Раз­бой­ни­ки, мы­тари и блуд­ни­цы

В «За­пис­ных книж­ках» И. Иль­фа и Е. Пет­ро­ва есть за­меча­тель­ный по сво­ей не­лепос­ти ло­зунг, под­смот­ренный ими на спа­сатель­ной стан­ции од­но­го из одес­ских пля­жей: «Спа­сение уто­па­ющих — де­ло рук са­мих уто­па­ющих». Аб­сур­дность по­доб­но­го ме­тода оче­вид­на. Ведь уто­па­ющий — это тот, кто по­гиба­ет, и по­мочь се­бе уже ни­как не мо­жет. А ес­ли у ку­па­юще­гося че­лове­ка на во­де воз­никли ка­кие-то проб­ле­мы, но он в сос­то­янии спра­вить­ся с ни­ми без пос­то­рон­ней по­мощи, то вряд ли мож­но с дос­та­точ­ным ос­но­вани­ем наз­вать его — уто­па­ющим.

Рас­смот­рев хрис­ти­ан­ское уче­ние о спа­сении че­лове­ка, мы об­на­ружим тот же прин­цип: спас­ти мож­но толь­ко по­гиба­юще­го. На про­тяже­нии все­го Еван­гель­ско­го по­вес­тво­вания Хрис­тос пос­то­ян­но об­ща­ет­ся с людь­ми, ко­торых вряд ли мож­но наз­вать — хо­роши­ми. Мы­тари, блуд­ни­цы, за­кон­ченные греш­ни­ки при­ходи­ли к Не­му в на­деж­де на про­щение сво­их гре­хов. И ник­то из них не был Им осуж­ден или от­вер­гнут. Бо­лее то­го: пер­вым че­лове­ком, во­шед­шим в Царс­твие Не­бес­ное, стал… уго­лов­ный прес­тупник, раз­бой­ник, рас­пя­тый ря­дом с Хрис­том на Гол­го­фе. Вот как го­ворит об этом Еван­ге­лие: «Ве­ли с Ним на смерть и двух зло­де­ев. И ког­да приш­ли на мес­то, на­зыва­емое Лоб­ное, там рас­пя­ли Его и зло­де­ев, од­но­го по пра­вую, а дру­гого по ле­вую сто­рону. …Один из по­вешен­ных зло­де­ев злос­ло­вил Его и го­ворил: ес­ли Ты Хрис­тос, спа­си Се­бя и нас. Дру­гой же, нап­ро­тив, уни­мал его и го­ворил: или ты не бо­ишь­ся Бо­га, ког­да и сам осуж­ден на то же? И мы осуж­де­ны спра­вед­ли­во, по­тому что дос­той­ное по де­лам на­шим при­няли, а Он ни­чего ху­дого не сде­лал. И ска­зал И­ису­су: по­мяни ме­ня, Гос­по­ди, ког­да при­идешь в Царс­твие Твое! И ска­зал ему И­исус: ис­тинно го­ворю те­бе, ны­не же бу­дешь со Мною в раю» (Лк 23:32–43)

Но ко­го же тог­да осуж­да­ет Хрис­тос? Как ни стран­но — тех, ко­го их соп­ле­мен­ни­ки счи­тали бе­зус­ловно хо­роши­ми людь­ми, и да­же — пра­вед­ни­ками: фа­рисе­ев, книж­ни­ков и ста­рей­шин И­удей­ских. «…Ис­тинно го­ворю вам, что мы­тари и блуд­ни­цы впе­ред вас идут в Царс­тво Бо­жие» (Мф 21:31).Ну, кто та­кие блуд­ни­цы, се­год­няшне­му чи­тате­лю объ­яс­нять не на­до. А вот мы­таря­ми в Еван­ге­лии наз­ва­ны сбор­щи­ки на­логов в рим­скую каз­ну, наб­ранные из мес­тно­го на­селе­ния. Поль­зу­ясь сво­им при­виле­гиро­ван­ным по­ложе­ни­ем, они бес­со­вес­тно оби­рали сво­их зем­ля­ков и еди­новер­цев, взи­мая с них мно­го боль­ше по­ложен­но­го.

В об­щем мы­тари пред­став­ля­ли со­бой неч­то сред­нее меж­ду про­воро­вав­ши­мися на­лого­выми ин­спек­то­рами и по­лица­ями вре­мен Ве­ликой Оте­чес­твен­ной. И та­кой вот на­род был оце­нен Хрис­том вы­ше, не­жели зна­токи и рев­ни­тели и­удей­ско­го За­кона!

А при­чина этой оцен­ки очень прос­та. Все греш­ни­ки, при­ходив­шие к Хрис­ту, бы­ли со­вер­шенно уве­рены, что не име­ют ни­каких зас­луг пе­ред Бо­гом. Это бы­ли из­гои, от­вержен­ные сво­им на­родом, ко­торые зна­ли, что ни­чего, кро­ме осуж­де­ния, ни у лю­дей, ни у Бо­га не зас­лу­жили. Они на­де­ялись лишь на по­мило­вание, и они его по­лучи­ли, ког­да приш­ли к Хрис­ту с по­ка­яни­ем. Это, ко­неч­но, не зна­чит, буд­то Хрис­тос спа­са­ет толь­ко прес­тупни­ков и не­годя­ев. Прос­то опус­тивший­ся до дна луч­ше по­нима­ет, что — то­нет. А еще от дна иног­да бы­ва­ет удоб­нее от­тол­кнуть­ся.

В од­ной из книг Биб­лии Бог наз­ван уди­витель­ны­ми сло­вами — «Спа­ситель без­на­деж­ных». В этой фра­зе очень точ­но вы­раже­на са­ма сущ­ность хрис­ти­анс­тва. Ко­го спа­са­ет Хрис­тос? Тех, кто, ока­зав­шись в без­вы­ход­ной си­ту­ации, про­сит Его о по­мощи, ни на что бо­лее не на­де­ясь. Эти по­гиба­ющие лю­ди и на­зыва­ют се­бя — хрис­ти­ана­ми. А де­лить гиб­ну­щих на «пло­хих» и «хо­роших» не при­нято да­же у спа­сате­лей с одес­ско­го пля­жа. И ес­ли хо­роший че­ловек, не бу­дучи хрис­ти­ани­ном, на­де­ет­ся спас­тись, это­му мо­жет быть лишь два объ­яс­не­ния. Ли­бо та­кой че­ловек не по­нима­ет — кто та­кие хрис­ти­ане, ли­бо — не счи­та­ет свое по­ложе­ние окон­ча­тель­но без­на­деж­ным. Он мо­жет упо­вать на собс­твен­ные си­лы или на по­мощь ко­го-то еще, кро­ме Хрис­та. И это — его за­кон­ное пра­во. Бог не от­ни­ма­ет у че­лове­ка сво­боды вы­бора жиз­ненно­го пу­ти. Но всем хо­рошим (да и пло­хим то­же) лю­дям нуж­но яс­но по­нимать мас­штаб бе­ды, от ко­торой Хрис­тос спа­са­ет тех, кто сог­ла­сил­ся наз­вать Его сво­им Гос­по­дом. По­тому что Хрис­тос спа­са­ет лю­дей от смер­ти.

Наши рекомендации