Если у матери действительно не хватает молока, существует множество средств, чтобы увеличить его количество.
Недоношенный ребенок или ребенок с малым весом
Почти всех маловесных детей можно кормить молоком матери. У женщин, родивших преждевременно, грудное молоко отличается по составу от молока женщин, родивших в срок. Калорийность «недоношенного» молока выше, чем обычного зрелого молока. В нем повышено содержание белка, в то время как процентное содержание жиров понижено, что наилучшим образом соответствует усвоению пищи недоношенными детьми.
Новорожденные, достигшие 34 недель внутриутробного развития, уже умеют сосать и глотать. Самостоятельно питаться они могут после достижения ими веса 1800 г. Маловесные дети очень много спят, и у них не хватает сил сосать грудь достаточно часто и долго, поэтому они нуждаются в докармливании. Очень важно, чтобы маловесному слабому ребенку не давали сосать бутылку, а докармливали его из чашечки, ложки или пипетки. До тех пор пока такой малыш не начнет стимулировать грудь частым сосанием, матери необходимо сцеживаться до 8—10 раз в сутки и докармливать малыша сцеженным молоком после того, как он устанет сосать грудь. Матери недоношенных и маловесных детей нуждаются в более активной поддержке окружающих, чтобы продолжать грудное вскармливание, поэтому мы рекомендуем таким мамам как можно раньше начинать получать поддержку от специалистов и телефонные консультации от матерей группы поддержки, даже если они лежат в больнице.
Вопросы назначения лекарств или воды как лекарства, должны решаться только с компетентным врачом-педиатром, знакомым с методикой грудного вскармливания. Обычно врач детской поликлиники таким специалистом не является.
Малая прибавка веса или остановка в наборе веса
Главной причиной для малой прибавки или остановки веса ребенка первых месяцев жизни является неправильно организованное грудное вскармливание. Если при налаживании полноценного грудного вскармливания и при частом мочеиспускании динамика прибавки в весе не появилась, следует искать источник психоэмоционального дискомфорта ребенка и устранять его.
Лактазная недостаточность
Лактазная недостаточность, т. е. недостаточность фермента лактазы, расщепляющей лактозу грудного молока, является проблемой неправильно организованного грудного вскармливания, когда младенец недополучает позднее молоко. При избыточном питании ранним молоком, а следовательно, и повышенном поступлении лактозы, она не усваивается полностью и повышается ее содержание в стуле ребенка. В этом случае малыш нуждается не в лечении, а в налаживании полноценного грудного вскармливания.
Ребенок, больной желтухой
Желтуха новорожденных обычно появляется на 2—3-й день жизни ребенка и пропадает на 10—45-й день. Как правило, она возникает из-за незрелости печени новорожденного. Лечение желтухи новорожденного необходимо лишь в том случае, если она приняла серьезные формы.
Желтуха новорожденных не может быть причиной прекращения кормления грудью. Довольно часто ее возникновение частично объясняется тем, что ребенок получает мало грудного молока. Причиной такой нехватки может быть то, что новорожденного кормят недостаточно часто и долго или начали кормить грудью с опозданием. Более выраженная желтуха бывает у недоношенных и ослабленных детей, из-за их незрелости. Хорошей профилактикой длительной желтухи является молозиво, поэтому кормить ребенка необходимо начинать с первых часов жизни.
Если ребенку хватает грудного молока, признаки желтухи исчезают сравнительно быстро. Но если его поить водой с глюкозой, просто водой или чем-нибудь еще, это не только не даст положительного эффекта, но может помешать успешному грудному вскармливанию и усилить желтуху. Кроме этого, при допаивании новорожденного водой внешние признаки желтухи могут исчезнуть быстро, но введение чужеродной жидкости в его пищеварительную систему может «посадить» малышу печень, так как скорость выведения билирубина у каждого малыша индивидуальна и ускорять этот процесс опасно. При желтухе новорожденные могут быть слишком сонливы и не хотят часто и активно сосать. В этом случает ребенок может нуждаться в докармливании. Поэтому матери следует сцеживать молоко и докармливать им младенца из чашечки или из ложки каждые 2–3 часа в течение нескольких дней.
При задержке грудного вскармливания или при возобновлении кормления грудью после перерыва у ребенка может возникнуть «желтуха грудного молока». Такая желтуха, как правило, длится несколько недель и не представляет опасности для здоровья ребенка — он хорошо себя чувствует и хорошо прибавляет в весе. При подозрении на желтуху грудного молока необходимо сдать анализ крови на билирубин. Специальное лечение требуется только при высоких показателях билирубина (более 240), если содержание билирубина ниже, то он постепенно снизится в течение 3—10 недель, при сохранении исключительно грудного вскармливания.
Короткая уздечка языка
Короткая уздечка языка новорожденного не является препятствием для грудного вскармливания. Уздечка растягивается в процессе сосания груди. Если уздечка плохо растяжима, врач может ее подрезать — обычно через 2 часа после такого вмешательства ребенок уже легко может сосать.
Ребенок отказывается от груди
Эта проблема чаще всего связана с неправильно организованным уходом за ребенком. Даже если у ребенка есть недомогание, врач не всегда может понять, что связано с заболеванием, а что является следствием плохого ухода. При любом отказе ребенка от груди сначала необходима консультация специалиста по уходу за ребенком или консультанта по лактации. Только в том случае, когда все его рекомендации выполнены, а проблема осталась, необходим вызов врача. Как показывает практика, 95 % проблем, возникающих у детей первых месяцев жизни, связаны с качеством ухода и только оставшиеся 5 % требуют врачебного вмешательства.
Питание кормящей матери
В период грудного вскармливания женщина не нуждается в специальных диетах и каких-либо ограничениях. Ни одно млекопитающее после родов не меняет пищевую базу и не переходит на строгую диету. Женщины в этом отношении ничем не отличаются. Чтобы сохранять полноценный состав грудного молока и обеспечивать пищевые потребности ребенка, матери достаточно 3 раза в день съедать кусок хлеба, запивая его водой. Однако такая диета плохо скажется на здоровье самой матери. Чтобы поддержать организм женщины в нормальном состоянии, она нуждается в полноценном питании, которое может быть улучшено за счет введения БАД (Биологически активных добавок), произведенных на основе биологических продуктов. Такое питание, улучшенное за счет БАД, сохранит у матери в первую очередь здоровыми зубы, которые при неполноценном питании страдают в первую очередь.
Иногда кормящие матери начинают придерживаться различных диет, боясь появления у ребенка диатеза. Такие меры безопасности актуальны лишь в том случае, если мать является аллергиком. При выраженной аллергии у матери ребенок может страдать диатезом.
Однако в этом случае женщина еще до появления ребенка на свет следила за своей диетой. Такая коррекция питания ей жизненно необходима и не связана с грудным вскармливанием. Существует повышенный риск аллергии также у тех детей, где аллергиком является отец. Но в этом случае, прежде чем исключать из своего питания какие-либо продукты, сначала необходимо выяснить, есть ли у ребенка аллергические реакции. Кроме этого, следует учитывать, что у современных грудных детей диатез появляется не как реакция на какой-либо продукт, а как реакция на пищевые добавки, которые используются в пищевой промышленности при выращивании и приготовлении пищи.
Грудное вскармливание в случае болезни матери или ребенка
Выше уже упоминался тот факт, что при инфекции матери в ее организме образуются антитела к возбудителям того заболевания, которым она больна. Ребенок начинает получать эти антитела с первой минуты заражения матери, а не в тот момент, когда начинают проявляться какие-либо клинические признаки заболевания. Вследствие этого ребенок либо не заболевает вовсе, либо бывает уже заражен к тому моменту, когда заболевание проявилось. Поэтому в случае болезни матери грудное вскармливание рекомендуется сохранять. Исключение грудного вскармливания в этом случае приводит к лишению ребенка единственного уникального, предназначенного лично ему лекарства, которое он может получить только с молоком матери. Такое лишение может ухудшить состояние как здорового, так и больного ребенка. Ребенок, оказавшийся без иммунной защиты, которую он получает благодаря материнскому молоку, заболевает чаще, а выздоравливает медленнее, чем ребенок, которого не отнимали от груди.
Вместе с тем существуют заболевания, которые традиционно принято считать противопоказаниями к продолжению грудного кормления. В Бюллетене ВОЗ от 1989 г. приведен список заболеваний, не являющихся противопоказанием к продолжению грудного вскармливания. По каждому рассматриваемому заболеванию приводятся ссылки на литературу и обстоятельные научные отчеты. Кроме этого, в списке имеются физиологические особенности матери, внешние воздействия на мать, физиологические особенности и заболевания ребенка, которые не препятствуют продолжению кормления грудью. Приведем этот список.
Физиологические особенности матери:
• недостаточность лактации (1–2 % случаев в популяции, можно кормить смешанно);
• втянутые соски;
• другая беременность;
• недостаточное питание матери.
Заболевания матери:
• мастит (возможно даже при лечении антибиотиками);
• абсцесс молочной железы (продолжать кормить из здоровой);
• инфекции мочевыводящих путей (возможно даже при лечении антибиотиками);
• туберкулез (возможно при лечении матери и назначении лекарственной профилактики ребенку);
• все вирусные инфекции, включая гепатит В, простой герпес и даже ВИЧ (с оговорками);
• рак груди.
Внешние воздействия:
• назначение лекарственных средств (ограниченный перечень);
• загрязнение окружающей среды.
Физиологические особенности и заболевания ребенка:
• недоношенность;
• малый вес при рождении;
• ребенок из двойни;
• желтуха грудного молока;
• инфекционное заболевание;
• кровотечение новорожденного;
• диарея (понос).
Этапы грудного вскармливания
Новорожденный ребенок переходит от одного способа питания к другому. Находясь в чреве матери он получал все питательные вещества через пуповину, а после рождения он получает относительную автономию и начинает питаться из материнской груди, которая, по сути, является продолжением пуповины. Когда же он станет способным питаться той же пищей, что и взрослые? Приведем основные этапы грудного вскармливания и примерные сроки их появления.
Этап исключительно грудного вскармливания — начинается с момента первого прикладывания и продолжается до появления у ребенка интереса к воде и пище взрослых, что происходит примерно к 5–7 месяцам. За это время созревают ферменты желудочно-кишечного тракта и происходит подготовка пищеварительной системы к возможности знакомства с новой пищей.
Этап знакомства с новой пищей — начинается с появлением стремления ребенка попробовать пищу, которую употребляют взрослые. Этот этап имеет педагогическое значение, поскольку новая пища пока еще не служит для удовлетворения энергетических потребностей ребенка. В это время пищеварительная система еще не готова к усвоению другой пищи, кроме грудного молока. Знакомство с пищей взрослых может продолжаться до 8—15 месяцев.
Этап переходного питания — начинается от начала немолочного питания до формирования способности питаться рационом, используемым для общего стола. Примерно в 8—15 месяцев у ребенка появляется потребность не только попробовать какой-либо продукт, но и насытиться им. С этого времени он начинает использовать новую пищу в качестве источника энергии, солей, витаминов. В дальнейшем к 1 году и 3 мес. — 2,5 года ребенок постепенно замещает грудные вскармливания другой пищей и сохраняет 2–3 прикладывания к груди, в основном в ночное время.
Этап отлучения от груди — начинается в период между 1,5 и 2 годами, когда ребенок практически полностью переходит на общий рацион, но сохраняет до 2 прикладываний к груди. Как правило, он совпадает с инволюцией молочной железы и заканчивается полным отказом ребенка от грудного вскармливания.
Если введение прикормов и отлучение от груди вписывается в схему, предусмотренную природой, то прекращение грудного вскармливания и для матери и для ребенка происходит безболезненно.
Развитие ребенка первого года жизни
О возрастном развитии ребенка написано много книг и сделано много наблюдений. В данной книге мы не используем ни один из материалов, написанных ранее. Это связано с тем, что за редким исключением все они основаны на лабораторных наблюдениях за детьми и поэтому многие моменты поведения и развития ребенка остались незамеченными. Настоящий материал написан на основе ежедневных наблюдений за 153 здоровыми малышами в домашних условиях. Записи вели сами матери, прошедшие специальную подготовку и постоянно консультируемые автором. Кроме того, здесь нашли отражение наблюдения и дневниковые записи за развитием собственных шести детей автора.
Для удобства описания различных психофизиологических явлений развитие ребенка первого года жизни условно делят на периоды. Мы выделим три периода развития:
• первый день жизни, где особо выделяется первый час жизни. Этот период важен для положительного импринтинга, а также для формирования привязанности к матери и положительного впечатления об окружающем мире (его мы описали ранее);
• адаптационный период, длится первые 6 недель жизни, а точнее, со 2-го по 42-й день, и характеризуется приспособлением малыша к новым условиям существования. Он в свою очередь делится на период новорожденности (со 2-го по 14-й день) и собственно адаптационный период (с 14-го по 42-й день);
• грудничковый период, длится до исполнения малышу 1 года, в течение которого основным источником пищи, положительных эмоций и стимулов для развития является грудное вскармливание. Рассматривая особенности развития грудного ребенка, следует учитывать, что приводимые ниже темпы его развития возможны при условии мягкой адаптации новорожденного к новой среде существования, правильно организованном грудном вскармливании и уходе, учитывающем все психофизиологические потребности ребенка. Описанные ниже темпы и уровень психоэмоционального развития могут быть достигнуты ребенком только при условии, что мать обладает сформированным материнским поведением, кормит грудью и стремится к пониманию и удовлетворению всех его потребностей. Описывая развитие ребенка первого года жизни, мы рассмотрим моторное развитие, психоэмоциональное развитие и уход за ним, включающий грудное вскармливание.
Общие принципы развития
Начиная описывать помесячное развитие малыша от 1 месяца до 1 года, необходимо рассмотреть некоторые общие принципы развития, характерные для данного периода.
1. Последовательность развития. Чрезвычайно важно, чтобы ребенок проходил этапы развития в определенной последовательности. Например, малыш не может овладеть ползаньем раньше, чем научится переворачиваться со спины на живот. Последовательность овладения теми или иными навыками гораздо важнее, чем сроки, в которые он это сделал. Скорость освоения двигательными навыками у разных детей значительно отличается. Например, переворот со спины на живот один ребенок может освоить в 2,5 месяца, а другой — в 4 месяца. Причем это не будет являться отставанием или опережением в развитии, поскольку эта разница может быть обусловлена темпераментом, телосложением ребенка, его отношением к окружающему миру, а также взаимоотношениями с мамой. Вмешаться в процесс развития и нарушить его могут различные причины, например болезнь ребенка, травма, а также различные методики раннего развития, направленные на опережение естественных процессов.
2. Развитие различных форм поведения. У ребенка первого года жизни одновременно с двигательными навыками и психоэмоциональной сферой формируются следующие формы поведения: пищевое поведение, социальное поведение, поведение, связанное с отправлением естественных нужд, знакомство со своим телом и окружающим миром и т. д. Эти формы поведения имеют свои этапы и последовательность появления, что отражается в помесячном развитии ребенка. Изменение сроков их появления или отсутствие какой-либо формы поведения свидетельствуют о нарушении процесса развития.
3. Соотношение психоэмоционального и моторного развития. Успешное развитие моторных навыков далеко не всегда свидетельствует об успешном психоэмоциональном развитии. Поэтому, наблюдая за развитием ребенка этого возраста, очень важно сначала оценить его психическое развитие, а потом уже моторные навыки и ловкость.
Задачи развития ребенка первого года жизни
Ухаживая за ребенком первого года жизни, необходимо понимать, какие именно задачи развития он решает в этот период своей жизни. К задачам развития грудничка следует отнести знакомство со своим телом, моторное развитие, знакомство с окружающим миром, первичную социальную адаптацию, формирование пищевого поведения и установление контроля за мочеиспусканием и дефекацией.
Знакомство со своим телом
Новорожденный, как мы говорили выше, не знает, что у него есть тело. Первоначально младенец осознает у себя только наличие рта. В процессе развития он находит свои руки и начинает их рассматривать, затем он обнаруживает свой живот, затем половые органы и ноги. Следующим этапом является исследование головы и лица. Постепенно обнаруживая разные части своего тела, ребенок учится управлять ими. Помогая ребенку решить эту задачу, очень важно позволить ему знакомиться не с носочками и комбинезончиком, а со своими ножками и ручками. Важно, чтобы в его сознании запечатлелись части его тела, а не предметы одежды. Меньше всего ему мешают знакомиться с собственным телом распашонки, рубашечки, майки и футболки, которые закрывают верхнюю часть тела. Это связано с тем, что знакомство с грудью и спиной начинает происходить у малыша после года.
Моторное развитие
Освоение моторных навыков грудного ребенка происходит параллельно с процессом изучения и осознания им собственного тела. К годовалому возрасту ребенок должен освоить навыки самостоятельной ходьбы. Этапами этого пути являются освоение переворотов на живот и на спину, затем овладение умением ползать, самостоятельно садиться и стоять без опоры. Все эти навыки необходимы малышу как подготовка к самостоятельному удержанию равновесия при ходьбе. Чтобы малыш более успешно учился навыку удержания равновесия, необходимо, чтобы его ножки были голенькими. Если стопа ребенка закрыта носками или ботинками, значительно снижается его ловкость и уверенность в движениях. Через носок и тем более ботинок стопа ребенка не чувствует поверхность, на которую он становится. Это мешает малышу балансировать и удерживать равновесие, нарушает координацию его движений.