Разница между надеждой и мечтаниями


Следует знать, что надежда на что-либо предполагает наличие трех качеств:
а) любовь к тому, на что надеешься;
б) опасение лишиться этого;
в) стремление изо всех сил получить это.
Если же надежда не имеет ничего общего с этими качествами, то это всего лишь мечтания. Но надежда — это одно, а мечтания — совсем другое. Каждый, кто надеется, испытывает опасение, и если путник испытывает страх, то он ускоряет ход.
В «Сунане» ат-Тирмизи приводится хадис Абу Хурейры о том, что Посланник Аллаха сказал: «Кто боится, тот выступает в путь ночью, а кто выступает в путь ночью, добирается домой. Слушайте же! Поистине, товар Аллаха дорог. Слушайте! Поистине, товар Аллаха — это Рай».
Пречистый Аллах охарактеризовал праведников не только надеждой на Его милость, но и страхом. Из этого становится ясно, что надежда и страх приносят пользу, если они дополняются праведными деяниями.
Всевышний сказал: «Воистину, те, которые трепещут от страха перед своим Господом, которые веруют в знамения своего Господа, которые не приобщают к своему Господу сотоварищей, которые раздают милостыню, тогда как их сердца страшатся того, что им суждено вернуться к своему Господу, — все они спешат вершить добрые дела и опережают в этом других» (Аль-Муминун, 57-61).
В «Сунане» ат-Тирмизи приводится хадис ‘Аиши о том, что она спросила Посланника Аллаха об этом аяте: «Это те, которые пьют вино и совершают прелюбодеяние?» Он ответил: «Нет, дочь правдивого мужа, это те, которые постятся, молятся и раздают пожертвования. Они боятся, что их деяния не будут приняты, и они спешат вершить добрые дела». Он же передал похожий хадис со слов Абу Хурейры.
Таким образом, Пречистый Аллах охарактеризовал счастливых рабов совершающими добрые поступки, но испытывающими страх, а несчастных — совершающими злодеяния, но чувствующими себя в безопасности.

Грехи губят целые народы


Но давайте вернемся к тому, как можно исцелиться от болезни, которая может разрушить и земную, и последнюю жизнь раба.
Следует знать, что грехи и ослушание причиняют вред, и тот вред, который они наносят душе, сопоставим с вредом, который различные по силе яды наносят телу. И, поистине, причиной любого зла, которое присутствует в этом мире и в последней жизни, являются грехи и ослушание.
Что вывело наших прародителей из Рая, обители удовольствий, блаженства, радости и веселья, и привело их в эту обитель страданий, печали и несчастий?
Что вывело Иблиса из небесного царства? Что привело к его изгнанию и проклятию, изменило его внешний облик и внутренний мир? Что придало ему самый отвратительный и гадкий образ? Из-за чего близость [к Аллаху] сменилась изгнанием, милость — проклятьем, красота — уродством, рай — полыхающим огнем, вера — неверием, нежная любовь — враждой и разладом? Из-за чего слова прославления, восхваления и признания единобожия сменились неверием, многобожием, ложью и непристойными речами? Из-за чего одеяние веры сменилось одеянием неверия, нечестия и ослушания? Из-за чего он заслужил такое презрение Аллаха и так низко пал в Его глазах? Что навлекло на него гнев Всевышнего Господа, Его величайшую ненависть и погибель? Что превратило его в предводителя для каждого нечестивца и преступника? И что заставило его согласиться на такое предводительство, отказавшись от поклонения и уважения, которым он пользовался? Упаси же нас, о Аллах, от неповиновения Твоим приказам и преступления Твоих запретов!
Что привело к потоплению всех обитателей Земли, когда вода покрыла вершины гор?
Что привело к гибели адитов, на которых был наслан ураганный ветер, побросавший их на землю словно сгнившие пальмовые стволы, разрушивший их жилища и пашни, уничтоживший их посевы и их скотину, превративший их в назидание для остальных народов вплоть до дня воскресения?
Что привело к гибели самудян, чьи сердца разорвались от страшного вопля, умертвившего их всех до единого?
Из-за чего поселения народа Лута были подняты так высоко, что ангелы услышали лай их собак, а потом перевернуты и опрокинуты вверх дном? Их жители были погублены, а потом забросаны камнями с неба. Из-за чего их постигло несколько страшных наказаний, которые не поражали ни один другой народ? Поистине, нечто подобное ожидает и тех, кто уподобляется им, и Божья кара недалека от несправедливого народа!
Из-за чего народ Шу‘ейба оказался в тени тучи, которая принесла мучительные страдания и пролила на их головы полыхающий огонь?
Что привело к потоплению Фараона и его народа в море, откуда их души были перенесены в адское пламя? Что обрекло их тела на потопление в воде, а души — на страдания в огне?
Из-за чего провалился под землю Карун с его домом, богатством и семьей?
Что обрекло целые поколения людей после Нуха на различные наказания и полное истребление?
Что привело к гибели народа, упомянутого в суре «Йа син», которые услышали неистовый вопль и затухли словно потухший огонек?
Из-за чего на сынов Исраила был наслан могущественный народ, который вторгся в их земли, поубивал их мужчин, пленил их детей и женщин, сжег их жилища и разграбил их богатства? Почему им было позволено напасть на сынов Исраила во второй раз, когда они порубили всех, кто попал им в руки, и сравняли с землей все, что возвышалось над ней? Из-за чего они подвергались всевозможным наказаниям: одних убивали и пленили враги, разрушившие их страну, другие попадали под гнет несправедливых царей, третьи были обезображены и превращены в обезьян и свиней? Наконец, Всеблагой и Всевышний Аллах поклялся: «Вот твой Господь возвестил, что Он непременно будет насылать на них до Дня воскресения тех, кто будет подвергать их ужасным мучениям» (Аль-А‘раф, 167).
Имам Ахмад сказал: аль-Валид бин Муслим рассказал нам, что Сафван бин ‘Амр рассказал ему, что ‘Абд ар-Рахман бин Джубейр бин Нуфейр рассказывал со слов своего отца: «Когда был завоеван Кипр, его население было разделено, и люди стали оплакивать друг друга. Тут я увидел Абу ад-Дарду, который сидел в одиночестве и плакал. Я спросил: “Абу ад-Дарда, почему ты плачешь в такой день, когда Аллах возвысил ислам и мусульман?” Он сказал: “Горе тебе, Джубейр! Как легко Могучий и Великий Аллах унижает народ, если тот пренебрегает Его велениями! Это был могущественный народ, одерживавший верх над другими и обладавший властью, но они не выполнили велений Аллаха, и вот с ними стало то, что ты сейчас видишь”».
В «Муснаде» имама Ахмада приводится хадис Умм Саламы о том, что Посланник Аллаха сказал: «Если мои последователи станут грешить открыто, Аллах подвергнет всех их мучениями от Него». Она спросила: «Посланник Аллаха, разве в то время среди них не будет праведных людей?» Он сказал: «Конечно, будут». Она спросила: «И что же будет с ними?» Он сказал: «Их поразит то же, что и остальных людей, а потом они обретут прощение от Аллаха и Его довольство».
В отосланном (мурсал) хадисе аль-Хасана [аль-Басри] сообщается, что Пророк сказал: «Эта община будет находиться под Рукой Аллаха и Его защитой, пока чтецы не встанут на сторону правителей, пока праведники не станут оправдывать грешников, пока лучшие среди них не станут равнодушными к худшим среди них. Если же они станут поступать так, то Аллах уберет от них Свою Руку и позволит деспотичным среди них воцариться над ними и подвергать их мучительному наказанию, а потом Аллах поразит их лишениями и бедностью».





Наши рекомендации