Цели и задачи преподавания.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО БИОЭТИКЕ

для студентов всех факультетов

Воронеж – 2006

Методические материалы по биоэтике представляют собой комплекс научно-методических материалов для подготовки к семинарским занятиям студентов всех факультетов. Указания позволяют ознакомиться с планом семинарских занятий; с проблемами, выносимыми на обсуждение; необходимой литературой; вспомогательными и контрольными вопросами; тематикой докладов и сообщений, литературой для их подготовки.

Цели и задачи преподавания.

1.1. Цели преподавания.

Цель курса биоэтики – ознакомить будущего специалиста-медика с этико-гуманистическими основаниями медицины, медицинской этики и биомедицинской этики; раскрыть содержание международно признанного этического стандарта медицинской практики; научить будущих специалистов-медиков компетентно пользоваться им в сложных проблемных ситуациях профессиональной деятельности.

1.2. Задачи биоэтики:

  • сформировать у студентов знание основных норм, принципов и подходов профессиональной медицинской этики, биоэтики и медицинской деонтологии;
  • ознакомить студентов с новейшими отечественными и зарубежными разработками в области биомедицинской этики, нормами и принципами международного и российского права медицинской деятельности, способствовать развитию нравственно-правовой культуры будущего специалиста-медика;
  • раскрыть новое содержание традиционных этических норм и принципов медицинской этики в современных моделях взаимоотношений между врачом и пациентом;
  • студент должен знать основные этические документы и моральные нормы, определяющие внутрипрофессиональные отношения;
  • студент должен понимать содержание и истоки основных морально-этических проблем, связанных с биомедицинскими исследованиями, новыми биомедицинскими технологиями и подходами (репродукция человека, клонирование и т.п.);
  • студент должен уметь выступить перед аудиторией и вести дискуссию о морально-этических проблемах, о нормах и принципах биоэтики.

1.3. ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ, которые должен получить студент, пройдя пропедевтический КУРС БИОЭТИКИ.

1.3.1. Студент должен знать:

1. Историю биомедицинской этики.

2. Теоретические основы биомедицинской этики.

3. Основные принципы и правила биомедицинской этики.

4. Основные этические документы и правила профессиональных медицинских ассоциаций.

5. Конвенцию о правах человека и биомедицине (Совет Европы 1997).

6. Клятву врача (Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, ст. 60).

7. Права и моральные обязанности врача, провизора.

8. Права пациентов.

9. Моральные нормы внутрипрофессиональных взаимоотношений.

10. Этические принципы проведения клинических испытаний и экспериментов на человеке и животных.

11. Моральные проблемы вмешательства в репродукцию человека и медицинской генетики.

12. Существо моральных проблем трансплантации органов и тканей.

13. Суть морально-этических проблем, связанных с инфекционными заболеваниями и СПИДом.

14. Особенности морально-этических проблем в психиатрии и психотерапии.

15. Моральные проблемы распределения дефицитных ресурсов здравоохранения.

16. Моральные основы предпринимательской деятельности в медицине.

1.3.2. Студент должен уметь:

1. При решении моральных конфликтов руководствоваться интересами пациентов.

2. Защищать права пациентов на информацию, на свободу выбора и свободу действий.

3. Защищать неприкосновенность частной жизни как основу человеческого достоинства пациентов.

4. Грамотно квалифицировать и анализировать разнообразные сложные этические ситуации в профессиональной деятельности и собственной жизни.

5. Сохранять конфиденциальность (врачебную тайну).

6. Проявлять гуманность по отношению к лабораторным животным.

7. Проявлять такт и деликатность при общении с больными и родственниками больных людей.

8. Оценивать степень риска для испытуемых при проведении эксперимента или исследований и предупреждать недопустимый риск.

9. Отстаивать моральное достоинство и чистоту медицинской профессии.

10. Использовать знания по биомедицинской этике для профессионального роста и самовоспитания.

11. Овладеть методикой исследовательской работы (работать со справочной литературой, составлять библиографию по теме исследования, реферировать и обобщать научную литературу, формулировать проблему, цели, задачи исследования, делать выводы из проделанной работы).

12. Уметь выступить перед аудиторией, вести дискуссию по любым морально-этическим проблемам медицины.

1.4. Методические указания призваны помочь студентам в более успешном усвоении учебных тем, рассматриваемых на семинарских занятиях по основам биоэтики. В них даются рекомендации, на какие наиболее важные вопросы следует обратить внимание, какого рода связи и отношения следует выявлять и анализировать в первую очередь, какие подходы и точки зрения известны по изучаемым проблемам, в каких источниках можно получить материал к семинарским занятиям. По каждой теме указываются контрольные вопросы, темы докладов и рефератов, перечисляются основные понятия, которые должны усвоить студенты.

Содержание курса.

2.1. Тематический план лекций и семинарских занятий по биомедицинской этике.

№ № Название темы Лекции семинары
1. Медицина и этика. От медицинской этики к биомедицинской этике. Теоретические основы биомедицинской этики.
2. Основные принципы и правила биомедицинской этики. Основные модели взаимоотношений между врачом и пациентом.
3. Смерть и умирание. Эвтаназия. Моральные проблемы трансплантологии.
4. Моральные проблемы аборта, контрацепции, стерилизации. Этические проблемы новых репродуктивных технологий.
5. Морально-этические проблемы проведения клинических испытаний и экспериментов на человеке и животных.
6. Моральные проблемы медицинской генетики и генной инженерии. Клонирование человека.
7. Этика в психиатрии и психотерапии.
8. Эпидемиология и этика. СПИД: морально-этические проблемы.
9. Моральные проблемы распределения дефицитных ресурсов здравоохранения.
  Итого:

Итого: 36 часов

2.3. Содержание курса лекций и семинарских занятий по биоэтике.

Наши рекомендации