто мыться.
Пасту для зубов берем,
Крепко щеткой зубы трем.
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.
Дети имитируют движения по тексту.
«Похлопаем, потопаем»
Задачи: развивать мышцы рук, ног; умение соотносить движения с текстом.
Ход упражнения.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И крутимся потом.
Мы топаем ногами:
Топ-топ-топ
Мы руки поднимаем:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки разведем
И побежим кругом.
Движения выполняются согласно тексту.
«Жадный пес»
Задачи: развивать мышцы рук, ног; умение соотносить движения с текстом. Упражнять детей в договаривании строчек текста: гам-гам-гам.
Ход упражнения.
Жадный пес дров принес,
Воды наносил, тесто замесил,
Пирогов напек, спрятал в уголок,
И съел сам: гам-гам-гам.
Движения выполняются согласно тексту.
Упражнения за столом.
1. «Червячки шевелятся».Поочередно поднимать и опускать пальцы (ладони лежат на столе).
2. Имитация игры на фортепьяно .
3. Разводить пальцы и сводить их вместе (ладони на столе).
«Бегают человечки». Указательным и средним пальцами, сначала правой, затем левой, потом обеих рук быстро «бежать» по столу.
4. «Дождик идет». Руки лежат на столе. Кисти слегка приподняты, пальцы полусогнуты. Ногтями ударять по столу.
5. «Пальчики танцуют». Три пальца (любые ) обеих рук одновременно легкими движениями передвигаются в разных направлениях.
6. Поочередно сгибать пальцы обеих рук.
7. «У киски Царапки мягкие лапки». Руки – на столе. Расслабиться, растопырить пальцы, напрячь их, собрать в кулак.
8. «Пальчики здороваются».Поставить локти на стол, ладони прижать друг к другу. Не размыкая их, сближать пальцы навстречу друг другу.
9. Показывать пальцами и кистями рук «гнездышко», «лодочку», «крышу», «очки», «флажок», «солнечные лучи», «козу», «ножницы», «замок», «мостик»и т. д.
10. «Кулак – кольцо».Пальцы одной руки сжать в кулак, пальцами другой (указательный, средний, безымянный, мизинец ) по очереди образовывают кольцо с большим пальцем. Затем то же, но руки поменять.
11. «Домик».
На полянке дом стоит,
Ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В домик всех вас приглашаем.
Произвольные движения, соответствующие содержанию
текста.
12. «Повстречались».
Повстречались два котенка – мяу-мяу,
Два щенка – ав-ав,
Два жеребенка – иго-го
Два тигренка – р-р-р,
Два быка – му-у-у-у!
Смотри, какие рога!
На каждую фразу одновременно соединять одноименные пальцы правой и левой рук по одному, начиная с мизинца. На последнюю фразу показать рога, одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.
13. «Раз, два, три, четыре, пять».
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем пальчики считать:
Крепкие, дружные,
Все такие нужные!
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Пальчики быстрые,
Хотя не очень… чистые.
На первую фразу по очереди загибать пальцы на правой руке. На следующую фразу – ритмично сжимать и разжимать кулачки. На третью – по очереди загибать пальцы на левой руке. На последнюю фразу – помахать пальцами обеих рук.
14. « Коза и козленок».
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
За ней козленочек бежит,
Колокольчиком звенит.
На первую фразу указательным пальцем и мизинцем изобразить рога. На вторую – пальцы соединить в щепотку, опустить вниз – колокольчик звенит.
«Пальчики здороваются», «Пальчики бегают», «Дождь идет», «Зайчик», «Ножницы», «Прищепки».
«Король Боровик не в духе»
Задачи: развивать мышцы рук, ног; умение соотносить движения с содержанием текста.
Ход упражнения.
Шел король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе:
Его покусали мухи.
Движения выполняются согласно содержанию текста.
Приложение 5
Примерные произведения художественной литературы
Года
Народные потешки. «Ладушки», «Пальчик-мальчик», «Петушок-петушок», «Киска-киска», «Солнышко-ведрышко», «Баю-бай», «Сорока-сорока», «Курочка-рябушечка, куда идешь?», «Наша Маша маленькая», «Вот и люди спят», «Водичка, водичка», «Как у нашего кота», «Пошел котик на торжок», «Кисонька-Мурысенька», «Ладушки-ладки», «Привяжу я козлика», «Травка-муравка».
Сказки и рассказы. «Репка», «Курочка Ряба», Я. Тайц. «Праздник», «Теремок», «Колобок», «Козлятки и волк», «Котик, Петрык и мышка», «Три медведя», «Кот, петух и лиса», «Снегурушка и лиса», «Маша и медведь», «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса, заяц и петух», С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке». Л. Толстой. «Пошла Катя поутру по грибы», «У Розки были щенки». К. Чуковский. «Цыпленок», Я. Тайц. «Кубик на кубик», Н. Павлова. «Чьи башмачки?», В. Берестов. «Веселое лето».
Произведения современных писателей. А. Барто «Мишка», «Мячик», «Бычок».
Лет
Русские народные песенки и потешки. «Жили у бабуси», «Гуси вы, гуси!..», «Ерши-малыши», «Дождик, дождь», «Солнышко-ведрышко», «Тили-бом!», «Зайчишка-трусишка», «Расти, коса», «Травка-муравка», «Иди, весна», «Гуленьки», «Тень-тень, потетень».
Песенки и потешки народов мира. «Бабушкины любимцы» (чеш., обр. С. Маршака); «Кораблик», «Котята» (англ., обр. С. Маршака); «Барабек» (англ., обр. К.Чуковского); «Шалтай-Болтай» (англ., обр. С. Маршака); «Ласточка» (арм., обр. И. Токмаковой); «Ястреб» (груз., обр. В. Берестова); «Спляшем» (шотл., обр. И. Токмаковой).
Русские народные сказки. «Лиса и козел» (обр. О. Капицы); «Бычок – Смоляной бочок» (обр. М. Серовой); «Жихарка» (обр. И. Карнауховой); «Зимовье зверей» (обр. И. Соколова-Микитова), «Гуси-лебеди» (обр. М. Булатова); «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (обр. А. Толстого); «Лисичка-сестричка и волк» (обр. М. Булатова).
Сказки народов мира. «Как лиса училась летать» (лат., обр. Ч. Шкленника и С. Бажановой); «Колосок» (укр., обр. С. Могилевской); «Два жадных медвежонка» (венг., обр. А. Кун и В. Важдаева); «Хвастливый заяц» (узб., обр. Н. Ивашова); «Врун» (яп., пер. Н. Фельдман); «Ивовый листок» (яп., пер. Н. Фельдман); «Пирог» (норв., обр. М. Абрамовой); «Рукавичка» (укр., обр. С. Могилевской), «Три поросенка» (англ., пер. С. Михалкова).
Литературные сказки. Ш. Перро. «Красная Шапочка» (фр., пер. А. Введенского), Братья Гримм. «Заяц и еж», «Бременские музыканты» (пер. А. Введенского); М. Горький. «Воробьишко»; Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Ю. Дмитриев. «Что такое лес»; С. Козлов. «Как ослику приснился страшный сон», «Зимняя сказка», «В сладком морковном лесу», «Доверчивый ежик»; Э. Мошковская. «Вежливое слово»; Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Г. Остер. «Одни неприятности», «Эхо»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Федорино горе», «Тараканище», «Телефон».
Произведения русских поэтов . В. Жуковский. «Птичка»; Н. Некрасов. «Перед дождем» (в сокращении); И. Бунин. «Льет дождь» (из стихотворения «Листопад»), «На пруде» (в сокращении), «Все темней»; А. Фет. «Ласточки пропали…» (в сокращении); А. Майков. «Голубенький, чистый» (из стихотворения «Весна»), «Осень» (отрывок); А. Пушкин. «Зимнее утро» (отрывок), «Зимняя дорога» (отрывок), «Уж небо осенью дышало…» (из романа «Евгений Онегин»); А. Плещеев. «Уж тает снег…» (из стихотворения «Весна»), «Дождь шумел…» (из стихотворения «В бурю»); С. Дрожжин. «Ласточка»; И. Никитин. «Ясное утро…» (из стихотворения «Утро на берегу озера»); Ф. Тютчев. «В небе тают облака…» (в сокращении); А. Блок. «Спят луга…» (из стихотворения «Колыбельная песня»), «Зайчик», «Ветхая избушка»; С. Есенин. «Поет зима – аукает…»; С. Черный. «Кто?», «Когда никого нет дома»; З. Александрова. «Дождик»; А. Барто. «Уехали», «Я знаю, что надо придумать»; Е. Благинина. «Эхо», «Бабушкины руки» и др.
Приложение 6
Психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика)
Упражнения могут проводится как с небольшой подгруппой (3–4 человека), так и индивидуально.
Релаксационные упражнения
Упражнение 1. «Баба Яга».
Изобразите злую Бабу Ягу, доброго волшебника, печальную Аленушку, огорченного Ивана-царевича. Возьмите зеркало, оно поможет вам.
Упражнение 2. « Веселые лягушки».
Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерли. Поймали комарика и довольны собой. А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула вам на ладошку. Что будете делать? Покажите, как вы будете держать лягушку в ладошке и посадите на травку.
Упражнение 3. « Заводные игрушки».
Взрослый предлагает детям превратиться в заводные игрушки. Например: вокруг себя повернись, в куклу Машу (пляшущего медвежонка; зайку, играющего на барабане; веселого Петрушку) превратись.
Упражнение 4. « Овощи».
Взрослый предлагает детям превратиться в маленькие семена овощей.
В з р о с л ы й: Присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимите руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили растения, снова тянутся к солнышку. Повторить расслабление.
На грядке выросли замечательные овощи. Изобразите овощи-«толстячки» , превратитесь в овощи-«худышки».
Упражнение 5. « Настроение животных».
Изобразить ссорящихся, сердитых попугаев, веселых поросят, испуганных поросят.
Упражнение 6. « Необитаемый остров».
Представить, что оказались на необитаемом острове. Сначала удивились: О! Потом огорчились: О-о-о! Увидели корабль и радостно воскликнули: О-о-о! Дети мимикой выражают разное эмоциональное состояние.
«Тигр на охоте» [5]
Задачи: учить снимать мышечное и психическое напряжение.
Ход упражнения
Педагог говорит: «Чтобы стать смелым, надо быть осторожным и внимательным, выполнять команды, собирать свои силы и быть сильным и подвижным».
Педагог – тигрица-мама – будет учить тигрят быть сильными и смелыми, добиваться цели. Для этого они должны точь-в-точь повторить движения и повадки мамы, не выскакивать вперед, не отвлекаться, иначе получат шлепок.
Тигрица очень медленно выставляет вперед одну ногу с пятки на носок, выставляет вперед одну когтистую лапу, потом другую, наклоняет голову, выгибает спину и осторожно крадется к добыче. Сделав 5–6 движений, тигрица группируется, поджимает к груди лапы, голову, сдвигает плечи, сгибает колени, готовясь к решительному прыжку, и, наконец, резко прыгает, издавая громкий клич: «Ха!». Тигрята делают это все одновременно с мамой (повторить 2–3 раза).
«Пылесос и пылинки»
Задачи: учить снимать напряжение – психомышечная тренировка.
Ход упражнения
В о с п и т а т е л ь: «Пылинки весело танцуют в лучах солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились и, кружась все медленнее и медленнее, оседают на пол. Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи его расслабляются и сгибаются вперед-вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает. Пылесос собирает пылинки: кого он коснется, тот встает и уходит.
«Куклы»
Задачи: содействовать эмоциональному сближению.
Ход упражнения
Дети разбиваются на пары.
В о с п и т а т е л ь: «Сегодня мы с вами будем играть в куклы. Но куклы у нас будут живыми. Когда вы были маленькими, вы верили, что куклы живые. Представим себе, что мы опять стали маленькими, опять играем в куклы (ну, а мальчики – в медведей, зайцев и т. д.)». В куклу-девочку или куклу-мальчика превращается каждая пара.
Педагог предлагает помыть кукле руки, каждый пальчик в отдельности, покормить обедом, положить спать, разбудить, повести гулять, утешить, когда разобьет коленку и т. д.
«Отдохни»
Задачи: учить закрывать и открывать глаза по сигналу взрослого.
Ход упражнения
Дети занимают удобную позу на ковре или стульчиках.
Под тихую медленную музыку воспитатель говорит:
Глазки закрываем… (повторяет 2 раза )
Мы спокойно отдыхаем… (повторяет 2 раза )
Руки наши отдыхают… (повторяет 2 раза )
Ноги наши отдыхают… (повторяет 2 раза )
Пауза. Более громким голосом:
Нам пора уже вставать,
Вместе все идем играть. Можно использовать элементы
успокаивающего и расслабляющего массажа .
Приложение 7