Цели и задачи преподавания.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО БИОЭТИКЕ
для студентов всех факультетов
Воронеж – 2006
Методические материалы по биоэтике представляют собой комплекс научно-методических материалов для подготовки к семинарским занятиям студентов всех факультетов. Указания позволяют ознакомиться с планом семинарских занятий; с проблемами, выносимыми на обсуждение; необходимой литературой; вспомогательными и контрольными вопросами; тематикой докладов и сообщений, литературой для их подготовки.
Цели и задачи преподавания.
1.1. Цели преподавания.
Цель курса биоэтики – ознакомить будущего специалиста-медика с этико-гуманистическими основаниями медицины, медицинской этики и биомедицинской этики; раскрыть содержание международно признанного этического стандарта медицинской практики; научить будущих специалистов-медиков компетентно пользоваться им в сложных проблемных ситуациях профессиональной деятельности.
1.2. Задачи биоэтики:
- сформировать у студентов знание основных норм, принципов и подходов профессиональной медицинской этики, биоэтики и медицинской деонтологии;
- ознакомить студентов с новейшими отечественными и зарубежными разработками в области биомедицинской этики, нормами и принципами международного и российского права медицинской деятельности, способствовать развитию нравственно-правовой культуры будущего специалиста-медика;
- раскрыть новое содержание традиционных этических норм и принципов медицинской этики в современных моделях взаимоотношений между врачом и пациентом;
- студент должен знать основные этические документы и моральные нормы, определяющие внутрипрофессиональные отношения;
- студент должен понимать содержание и истоки основных морально-этических проблем, связанных с биомедицинскими исследованиями, новыми биомедицинскими технологиями и подходами (репродукция человека, клонирование и т.п.);
- студент должен уметь выступить перед аудиторией и вести дискуссию о морально-этических проблемах, о нормах и принципах биоэтики.
1.3. ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ, которые должен получить студент, пройдя пропедевтический КУРС БИОЭТИКИ.
1.3.1. Студент должен знать:
1. Историю биомедицинской этики.
2. Теоретические основы биомедицинской этики.
3. Основные принципы и правила биомедицинской этики.
4. Основные этические документы и правила профессиональных медицинских ассоциаций.
5. Конвенцию о правах человека и биомедицине (Совет Европы 1997).
6. Клятву врача (Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, ст. 60).
7. Права и моральные обязанности врача, провизора.
8. Права пациентов.
9. Моральные нормы внутрипрофессиональных взаимоотношений.
10. Этические принципы проведения клинических испытаний и экспериментов на человеке и животных.
11. Моральные проблемы вмешательства в репродукцию человека и медицинской генетики.
12. Существо моральных проблем трансплантации органов и тканей.
13. Суть морально-этических проблем, связанных с инфекционными заболеваниями и СПИДом.
14. Особенности морально-этических проблем в психиатрии и психотерапии.
15. Моральные проблемы распределения дефицитных ресурсов здравоохранения.
16. Моральные основы предпринимательской деятельности в медицине.
1.3.2. Студент должен уметь:
1. При решении моральных конфликтов руководствоваться интересами пациентов.
2. Защищать права пациентов на информацию, на свободу выбора и свободу действий.
3. Защищать неприкосновенность частной жизни как основу человеческого достоинства пациентов.
4. Грамотно квалифицировать и анализировать разнообразные сложные этические ситуации в профессиональной деятельности и собственной жизни.
5. Сохранять конфиденциальность (врачебную тайну).
6. Проявлять гуманность по отношению к лабораторным животным.
7. Проявлять такт и деликатность при общении с больными и родственниками больных людей.
8. Оценивать степень риска для испытуемых при проведении эксперимента или исследований и предупреждать недопустимый риск.
9. Отстаивать моральное достоинство и чистоту медицинской профессии.
10. Использовать знания по биомедицинской этике для профессионального роста и самовоспитания.
11. Овладеть методикой исследовательской работы (работать со справочной литературой, составлять библиографию по теме исследования, реферировать и обобщать научную литературу, формулировать проблему, цели, задачи исследования, делать выводы из проделанной работы).
12. Уметь выступить перед аудиторией, вести дискуссию по любым морально-этическим проблемам медицины.
1.4. Методические указания призваны помочь студентам в более успешном усвоении учебных тем, рассматриваемых на семинарских занятиях по основам биоэтики. В них даются рекомендации, на какие наиболее важные вопросы следует обратить внимание, какого рода связи и отношения следует выявлять и анализировать в первую очередь, какие подходы и точки зрения известны по изучаемым проблемам, в каких источниках можно получить материал к семинарским занятиям. По каждой теме указываются контрольные вопросы, темы докладов и рефератов, перечисляются основные понятия, которые должны усвоить студенты.
Содержание курса.
2.1. Тематический план лекций и семинарских занятий по биомедицинской этике.
№ № | Название темы | Лекции | семинары |
1. | Медицина и этика. От медицинской этики к биомедицинской этике. Теоретические основы биомедицинской этики. | ||
2. | Основные принципы и правила биомедицинской этики. Основные модели взаимоотношений между врачом и пациентом. | ||
3. | Смерть и умирание. Эвтаназия. Моральные проблемы трансплантологии. | ||
4. | Моральные проблемы аборта, контрацепции, стерилизации. Этические проблемы новых репродуктивных технологий. | ||
5. | Морально-этические проблемы проведения клинических испытаний и экспериментов на человеке и животных. | ||
6. | Моральные проблемы медицинской генетики и генной инженерии. Клонирование человека. | ||
7. | Этика в психиатрии и психотерапии. | ||
8. | Эпидемиология и этика. СПИД: морально-этические проблемы. | ||
9. | Моральные проблемы распределения дефицитных ресурсов здравоохранения. | ||
Итого: |
Итого: 36 часов
2.3. Содержание курса лекций и семинарских занятий по биоэтике.