Каждый практик сам для себя является жрецом или жрицей.
Учителя, старцы и целители уважаемы и могут помочь вам на пути, но в конечном счете ведовство – это ваши личные взаимоотношения с божеством. Благодаря такому обучению у вас появляется возможность проводить собственные духовные ритуалы и искать советов. Моим друзьям-католикам я объяснял, что мы не только свои собственные жрецы, но и свои папы. За нами остается последнее слово о том, что для нас правильно и хорошо, как и ответственность за реализацию и последствия наших решений.
Одна моя подруга выразила желание брать у меня уроки, заниматься заклинаниями и чертить магические круги и выполнять все ведовские ритуалы. Эта женщина – замечательный целитель, использующий традиционную массажную терапию в сочетании с рейки и шаманизмом. Она занималась спиритическим чтением и прежде, чем получила какое-либо образование в этой сфере. При всем при этом она категорически не принимала на себя слово «ведьма», и это вызывало ее беспокойство, видимых причин которому не находилось. Мы размышляли о том, что, быть может, в прошлой жизни ее казнили за ведовство. Так или иначе она решила, что не хочет испытывать каких-либо ограничений. В мире, в котором можно столько испробовать, сделать и изучить, она не хотела оставаться «просто ведьмой». Я мог понять ее чувства, но никогда не считал себя «просто ведуном».
Почти год спустя мы с ней обедали, и она сказала, что приняла слово «ведьма» и, с моей точки зрения, приняла именно истинный его смысл. Случается, что наши собственные предубеждения и идеи, равно как идеи и предубеждения общества, не позволяют нам вобрать в свою душу настоящее значение того или иного понятия. Моя подруга опасалась, что роль ведьмы может сковать ее традициями, лишить индивидуальности и свободы. Даже в языческом мире существует стереотип, что ведьма должна все время носить черное, любить готическую музыку и сохранять серьезность. Надеюсь, что этот стереотип со временем себя изживет. Лично мне ведовство дало точку зрения на мир и его восприятие с открытостью всем возможностям. Оно также научило безвременной философии, открытой современным влияниям и интерпретациям. Эклектичная ведьма заимствует элементы традиции из многих культур, несмотря на то что некоторые считают ведовство исключительно кельтским занятием. Ведовство в целом поощряет вас найти уникальный метод, который подходит лично вам. Целитель, терапевт, травник, шаман, мать, брат, жрец, жрица, защитник окружающей среды, консультант, исследователь, писатель, спиритист и учитель – все они обобщаются понятием ведуна или ведьмы. Путь ведьмы – это на самом деле путь познания и, что еще важнее, мудрости. Он изменяется и адаптируется; это живая религия.
Что же такое ведовство? Кто такие ведуны и ведьмы? И что означает «быть ведьмой»? Если вы хотите изучить основы Внутреннего храма, вы уже идете по пути ведовства, и вам необходимо разобраться в смыслах и определениях и найти ответ.
Глава 2
Обращение к корням
Историю пишут победители. Каждый раз, когда между культурами возникает столкновение, доминирующей силе достается право записывать события прошлого для будущих поколений. Побежденные оставляют физические артефакты и даже народные сказки и мифы, но их образы теряются в закоулках времени. Изучая историю, не забывайте об этом. Хотя сами события объективны, точка зрения на них всегда субъективна. Если вы читаете текст об американской революции, написанный американцами, точка зрения будет пристрастной, в пользу американских героев, а британцы предстанут злодеями. Если вы читаете о тех же событиях, но у британского автора, объективные факты, даты и места будут теми же, но акценты другими. То же можно сказать о большинстве исторических фактов, в том числе и не столь хорошо документированных. Даже если писатель осознает свою пристрастность, трудно отделиться от ключевого элемента личной идентичности.
Когда мы обращаемся к корням ведовства, мы должны иметь в виду, что практики ремесла редко становились победителями в последние две тысячи лет. Большая часть фактов о них оказалась утрачена. Как историки, антропологи, ученые, учителя и ученики, мы можем восстанавливать и реконструировать, но никогда не узнаем всей правды.
Ведовство и древние духовные традиции окутаны тайной и непониманием, потому что они практически уничтожены завоевательными силами Европы. Всякий рассказчик всегда пристрастен. Традиционно исследователи не ставят под сомнение то, что им вроде бы «известно» как факт, и отрицают все противоречащие теории. Люди, занимающиеся современными языческими практиками, приходится признать, также пристрастны. Мы заинтересованы в демонстрации выгодных аспектов ведовства в истории и стараемся развеять предрассудки.
Я принимаю множество подкрепленных исследованиями точек зрения и не считаю, что одна история более правильна, чем другая. Наша история очень изменилась за последние сто лет, но никакие новые откровения не меняют то, как я практикую сегодня ведовство. Моя практика меняется по мере того, как я расту и развиваюсь сам.
У современных ведьм история ремесла передается изустно, как история путешествия человечества во времени. Наша история – живой организм, и мы все – его часть. Мы пишем свою собственную главу прямо сейчас. Наши дети продолжат за нами, и стоит надеяться, что история эта не будет вновь утрачена.
Каменный век
Корни великого древа ведовства уходят в глубь истории, к нашим древнейшим предкам. В эпоху палеолита, в раннем каменном веке, люди были охотниками и собирателями, кочевниками, которые постоянно следовали за источником еды. Большинство современных людей считают палеолит эпохой варваров, живущих в пещерах, но эти племена были, пожалуй, умнее, чем мы предполагаем. В обществе того времени была четкая детерминированность: мужчины обычно охотились, а женщины занимались семьей. Логично, что женщины являлись живой кровью племени и почитались, потому что именно они рожали детей, то есть продолжали жизнь рода, не давая ему прерваться. Мужчины были более «восполнимы» с точки зрения выживания, потому что один мужчина мог зачать детей со многими женщинами. Ученые предполагают, что роль мужчины в беременности в каменном веке могла вообще не осознаваться. Вот почему многие древние сообщества были матриархальными, то есть управлялись женщинами. Они были ориентированы на правое полушарие мозга, сосредоточены на чувствах и инстинктах.
С точки зрения религии пещерная роспись и другие артефакты раскрывают уровень духовных убеждений. Ранние люди видели божественное начало в природе, оживленное природными духами или богами. Земля была матерью жизни, дающей растительность и животных, столь необходимых человеку. Люди каменного века были политеистами, одухотворяя небеса, атмосферные и природные явления, горы, реки и огонь.
Некоторые представители племен замечали, что имеют способности, которые отличают их от других, начинали эти способности развивать. Женщины и мужчины, слишком старые или искалеченные, чтобы охотиться, имели такую возможность. Сохранившиеся до наших дней архетипы – образы мудрых старух и стариков. Нередко таких мудрецов называли «ранеными целителями», потому что их раны позволили им понять природу исцеления. Эти люди развивали естественный контакт с духами, спиритические таланты, изучали травы и секреты природы, что давало им статус мудрецов и делало религиозными лидерами. Они проводили церемонии и праздники. Они творили магию. Они были подобны шаманам коренной Америки, но мы не располагаем подходящим названием для шаманов древних европейских, африканских или средневосточных братств. Для меня они остаются ведунами во всех смыслах этого слова. Каждый раз, когда люди почитают и материнский, и отцовский аспекты божества, поклоняются природе и придают форму миру, исцеляя и меняя, они занимаются ведовством. Ни одна культура не владеет абсолютными догматами ведовства. Они универсальны.
Поскольку женщины были настолько необходимы для развития ведовства, Богиня сыграла ключевую роль в его развитии, тогда и сейчас. Самые ранние произведения искусства и религии человечества основаны на фигурах Богини, образах, которые, как мы теперь считаем, представляют Великую Мать. В самых ранних космогонических мифах Мать часто была первоочередным источником Творения, она оплодотворяла сама себя и в одиночку воплощала реальность из пустоты. Подобные образы можно найти по всему миру: они изображают Носящую Тысячу Имен, Мать ведовства (рис. 1).
Рис. 1. Ранние изображения богини
Эпоха перемен
Ориентированные на Богиню ученые предполагают, что эта культура доминировала до начала подъема патриархальной религии, времен Авраама, первого пророка Яхве. С тех пор культ Богини в Европе, Африке и на Среднем Востоке стал медленно угасать, настолько, что теперь мы и вовсе сомневаемся в его существовании. Теперь мы находимся на пике новых перемен, с потенциалом установить равновесие между двумя полярностями и синтезировать лучшее, достигнув гармонии.
Алистер Кроули, современный маг и ученый, разделил эпохи на три категории, основываясь на египетских мифах. Эпоха, в которой мы живем сейчас, – это Эра Осириса, которую отмечают боги-жертвы, такие как Осирис, Дионис и даже Иисус. Предыдущая эпоха была Эрой Исиды, в которой доминировал культ Богини. Мы ласково называем ее «колыбелью цивилизации». Мы входим в новую великую эпоху, Эру Гора, сына Осириса и Исиды, юного бога, который обладает силами Матери и Отца. Хотя я не соглашаюсь со всем, что говорил или делал Кроули, но считаю эту метафору очень уместной. Иначе нынешние перемены называются Эра Водолея, или нью эйдж.
По мере развития среднего каменного века, или мезолита, и нового каменного века, или неолита, которое происходило на разных этапах в разных местах по всему миру, погода менялась, и пища становилась более доступной. Кочевые племена оседали и изучали искусство сельского хозяйства. Грубые каменные инструменты усложнялись. Совершенствовались гончарное и другие ремесла. Сельскохозяйственные поселения продолжали расти, и развивалось то, что наши современники называют «цивилизацией». Древние земли Египта, Шумера и Греции стали вестниками новой сельскохозяйственной революции. Американские и азиатские поселения сформировались в древние города и сложные культуры. Строились памятники, а с появлением письма история стала документально фиксироваться.
По мере того как стали собираться большие группы людей, количество целителей и магов в каждом обществе увеличивалось. Одиночки и небольшие группы практиков собирались в ордена жрецов и жриц. Мудрецы продолжали консультировать и исцелять, часто работая на правителей появляющихся империй. Поскольку религия играла значительную роль в секулярном мире, эти объединения обретали все большее общественное влияние. Ордена развивали сложные религиозные и магические системы, устанавливая школы таинств, чтобы обучать и инициировать искателей. Они продолжали выступать как посредники, но духовность по-прежнему обладала индивидуальной искрой и своеобразием. Поклонение божествам было ежедневным действием, как для жрецов, так и обычного населения.
Сходство между богами, ритуалами и учениями разных культур очевидно теперь, из XXI века, позволяя увидеть центральный, единый корень культуры; быть может, это древние легенды об Атлантиде или Лемурии, но однозначных ответов здесь нет. Вполне вероятно, что каждое общество имело источником основополагающие архетипичные энергии, выражая их по-разному.
В эту эпоху зарождается классическая мифология. Богообразы Среднего Востока нашли отражение в пантеонах Греции, а позднее и Рима. Как уже упоминалось, если в начале этого периода еще господствовало активное почитание Богини, восходящее к раннему палеолиту, с улучшением условий жизни настала эра патриархата, о чем свидетельствуют изменения во многих мифах. Мифы о могущественных богинях пересказывались с новыми изменениями, часто лишая силы многих из богинь. В своей книге «Когда Бог был женщиной» Мерлин Стоун превосходно, хотя и противоречиво, прослеживает подобное преобразование божества.
Языческая Европа
В период расцвета древних цивилизаций европейские племена, к северу от Средиземноморья, развивали собственные традиции и магию, не менее могущественные, но менее формализованные и документированные, чем остальные. Кельтские народы мигрировали на запад, через Европу, где столкнулись с греками и римлянами.
Культура древних кельтов значительно отличалась от «цивилизованных» культур того времени. Ученые считают, что они происходят от того же индоевропейского корня, что и индуистская культура. Одна группа двигалась на Запад через Европу, а другая – на Восток, в Индию. Общие черты языка, мифологии и искусства поддерживают эту теорию. Сравните кельтские узлы и индийские геометрические узоры. Кельтская версия мягче и более закруглена, но сходство есть. Кельтские истории о темной богине Кайллех сохранились и по сей день, поразительно напоминая звучанием и магией темную индийскую богиню Кали. Кельты были воинами, но с необычным этическим кодом по сравнению с греко-римским обществом. Они вели завоевательные походы не ради ресурсов или захвата людей, но в знак доблести, и с одинаковой готовностью сражались как с «чужаками», так и между собой. Они не насаждали своей идеологии и нередко интегрировали в собственную картину мира многие элементы мифологии, культуры и мудрости завоеванных народов. Такая абсорбция, равно как и нехватка письменного языка, привела к тому, что мифология кельтов оказалась несколько разрозненной по сравнению с греками, римлянами или египтянами.
Религиозными лидерами кельтов были друиды. Общепризнанное значение слова «друид» – «знающий дуб». Дубы – это символы жизни и смерти, и друиды обладают познаниями в мире духов, магии и природы. Они проводили церемонии, были советниками правителей и занимались целительством. За их роль их почитали и боялись, воспринимая если не как богов, то как священных толкователей божьей воли. Мои первые учителя ремесла рассказывали, что корни ведовства – это наследие друидов, среди которых бывали и мужчины, и женщины, хотя в большинстве источников все же говорится исключительно о мужчинах.
В связи с тем что культура кельтов завоевательная, воплощающая мужское начало, ученые спорят о доминировании богинь в теологии друидов, полагая, что они были в первую очередь сосредоточены на солнечных фигурах и повелителях животных. Многие мифы о богах играют важную роль в сохранении кельтской культуры, но мы не уверены, откуда эти мифы происходят: от самих друидов или культур, завоеванных кельтами. Я полагаю, что природная ориентация их верований направлена прежде всего на Богиню, и при этом друиды видели преимущества обоих аспектов божества. Темная богиня-воительница обращалась к самому сердцу кельтского народа.
В конце концов кельты расположились в Галлии, занимавшей место современной Франции, а некоторые перекочевали на британские острова, смешавшись с тамошним коренным населением – пиктами.
Это интересно!
Общество пиктов восходит к каменному веку. Вполне вероятно, что пикты и кельты оказали влияние друг на друга. Пикты отличались малым ростом, на основе чего иногда возникают теории, что именно они стали источником легенд о «малом народе», народе фэйри, в кельтских мифах.
В период экспансии кельтов в Галлии Римская империя переживала свой расцвет. Империи процветают лишь тогда, когда продолжают расширять свои границы, и Юлий Цезарь отправился на завоевание Галлии и обитающих там племен. Он столкнулся с сопротивлением, но после добился успеха. Жители были «романизированы», а позднее в империю вошли и части Британии. Римляне в то время все еще оставались политеистами, и между культурами происходило общее смешение мифов. Ведовство римлян и этрусков с севера Италии могло интегрировать с магией друидов.
Цезарь был ученым для своего времени; он фиксировал свои встречи с кельтами и друидами. К сожалению, после Цезаря сохранилось всего несколько записей о друидских жрецах. Хотя лично я не сомневаюсь в научных способностях Юлия Цезаря, стоит учитывать его личные пристрастия. Мы имеем дело с лидером милитаристической империи, ведущей захватнические войны. Друиды были организующей силой кельтских племен. Хотя у племен была общая идентичность, среди их вождей не было иерархии, однако все прислушивались к слову друидов. Если Цезарь распространял блага друидов и кельтов на свой народ, они могли оспаривать его решение властвовать над ними. Если он изображал их более мрачными красками, то вероятности публичного возмущения не оставалось. Так, Цезарь упоминает, что друиды совершали человеческие жертвоприношения. Такие утверждения могут быть или не быть истинными, но не следует забывать, что мы живем в мире, где во многих государствах есть смертная казнь. То, что принимается в одной культуре, месте и времени, может не приниматься в другом.
От друидов же не сохранилось никакой документации, которая передавала бы их точку зрения. Традиция друидов была изустной, требовала по крайней мере девятнадцати лет интенсивного изучения и запоминания – период великого лунного цикла, который греки называли циклом Метона. Друиды обладали глубокими познаниями в магии, медицине, поэзии, музыке, истории, мифологии, астрологии и астрономии, но не предавали их бумаге. Письмо считалось святотатством. Если информация была важной или священной, ее не записывали. Если что-то фиксировалось, это значило, что информация мелкая, неважная и не стоит тратить на нее память. Частью обучения друида было бардовское, то есть устное, искусство. Хотя кажется, что друиды были уничтожены, на самом деле они, вероятнее всего, ушли в тень, как барды и рассказчики своего народа, фигурируя в дальнейшей истории посредством своего искусства. Другие сняли мантии жрецов и жриц и сделались целителями. Они жили на окраине цивилизации, придерживаясь путей природы и по возможности предлагая свои услуги людям.
Во многом похожими на кельтов, но совершенно другими были тевтонские племена северной Европы, ставшие германскими и нордическими племенами. Слово «тевтон» стало синонимом германца, хотя изначально охватывало большую группу народов. Эти племена почитали солнечные циклы, равноденствие и солнцестояние, занимались сложной магией, в том числе рунической, и имели разветвленные мифологические, религиозные и шаманские традиции. Они контактировали с кельтскими племенами и добрались до Галлии. Германские племена также вели войны с Римской империей. Возрождение Викки относят к тевтонам в меньшей степени, чем к кельтам, но их практики несомненно сыграли роль в этом возрождении, особенно с точки зрения смешения их мифологии с кельтской и саксонской в поздний период.
Подъем христианства
В Европе между тем укоренялась новая система верования, происходившая со Среднего Востока. Называлась она христианством и основывалась на учениях Иисуса из Назарета, также известного как Иисус Христос. Он проповедовал безусловную любовь и творил чудеса исцеления. После смерти Иисуса вокруг него развилась новая религия, основанная на писаниях его апостолов. Учения некоторых сект внутри этой ранней церкви, особенно гностического христианства, были мистическими, личными традициями. Реинкарнации, исцеления и трансовые практики были их частью. Позднее учения, кроме гностического, были объединены в церковь, со строгими догматами и гораздо меньшим личным мистицизмом.
Бытует мнение, пусть и непопулярное, что Иисус был, в сущности, ведуном; он путешествовал с двенадцатью апостолами, кстати сказать, двенадцать – это традиционное число для ковена, и совершал магические действа. Кроме того, его рассматривают как выражение архетипа жертвенного бога, который встречается во многих местах по всему миру: например, египетский Осирис, греческий Дионис и кельтский приносимый в жертву король. В христианской мифологии Иисус воскресил себя после смерти, и его ассоциировали с растительностью, особенно виноградом и вином, как и Диониса. Ирония судьбы заключается в том, что ранние христиане подвергались гонениям западной Римской империи, что породило популярный образ христиан, которых бросают львам. Римляне полагали, что они – каннибалы, которые едят плоть и пьют кровь.
Вскоре после расцвета христианства Римская империя пережила фундаментальные изменения. Миланский эдикт 313 года н. э. утвердил христианство официальной религией империи. Церкви строились на месте храмов прежних языческих богов. Языческие практики систематически объявлялись вне закона. Рогатый бог кельтов, известный как Кернунос, или Герн, и греко-римский рогатый бог-сатир Пан слились с еврейским мифом о Люцифере, падшем ангеле, и Сатане, проверяющем веру. Вместе они стали Дьяволом, источником зла, искушения и греха в христианской доктрине. Слово «Дьявол» происходит от искаженного греческого слова, как и «демон». Дьявол берет начало от diabolos, что означает «обвинитель», а «демон» – от daemon, «божественная сила», и указывает на духа-посредника между людьми и богами, во многом подобного ангелу.
Языческие ритуалы встраивались в христианский календарь, чтобы ускорить преобразование. Любые неподходящие элементы праздника, например, танцы с масками животных, были запрещены законом, хотя многие элементы язычества сохранились до сих пор. Ведовское ремесло часто разделялось народом на «доброе», или белое, то есть приносящее пользу, например, целительство и прорицания, и «злое», или черное, колдовство, которое практиковали те, кто желал причинить вред обществу или отдельным людям. Практики черной магии законодательно преследовались местными правительствами и римским правом, а белое ведовство в чем-то даже приветствовалось или по крайней мере допускалось; но со временем грань между двумя типами ведовства с точки зрения закона была стерта.
Это интересно!
Любопытно, что во многих случаях просить белую ведьму наложить проклятие на того, кто намеренно совершил зло, например, вора или убийцу, не считалось зазорным, хотя современная этика утверждает обратное. Кроме того, современные ведьмы вообще не разделяют ведовство на белое и черное. Такие ярлыки обладают привкусом внутреннего расизма, предполагающего, что черное – это плохо, а белое – хорошо. Кроме того, это является проявлением непочтения в отношении любящих и исцеляющих темных богинь, которые так популярны в современной практике ремесла.
Хотя «ведьма» – наиболее часто встречающееся в записях английское слово, англо-саксонское по этимологии, практиков магии именовали по-разному, в том числе маг, магус, волшебник, чародей, колдун и ведун. У каждого названия есть свои коннотации в отношении силы, морали и пола практика, в зависимости от места и периода использования. Например, слово «чародей» имеет широкий спектр значений. В Европе им часто обозначали злого практика, в отличие от восточной школы, где чародейство – это примитивный акт. Чародеи оказываются в ловушке накопления силы, не стремясь к просветлению. В Южной Америке чародей – это святой, шаман и воин духа, к которому относятся с большим уважением. В Африке целители считались врачами-ведьмами, возможно, потому что несли исцеление и защиту от заклинаний «злых» ведьм.
Разбираясь в многочисленных именах и понятиях, важно помнить, что само по себе слово «ведьма» в сущности европейское и в другие культуры попадает в виде перевода, слова-эквивалента. Когда европейское влияние усиливалось, местные понятия выпадали из активного использования и заменялись в общем словаре. Европейцы-христиане утверждали, что ведьма – это злая колдунья, ибо согласно христианским догмам все формы магии, которые выполняет не священник, – злые и приходят от дьявола. К сожалению, насаждаемые идеи прижились, потому как коренные европейцы не соотносили ведовство с собственными шаманами и целителями.
Христиане, ищущие повод для порицания ведовства, цитируют Библию: «Ворожеи не оставляй в живых» (Исход 22:17). Этот пассаж переводили много раз. В старых версиях Исхода он означал: «Не оставляй в живых злой колдуньи». В тех конкретных обстоятельствах под колдуньей подразумевалась отравительница, убийца. Оригинальное значение – «не оставляй в живых убийцы», но со временем возникла путаница со словом «ворожея», «ведьма», сохраняющаяся до сих пор. Древние иудеи не запрещали практику волшебства. Напротив, раввины практиковали традиции царя Соломона, храня знание каббалы, мистического учения. Я уверен, большинство согласится – быть ведьмой не значит быть убийцей. К сожалению, инквизиторы без сомнений допускали, что одно связано с другим.