На течение бронхиальной астмы у детей
Нами было проведено изучение эффективности сильвинитовой спелеоклиматотерапии при бронхиальной астме у детей, а так же уточнение некоторых механизмов действия воздушной лечебной среды и методики ее использования.
Под наблюдением находилось 59 детей в возрасте от 2 до 12 лет из г. Перми. Критерием отбора в группу было наличие установленного диагноза бронхиальной астмы и отсутствие ее обострения на период лечения. Представляла интерес оценка эффективности спелеоклиматотерапии как в зависимости от патогенетического формы (аллергический, неаллергический и смешанный вариант имели соответственно 40, 6 и 13 человек), так и в зависимости от степени тяжести бронхиальной астмы (легкое - у 26, средней тяжести - у 25 и тяжелое течение было установлено у 8 пациентов).
Исследуемая группа получала лечение в сильвинитовой спелеоклиматической камере конструкции Института технической химии УрО РАН, разработанной под руководством член-корр. РАН B.C. Клячкина и реализованной О.П. Плановой в санатории-профилактории ПО «Моторостроитель» г. Перми.
Методика лечения: 14 ежедневных процедур, продолжительностью 60 минут, первая и вторая процедуры по 20 и 30 минут соответственно. Монотерапия.
Первичное обследование показало, что в представленной группе детей наиболее неблагополучно протекала смешанная астма, которая в 31% случаев имела тяжелое течение, тогда как при неаллергическом варианте достоверно преобладали легкие формы и не встречались тяжелые больные. Аллергическая астма чаще всего была представлена случаями средней тяжести.
Клинически заболевание протекало типично, но было выявлено, что при неаллергической форме астмы имеющиеся приступы удушья достоверно чаще протекали длительно (р<0,05), хотя и не были тяжелыми по субъективной оценке ребенка. Купировались приступы у 2 человек самостоятельно, в остальных случаях- с помощью бронхоспазмолитиков. Обострения заболевания возникали в среднем 2,14±1,42 раза в год, при этом 23% детей имели тяжелые приступы, которые приходилось снимать с использованием внутривенных спазмолитиков и гормональных средств.
При лабораторном обследовании, предшествовавшем лечению, было установлено, что количество эозинофилов крови не выходило за пределы физиологических колебаний. Тем не менее, у 74% детей в мазках слизистой носа выявлялся высокий индекс местной эозинофилии, свидетельствующий о наличии аллергического воспалений слизистых оболочек.
Исследование иммунного статуса показало, что у детей с аллергическим вариантом астмы в 33,7% случаев наблюдалось снижение IgA в крови. При всех патогенетических вариантах болезни выявлялось увеличение ЦИК (38,6% всех детей). При неаллергической форме заболевания достоверно чаще других форм увеличивались показатели фагоцитоза, что, по нашему мнению! подтверждало роль инфекционного компонента воспаления у таких больных.
Следует отметить, что в обследованной группе 58% детей имели относительное и абсолютное увеличение Т-лимфоцитов (Е-РОЛ) при всех вариантах астмы. Кроме того, характерное для аллергических заболеваний снижение Е-РОЛтфч было выявлено только в 19% случаев. Эти данные отличаются от имеющихся в литературе сведений о свойственном аллергическим заболеваниям угнетении Т-системы иммунитета, в особенности за счет клеток, характеризующих супрессорную функцию лимфоцитов (Juto, Strannegard, 1979; Бакулин, 1984; Васнева Ж.П. и др., 1995). Возможно, повышенное содержание этих клеток связано с фазой ремиссии у детей, тогда как в литературных источниках чаще всего приводятся изменения типичные для обострения заболевания.
Значительно был повышен общий IgE при аллергической и смешанной формах астмы (332,48±54,1 КЕ/л и 229,56±68,4 КЕ/л соответственно) и небольшое увеличение наблюдалось при неаллергическом варианте (90,9±65,3 КЕ/л). Возможность увеличения общего IgE при неаллергической астме не противоречит данным Бакулина и соавт., (1984), Кау В. и соавт. (1997) и объясняется некоторой схожестью в клеточной иммунопатологии у детей с аллергической и неаллергической формой астмы. Кроме того, не исключается роль бактериальных аллергенов в выработке специфических антиинфекционных IgE у человека. Тем не менее, увеличение IgE при неаллергической астме у обследованных нами детей было менее выраженным и встречалось достоверно реже (р<0,01), чем при других патогенетических вариантах заболевания.
При аллергологическом обследовании представленной группы больных у 62% детей были обнаружены аллергенспецифические антитела к некоторым из 8 определявшихся антигенов. Наиболее часто выявлялись, а специфические IgE к аллергенам кошки (в 100% случаев), к мясу трески, белку яйца, антигенам собаки и комплексу антигенов домашней пыли.
Индивидуальная оценка функции внешнего дыхания показала, что несмотря на отсутствие обострения, 20-23% обследованных детей имели нарушения проходимости на уровне крупных и средних бронхов, это безусловно требовало коррекции.
Повторное обследование проводилось непосредственно после 15-диевного курса сильвинитовой спелеоклиматотерапии.