При черепно-мозговой травме и афазиях
СОСУДИСТОЙ ЭТИОЛОГИИ
Приведем дословно общие рекомендации Т.А. Доброхотовой для нейропсихологического оказания помощи тяжелым больным, нуждающимся в длительном восстановлении психической деятельности после крайне тяжелой травмы головного мозга, рассчитанные на оживление ВПФ как правого, так и левого полушарий (1991). Их следует рекомендовать и для восстановления больных с сосудистой афазией в первые дни после инсульта.
«В результате трагических обстоятельств мозг пациента оказался значительно поврежденным, что предопределило длительность бессознательного состояния и необходимость соответствующих реанимационных мероприятий. Возвращение сознания в таких случаях часто оказывается длительным процессом, который заключается в постепенном восстановлении отдельных психических функций.
Первые дни (а иногда и недели) после выхода из угрожающего для жизни состояния больной периодически лежит с открытыми глазами, реагирует только на телесные раздражители, не реагирует, когда к нему обращаются. Затем изредка начинает следить глазами за окружающими, появляется эмоциональная реакция на близких. Постепенно начинает понимать обращенную речь, затем делает попытки отвечать. В дальнейшем медленно возвращается память, восстанавливается понимание ситуации, местонахождения и текущего времени.
Необходимо помочь больному восстановиться до максимально возможной при такой патологии степени — последовательно: до восстановления контакта с окружающими, затем — возможности самообслуживания, далее — возвращения способности к обучению и труду. Все это возможно только при восстановлении психической деятельности. Помимо тщательного постоянного ухода и наблюдения за больным необходимо помочь ему восстановить не только биологическое, но и психическое существование, как можно полнее воскресить весь предыдущий жизненный опыт, восстановить умение планировать, оценивать свои действия и добиваться желаемых результатов.
Основная задача на первом этапе — привлечение внимания больного, что достигается предъявлением ему различных осязательных, слуховых и зрительных раздражений. Авторы рекомендуют:
1) Активно ведите себя у постели больного: не только обра-
щайтесь к нему, но и не стесняйтесь поглаживать, похлопы
вать, а иногда и теребить больного. Можно вкладывать в его
руку различные по упругости, форме, поверхности предметы —
гладкие, шершавые, колючие, а также холодные, горячие, теп-
лые. Раздражайте то правую, то левую руку. Воздействие
можно усилить одновременным поглаживанием и массажем.
2)На больного благоприятно влияют магнитофонные за-
писи, где очень знакомые больному голоса ведут речь о боль
ном, в том числе на тему о несчастном случае, с выражениями
сочувствия и пожелания выздоровления. Полезно прослушивание разнообразной по стилю, в том числе любимой ранее музыки. При этом варьируйте громкость и тембр звука.
3) Следует стараться показать больному радость от встречи
с ним. Попав в поле зрения больного, перемещайтесь, чтобы
спровоцировать движения взглядом. Эти действия сочетайте с
обращениями к больному, простыми просьбами.
4) Если у больного нет признаков понимания обращенной
речи, не молчите у его постели, постоянно рассказывайте ему о
чем-то, комментируйте свои действия, спокойным голосом
поговорите с ним о несчастном случае, сегодняшнем положе
нии, перспективах.
5) Время от времени просите больного что-нибудь сделать
(начиная с простых инструкций — открыть рот, показать язык,
открыть или закрыть глаза, пошевелить рукой или ногой, по
жать руку, повернуться и т.д.).
6) Перед тем как кормить больного, спрашивайте, хочет ли
он есть. Вкладывайте в руку больного фрукты или хлеб (если
восстановлено глотание), подносите их вместе с рукой больно
го к его рту, чтобы восстановить хотя бы элемент самостоя-
тельного кормления.
7) Когда появилась эмоциональная реакция на близких,
желательны (если это возможно) визиты приятных ему знако-
мых лиц, друзей. Предварительно предупредите их, что в при-
сутствии больного следует не молчать, а обязательно разгова
ривать с ним на разные, в том числе интересовавшие его до бо
лезни, темы, вести себя привычным образом. Когда больной
начинает понимать обращенную речь, необходимо терпеливо
разнообразить уже выполняемые инструкции, например про
сите не просто пожать руку, а сделать это два раза, не просто
пошевелить рукой, а согнуть или разогнуть ее в локте; взять ка-
кой-нибудь предмет, выбрать его из предлагаемого набора
предметов. Задайте простые вопросы: где окно и т.д., чтобы
больной показывал пальцем или взглядом требуемый объект.
8) При показе фотографий и рисунков рассказывайте о том, что на них изображено, просите больного показать действующих лиц, отдельные предметы и детали. Можно, предлагая фотографии самого больного, сделанные в разном возрасте, просить его показать, на какой фотографии он моложе, какая фотография последняя и т.д.
9) Предварительно и во время умывания, чистки зубов, причесывания, вытирания крошек с лица больного показывайте ему зеркало, побуждайте его совершать эти действия самостоятельно. Читайте больному вслух известные до травмы стихи. Предлагайте показать больному буквы и цифры, предложенные ему на выбор, затем — отдельные слова и предложения, написав на листе два слова — «да» и «нет», побудите его ответить на простые вопросы, требующие согласия и несогласия. Возможные пожелания больного запишите на одном листе (например, «хочу есть», «хочу пить», «хочу в туалет») и, спрашивая, что он хочет, предлагайте сделать выбор.
10)Попытайтесь добиться выполнения простых мате-
матических действий — напишите их на бумаге (например,
5+5= ...), попросите написать ответ. Или спрашивайте у боль-
ного «Сколько будет...?» — и предлагайте выбрать правильный
ответ из заранее заготовленной серии цифр.
11)Восстановление речи может быть коротким или долгим
в зависимости от особенностей поражения мозга. После появ-
ления «мычания», отдельных нечленораздельных звуков, сло
гов, шепота прикладывайте все усилия к совершенствованию
его устной речи. Присутствуйте на логопедических занятиях,
постарайтесь овладеть хотя бы некоторыми из наиболее важ-
ных приемов.
12)В его присутствии обсуждайте различные темы, интере-
сующие больного, добиваясь включения его в беседу.
13)Спрашивайте у больного не только о его желаниях, но и
о предстоящих в недалеком будущем событиях. Намечайте
вместе с ним на какой-нибудь час, например, принятие пищи
и спрашивайте, сколько времени до этого осталось.
14) Просите больного перечислить события прошедшего дня в их последовательности (начинать следует с меньших промежутков, например с часа).
15) Просите вспомнить детали какого-нибудь недавно происходившего события, например, что он ел на завтрак, кто к нему приходил и о чем была беседа».
Последние рекомендации Т.А. Доброхотовой совпадают с рекомендуемыми нами приемами восстановления речи при эфферентной и других формах афазии.
Мной совместно с Т.А. Кучумовой (1997) обобщен опыт преодоления афазии на раннем этапе после тяжелой черепно-мозговой травмы у 176 больных, получивших травму при дорожно-транспортных происшествиях и в других ситуациях.
Общая картина состояния больных с афазией сразу после травмы головного мозга состояла из диашиза, амнезии ситуации получения травмы, дезинтеграции всех видов речевой деятельности. Многие больные находились в коматозном состоянии в течение нескольких недель, нуждались в искусственном дыхании и т.п. В первые дни (а иногда и недели) после черепно-мозговой травмы наблюдалась дезориентация больных в месте и времени, психомоторное возбуждение или инактивность, адинамия.
По мере спада отека мозга и общего улучшения состояния больных менялась картина их речевого расстройства, однако в большинстве случаев уже в первые дни после травмы можно было определить форму афазии. Если в первые дни (реже недели) у 65—70% больных наблюдалась тотальная афазия, то к концу первой недели можно было говорить о комплексной афазии с преобладанием того или иного четкого синдрома афазии.
Занятия с больными после черепно-мозговой травмы начинались на 2—3-й день после травмы или выхода больного из коматозного состояния еще в реанимационном отделении. Это вызвано тем, что больные находились в состоянии нервногошока, тяжелейшей ситуационной психотравмы, «вхождение» в которую нередко препятствовало активному участию больного в коррекционно-педагогической работе логопеда.
В процессе первой «беседы» даже с самыми тяжелыми больными нередко наблюдались речевые реакции пациента в виде непроизвольной активации акустического внимания, стимулирующего восстановление понимания речи на слух (М.К. Шохор-Троцкая, 1972; М.К. Бурлакова, 1991). По мере выхода больных из тяжелого соматического состояния с ними налаживалось речевое общение, заключавшееся в выполнении больным простых заданий.
Создание установки на восстановление речи являлось основной задачей самого первого этапа (первая неделя после травмы) восстановительного обучения. Воспитание установки на восстановление вытесняет в сознании больного психологический шок, психотравму, депрессию.
Через две недели после травмы тотальная афазия наблюдается лишь у 10%, комплексная — у 23—25%, а через 3—4 недели у 40% оставались уже лишь признаки стертой формы афазии, у 53% речь становится нормальной, и лишь у 5—10% сохранялись относительно стойкие афферентная или эфферентная моторные афазии иногда с компонентом динамической афазии, весьма успешно редуцировалась акустико-гностическая сенсорная афазия с акустико-мнестическим компонентом.
Перейдем к вопросам восстановления больных с сосудистой этиологией.
Приведем краткий текст Л.Г. Столяровой в методических рекомендациях по «Реабилитации больных с афазией, возникшей вследствие мозгового инсульта» (1977):
«Нарушения мозгового кровообращения нередко оставляют дефекты, приводящие больных к инвалидности, — спастические парезы, нарушения координации, афазии. Преодоление этих дефектов и реабилитация таких больных представляют известные трудности и требуют упорной работы как специалистов по восстановлению, так и самих больных. Методы реабилитации больных с двигательными нарушениями изложены в специальном методическом письме «Реабилитация больных с постинсультными параличами и парезами» (Минздрав СССР, Москва, 1976 г.). В настоящем письме будут освещены вопросы реабилитации больных с афазией, возникшей вследствие мозгового инсульта.
Формы расстройств речи и динамика ее восстановления при афазии сосудистого происхождения зависят от комплекса клинических факторов, таких, как тяжесть и распространенность основного заболевания, характер нарушения мозгового кровообращения (кровоизлияние или ишемия), состояния кровоснабжения поврежденной области, локализация и размеры очага повреждения, соотношение деструктивных и нейродинамических изменений в очаге и, наконец, состояние непострадавших отделов мозга. Последнее, в том числе противоположное полушарие (правое), принимает участие в компенсации нарушенных функций (Е.В. Шмидт, 1954; Р.А. Ткачев, 1955, 1961; И.М. Тонконогий, 1968; Л.Г. Столярова, 1973).
При лечении больных с афазией нельзя поэтому ограничиваться общим терапевтическим комплексом, обычным при ведении сосудистых больных (покой, медикаментозное лечение, лечебная физкультура и т.д.). Как показал опыт многих специалистов, лишь при использовании педагогического (логопедического) направленного воздействия на процесс восстановления речи удается достижение его достаточной эффективности. Организационные вопросы работы с больными афазией. Первостепенным является вопрос о сроке начала и продолжительности восстановительной терапии. Общепринятым в настоящий момент является представление о необходимости в большинстве случаев афазии раннего начала и длительности срока восстановительной терапии. Если работа ведется с пер вых месяцев, а лучше недель и дней с момента инсульта, при прочих равных условиях удается достичь более высоких результатов. Кроме того, раннее начало занятий предотвращает фиксацию патологических симптомов и направляет восстановление по наиболее целесообразному пути, то есть имеет и профилактическое значение.
Можно рекомендовать средний двух-трехмесячный срок стационирования больных с последующим продолжением лечения в амбулаторных условиях. При такой организации процесса реабилитации обеспечивается раннее начало восстановительных мероприятий, а также соблюдается принцип преемственности стационарной и амбулаторной логопедической помощи. Желательны повторные до 3—4 раз стационирования больных после 6—12-месячного перерыва, то есть повторные циклы обучения или последующие занятия в амбулаторных условиях. Часто достичь положительных результатов можно лишь при работе с больными в общей сложности в течение 1—2 лет и более» (стр. 3—4).
Подводя итоги по проблеме стратегии перестройки нарушенных ВПФ при нарушениях сосудистой патологии головного мозга, мы еще раз подчеркнем, что стратегия перестройки ВПФ должна ориентироваться на: 1) сохранность кровообращения в вертебро-базиллярной системе, снабжающей затылочную долю, отчасти задние отделы височной и теменной долей, стимуляцию включения коллатерального кровообращения сохранных отделов коры головного мозга; 2) сохранность ВПФ субдоминантного по речи правого полушария у правшей, создающую возможность ориентации в пространстве, в ситуации болезни и тем самым содействия формированию установки на преодоление двигательных и речевых расстройств; 3) сохранность удивительной системы проводящих путей, соединяющих не только оба полушария головного мозга, но и всю систему первичных, вторичных и третичных полей всех функциональных блоков головного мозга человека, т.е. опора напредлагаемую нами «плазную разметку» нарушенных и сохраненных ВПФ и соответственно нарушенных и сохраненных долей и полей коры головного мозга. «Плазная разметка» — вводимый нами термин спланированной перестройки нарушенных ВПФ головного мозга.
Эти три «кита» лежат, по нашему мнению, в основе многократно употребляемого А.Р. Лурия и Э.С. Бейн термина «перестройка» ВПФ при преодолении всех форм афазии.
Учение о проводящих путях мозга в онтогенезе человека представляет собой ключ к решению целого ряда теоретических и практических проблем медицинской науки.