Межполушарная асимметрия мозга человека и проблема афазии
Известно, что при поражении теменных, височных и затылочных долей головного мозга правого полушария возникают сложные формы анозогнозии, апраксии, амузии, нарушения восприятия интонационной окрашенности речи, лицевая, цветовая и предметная агнозия. Н. Jackson (1932) считал, что правое полушарие ответственно за состояние интеллекта.
Правое полушарие принимает, перерабатывает, хранит и актуализирует глобальные, нечленимые кодовые единицы, компоненты психической деятельности. Прежде всего это касается: 1) регуляции, восприятия и воспроизведения интонационно-мелодической стороны речи, подчеркивающей и окрашивающей смысл высказывания (Н.Н. Трауготт, 1980); 2) глобального восприятия замысла текстов, картин, бытовой ситуации, глобального понимания жестов и мимики как компонента речевой коммуникации (М. Критчли, 1954; М.К. Бур-лакова, Н.В. Лебедева, 1983); 3) глобального восприятия и воспроизведения звукового абриса слова, что позволяет больным с весьма выраженной афазией не только понимать ситуативную речь, оперировать интонациями, окрашивающими речевой эмбол, понимать содержание юмористических текстов и смысл, но и цередко сохранить способность к глобальному чтению отдельных слов, раскладыванию подписей к картинкам. Кроме того, необходимо отметить, что правое полушарие нередко хранит в своей памяти различные виды речевых автоматизмов, начиная от речевых эмболов, вариативно интонационно окрашенных, и кончая элементами эмоционально окрашенной речи. Речевые автоматизмы произносятся при этом как единое целое, не поддающееся разложению на звуковые единицы (речевые эмболы разной длины, речевые штаммы, клишеобразные обороты). Правое полушарие в известной степени хранит в своей памяти также сведения об элементарном числе и соотнесении этого понятия с символами-цифрами как иероглифами, чем объясняется некоторая сохранность счета, даже при тяжелых моторных афазиях.
Психологические функции левого полушария у правшей изучены значительно лучше, поскольку проявляются грубыми, четкими речевыми нарушениями.
Особого внимания заслуживает особенность функциональной асимметрии мозга, а именно сугубо человеческой особенности левых нижнетеменных и заднелобных отделов мозга, о которых писали W. Phenfild и L. Roberts (1956). К нижнетеменным функциям левого полушария традиционно относят нарушения конструктивно-пространственного праксиса, семантическую и амнестическую афазию, нередко игнорируя тот факт, что произвольные артикуляционные движения по сути дела построены по тем же конструктивно-пространственным параметрам, что и обычный конструктивный праксис. Апраксия артикуляционного аппарата и нарушения конструктивного праксиса были описаны Н. Lipman (1904, 1910). В конце 20-х годов Nissl fon Meyendorf подтвердил, что артикуляционная афазия возникает при поражении нижнетеменных отделов.
W. Phenfild и L. Roberts (1956) (рис. 9) в монографии «Речь и мозговые механизмы» на большом нейрохирургическом материале показали, что передние нижнетеменные отделы левого полушария являются сугубо человеческими, непарными отделами, не дублируемыми правым полушарием. В то же время авторы подчеркивали, что при удалении левой лобной доли речевые функции могут сохраняться. Чешский нейрохирург Н. Hrbek (1970) описал ряд случаев, когда удаление всей височной доли не вело к выраженным речевым нарушениям, а малейшее, нередко случайное нейрохирургическое вмешательство в левой нижнетеменной области мгновенно приводило к тяжелейшим речевым расстройствам. Об этом факте межполушарной асимметрии левой и правой теменных долей нельзя забывать.
В 1975 году А.Р. Лурия, совместно с американским нейропсихологом J.T. Hutton, опубликовал статью «Современная оценка основных форм афазии», в которой сделана попытка соотнести ранние теории афазических нарушений с современной нейропсихологической классификацией, разработанной А.Р. Лурия. В ней отмечается, что содержащиеся в современных учебниках неврологии концепции афазий почти не отличаются от представлений клиницистов второй половины XIX в. Клиницисты традиционно различают три формы афазии — моторную, сенсорную и амнестическую, по-прежнему соотнося их с зоной Брока, Вернике и задними отделами нижнетеменной зоны левого полушария. К этим основным «корковым» формам афазии добавляют, следуя классификации Вернике—Лихтгейма, так называемые субкортикальные и транскортикальные афазии, а также «проводниковую» афазию. При субкортикальной моторной и сенсорной афазиях отмечается грубое нарушение повторной речи и понимания при относительной сохранности чтения и письма. При транскортикальных афазиях больные либо не говорят, либо не понимают речи, но могут повторять слова, а при «проводниковой» могут самостоятельно говорить, но не могут повторять слова.
На примере амнестической афазии авторы статьи показывают, что она неоднородна и что функции повторения страдают как при поражении нижнетеменной дольки, так и при поражении задневисочных областей, лежащих около зоны Вернике, при так называемой акустико-мнестической (акусти-ко-номинативной) афазии. При этом больной не может повторить не отдельные слова, а серию слов.
Последовательно сравнивая формы афазий по классификации Вернике—Лихтгейма с современной нейропсихологической классификацией, А.Р. Лурия и J.T. Hutton пришли к выводу, что нет центров «понятия», «сенсорных образов слова», «моторных образов слова». Эти представления являются архаичными и в настоящее время неприемлемыми, однако авторы констатируют, что описание симптомов различных форм афазий проведено классиками афазиологии весьма точно. Величайшей ошибкой Вернике—Лихтгейма, считают авторы статьи, было то, «что они прекратили исследование там, где оно должно было только начаться».
В этой, одной из последних своих работ А.Р. Лурия обращает внимание на то, что в области афазиологии еще многое предстоит сделать и что особое место в раскрытии механизмов афазий принадлежит новой области науки — нейролингвистике.
Подходя к изложению вариантов симптомокомплексов различных форм афазии, следует отметить, что: 1) никто из исследователей афазии, кроме Р.А. Ткачева (1961) и Э.С. Бейн (1964), не приводит на большом числе наблюдений статистического анализа частотности той или иной формы афазии; 2) все классики афазиологии, в том числе К. Wernike, К. Goldstein, А.Р. Лурия, Р.А. Ткачев, Э.С. Бейн, Л.С. Цветкова, описывают афазию только у правшей, игнорируя ее особенности у левшей, а те зарубежные исследователи афазии у левшей, которые в последние годы стали заниматься этими вопросами, обследовали небольшие группы левшей с афазией, не только не владея неиропсихологическои методикой определения формы афазии по классификации А.Р. Лурия, но и классификацией афазий Вернике—Лихтгейма.
Проблема афазии у левшей оказалась более сложной, чем считал Н. Jackson, первым обнаруживший, что у них афазия может возникать при поражении правого полушария. Известно, что левшество связано с ведущей левой рукой.
В последние десятилетия в связи с разработкой новых методик изучения «рукости» и доминантности полушарий эта проблема стала упорядочиваться. Из обширной литературы по этому вопросу укажем работы самых последних лет или исследования, проведенные на большом числе наблюдений.
В последние годы установлено (В.Л. Деглин и др., 1983; Т.А.Доброхотова, Н.Н. Брагина, 1977; Э.Г. Симерницкая, 1978; Д.Спрингер, 1985), что, несмотря на то что традиционно считается, что левши составляют от 3 до 8% населения Европы, наблюдается необычайное множество парциальных левшей (по данным разных авторов, от 30 до 50% и более). Высказывается предположение, что «чистые» правши составляют немногим больше 40%. Также повышенное внимание к этому вопросу вызвано в настоящее время техническим прогрессом и необходимостью выявления левшества при работе с точными приборами в экстремальных условиях.
Е.Д. Хомская (1985) указывает, что установлено несколько положений, касающихся функциональной асимметрии больших полушарий, три из которых являются основными.
1. Функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга имеет не глобальный, а парциальныйхарактер. В различных системах характер функциональной асимметрии может быть неодинаков. Различают моторные, сенсорные и «психические» асимметрии, причем каждая из них имеет множество частных форм: асимметрия ручная (мануальная), ножная, оральная, глазодвигательная и др. Среди моторных асимметрий ведущей является ручная. Другие виды моторных асимметрий и их связь с ручной изучены недостаточно. К сенсорным видам асимметрии относятся зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная и др., к «психическим» — асимметрия мозговой организации речевых и других высших психических функций (рецептивные, мнестические, интеллектуальные). Иными словами, существует множество вариантов нормальной функциональной асимметрии больших полушарий, определяемой даже только по нарушениям элементарных моторных и сенсорных функций. Еще большее разнообразие вариантов асимметрии должно существовать среди высших пси-хических функций. Реальная картина асимметрий и их комбинаций в норме, по-видимому, очень сложна.
2.Каждая конкретная форма функциональной асимметрии
характеризуется определенной степенью и мерой. Учитывая
количественные показатели, можно говорить о сильной или
слабой моторной, или сенсорной парциальной асимметрии,
более или менее выраженной в разных функциональных систе-
мах.
3.Функциональная асимметрия больших полушарий у
взрослых — продукт длительного развития. Основы (предпо-
сылки) функциональной специализации полушарий являются
врожденными, однако по мере развития ребенка происходят
усовершенствование и усложнение межполушарного взаимо
действия.
А.Р. Лурия и Е.В. Гурова приводят таблицы, отражающие зависимость степени тяжести афазического синдрома от выраженности левшества, генеалогические родословные ряда больных — скрытых левшей с афазией как при ранении левого, так и правого полушария, а также графическую схему топики ранений в случаях так называемых парадоксальных афазий при ранении правого полушария. Однако, описывая раненых левшей (Е.В. Гурова) с травмой головного мозга разной локализации и афазией различной тяжести, ни А.Р. Лурия, ни Е.В. Гурова не приводят статистического нейропсихологического системного анализа речевых расстройств у этих больных.
По данным Е.В. Гуровой (1947) и Е.Д. Хомской (1989), «чистые» правши составляют 42% от общего числа населения. Остальные 55—58% обследованных ими лиц имеют ту или иную степень левшества, причем одни из них все же являются правшами с признаками левшества, а другие — либо «чистыми» левшами, либо парциальными, либо скрытыми или переученными в раннем детстве с левой руки на правую.
В связи с исследованием афазии у левшей и амбидекстров в течение 1982—1989 гг. нами были изучены речевые функции у 792 больных с афазией, из которых у 240 (30,3%) наблюдалось генетически обусловленное левшество. Больных с афазией, у которых, несмотря на признаки левшества, выявленные при мануальных тестах (перекрест рук на груди и переплетение пальцев и т.п.), отсутствовало семейное, генетически обусловленное левшество, мы к левшам не относили.
По нашим данным, многие скрытые или переученные левши не считают себя таковыми только на том основании, что едят и пишут правой рукой. При тщательном опросе их о наличии левшества в родословной (у деда, отца, братьев, дядьев, сыновей и внуков и соответственно этому же принципу по женской линии) оно выявляется. Очень важен опрос ближайших родственников больного, поскольку сам больной может не знать о левшестве в родословной, а также опрос жены (мужа) больного, что позволяет определить генетические истоки левшества у потомства больного (дети, внуки). Нередко наблюдается парциальное левшество у больного и его жены (и наоборот), например явное левшество, то есть леворукость при ведущем правом глазе, и эти же признаки у их детей и внуков.
Наличие ведущего левого глаза при отсутствии леворукости всегда совпадает с семейным левшеством, в связи с чем эти больные включались в группу парциальных левшей.
Несомненно, что число левшей («чистых», парциальных, со скрытым или переученным левшеством) больше, чем левшей, иыявленных нами (30,3%). Это предположение основано на том, что мы обследовали больных в основном в резидуальной стадии болезни. У значительного числа больных-левшей, особенно с сенсорной или динамической афазией, могла про-i пойти настолько полная компенсаторная перестройка функций, что спустя 4—6 месяцев после инсульта они не считали необходимым обращаться к невропатологам и логопедам по поводу дискомфорта в речи. Иными словами, в популяции может быть значительно больше лиц с парциальным левшеством.
Для определения рукости (термин «рукость» взят нами из зарубежной литературы) при помощи КТ и медицинского заключения определяли сторону поражения головного мозга и больным и их родственникам и задавали следующие вопросы:
1) считаете ли себя левшой или правшой? 2) считаете ли себя
амбидекстром? 3) имеется ли левшество в роду, в семье, в чем
оно проявлялось? 4) в какой руке держите ложку, стакан
(чашку), какой рукой пишете и писали до болезни, можете ли
писать левой рукой? 5) какие рабочие операции делаете левой
рукой: чертите, рисуете, шьете, вяжете, выжимаете белье, ве-
шаете белье, моете посуду, окна, причесываетесь (у левшей,
как правило, пробор слева), чистите зубы, одежду, обувь, посу-
ду, копаете, пилите, забиваете гвозди, подметаете пол, играете
на музыкальных инструментах, имеете ли хобби (выжигание
по дереву, резьба по дереву и камню, кормление рыбок), как
держите удочку, перелистываете страницы книги? 6) какие ве
дущие рука, нога и глаз в спорте (любимые виды спорта), толч
ковая нога и рука? Учитывались все данные о ведущей руке
(например, одна больная сообщила, что она шьет правой
рукой, как ее учила мать, а обметывает швы, петли, подполь-
ник, подкладку — левой); 7) переучивали ли в детстве и в на
чальной школе с левой руки на правую? 8) наблюдается ли за-
икание и дислалия у ближайших родственников и у самого
больного?
После опроса больного нами применялись тесты, предложенные А.Р. Лурия (1969): переплетение пальцев рук, скрещивание рук на груди, аплодирование, определение ведущего глаза, величины лона большого пальца и мизинца, преобладания развитости венозной системы на обеих руках, поза в кресле, при которой одна нога положена на другую.
Основными данными, позволяющими определить левшество у больного, являлись: 1) сообщение о том, что он левша; 2) наличие семейного левшества; 3) ведущий левый глаз; переплетение пальцев рук и скрещивание рук на груди; переучивание в детстве; 6) владение левой рукой в трудовых навыках, не воспитанных родителями или производственной необходимостью. Ведущее ухо не исследовалось из-за отсутствия соответствующей аппаратуры.
Поскольку при сосудистых заболеваниях головного мозга могут одновременно страдать различные речевые зоны, расположенные в верхневисочной и нижнетеменной, передневисоч-ной и заднелобной, а также передненижнетеменной, передне-височной и заднелобной и т.д., среди наших больных выявлено много лиц с различными вариантами комплексной афазии.
При рассмотрении частоты форм афазии при левшестве обращает на себя внимание то, что чаще всего афазии возникают при поражении премоторной зоны и нижнетеменной доли. Даже в «чистом» виде эфферентная моторная афазия составляет 29,9%, и столько же процентов (в сумме) составляют афферентная моторная и «проводниковая» афазии, возникающие также при поражении вторичных ядерных зон левого полушария, в то время как «височные» афазии («чистые» и «комплексные» — акустико-гностическая и акустико-мнестическая с «проводниковым» компонентом) не превышают 14,4%. Таким образом, все же рукость, а не акустическое восприятие является определяющей в доминантности полушарий по речи, несмотря на то, что слухоречевая память является основой для становления речи.
Другим интересным фактом является то, что, кроме «проводниковой» афазии, присутствует так называемый «проводниковый» компонент, то есть сохранность ситуативной речи при нарушении повторения, называния, чтения вслух и письма под диктовку, характерном для поражения ядерных полей нижнетеменной доли.
«Проводниковый» компонент выявляется при тех формах афазии, которые возникают при поражении вторичных полей, поскольку левая средняя мозговая артерия обеспечивает функционирование верхневисочных, нижнетеменных и заднелоб-ных долей. Акустико-гностическая афазия при левшестве в основном очень слабо выражена, кроме редких случаев транскортикальной сенсорной афазии, возникающей, как правило, при поражении как доминантного, так и субдоминантного полушария. Субдоминантным полушарием у левши может быть как левое, так и правое, что, вероятно, связано с ведущим либо левым, либо правым глазом и ухом, поскольку если ведущим является правый глаз (при парциальном левшестве), то последний контролирует движения обеих рук, а формирование устной речи так или иначе зависит от состояния ведущего уха.
Наличие «проводникового» компонента при эфферентной моторной афазии наблюдается реже. Эти больные отличаются также свободной ситуативной речью при типичных для эфферентной моторной афазии трудностях построения фразы по картинке, персеверациях при выполнении двигательных инструкций и тестов на динамический праксис, а также при типичном для этой формы афазии распаде письма (пропуске букв и т.п.).
Значительная частота «проводниковой» (парциальной афферентной моторной) афазии у левшей, возможно, связана с обучением детей-левшей письму правой рукой при формировании первичных навыков анализа звукобуквенного состава слова в процессе обучения письму и чтению, которое включает произвольное повторение и письменное называние слова по отдельным слоговым и звуковым комплексам и занимает в школьной жизни ребенка 2—3 года до момента формирования автоматизированного письма, опирающегося на внутриречевое проговаривание.
Таблица 1. Частота различных форм афазии у правшей и левшей
Обследуемые | |||||||
Акустико-гностиче ская | Акустико-мнестиче ская | Семанти ческая | «Провод никовая» | Афферен тная моторная | Эфферен тная моторная | Динамиче ская | |
Правши | 10,1 | 9,5 | 9,8 | - | 19,8 | 44,0 | 5,8 |
Левши | 2,8 | 11,7 | 12,9 | 15,2 | 17,4 | 40,1 | - |
Парциальное левшество приводит к парциальному нарушению речевых функций, и прежде всего экспрессивной речи. В связи с этим мы специально подчеркиваем значение тяжести нарушения коммуникативной функции речи, поскольку известно, что на преодоление афферентной моторной афазии, целостной или парциальной («проводниковой»), необходимо минимум 3 года восстановительного обучения. Тяжелые нарушения коммуникативной функции речи при левшестве отмечены нами у 16, средней тяжести — у 86, легкие — у 74 из 176 больных.
Весьма стойкими формами афазии являются акустико-мнестическая и амнеетико-семантическая, однако и эти больные относительно свободно общаются с окружающими. Кроме того, у них в известной мере сохранна письменная речь. Наиболее тяжелые нарушения коммуникативной функции наблюдаются при «перекрестной» афферентной моторной афазии при абсолютном левшестве (вплоть до свободного письма левой рукой), сенсомоторной и комплексной моторной афазиях (10,8%). У остальных больных речевые расстройства нарушаются парциально. Необходимо сказать о тяжелейших алексии и аграфии при «проводниковой» афазии, при которой, несмотря на относительно быстрый темп восстановления всех видов экспрессивной речи (повторение, называние, устный рассказ по картинке), сохраняются стойкие нарушения чтения и письма.
ЧАСТЬ II. ФОРМЫ АФАЗИИ
Перейдем к симптоматике шести форм афазии. Относительно подробное описание шести основных форм афазии у правшей и левшей приводится нами в связи с тем, что основная аудитория логопедов и невропатологов недостаточно ориентирована в современной классификации афазий, создателем которой является А.Р. Лурия.
Знакомство невропатолога с этой современной классификацией, принятой во всех развитых странах мира, поможет найти общий язык с логопедом, работающим в неврологическом отделении больницы, поскольку логопед всегда может обратиться «за справкой» в многократно изданный учебник «Логопедия», где опубликована написанная нами глава «Афазия».
Хорошо известна история изучения речевых нарушений при поражении левого полушария, начиная с классических работ Р.Вгоса и К. Wernike и кончая нейропсихологической классификацией афазических расстройств А.Р. Лурия. Кроме этих двух классификаций, разработано множество других, в том числе лингвистических, в которых не учитываются ни клинические, ни нейропсихологические критерии афазических расстройств.
В классификации афазий Вернике—Лихтгейма, основанной на психологических концепциях конца XIX в., описано 8 форм афазии: корковые, субкортикальная и транскортикальная моторные и сенсорные афазии (то есть 6 форм), «проводниковая» и транскортикальная сенсомоторная афазии. Несколько позже, после работ Н. Head (Хеда), стали вычленять семантическую афазию и, наконец, заднелобную (К. Kleist, 1934)(Клейст).
Заслугой А.Р. Лурия является то, что, опираясь на достижения отечественной психологической школы, возглавляемой в 20-х годах Л.С. Выготским, он разработал нейропсихологический и материалистический подход к изучению высших корковых функций человека и создал науку о динамической организации высших корковых функций. А.Р. Лурия различает следующие формы афазий: 1) акустико-гностическую и акустико-мнестическую афазии при поражении верхних, задневисочных отделов мозга; 2) кинестетическую, или афферентную (апрак-сическую), моторную и амнестико-семантическую афазии, возникающие при поражении нижнетеменных отделов коры головного мозга; 3) две формы афазии, возникающие при поражении заднелобных отделов коры головного мозга: эфферентная, кинетическая моторная и динамическая афазии.
Все эти формы афазии могут быть разной степени тяжести, но в их основе всегда лежит та или иная нейропсихофизиоло-гическая предпосылка, характерная для соответствующей доли головного мозга у правшей.