Тренировка внимания, памяти и воображения («три кита актерской психотехники»)

Данные наших предварительных наблюдений, приведенные выше, свидетельствуют о снижении качества протекания основных психических процессов у заикающихся. Обнаруженные явления снижения психической работоспособности и некоторая инертность нервных процессов отрицательно сказались на характере и качестве внимания, памяти и воображения. Исходя из патогенетических принципов коррекции неврозов, предложенных В.Н. Мясищевым, и рассматривая заикание как психоневроз, мы поставили задачу улучшения этих процессов, что должно повести за собой (вторично) и улучшение речи у заикающихся.

Методики тренировки памяти осуществлялись по известным правилам и способам «тренинга актерской психотехники».

Как известно, внимание — это такая организация психической деятельности, при которой определенные восприятия, представления, мысли или чувства сознаются отчетливее других, отходящих на второй план или совсем неосознаваемых. В полном согласии с понятиями общей психологии и К.С. Станиславский полагал, что внимание проявляется направленностью и сосредоточенностью сознания на определенном объекте. Это и послужило основанием для разработки элементов «тренинга актерской психотехники».

Мы начинали работу с заикающимися с простых задач на внимание. Сосредоточение производилось на любом объекте, находившемся в учебной комнате (карандаш, чернильный прибор, зеркало), но с обязательным условием выхода на сценические подмостки. Уже сам по себе выход «на сцену» (пусть условно изготовленную) сопровождается «сценической лихорадкой» либо другими формами проявления волнений даже у совершенно здоровых студентов театральных институтов. И они теряются и не могут сосредоточиться на объекте. Еще более кропотливой является работа с заикающимися, которые уже на первых занятиях отмечают разницу между пребыванием на сцене и работой в одном ряду с педагогом и другими членами коррекционной группы.

I группа упражнений

Ученики на одну-две минуты рассматривают перед всей группой на сцене предмет (например, стул) и по команде педагога «довольно!», рассказывают, что они смогли заметить, какие качества предмета они рассмотрели внимательно. С каждым последующим выходом на сцену становится ясно, что заикающийся постепенно, но все же планомерно начинает работать более спокойно и внимательно, он замечает уже подробности предмета и даже классифицирует их: цвет предмета, его форма, материал, из которого он изготовлен, его составные части, где находится и т.п.

Помимо зрительного внимания преподаватель тренирует слуховое внимание: что вы слышите, какие звуки, откуда они доносятся, какова их дифференциация, природа.

Кроме наблюдения внешних предметов проводилась также тренировка на внутреннее сосредоточение — сосредоточить свое внимание на какой-то мысли или проблеме с целью ее всестороннего рассмотрения (II группа упражнений).

III группа упражнений— направленность тренировок на подвижность и переключаемость внимания. Педагог предлагает аудитории сосредоточить внимание на каком-то объекте (например, дверь, окно в учебной аудитории), затем называется другой объект (например, циферблат на часах тренирующегося ученика) и, когда сосредоточение произошло, преподаватель попеременно командует: «окно», «часы», «окно», «часы и т.п.

Тренируя наблюдательность как основу внимания педагог предлагает упражнения на рассмотрение учащимся своих пяти пальцев, а испытуемые с каждой тренировкой становясь все внимательнее, рассказывают много новых деталей. То же делается с предметами их туалета: обувь, зонтик, часы и т.п.

Нельзя разорвать упражнение на память и фантазию с тренировкой внимания, не случайно их взаимосвязь и большая значимость отмечена К.С. Станиславским емким выражением: «три кита актерской психотехники».

Приводим приемы, которые мы рекомендовали своим «ученикам»:

1. Воспроизведите биографию данного спичечного коробка.

2. С короткой «выдержкой» в 15 секунд «сфотографируйте» внутренним зрением все предметы, лежащие на столе.

3. «Сфотографируйте» вещи. Закройте глаза. Педагог смешивает вещи и просит испытуемого разложить их так, как они лежали вначале.

4. На счет пять запомните в каком расположении упали брошенные со стола спички. (Затем время запоминания укорачивается до трех).

5. Всмотритесь в облака, или в любые окружающие вас предметы. На что они похожи (упражнение на фантазию).

6. На счет 30, найдите и запомните все предметы в аудитории, название которых начинается на букву «С».

7. Запомните, как стоят стулья, и с завязанными глазами пройдите этот «лабиринт».

8. Ориентировка в аудитории на юг и север с фантазированием картин природы, а затем с обнаружением сторон света с закрытыми глазами и с «вертушкой».

9. Ходьба и бег на первой, второй, третьей скорости.

10. Биография по портрету (например, «Вдовушка» И. Федотова).

11. Расскажите биографию по походке или по взгляду.

12. Наблюдения и последующий рассказ о событиях на улице.

13. Рассказ по закреплению в памяти передаваемых из рук в руки открыток (время экспозиции — 10 секунд ).

14. Цепочка ассоциаций и кинолента видений.

Особый интерес представляет наблюдение за взаимодействиями людей по их поведению: влюбленные, начальник или подчиненный и т.п.

Упражнения на тренировку памяти даются в последовательности, соответствующей основному правилу дидактики — от простого к сложному. Простейшая форма тренировки памяти — восстановление бывших раннее следов зрительных, слуховых, двигательных, осязательных, обонятельных и иных образов действительности. Заикающимся предлагается также вспомнить первое впечатление от пребывания на море и обстановку бывшую при этом, любимую картину, архитектурный памятник, внешний облик дорогих ему людей.

Тренирующиеся обнаруживают с каждым занятием все больше объектов, воспоминаний: шум ветра, дождя, пение жаворонка, мелодии популярных песен, запахи цветов, свежего сена, вкус горчицы, ощущение морозного дня и т.д.

Тренировка воображения с «беспредметными действиями» входит в качестве необходимого элемента системы в разделе «метод физических действий», и, соответственно, будет разобрана нами в последующем. Здесь только укажем, что наряду с вышеприведенными упражнениями на комплексную тренировку наблюдательности, внимания, памяти и воображения, нами давались упражнения с предметными действиями. Например, педагог предлагает заикающемуся зажечь спичку, чтобы найти в темноте потерянный предмет. Заикающимся трудно сразу переходить к беспредметным действиям. Но от выполнения реального жизненного действия с безусловно рефлекторной сигнализацией предметов облегчается задача их дальнейшего обучения «методам физических действий».

Чтобы в точности воспроизвести даже простейшее движение пальцев, для осуществления действий по закуриванию сигареты, приходилось часто возвращаться к реальным действиям, повторять отдельные операции. Заикающиеся лучше усваивали упражнения, когда им разрешалось осуществлять их не целиком, а отдельными расчлененными операциями.

— нащупать коробок в кармане;

— захватить и вытащить его;

— повернуть этикеткой вверх, чтоб не выпали спички;

— вытолкнуть пальцем коробок из футляра;

— отделить пальцами другой руки одну спичку;

— захватить ее двумя пальцами и т.д. и т.п.

Метод физических действий.

Этот метод является основной частью системы К.С. Станиславского. Не случайно он говорил своим ученикам в оперно-драматической студии: «Тот, кто выполняет маленькие физические действия, тот знает уже половину системы». В важности и эффективности этого метода и всех его элементов мы убедились и при работе с заикающимися.

а) «Настройка к действию» фактически присутствует в системе общепедагогических воздействий, но не выделяется в отдельные элементы как у Станиславского, система которого включает все элементы как очень важные, иерархически соподчиненные и взаимосвязанные. К настройке относятся: внутренняя собранность ученика, организованность, чувство локтя партнера, готовность активно включиться в процесс работы.

Упражнения дисциплинируют заикающихся, бесшумность и продлевание их физических действий с закрытыми глазами, создает некоторую таинственно-театральную, а не формально-рабочую атмосферу урока. Далее «пристройка» усложняется: все должны одновременно встать, составив правильный круг, одновременно сесть, проделать по команде по хлопку, а затем молча, внимательно наблюдая друг за другом, проделать все под музыку в различном темпе с изменением характера движений.

Далее каждому, в качестве «настройки» на выполнение физических действий, предлагалось спеть песню по собственному выбору. Это «раскрепощало» заикающихся, но задания усложнялись с целью тренировки и настройки различных анализаторов (зрительного, слухового, их комбинации и «перебивок») на выполнение заданий. Например, по одному сигналу надо петь вслух, по другому — продолжать петь про себя, затем петь хором, по сигналу — мысленно, по другому сигналу — с выделением отдельных голосов. Тренируется настройка на взаимодействие и умение удержать внимание.

В порядке соревнования на быстроту нервных процессов ученики по сигналу должны проделать комплекс определенных движений (например, коснуться десяти различных предметов, мысленно произвести арифметические действия, перечислить в течение минуты наибольшее количество предметов, находящихся в аудитории, названий городов, имен выдающихся деятелей культуры, подметить новое в облике своих товарищей и, наконец, провести минуту молчания в полной тишине, неподвижности и сосредоточенности при мышечной и психической свободе.

Многим заикающимся это сразу не удается. Что заставляет последовательно перейти к упражнениям на «преодоление мышечных зажимов».

б) «Мышечное освобождение»имеет целью снять излишнее волнение, что, в конечном счете, способствует преодолению психической напряженности. Чтобы почувствовать «мышечную свободу», надо, по контрасту, сначала напрячь ту или иную группу мышц, а затем почувствовать «мышечную радость» от их расслабления. Учащимся предлагается встать, вытянуть руки вверх, сжать кулаки, набрать дыхание, подняться на носки, напрячь все тело так, словно удерживая тяжелый груз, а затем с выдохом «расслабить» все мышцы, опустившись на стул и откинувшись на спинку стула (кресла), потом посидеть немного в свободной позе с прямой спиной.

Далее в упражнениях на освобождение мышц отыскивается так называемое «нулевое положение», то есть состояние, отделяющее напряжение от расслабления.

Чтобы найти «нулевое положение» ученики проделывают упражнение отслеживания напряжения мышц, сверху вниз, мышца за мышцей оценивая их состояние, отыскивают нейтральные ощущения. Прежде всего «нулевое положение» отыскивается на лице.

Походка многих заикающихся и их пантомимика угловаты, синкинезии мышц мешают их свободной пластике, они, что называется, ходят, словно «аршин проглотил», поэтому прорабатываются мышцы туловища для отыскания пластичной походки.

Чтобы освободить мышцы рук, надо также начинать тренировку с волевого напряжения и освобождения. Для этого надо напрячь кисть, сжав ее в кулак, затем поработать с мышцами предплечья и плеча, потом добиться ощущений тяжести и расслабления в руке. Тогда рука свисает как плеть. Это упражнение считается исполненным и педагог периодически проверяет, нет ли напряжения или скованности в мышцах руки и нет ли искусственного притворства в том, что рука опущена как плеть, но по настоящему еще не расслаблена. То же самое проделывается потом с другой рукой, потом — с обеими вместе.

Следующее упражнение — на дифференцированное ощущение напряжения и расслабления, например, освободив мышцы правой руки и левой ноги, напрячь левую руку и правую ногу.

Ученики упражняются на сворачивание и разворачивание движения, как бы пропуская по руке мышечную энергию от плеча к кончикам пальцев, делая затем выразительные жесты.

Упражнения проводятся с психологическим «оправданием» действий.

Наши рекомендации