Купание в естественных водоемах
Купание в естественных водоемах – достаточно сильная процедура, так как совмещает воздействие воды (как правило, прохладной даже в летнее время), воздуха и иногда солнца.
Летом можно брать детей с собой на пляж и купать их вместе с собой. Продолжительность купания различна в зависимости от температуры воды. Дрожанием подбородка малыш всегда даст знать, что ему холодно и следует прекратить купание. Купание должно быть активным, нужно водить ребенка по воде, стимулируя его движения, погружать его под воду, нырять вместе с ним.
При купании в морской воде теплоотдача организма выше, чем в пресной воде. Однако морская вода из-за содержащихся в ней солей оказывает более благотворное влияние на организм.
Подробнее остановимся на такой сильной процедуре, как погружение младенца в ледяную прорубь, вокруг которой так много всяких пересудов и разноречивых мнений. Эта процедура вызывает особенно критическую реакцию среди ортодоксально настроенных медиков и негодующие возгласы неподготовленных зрителей.
Действительно, мы совершенно не привыкли видеть ребенка, тем более новорожденного, в ледяной воде. Выше мы привели наблюдения из книги В.Жука “Мать и дитя”, которые говорят в пользу крещения в холодной воде. Однако даже и раньше, по-видимому, не у всех это зрелище вызывало положительные эмоции. Не избежал отрицательных впечатлений и М.В.Ломоносов, писавший: “…Попы, не только деревенские, но и городские, крестят младенцев зимою в воде самой холодной, иногда со льдом, указывая на предписание в требнике, чтобы вода была натуральная, без примешения… Когда ж холодная вода со льдом охватит члены, то часто видны бывают признаки падучей болезни, и хотя от купели жив избавится, однако в следующих болезнях, кои всякий младенец после преодолеть должен, а особливо при выходе первых зубов, оная смертоносная болезнь удобнее возобновится… Упрямых попов, кои хотят насильно крестить холодной водою, почитаю я палачами, затем что желают после родин и крестин вскоре и похорон для своей корысти”.[156]
Как видим, диаметрально противоположное мнение. И сейчас “палачами” почитают многие тех родителей, которые погружают ребенка в прорубь. Однако до сих пор, когда уже сотни младенцев в последние годы познали прорубь, никто не наблюдал признаков “падучей болезни”, а наоборот, наблюдали излечение многих распространенных у детей заболеваний, особенно инфекционных. А когда у ребенка лезут зубы, купание в ледяной воде значительно облегчает его страдания. И верно ли то, что “всякий младенец после преодолеть должен” некие болезни? Благодаря естественному образу жизни и закаливанию сегодня многие дети, несмотря на многочисленные пророчества, так ничем и не заболели кроме легких простуд, не сделав при этом ни одной прививки. (А может быть эти “следующие болезни” проходили у них в такой форме?)
Мнения ортодоксальных медиков, как уже отмечалось, в основном отрицательные. Говорят о так называемой цене адаптации, которую заплатит ребенок из-за таких процедур. Ссылаются также на отсутствие научных данных (которые естественно не могут появиться, если проблема отвергается сразу же).
Вот мнение известного специалиста в области закаливания А.Н.Колгушкина:
“Первичный положительный результат закаливания ледяной водой часто проявляется сразу же: дети крепнут на глазах, избавляются от простудных заболеваний, быстрее развиваются. Но не менее важны и отдаленные последствия. Возьмем, к примеру, девочку. Ее организм нежнее и восприимчивее к сильным стрессам, к температурным колебаниям внешней среды, к холоду, к кожным раздражениям. У нее повышена нервно-психическая возбудимость, недостаточна стойкость против стрессов. Ребенок по пути к расцвету женственности, зрелости и материнству должен пройти несколько стадий развития: детство, подростковый период, юность, когда происходят сложнейшие физиологические и психические процессы, гармонично развивающие все жизненные системы организма, закладывающие основы здоровья на всю жизнь, в том числе способность к материнству, как один из важнейших критериев здоровья. Вот до периода материнства и должен продлиться эксперимент, то есть до 18–20 лет. Тогда только можно уверенно сказать, что купания в снегу и холодной воде ребенку, подростку, девушке полезны на всех возрастных стадиях развития, что они не имеют отдаленных отрицательных последствий”.[157]
Точка зрения вполне обоснованная и, вероятно, многие с ней могли бы согласиться. Однако странно, что, говоря об отдаленных последствиях раннего начала закаливания, мало кто задумывается об отдаленных последствиях лечения (точнее говорить залечивания) грудных и новорожденных детей антибиотиками и психотропными средствами, о последствиях психических травм при рождении, гарантированных при сегодняшней системе родовспоможения, об отдаленных последствиях массовых иммунизаций. Сегодня все большее число родителей убеждается в порочности медицинизированного подхода к ребенку. Большинство медицинских работников не замечает и этого, несмотря на рост детской заболеваемости, уповая на новейшие препараты и процедуры, создавая новые вакцины и усиливая опеку, насаждая все те же старые принципы. Если верно то, что здоровье закладывается с детства, то по сегодняшнему уровню здоровья молодого поколения мы вполне можем судить о последствиях того, что предлагается для детей. Что касается материнства, то число бесплодных женщин и гинекологических больных говорит само за себя.
Верно, что ребенок должен пройти несколько стадий развития, имеющих свои особенности, до зрелости и материнства. Но здесь мы должны говорить о дозировке процедур и едва ли об отказе от них “до 16–18 лет, до завершения периода полового созревания, когда организм в основном сформируется…”.[158] В современных условиях, возможно, логичнее верить древнему опыту народов и субъективным ощущениям родителей, чем ждать каких-либо научных обоснований. Ибо пока мы видим лишь положительные результаты такого закаливания и отрицательные последствия традиционного подхода к детям.
При соответствующих условиях погружение в ледяную прорубь является для ребенка воздействием в границах физиологического стресса и поэтому не должно вызывать потери в виде платы за адаптацию, что хорошо видно из описанных нами ранее свойств физиологического и патологического стрессов.
Вот как отвечает на вопрос о возможности погружения ребенка в прорубь И.А.Аршавский: “…да, погружать ребенка, даже первых недель жизни, в такую воду и тотчас же извлечь можно; никакими отрицательными последствиями на последующем развитии ребенка это не скажется”.[159] Но при этом он подчеркивает и важность контроля степени воздействия. Критерий – повышение мышечного тонуса и двигательной активности. Отсутствие этих реакций будет свидетельствовать, что воздействие переходит границы физиологического стресса.
Однако далее И.А.Аршавский отмечает: “Итак, мгновенное погружение допустимо. Однако для закаливания оно не обязательно, а значит, по-видимому, и нежелательно”.[160]
Можно бы согласиться с известным ученым, если бы не одно обстоятельство. Вот незатейливый сюжет в картинках для детей: мальчики играют в хоккей на льду замерзшей речки; один из них проваливается под лед, промочив ноги, после чего товарищи помогают ему быстро добежать до дома. Финал истории: мальчик в постели, с толстым компрессом на горле, на тумбочке бутылка с микстурой, а вокруг друзья, пришедшие его навестить. Воспитательная задача этого сюжета проста и понятна: друга нельзя оставлять в беде. Однако попутно проходит и еще одна логическая связь между промоченными ногами и сильной простудой. Эта связь прочно укрепилась в сознании большинства людей, и никакие холодные обливания не помогут ее разрушить. Ведь мальчик провалился не в ванну, а в прорубь.
Даже при обливаниях самой холодной водой в домашних условиях всегда остается подсознательный страх перед водой в естественных условиях, то есть в проруби, а также перед снегом.
Вспомним, что именно закаливание в естественных условиях будет иметь наибольшую ценность в формировании у ребенка экологического мышления.
Какие же непременные условия должны соблюдаться при погружении детей в прорубь?
Во-первых, естественный образ жизни ребенка. Тех, кто критикует купание детей в проруби, можно считать правыми в том смысле, что для ребенка, воспитываемого традиционно, а стало быть, имеющего нарушенную терморегуляцию, такая нагрузка может оказаться слишком сильной.
Во-вторых, сами родители (или хотя бы один из них) должны использовать эту процедуру в своем закаливании. В этой сильной процедуре особенно должны быть исключены возможные подсознательные страхи. Психический настрой должен быть исключительно положительным.
В-третьих, весьма желательно, чтобы мать занималась закаливанием во время беременности, в том числе и купанием в проруби.
В-четвертых, эта “пиковая” процедура должна проводиться на фоне других закаливающих мероприятий (гимнастика, плавание, воздух и солнце и т.д.).
Необходимо также отметить, что речь идет вовсе не о “моржевании”, то есть о регулярном и частом купании в проруби, могущим быть при этом и длительным по времени. Речь идет об эпизодических погружениях, происходящих обычно не чаще одного раза в неделю. (Более частые лишь в случаях определенных заболеваний.) При регулярных частых купаниях реакция организма может перейти границы физиологического стресса. “Частое и систематическое повторение подобных процедур исчерпывает адаптивные возможности и может в дальнейшем сказаться задержкой развития и снижением иммунобиологической устойчивости”.[161]
Погружать детей в прорубь некоторые родители начинают с месячного возраста, а иногда и раньше. Как правило, лучше самому залезть в воду вместе с малышом, окунуть его (включая голову) один или несколько раз подряд. После этого завернуть в одеяло, по возможности зайти в теплое помещение и приложить его к груди.
Еще раз отметим, что как ни при какой другой процедуре здесь важна подготовленность родителей и настрой на положительный результат.
Баня
Баня – исключительно полезная закаливающая процедура, благотворно влияющая на весь организм. Банная процедура – прекрасная гигиена тела. В банном жару погибают многие бактерии, повышается температура внутренних органов, что активизирует их работу, выводит токсичные продукты обмена веществ. При высокой температуре тела организм производит интерферон и глобулины, что делает баню мощным профилактическим средством против инфекционных заболеваний. При банной процедуре улучшается деятельность потовых и сальных желез, улучшается обмен веществ. Благотворно влияет баня на мышцы и суставы.
Однако баню не рекомендуют для новорожденных и грудных детей по хорошо известным причинам. Можно допустить, что грязная общественная баня – не лучшее место для маленького ребенка. Однако в подходящих условиях они могут получить от нее огромную пользу. Ведь раньше баня считалась достоянием людей всех возрастов. Новорожденных не только парили в банях – зачастую там они и рождались.
Вот рассказ врача из книги Е.А.Покровского “Физическое развитие детей разных народов”:
“Хозяйка моей квартиры ночью родила. А утром я ее встретил с новорожденным на улице. Она в одной рубахе, юбке и босиком; ребенок на тряпке, но лицо, голова, живот и ножонки открыты и красны, как кумач, – доказательство, что он был в бане. Это было в январе, мороз сильный, баня от избы 200 сажень. Родительница по настоящее время здорова, а ребенок растет и уже чуть ли не невеста”.[162] А вот строчки из эстонского эпоса “Калевипоэг”: “Линда гуляла: подходит час великий разрешенья… Истопить велела баню, застелить полок соломой, ложе стонов подготовить… Жарко бабы топят баню, воду носят из колодца…”
Использование бань для рождения детей, а также просто банная процедура для малышей имеет под собой глубокую основу. Здесь, как и во многом другом, проявлялись народная мудрость и наблюдательность. Действительно, баня придает тканям эластичность, а суставам – подвижность. Поэтому обычай париться непосредственно перед родами способствовал тому, что сами роды были менее травмирующими как для ребенка – за счет более легкого прохождения через родовой канал, так и для матери – за счет лучшей растяжимости тканей промежности. Условия парной позволяют хорошо расслабиться, что приводит к меньшей болезненности родов. Этому же способствует гипоксемия, имеющая место при нахождении в парной. Кроме того, высокая температура, по-видимому, стимулирует родовую деятельность.
Еще об одном достоинстве бани в этом отношении. При рождении ребенка у женщины часто происходят микросмещения костей крестцового сочленения, что вызывает впоследствии боли в крестце и пояснице, а иногда и функциональные расстройства органов полости таза из-за нарушенной вследствие этого их иннервации. Баня способствует существенному уменьшению этого явления.
Какую же пользу получает младенец? Как уже говорилось, менее травмирующее рождение. Далее, пребывание в условиях парной, так же как и обливание холодной водой, “запускает” систему терморегуляции. Хорошо включаются в работу сальные и потовые железы. Усиление обмена веществ и стимулирующее влияние бани на внутренние органы способствуют активному выводу из организма билирубина, что предохраняет ребенка от послеродовой желтухи.
У ребенка также после рождения имеются микросмещения позвонков, как правило, в области шеи. Известно, насколько велика в жизнедеятельности организма роль шейного ганглия. Небольшие ущемления нервных волокон в этой области в дальнейшем могут привести к функциональным нарушениям во многих органах. В этом случае лечение самого органа не эффективно до тех пор, пока не будет устранена причина. Однако диагностика таких микросмещений сразу после рождения крайне затруднительна. В бане у младенца восстановление положения позвонков, по-видимому, должно в какой-то степени происходить само собой.
Заметим также, что парная предоставляет стерильную атмосферу и тем самым имеет профилактическое значение против инфицирования матери и ребенка в условиях общей антисанитарии. Не исключено, что влияние бани на обмен веществ улучшает гормональный обмен между матерью и ребенком, интенсивно идущий во время родов, что приводит к усилению иммунитета ребенка и быстрейшему восстановлению матери после родов.
Обычно грудные и новорожденные дети хорошо переносят банный жар. Правда, допустимые нагрузки для них существенно меньшие, чем для взрослых. Дети ведут себя в парной спокойно и даже сосут грудь. Лучший критерий дозировки – это состояние ребенка как в парной, так и после процедуры. Если малыш начинает капризничать, вести себя беспокойно, или, наоборот, становится вялым, то следует выйти из парной. После бани ребенок обычно спит. Если он возбуждается, то следует снизить нагрузку.
Потоотделение у маленьких детей становится заметным лишь через несколько посещений бани, и оно, конечно, значительно меньше, чем у взрослого.
Следует учитывать, что маленькие дети перегревание переносят хуже, чем переохлаждение. Поэтому после каждого захода в парную, выждав 1–2 минуты, хорошо окунуться вместе с ребенком в прохладный бассейн или принять холодный душ, чтобы отвести лишнее тепло.
Регулярное (обычно не чаще 1 раза в неделю) посещение бани с грудными детьми действует на них очень благотворно. У ребенка улучшается сон, общее состояние, он лучше переносит колебания температуры. С помощью парной можно эффективно помочь организму ребенка справиться с токсичными веществами, содержащимися в вакцинах, и лекарствами, оставшимися после медикализированных родов в родильном доме. В парной хорошо снимается характерный тонус у ребенка, возникающий вследствие медикаментозной стимуляции родовой дятельности. Хорошо помогает баня при начинающихся простудах, гриппе. Одним словом, опыт показывает, что баня так же полезна самым маленьким, как и взрослым.
Заключение
Какими мы придем в третье тысячелетие? Какова судьба нашей цивилизации? Долгосрочные прогнозы делать трудно. Однако совершенно ясно, что трудно ожидать настоящего прогресса, характеризующегося прежде всего глубокими изменениями человеческих возможностей и взаимоотношений человека с природой, обретением человеком некоего высшего смысла существования, отличного от существования “особо организованного животного”, если мы не поймем, наконец, что этот высший смысл, наше будущее с каждым новым ребенком вынашивается в материнском чреве и взывает к нам после рождения, требует быть услышанным и воспринятым. Услышим ли мы этот глас, приходящий к нам из Неведомого, или по-прежнему будем проявлять вопиющее невежество и слепоту, напыщенные гордостью собственного совершенства перед этими недоделанными и несовершенными созданиями – нашими детьми?
Что можно ожидать от общества, где отличительной чертой отношения к детям является насилие? Насилие с того времени, когда ребенок еще не родился. И если родители великодушно позволяют новой жизни развиваться, то насилие становится постоянным спутником этого развития. Роды, младенчество – нет сегодня другой области, где насилие к человеку было бы выражено так ярко и при этом прикрывалось множеством высокопарных фраз о заботе о будущем поколении. И подобно средневековой инквизиции, освящаемой церковью, сегодняшнее насилие над младенцами освящается медицинской наукой – этой новейшей религией, низводящей человека до состояния хронического пациента.
Мы настолько привыкли к насилию, что – самое страшное – перестали считать это насилием. Дети, с надрывом плачущие в своих кроватках в отрыве от матерей – обычная роддомовская картина это нормально. Нормально даже для большинства матерей, воспринимающих это разделение как благо, как должное, как достижение цивилизации. Войдите в любую детскую поликлинику. Матери, выйдя от врача, туго спеленывают своих детей. И никто не обращает внимания на их плач. Это нормально. Они протестуют против ограничения своей свободы? Чушь! Младенец на то и младенец, чтобы плакать. Но плач-то бывает разный. Плач радости и плач жертвы… А вот мама несет малыша, чтобы с помощью шприца в него ввели набор высокотоксичных веществ, называемых вакциной. Она его любит, она о нем заботится. Ватное одеяло в летнюю пору – тоже признак материнской любви.
Каким может быть общество, где все дети – жертвы? А жертва не всегда пассивна. Всего один шаг – и жертва превращается в яростного агрессора, ослепленного, лишенного рассудка, не склонного делить окружающих на правых и виноватых. Пока не исчезнет насилие над детьми, все нынешнее общество будет пропитано насилием. Может быть, не явным, а скрытым, тонким, изощренным, но насилием.
Отсутствие в нашей жизни такого явления, как культура перинатального периода, приводит к тому, что родители превращаются в послушную паству новой медицинской религии, уверовав в свою беспомощность и некомпетентность. Рождение малыша в условиях родильного дома, в окружении медицинского оборудования, с применением медикаментов без специальных показаний – специфический обряд посвящения в пациенты, которым, он собственно, стал вместе с матерью еще до своего рождения. Все дальнейшие обряды в течение первого года жизни, такие как прививки, контрольные взвешивания и т.д. – это еще один шаг к постижению веры, веры в свою беспомощность и незащищенность от опасного окружающего мира. На алтарь этой веры родители приносят свое родительское чутье, свою способность и возможность давать ребенку то, чего не даст ему больше никто, ощущение мира как своего родного дома. Вместо этого возводится стена отчуждения, любовь и забота пропитаны страхом.
Единственный способ, которым мы можем сделать наших детей здоровыми, вырастить настоящими хозяевами своей жизни, а не ее жертвами, – это родительская сознательность, осознанность наших действий по отношению к детям. Вера тоже должна быть осознанной, вера как свидетельство силы, а не беспомощности.
Подход к младенцу первого года жизни, выраженный в этой книге, – лишь первые шаги, первый опыт в приобретении этой осознанности. И опыт многих родителей, следующих этим принципам, показывает, что не все еще потеряно, что мы можем возродить утраченное культурное звено.
Медицинская наука продолжает свои поиски насущных проблем раннего детства и строит свои прогнозы. Вот пример “научных” фантазий, выражающий специфическое медицинизированное отношение к нашей жизни:
“Представим себе, что мы попали в XXI век. Идет год, ну, скажем 2020…
Если кто-либо захотел бы сопоставить сегодняшний уровень развития биомедицины и нового периода (назовем их для удобства первым и вторым периодами), то можно было бы увидеть многочисленные связи между ними. И все же перемены будут разительны.
Еще в первом периоде была высказана гипотеза, что если удлинить срок развития и созревания организма, то тем самым можно существенно увеличить максимальную продолжительность жизни. Например, при длительности периода созревания около 50 лет средняя продолжительность жизни должна увеличиться до 250 лет. Это предположение подтвердилось, и теперь специальными способами несколько увеличивали как длительность беременности, так и периода полового созревания. В относительно ранние сроки беременности извлекались клетки из оболочек зародыша для исследования, позволяющего выявить дефектные гены. Существовала также научная школа, занимавшаяся исправлением генетических дефектов. Последователи этого направления производили оплодотворение яйцеклетки вне организма, а затем, после генетического обследования эмбриона, его трансплантировали в подготовленный соответствующими гормонами организм будущей матери. (Наконец, радикальная научная школа исходила из того, что весь период эмбрионального развития необходимо производить вне организма в специально контролируемых условиях, но по психологическим мотивам это направление имело мало сторонников). В период беременности особенно строго контролировали состояние обмена веществ в организме матери…” [163]
Чуть пофантазировав, несложно представить, как проходили бы роды и период раннего младенчества. Можно бы улыбнуться, но ведь самое печальное в том, что это вовсе не шутка. Это грезы ученого о будущем. И в той или иной степени большинство ученых-медиков видит будущее в том же свете. Исправить несовершенную природу – вот основной лейтмотив всех помыслов и действий. Что это, как не все то же насилие? Это вера, религия, забывающая о том, для кого она предназначена, – о человеке. По словам известного американского врача доктора Роберта Мендельсона, “проблемой современной медицины является то, что она полностью игнорирует этику”.[164]
Отсутствие этики и, соответственно, сведение феномена человека полностью к сфере физиологии порождает различные тенденции в вопросах здоровья.
“Я предположил бы существование двух расходящихся тенденций…”, – отмечает Р.Мендельсон. – “Большинство… будет продолжать идти тем же путем, в направлении медицинизации своих жизней, со все новыми и новыми докторами, новой и новой медициной, хирургией и новыми и новыми больницами. Меньшинство будет идти путем хорошей предродовой подготовки, домашних родов, грудного вскармливания и далее прочь от докторов и больниц”.[165]
Вторая тенденция – это иной взгляд на человека в целом, подход осознанный, построенный прежде всего на этике. Главный мотив здесь – не исправлять “ошибок природы”, не совершать над ней насилие, а следовать ее законам. Это подход экологический, направленный на единство человека с природой, на использование действующих в ней сил посредством установления гармонии, а не завоевания, покорения, насилия.
Природа не исчерпала своих возможностей в эволюции человека. У младенца реализация этих возможностей заложена в удовлетворении его естественных потребностей. Именно естественных, а не формирование новых, “цивилизованных” – в комфорте, деликатесной еде и переедании, отсутствии движений и т.д. “Окультуривая” эти потребности, т.е. приводя их в соответствие с нашими жизненными условиями, можно добиться высоких результатов в здоровье и психическом развитии детей.
Явления импринтинга (раннего запечатлевания) и физиологического стресса – те главные механизмы, опираясь на которые мы можем с самого раннего возраста открыть возможность действия могучих природных сил, управляющих эволюцией, заложить основы экологического мышления и гармоничной жизни. “Реакции типа физиологического стресса, – отмечал И.А.Аршавский, – являются основой прогрессивной эволюции как в онто- так и филогенезе. Эти пути еще не закрыты и для прогрессивных преобразований в эволюции человека”.[166]
Главная цель, которую мы преследовали, – это не строгие методические указания для родителей. Мы хотели скорее показать основные проблемы, нежели их окончательно разрешить. Поскольку осознанное родительство начинается прежде всего с понимания этих проблем. Конкретные же подходы в каждом отдельном случае должны определяться самими родителями. Это – прерогатива их творческого подхода, творчества, основанного на знании, а, главное, чувствовании своего малыша. Воспитывать ребенка по книге – идея совершенно абсурдная и бесплодная. Но книга может помочь приобрести личный опыт, всегда включающий в себя не только опыт практических действий, но и результаты наших умственных усилий, результаты осмысления тех или иных проблем. А все, что мы можем дать своим детям, – это в конечном итоге лишь наш индивидуальный жизненный опыт.
Приложение
К.Н.Мхитарян
Астрологические представления о роли перинатального периода в судьбе человека
Согласно астрологическим представлениям, судьба человека с большой точностью может быть определена из его катальной карты, или гороскопа. Гороскоп – это символическое изображение Солнечной Системы так, как она видна из места рождения. Натальная карта (гороскоп) задает сценарий (также символический), или “матрицу” будущих событий и порядок их реализации. Предсказательные процедуры в астрологии сводятся, в некотором смысле, к сравнению натальной карты и прогрессивных карт символических изображений Солнечной Системы так, как она видна из места нахождения ребенка в течении 1-х суток или 1-го года от момента его рождения.
Предсказание основано на принципе символического преобразования времен: каждый год будущей жизни человека приравнивается к 4-м минутам первых суток или к одному дню первого года его жизни.
Например, чтобы определить события, которые произойдут на 30-м году жизни человека, рассматривается символическое изображение Солнечной Системы – как она видна через 2 часа (или 30 дней) после его рождения. Это изображение сравнивается с исходным изображением, т.е. с натальной картой. Результат сравнения интерпретируется как некоторый тип события.
Астрологическое предсказание не фатально. Скорее оно напоминает многовариантный сценарий, который предусматривает и счастливые и несчастные исходы. Тем не менее астрологический прогноз четко указывает структуру события, соотношение между числами и обстоятельствами, его определяющими.
Вложить в структуру событий сущностное содержание может только свободная воля человека. Точность конкретного прогноза астролога опирается в большой степени на оценку качества этой воли, ее потенции у квестора (человека, натальную карту которого рассматривает астролог).
Таким образом, с точки зрения астролога, структура судьбы человека (ее сценарий или секрет) предопределена моментом и местом его рождения.
При этом событийная структура малых интервалов времени с момента рождения человека несет в себе символическое изображение событийной структуры больших временных интервалов, охватывающих всю человеческую жизнь (и даже проистекающие из нее следствия).
Такую точку зрения нельзя совместить с представлениями (достаточно распространенными) об астрологии как о науке, изучающей “влияние” планет и звезд на Землю. Во-первых, теория “влияния” не может объяснить универсальность астрологического сценария, т.е. одновременный учет таких факторов, как наследственность, окружающая среда, воспитание, данное родителями и т.п. Эти факторы, разумеется, не зависят (по крайней мере прямо) от планетных “влияний” и совершенно ясно, что предполагаемые “влияния” занимали бы в их ряду далеко не первое место.
Во-вторых, в абсолютном большинстве предсказательных процедур (и во всех процедурах, предсказывающих хоть сколь-нибудь серьезные события) используют не изображения реальных планет, а изображения символических точек, ничего общего с местоположением настоящих планет не имеющих. Разумеется, такие символические точки никак “влиять” на Землю не могут.
Более правильным представляется утверждение о том, что каждый момент времени и место пространства обладают неповторимой индивидуальностью, внутренней, только ему присущей потенцией. Новорожденный принимает индивидуальность момента (и места), в которой (в котором) он был рожден, за эталон, опорную систему восприятия мира. Любое событие в его жизни есть результат сравнения эталона индивидуальности момента его рождения с индивидуальностью момента, в который это событие происходит.
Событийное время, т.е. время как последовательность субъективно воспринимаемых событий, обладает свойством холистичности. Это означает, что событийная структура малых его интервалов (с момента рождения индивидуума) символически отражает событийную структуру больших временных интервалов (покрывающих жизнь индивидуума). То, как происходило рождение ребенка, и то, как протекали первые часы (сутки, недели и месяцы) его жизни, есть символическое изображение всей его будущей жизни.
Одна из суффийских легенд гласит, что некий весьма образованный астролог, потешавшийся над “тайным знанием” суфиев, столкнулся с одним из них в момент рождения своего сына. Суфий зашел в дом спросить милостыню. Желая высмеять неуча, астролог предложил суфию предсказать судьбу младенца. Суфий попросил разрешения немного понаблюдать за новорожденным. Спустя какое-то время в окно влетела оса. Она села на младенца и окружающие замерли в ужасе: укус осы может убить маленького ребенка. Однако не растерявшийся дядя молниеносным движением сбросил осу, схватил ее и убил, не испугавшись жала. В тот же момент луч Солнца упал на лицо новорожденного, и он заплакал. Тогда суфий встал и сказал, что, по его мнению, ребенок достигнет видного положения при дворе правителя, однако будет момент, когда его оклевещут перед владыкой враги. Ему будет угрожать смерть. Но найдется у него верный друг, который не только спасет ему жизнь, но и убьет его врага. К изумлению астролога, звездная карта показывала то же самое. Мы же со своей стороны можем сказать, что, несмотря на всю свою осведомленность, астролог в легенде не умел читать символизма событий, а суфий умел.
Из сказанного вытекают два практических вывода. Первый: принимая ребенка в Мир, вы имеете уникальную возможность как-то устроить для него этот мир. Чтобы вы ни делали потом, момент родов и первые сутки – решающие. Все дальнейшее будет рассматриваться вашим ребенком через призму именно этого, внешне коротенького, промежутка времени.
Второй: бесполезно обращаться к астрологу, чтобы он определил “благоприятные” и “неблагоприятные” моменты рождения и зачатия ребенка. Точнее говоря, это второстепенно. Если вы стараетесь для вашего будущего ребенка с любовью, если входящего в жизнь примете как Личность, а не как игрушку, у вас не получится “неблагоприятного” момента родов, и поверьте, природа выберет его вам с большим вкусом и размахом, нежели астролог.
Автору этих комментариев и его учителю приходилось сталкиваться с очень нервными и взбалмошными женщинами, которые, исходя из идеи “благоприятного момента”, хотели улучшить гороскопы своих будущих детей любой ценой, а именно ценой кесарева сечения. Необходимые расчеты были проведены, даты подобраны, достигнута договоренность с врачами. И что же? Перегорал свет в операционной, ломался транспорт, заболевал хирург и в результате ребенок появлялся на свет в момент, когда его натальная карта точно соответствовала той воспитательной категории, которой обладала его мама. Природу нельзя обмануть! Поэтому правильная организация периода беременности, родов и непосредственно следующего за родами периода – неизмеримо более грамотный с астрологической точки зрения акт, нежели высчитывание (обычно, к тому же, неграмотное) “благоприятных” и “неблагоприятных” интервалов. Это, разумеется, не исключает ни консультаций с астрологами, ни использование специальных астрологических знаний. Автор надеется посвятить этим вопросам отдельную книгу.
К каким же символическим событиям и нашим изменениям в сценарии судьбы должен, с точки зрения астролога, привести подход, изложенный в этой книге?
Первая особенность предлагаемого подхода – отношение к новорожденному как к Личности. Ребенок мыслится самостоятельной сущностью, входящей в эту жизнь, чтобы прожить свою Судьбу. За ним признаются все права, даже включая право на раннюю Смерть. Роль родителей сводится, прежде всего, к роли проводников, обеспечивающих ребенку возможность появления в нашем Мире и защиту на начальных этапах его развития, когда сам он не в состоянии себя защитить. С астрологической точки зрения, это мужской, Солнечный подход. В картах детей, рожденных от родителей с подобной установкой, должен быть выделенный, усиленный аспектами, проведенными от символизирующих родителей планет, Асцендент (символическое изображение горизонта, интересующий нас Личностный План человека).
Методика приведет (и это подтверждается опытом автора данных комментариев) к усилению роли Урана – планеты, ответственной за новое, непредсказуемое в жизни человека, его прорыва в неведомое.
Увеличение комфортности рождения, его естественность, гармонизируют Луну и Сатурн, усиливают их положение в натальной карте. Как следствие – смягчение фрейдистских комплексов, большая уверенность в себе, в то же время большая сдержанность, умение сочетать необходимое и желаемое, твердость и мягкость, милосердие и закон. Луна символизирует защиту, аспект Богоматери, милосердия в жизни человека. Гармоничная Луна приводит к интуитивной уверенности в милосердии мира и… эта уверенность неизменно оправдывается, словно над человеком стоит ангел-хранитель.
Луна – это архетипическая мать. И образ ее формируется по первоощущению матери настоящей. Поэтому так важно поднести ребенка к матери сразу после рождения. У такого ребенка даже в самом плохом случае будет положительный аспект Луны – символ его первого воспоминания о проявленной к нему доброте, сострадании.
Сатурн символизирует аспект закона, ограничения, мужской, отцовский аспект Божества. Сатурн – это архетипический отец, образ которого формируется из первоощущения земного отца. Присутствие отца при родах, его помощь матери, участие в ребенке создают в новорожденном внутреннюю готовность принятия Закона, если угодно, аспект Богоприятия. Кроме того, в начальный момент жизни новорожденного Отец состоит в союзе с Матерью – союзе, направленном на его, новорожденного, благополучие. А это мифологически означает, что Бог-Отец и Богоматерь соединились в помощь вновь пришедшему. Естественно, что так принятый в мир и увидит мир по-иному, чем обычно, – по-доброму. Очень важной является рекомендация рожать дома. Обычно рождение в наше время происходит в больнице. Это символизирует зависимость современного человека от благотворительных структур – систем социального обеспечения. Его благосостояние связано с тем, каковы в обществе возможности благотворной опеки, – положение, вообще говоря, унизительное.
Еще век назад большая часть родов проходила дома. Дом – символическое IV поле гороскопа – изображает род человека, его от<