Не нужно понимать, как работает машина, чтобы водить ее, и не нужно изучать теорию магии, чтобы составить заклинание, но тем не менее магическая теория – это наука.
Магическая теория позволяет ученикам, серьезно изучающим ремесло, найти разумную сложную модель вселенной, которая рассматривает использование способностей, обычно отрицаемых обществом в целом.
Сначала проведение ритуалов или чтение заклинаний может выглядеть глупо, но понимание их логики придает им надежность. Без этого какая-то часть разума постоянно охвачена сомнением. Многие старые суеверия основываются на метафизике, но если вы не понимаете их основы, они суевериями и остаются. Несмотря ни на что, ведовство к суевериям отношения не имеет. У практиков ремесла есть совершенно определенные причины делать что-то так или иначе. Образованная ведьма понимает, как работает настоящая магия в современном мире, и может обсуждать это разумно, даже с тем, кто в нее не верит.
Еще на заре цивилизации философы ставили сложные вопросы и стремились к их пониманию. По мере развития культур эти вопросы решались наукой, философией, психологией, искусством и религией. До недавнего времени границы между идеей, наукой и мистикой были не столь уж четкими.
Греческий ученый Пифагор был хорошо образован во многих областях, в том числе и в оккультизме, геометрии, медицине и поэзии. Нам Пифагор больше всего известен своим вкладом в геометрию и математику, но его знания и учения охватывают гораздо больший спектр знаний. Даже некоторые из заметных ученых, например Ньютон, известный составлением законов гравитации, были эзотериками, изучающими мистическое наряду с физическим. Многие науки выросли из того, что теперь считается оккультизмом. К примеру, алхимия породила химию, а астрология – астрономию. Но поскольку мы живем в культуре, которая склонна оценивать рациональное, логическое и научное выше, чем мистическое, мы отрицаем сегменты работ многих ученых, оставляя только то, что важно нам в настоящий момент. Но если они были настолько умны, что внесли такой большой вклад в современную культуру, почему мы полагаем, что материал, который мы не понимаем или с которым не соглашаемся, лишен смысла? Не может ли найтись разумное начало и в их эзотерических исследованиях?
Эти ученые стремились понять природу вселенной и то, как человечество взаимодействует с ней. В древних культурах заклинательная магия и духовные практики не только были хорошо документированы, но принимались как факт. Ученые, которые практиковали подобные искусства, желали интеллектуально понимать доказательства, находящиеся прямо перед ними, чтобы лично знать, как воля и намерение взаимодействуют с определенными силами через символ, заклинание, речитатив или ингредиенты, порождая изменения. На основе их исканий, происходивших во многих местах по всему миру, на протяжении многих эпох, складывались теории и законы. Это не законы с точки зрения морали общества, они скорее подобны законам физических наук. В качестве примера: земное притяжение существовало и до того, как впервые появилось понятие «Закон земного притяжения». Таковы и магические законы. Они работают вне зависимости от того, обращаем мы на них внимание или нет. Поскольку современное магическое сообщество не столь сплочено, как сообщество научное, нет единомыслия касательно того, что именно эти «законы» собой являют. Однако тот, кто решает изучать магическую теорию, находит разные тексты с теми же базовыми идеями. Благодаря тому, что христианская церковь рассматривала многие из этих текстов как еретические, они часто писались туманным символическим языком и с трудом поддавались расшифровке. В зависимости от того, какую традицию и культуру магии вы изучаете, можно предпочитать одну или другую форму расшифровки. Современные исследователи магии придумали множество собственных терминов, корнями уходящих в прошлое, чтобы лучше объяснить магический процесс.
Магия – это не обветшалая наука, а сильное растущее дерево, сплетающееся ветвями с древним и современным мирами.
Герметические принципы
Я читал много разных вариантов герметической философии, но версия, к которой я чаще всего обращаюсь, – первая, с которой мне довелось познакомиться, книга под названием «Кибалион». Авторство «Кибалиона» принадлежит неизвестным «трем посвященным» и относится к 1912 году, но изложенные в нем материалы приписываются Гермесу Трисмегисту, или Гермесу Трижды великому. Не достигнуто согласия по поводу того, кем был Гермес, однако большинство признают, что он – великий мастер и учитель духовной мудрости, восходящей к Древней Греции или Египту. Некоторые считают, что он был богом, снизошедшим к человечеству, чтобы учить древнему искусство алхимии, магии и философии.
Его имя – Гермес Трисмегист – отсылает нас к греческому богу Гермесу, известному у римлян как Меркурий. Гермес был вестником богов, свободным связным между мирами, во многом подобным шаману, который путешествует в верхние и нижние сферы. Он славится своим быстрым и изобретательным умом, и считается, что именно он передал человечеству искусство письма, музыкальные инструменты и коммерцию.
С Гермесом ассоциируется египетский бог Тот. Тота называют божественным писцом, он один из самых древних и могущественных египетских божеств. Облик Гермеса был юным, а Тот больше походил на архетипичного мага и иногда изображался с головой ибиса или обезьяны. Некоторым образом он выступал по отношению к богам-фараонам Египта – Ра, Оcирису и Гору – как Мерлин по отношению к королю Артуру: советник и наставник правителя. Возможно, греки говорили о двух разных богах, называя Гермесом греческого бога-посланника, а Гермесом Трисмегистом – заимствованного египетского бога-мудреца, в надежде избежать путаницы.
Никто не знает, был ли Гермес Трисмегист в действительности человеком, или это миф, развившийся вокруг этих учений. Легенды утверждают, что его мудрость изначально записывалась на изумрудных таблицах. В любом случае точное происхождение не имеет значения, в отличие от самих текстов. Они претерпели многочисленные переводы, и по их поводу, как и по поводу Библии, многие спорят. Неизвестно доподлинно, какая часть «истинных» текстов сохранилась, а что смешалось с мыслями, идеями, культурой и интерпретациями переводов. Большая часть западной ритуальной магии, особенно те традиции, которые восходят к «Золотой Заре», считаются герметическими, основанными частично на работах Гермеса Трисмегиста. Слово «герметический» буквально означает «запечатанный», как «герметичный» в медицине. В данном случае оно означает «закрытое», или «тайное знание». Поскольку такие магические ритуалы повлияли на развитие современной Викки, исследование этих работ и концепций – важная часть образования ведьмы.
Семь принципов, которые я перенял от своих учителей и из «Кибалиона», – ключи к моему пониманию магии. Многие герметические тексты окутаны символизмом, поэтому «Кибалион» тяжело дается современным читателям, но проще, чем некоторые из других работ, приписываемых Гермесу. Когда я разобрался в идеях, лежащих в основе каждого из герметических принципов, я обнаружил, что у всех них есть практическое применение в моем ремесле. В этой главе я привожу упражнение по медитации, чтобы помочь вам лучше понимать каждый принцип.
Герметическую магию точнее будет называть герметической алхимией, а Гермес Трисмегист считался мастером алхимии. Эта наука занимается не преобразованием простых металлов в золото, а также преобразованием разума практика из обывательского материалистичного сознания в золотое просветление. Это высшее искусство магии, в любой традиции. Осознавая собственную силу и ответственность за эту силу, мы понимаем, что являемся духовными существами, которые живут в материальном мире и связаны друг с другом взаимной зависимостью.
Когда вы поймете каждый принцип по отдельности, то начнете формировать большую картину вселенной, которая не слишком отличается от большой картины квантовой физики и голографической теории, обсуждавшихся в последнем уроке. Поразительно, но современная наука и древняя философия по сути дела говорят одно и то же.
Принцип ментальности
Принцип ментальности утверждает, что все во вселенной – это «творение всего». Все – это бесполый и непантеистический метод обращения к божественному началу, которое вы можете называть Богом, Богиней, Источником, Дао, Изначальной Вибрацией, Первопричиной, Матерью/Отцом/Богом или Великим Духом. Эта сила также известна как божественный разум.
Принцип ментализма утверждает, что все мы – мысли божественного разума, существующего в нем. Границы творения охватываются божественным разумом, и все творения допускаются в божественный разум. Нам кажется, что мы отделены друг от друга, но на самом деле мы – единое. В индуистской традиции это разделение называется «майя», или мировая иллюзия. Духовные практики используются для того, чтобы посмотреть сквозь иллюзию и увидеть истину. В «Живой Гите» Шри Свами Сатхидананда приводит такой замечательный пример: «Вода кажется волной. Но волна, в конце концов, всего лишь вода. Если мы будем видеть в волне только волну, а не воду, то это иллюзия. Нужно узнавать: да, я вижу эту волну. Когда она поднимается, я даю ей имя – волна; но это также вода, которая поднялась. Таково узнавание – способность видеть единую сущность за всеми названиями и формами[4].
Представьте на минуту собственный разум как не только сознание у вас в голове (так склонны визуализировать его люди Запада), но как некое вместилище. Если ваш разум – это вместилище, то вы обладаете большим контролем над тем, что в нем находится. Вы можете создать прекрасную картину, населить ее людьми, менять ее или даже разрушать. При этом образы вашего разума обладают долей свободной воли. Пока вы мечтаете и грезите наяву, ваши творения совершают нечто неожиданное. Ваши мысли, чувства и намерения контролируют мысленный пейзаж, хотя «персонажи» совершают интересные поступки.
Теперь возьмите эту модель и распространите ее на всю вселенную, все Творение. Помните, что мозг (или разум) и вселенная описываются как голограмма. У них много общего. Наша вселенная на всех уровнях является разумом божественного существа, Творца. Все в ней является мыслью, которую создало божество, так же как вы поступаете со своими грезами и визуализациями. Божественный разум творит так же, как и вы, демонстрируя, что природа вселенной тесно связана с ментальностью. Следовательно, вселенная и все, что в ней есть, отзывается на мысли, потому что состоит из мыслей о Божественном. Если Божественное создает нас, а все остальное – всего лишь мысль, и мы способны создавать собственные мысли, то они тоже божественны и наполнены силой. Мысли, наполненные энергией, становятся реальностью. Это и есть магия.
Вот несколько упражнений, которые покажут вам, насколько могущественными могут быть ваши мысли, и как другие объекты и люди, являющиеся всего лишь мыслями в божественном разуме, как и вы, легко отзываются на энергию ваших мыслей.