Преодоление акустико-мнестической афазии
Как уже говорилось выше, при этой форме афазии из-за нарушения слухоречевой памяти на ее нейронном, корковом уровне возникают расстройства понимания серийно организованного высказывания. При этом наблюдаются трудности удержания в памяти воспринимаемых на слух серий слов (как не связанного смыслом простого перечисления слов, например ухо, лес, рак, так и серии слов, входящих в предложения). Больные с акустико-мнестической афазией успевают «запомнить» из 3—4 слов первое и последнее слово, не удерживая в памяти «центральные» слова (например, из серии слов «суп», «нос», «рак», «кот» больной после небольшой паузы сможет повторить лишь слова суп и кот, а если паузу увеличить, то и эти слова «сотрутся» из его слухоречевой памяти). Причем интеллект и все другие виды памяти (зрительная, тактильная, на события жизни и т.п.) у больного сохранены. Больной не успевает «схватить» все элементы предложения, поэтому отвечает невпопад, теряется во время беседы с двумя, тремя собеседниками, говорящими в быстром темпе, с трудом понимает речь по радио и телевидению, не может записать под диктовку чужой адрес, номер телефона и т.п. Однако этим его речевые трудности не ограничиваются. Больному необыкновенно трудно вспоминать названия предметов (амнестические трудности), действий, дат, простых чисел, прилагательных и наречий, нередко он заменяет их другими словами, относящимися прямо или косвенно к искомым словам. Так, вместо «мальчик читает» больной может сказать «человек чем-то занимается, очень хороший человек, умница, маленький» и, понимая, что нашел неточные слова, просит подсказать ему точные. Повторение отдельных слов, чтение несложного текста, запись отдельных слов под диктовку остаются сохранными.
При этой форме афазии нарушается объем слухоречевой памяти, обусловленный, вероятно, тем, что поле 21 височной доли коры головного мозга является и зоной перекрытия височной и затылочной доли (поле 37) и в то в же время получает постоянную активацию от «задних» подкорковых отделов, их ядер и восходящих и нисходящих проводников, которые вследствие нарушения коры головного мозга вторично снижают свою активацию. Кроме того, нельзя забывать, что при восприятии речи на слух в клишеобразной ситуативной речи выпадает в слове восприятие неударных слогов, а во фразе — малоинформативных слов и акцентируется внимание на слове интонационно выделенном, на которое «падает» логическое ударение, оно может стоять как в начале, так и в конце устного «текста» собеседника. Все эти задачи осуществимы в процессе подготовительных заданий, некоторые из которых мы приводим.
В разделе «Преодоление акустико-мнестической афазии» сборника упражнений «Коррекция сложных речевых расстройств» (стр. 236—266) предлагается система заданий (всего 56 заданий), помогающих постепенно расширить у больного объем слухоречевой памяти, что облегчает ему преодоление амнестических трудностей при нахождении названия предметов и действий. Основными «рычагами» и «костылями» в преодолении акустико-мнестической афазии являются не только сохранный фонематический слух на отдельные звуки речи, не только относительно сохранная устная речь больного, сохранность чтения и письма на уровне отдельных слов, но и: 1) зрительная память; 2) воспитание прогнозирования и планирования воспринимаемой речи с опорой на зрительное восприятие предметов; 3) восстановление представления о качествах предмета или действия; 4) соотнесение предмета с категорией, к которой он относится, например, обувь, овощи и т.п., названия городов, стран и т.п.; 5) удержание в памяти разной степени сложности чисел.
В процессе письма у больных возникают трудности не только в нахождении слова, но и в нахождении нужного окончания существительных в косвенных падежах, согласовании в роде и числе глаголов и существительных, трудности употребления местоимений. Желательно, чтобы больной начал схематически рисовать предметы, изображенные на рисунках пособия, уточняя и называя их детали (например, стол — письменный стол, это его ножки, не ноги, а ножки. Это крышка стола, на ней пишут. Крышки бывают и у других предметов, но у них другие функции. Ящики стола и т.д. А это кочан капусты. Это листья капусты. Внутри кочана кочерыжка. Кочан круглый. Крепкий. А бывает рыхлый. Капуста бывает свежая... и т.д.). Эти упражнения, закрепленные схематичным рисунком больного, содействуют преодолению амнестических трудностей.
Особое место в системе преодоления амнестических трудностей занимают задания на составление кратких письменных предложений, записанных больным по схеме: кто? что делает? где? куда? зачем? и т.д. В этом сказывается роль лобной доли.
подлежащее------------------ > сказуемое------------ > дополнение и т.д.
Их цель — ограничить многоречивость больного, приучить его к контролю, планированию высказывания по простой сюжетной картинке, к точности выбора слов, после чего можно перейти к составлению несложных текстов по сериям картинок, а затем к самостоятельному написанию рассказов по репродукциям (открыткам) бытовых картин русских и зарубежных художников, желательно с юмористическим или историческим сюжетом, чтобы больному было интересно самостоятельно работать. Рассказ по репродукции больной может написать в течение нескольких дней, уточняя детали картины, эпоху, в которую жил художник, и время, им изображенное.
Больные с акустико-мнестической афазией крайне тяжело переживают свой речевой дефект. Иногда они трудны в общении, но отличаются очень высокой трудоспособностью, стремлением преодолеть болезнь и в большинстве случаев успешно справляются с этой задачей. Больные с этой формой афазии являются самыми перспективными, возвращаются к работе даже писателя, литературоведа и режиссера, для которого слухоречевая память в работе с актерами в высшей степени значительна.
Приведем примерную последовательность заданий. Задание. Потренируйте зрительную память. Посмотрите на рисунки, закройте их и вспомните, что вы видели.
Булка, суп, яблоко, кувшин, масло, конфеты.
Задание. Посмотрите на рисунки, закройте их и вспомните, что вы видели. Первый ряд рисунков; второй ряд рисунков; третий ряд рисунков.
Рука, арбуз, сахар; флаги, конфеты, цветы; заяц, щука, щенок.
Задание. Помогите больному показать два рисунка из трех, а затем три рисунка из четырех. Сделайте разные комбинации в последовательности рисунков.
Задание. Задание рассчитано на 5 занятий. Прочитайте предложения из трех слов (вопросы: кто? что делает? кого? что? чем?). Найдите их на рисунках. Подчеркните глагол в предложениях. Запишите эти предложения под диктовку.
Мальчик гонит корову в поле. Девочка бегает на коньках. Мама кормит дочку манной кашей. Она держит дочку на коленях. Дети выпускают белку из клетки.
Задание. Задание рассчитано на 10 занятий. Попросите больного найти по два числа 7, 2; 6, 5; 9, 4; 8, 3; 1, 7; по три числа 2, 6, 7; 5, 6, 9; 8, 6, 3 и т.д.
Задание. Задание рассчитано на 10 занятий. Попросите больного срисовать вертикально и горизонтально расположенные прямоугольники, понять, что большинство окружающих нас предметов имеют форму прямоугольника, квадрата, круга и овала. Попросите сначала срисовать прямоугольники: флажок, зеркало, стол, стул, тетрадь, окно, дверь, а затем продолжить дорисовывание различных геометрических фигур до схематического изображения предметов. Предложите больному рассмотреть рисунки в разных разделах «Пособия» и схематично их дорисовать, выделяя и дорисовывая основные признаки предмета.
Задание. Существует множество интонаций, которые делят речь на определенные отрезки в два слова, в три слова и т.д.
Эти отрезки соответствуют речевому дыханию и имеют особые виды интонации: интонацию начала и интонацию конца и называются синтагмами. Проследите ритм этой интонации при перечислении порядкового счета, названий дней недели и месяцев года:
Один-два, три-четыре, пять-шесть, семь-восемь, девять-де-сять; понедельник-вторник, среда-четверг, пятница-суббота-воскресенье; январь-февраль-март; апрель-май-июнь, июль-август-сентябрь, октябрь-ноябрь-декабрь.
Обратите внимание больного на то, как его голос то повышается, то понижается. Запишите эти самые простые синтагмы под диктовку сначала по два, а затем по три, то есть январь-февраль-март, июль-август-сентябрь. У этих синтагм твердая временная последовательность.
Задание. Запишите под диктовку номера телефонов:
121-13-31, 921-11-29, 256-59-41, 291-17-80, 132-88-44, 945-54-19, 634-31-87, 281-32-18, 905-15-51, 593-39-25 и т.д. (диктовать можно как телефоны знакомых людей, так и придуманные).
Задание. Запишите под диктовку примеры:
35+16+27= , 74+18+55= , 432+18= , 587+48= , 826-35= , 967-89= и т.д.
Задание. Запишите под диктовку, а затем по памяти имена, отчества и фамилии знакомых людей.
Задание. Запишите под диктовку имена, отчества и фамилии известных писателей и поэтов.
Иван Андреевич Крылов, Александр Сергеевич Пушкин, Лев Николаевич Толстой, Иван Сергеевич Тургенев, Алексей Максимович Горький, Владимир Владимирович Маяковский и т.д.
Необходимо подчеркнуть, что больной должен «знать», «прогнозировать» «тематику» задания, опираясь либо на предметные и сюжетные рисунки, либо на числа, фамилии, имена и т.п.
Преодоление аграмматизма при акустико-мнестической афазии описано в работах Ж.М. Глозман, Н.Г. Калиты, Л.С. Цветковой и других авторов.
В заключение этого раздела считаем необходимым подчеркнуть некоторые особенности лексического состава речи больных с амнестико-семантической и акустико-гностическои афазиями, что нужно учитывать при понимании некоторых сторон их речевых расстройств, а следовательно, при выборе соответствующих приемов их преодоления, а также при вопросе о неназойливом использовании схемы предложения при эфферентной моторной и акустико-мнестической афазиях.
Больные с акустико-мнестической афазией чрезвычайно многоречивы, что объясняется стремлением довести свою мысль до слушателя. Больные осознают, что собеседник затрудняется в понимании их речи, и пытаются подобрать более точные слова для передачи замысла высказывания, но не находят этих слов и вторично или третично пытаются найти подходящие слова, которые зачастую заменяются либо местоимениями, либо неудачно найденным словом. Схема предложения, сюжетные рисунки и «слова для справок», данные к рисункам, среди которых больной может найти нужное слово (опять-таки при помощи чтения!), своими рамками и вопросами организуют его речь, восстанавливают функцию называния предмета, действия или его качества, ограничивают его речевую активность, восстанавливают необходимое для общения ядро лексикона. Первоначально больному предлагаются рисунки на сугубо бытовые темы.
При эфферентной же моторной афазии схема предложения содействует развертыванию фразы, акцентируя его внимание на так называемой группе сказуемого. Кстати, надо помнить, что аграмматизм этих двух форм афазий весьма различен. Если больные с ЭМА как бы игнорируют флексии ко-семантической афазии тем, что при последней нарушается прежде всего ядро лексикона, о чем свидетельствует обилие вербальных парафазии, не наблюдаемых при амнестико-се-мантической афазии. Изучение вербальных парафазии, проведенное Э.С. Бейн (1977, 1961), И.Т. Власенко (1990), многократно наблюдаемых и собираемых нами, показывает, что вербальные замены у больных с акустико-мнестической афазией изящны, абстрактны, не всегда объяснимы, например, «Спрячь хлеб в гардероб», «Волк увидел охотников и деликатно скрылся в кустах», стена — «простыня» и т.п. Как показал проводимый нами эксперимент, при использовании ассоциативного словаря русского языка больных с разными видами афазии (к сожалению, не опубликованного), при акустико-мнестической афазии страдают прежде всего ближние лексические ассоциативные связи, и весьма сохранны редкие, далекие ассоциативные связи: рука — «позвольте вашу ручку», «ручки для поцелуев», «прелесть»; герой — «в романе, на сцене, в кино»; актер — «шут, парик» и т.п. Наиболее полно особенности нарушения словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи освещены в работах И.Т. Власенко (1973, 1990).
Этими семантическими особенностями больных и продиктованы помещенные в нашем пособии «Коррекция сложных речевых расстройств» задания, в том числе и по восстановлению у них речевых ассоциаций, конкретизации инварианта значения слова и многозначности слов. Э.С. Бейн считала, с чем согласны и мы, что в амнестических трудностях больных с акустико-мнестической афазией лежат и стертые представления о звуковом составе слов, легко заменяемых более частотными местоимениями и глаголами. Это может объясняться и тем, что очень часто наблюдается комплексная акустико-гнос-тическая и акустико-мнестическая афазия, при которой нередко либо спонтанно восстанавливается фонематический слух, либо по преодолении нарушений фонематического слуха в процессе логопедических занятий выявляются все признаки акустико-мнестической афазии. Акустико-мнестическая афазия у правшей и левшей абсолютно одинакова и весьма перспективна в плане ее преодоления в течение полутора-двух лет систематических занятий, опирающихся на раннем этапе прежде всего на феномен смыслового прогнозирования в процессе ситуативной речи, а на поздних этапах на восстановление чтения и написание сложных текстов по репродукциям картин, то есть на освоение всего объема лексикона родного языка в процессе планирования высказывания и изжития возможно скрытых следов нарушения фонематического слуха, явно участвующего в реализации письменной речи.