Строение коры головного мозга и проводящие пути головного мозга
Цитоархитектонически во вторичных полях ядерных зон коры выступают на первый план те элементы их нейронной структуры, которые приспособлены для переключения приходящих из подкорки афферентных импульсов через посредство зерновидных клеток слоя IV на крупные пирамиды нижнего
Рис. 6. Топографическая карта мозговой коры (по Г.И. Полякову).
Ядерные и внеядерные зоны коры головного мозга — наружная поверхность. Ядерные зоны мозговой коры обозначены кружками (зрительная зона), квадратами (слуховая зона), ромбами (общечув^ви-тельная зона), треугольниками (двигательная зона); центральные поля выделены крупными знаками. Зоны перекрытия анализаторов ij задних отделах полушария (теменно-височно-затылочные и нижнете/Мен-ные отделы) обозначены смешанными знаками; в передних отделах полушария (лобная область) — видоизмененными треугольниками; лимбическая и инсуларная области, а также филогенетически старые зоны коры — прерывистой штриховкой.
Вторичные поля ядерных зон (рис. 6, 7, 8, 9) играют весьма существенную роль в осуществлении взаимной связи отдельных раздражителей, выделяемых через посредство первичных полей, а также в функциональном объединении ядерных зон разных анализаторов в процессе интеграции сложных комплексов рецепций, идущих по разным анализаторам. Эти поля имеют, таким образом, преимущественное отношение к осуществлению более сложных форм координированных психических процессов, связанных с детальным анализом соотношений конкретных предметных раздражителей и с ориентировкой в конкретном окружающем пространстве и времени.
Возбуждение, возникающее во вторичных полях, имеет тенденцию распространяться на значительно более широкие территории коры за пределами данной ядерной зоны.
Афферентные импульсы, направляющиеся в кору от рецеп-торных поверхностей органов чувств, достигают этих полей через большое число дополнительных переключений в так называемых ассоциационных ядрах зрительного бугра в отличие от афферентных импульсов, направляющихся в первичные поля коры более коротким путем через так называемые реле-ядра зрительного бугра (А. Р. Лурия, 2000, стр. 47).
«Морфологическим выражением дальнейшего усложнения функциональных отношений между анализаторами является тот факт, что в процессе прогрессивного роста ядерных зон анализаторов по поверхности полушария возникает взаимное перекрытие этих зон с образованием особых «зон перекрытия» корковых концов анализаторов. Эти корковые формации, представленные в задней части полушария полями верхней и нижней теменной областей, средней височной и височно-те-менно-затылочной подобластей, имеют отношение к наиболее сложным формам интеграции совместной деятельности зрительного, слухового и кожно-кинестетического анализаторов. Как мы увидим ниже, при поражении этих территорий расстраиваются главным образом наиболее обобщенные проявления корковой деятельности, опирающиеся на совместную работу нескольких анализаторов, позволяющие осуществлять наиболее сложные формы ориентировки во внешнем мире и анализ и синтез сложных систем отношений между раздражителями, воздействующими на воспринимающую часть разных анализаторов» (А.Р. Лурия, там же).
Богатый клинический опыт учит, однако, что эти «рассеянные» элементы анализаторов в максимальной степени концентрируют в себе потенциальные возможности функциональных взаимодействий между анализаторами, протекающих притом на высшем уровне.
Обширная у человека территория, занимаемая зонами перекрытия корковых концов анализаторов, распадается на ряд полей. Особенности микроструктуры этих полей, так же как и их функциональное значение, определяются топографическими соотношениями этих полей с полями ядерных зон, между которыми они располагаются. Оправданным представляется выделение трех частных зон перекрытия, представленных соответственно верхней теменной областью, нижней теменной областью и височно-теменно-затылочной подобластью (А.Р. Лурия, там же).
Обе теменные области топографически и функционально наиболее тесно связаны с зонами кожно-кинестетического и зрительного анализаторов, между которыми эти области располагаются.
Верхняя теменная область граничит спереди с теми разделами постцентральной области, которые заняты представительством ног и туловища. Эта область соответственно имеет специальное значение для интеграции со зрительными рецепциями движений всего тела.
Нижняя теменная область граничит с теми разделами постцентральной области, которые заняты представительством рук и лица. Соответственно та область имеет отношение к интеграции обобщенных и отвлеченных форм сигнализации, которые связаны с тонко и сложно дифференцированными предметными и речевыми действиями, совершаемыми под контролем зрения и требующими совершенно разработанной системы ориентировки в окружающем пространстве (рис. 9).
Наконец, височно-теменно-затылочная подобласть, составляющая зону перехода между слуховой и зрительной зонами коры, как показывают клинические наблюдения, функционально особенно тесно связана с наиболее сложными формами интеграции слуховых и зрительных рецепций.
Наряду с весьма дробно дифференцированными многосторонними ассоциационными связями третичные поля коры характеризуются по сравнению с первичными и вторичными полями и наиболее сложными цепями проекционных переключений в подкорковых отделах анализаторов (рис. 8, 9).
Рис. 9. Схема соматотопической проекции в коре головного мозга
(по Пенфилду).
А — корковая проекция чувствительности; Б — корковая проекция двигательной системы. Относительные размеры органов отражают ту площадь коры головного мозга, с которой могут быть вызваны соответствующие ощущения и движения.
Рис. 10. Схема корково-подкорковых соотношений первичных, вторичных и третичных зон (по Г.И. Полякову).
Жирными линиями показаны системы анализаторов с их переключениями в подкорковых отделах: 1 — зрительный анализатор; 2 — слуховой анализатор; 3 — кожно-кинестетический анализатор. Т — височная область; О — затылочная область; Pip — поле 39; Pia — поле 40; Psts — постцентральная область; ТРО — височно-теменно-затылочная подобласть; Th — зрительный бугор; Cgm — внутреннее коленчатое тело; Cgl — наружное коленчатое тело.
Суммируя все вышесказанное, пишет А.Р. Лурия, следует особенно подчеркнуть, что в нормально действующем мозге описанные выше три группы корковых полей вместе с их системами переключений и связей между собой и с подкорковыми инстанциями анализаторов работают как одно сложнодиф-ференцированное целое.
В онтогенезе человека этот период падает на первые недели и месяцы жизни. Соответственно и процесс миэлинизации проводящих путей, связанных с этими полями, протекает в более поздние сроки. Наиболее поздно созревают зоны перекрытия анализаторов и формации лобной области; это наблюдается только на протяжении первых лет жизни ребенка. Связи этих корковых территорий также наиболее поздно завершают цикл своего развития.
Специфически человеческой особенностью являются существенные преобразования корковой организации, вызванные появлением второй сигнальной системы, связанной с трудовой деятельностью человека.
Г.И. Поляков, излагая проблемы структуры движения, пишет, что взаимодействие составляющих, определяющих фактическое перемещение в пространстве отдельных звеньев кинематической цепи, определяется следующими тремя основными факторами: а) физиологическими состояниями самих мышц; б) влиянием внешних сил (тяжести, инерции, ускорения, сопротивления объекта движения или окружающей среды); в) равнодействующей реактивных сил или сил отдачи, которые быстро возрастают с увеличением числа звеньев цепи и степеней свободы подвижности. Соответственно имеется много возможных траекторий подлежащего осуществлению движения, то есть проекций его в определенной системе пространственных координат в определенные отрезки времени. В процессе реализации движения важное значение имеют эффекты установки («преднастройки») элементов рефлекторного прибора на очередную, предстоящую фазу его деятельности.
Реальное движение строится, таким образом, на непрерывной функциональной связи отдельных его компонентов благодаря каждомоментному сличению текущего отрезка движения со свежим следом от предшествующего; одновременно с этим происходит опережение в микроинтервалах времени осуществляемого в данный момент двигательного акта и установка его на последующий отрезок движения (феномен «опережающей преднастройки», по Н.А. Бернштейну).
Нарушения коррекционной обратной связи особенно демонстративно выявляются при заболеваниях мозжечка, который представляет собой орган, приспособленный для осуществления бессознательно рефлекторным, автоматическим грутем самоконтроля над всеми движениями и положениями тела в пространстве.
«Сложным образом проявляется, — пишет Г.И. Поляков, — участие обратной сигнализации и в функции устной речи, которая строится на физиологической основе взаимодействия высокодифференцированных и весьма тонко специализированных кинестетических и слуховых рецепций. Произносимое слово должно соответствовать слову слышцМому. Движения и положения различных частей речевого аппарата при производстве членораздельных звуков слов не тольк^ регулируются кинестетическими сигналами, поступающими; непосредственно от самого речевого аппарата (голосовых связок, мышц губ и языка), но и контролируются через посредство воспринимаемых на слух звуков речи. Слуховой контроль является необходимым этапом в процессе овладения устной речью ребенком, а также при обучении взрослого иностранному языку. Значение обратной сигнализации через слуховой анализатор для деятельности речевого аппарата выступает особенно наглядно, если принять во внимание речевые расстройства, наступающие при дефектах данной сигнализации у глухих от рождения, устная речь которых часто отличается невнятностью и мал ©выразительностью».
Следует подчеркнуть, что условный рефлекс образуется лишь на те сигналы, которые так или иначе подкрепляется, то есть сопровождаются определенной обратной сигнализацией. Никак не подкрепляемые сигналы не могут служить физиологической базой для установления временной связи.
Рис. 11. Схема цитоархитектонических полей и ассоциационных путей большого мозга человека.
Наружная поверхность полушария мозга с изображением хода дугообразных волокон, верхнего продольного и крючковидного пучков и обозначением цитоархитектонических полей.
40ор |
Рис. 12. Схема комиссуральных путей и цитоархитектонических полей большого мозга человека (по СБ. Дзугаевой).
Дорзальная поверхность полушарий мозга с изображением хода волокон мозолистого тела и обозначением цитоархитектонических полей.
Кроме исследований А.Р. Лурия, Г.И. Полякова и ряда невропатологов, нельзя не сослаться на исследования СБ. Дзугаевой, акцентирующей наше внимание на ассоциативных связях лобной, височной, затылочной и теменной долей (рис. 11, 12 см. на форзацах).
СБ. Дзугаева (1975) прослеживает весь ход развития ассоциативных путей с момента рождения человека до зрелого возраста. В связи с важностью ее исследований приведем эти сведения.
Ассоциативные пути формируются одновременно с развитием полей коры конечного мозга в тесной связи с другими системами. В процессе дифференцировки определяются топографические соотношения, намечаются положение и форма отдельных пучков, принимающих участие в формировании ассоциативной системы. Одни группы волокон принимают более стабильные, другие — более пластические формы в онтогенезе. В связи с этим их можно разделить на две группы: в первой форме ассоциативные пути резко не изменяются в течение всех этапов развития, а сохраняются более или менее устойчиво; во второй форме меняются в сторону установления более тесных связей с неокортикальными формациями.
Отмечается неодновременное развитие отдельных пучков ассоциационной системы. Различные темпы формирования и созревания отдельных пучков одной и той же системы связаны с гетерохронным ростом сложной по строению и функции коры большого мозга человека. Ассоциационные пути, являясь анатомическим субстратом сочетательной деятельности, обусловливают взаимодействие корковых концов анализаторов и интегративную функцию больших полушарий мозга. Они обеспечивают нарастающее в онтогенезе совершенствование рефлекторных механизмов конечного мозга. Чем сильнее развиты ассоциационные пути, тем шире и многообразнее представлена взаимосвязь между корковыми зонами зрительного, слухового, двигательного, вкусового, обонятельного и других анализаторов.
Дифференцировка ассоциационных путей на анатомически обособленные пучки нервных волокон становится макроскопически видимой во второй половине пренатального онтогенеза. Характерные особенности хода каждого пучка выявляются уже к моменту рождения. В постнатальном онтогенезе продолжается дальнейший прогрессивный рост всех ассоциационных путей — постепенно они приобретают компактность, извилистость, изменяются объемные соотношения между отдельными
Рис. 13. Мозг взрослого человека. Проводящие пути (по СБ. Дзугаевой).
1 — верхний продольный пучок — fasciculus longitudinals superior; 2 — крючковидный пучок — fasciculus incinatus; 3 — наружная сумка — capsula externa; 4 — лобная доля — lobus frontalis; 5 — затылочная доля — lobus occipitalis; 6 — височная доля — lobus temporalis; 7 — теменная доля — lobus parietalis.
Рис. 14. Мозг взрослого человека. Проводящие пути (по СБ. Дзугаевой).
1 — верхний продольный пучок — fasciculus longitudinals superior; 2 —крючковидный пучок — fasciculus incinatus; 3 — наружная сумка — cap
sula externa; 4 — лобная доля — lobus frontalis; 5 — затылочная доля —
lobus occipitalis; 6 — височная доля — lobus temporalis; 7 — теменная
доля — lobus parietalis; 8 — дугообразные волокна — fibrae arcuatae.
ассоциационными пучками, увеличивается зона их распределения в полях коры большого мозга. В более поверхностных слоях больших полушарий располагаются короткие ассоциационные волокна, а в более глубоких слоях — длинные. В составе поясного, крючковидного, нижнего и верхнего продольного пучков содержатся короткие и длинные волокна; первые лежат поверхностно и имеют дугообразно-извилистое направление, вторые расположены глубже и принимают более прямолинейный ход.
Послойное изучение ассоциационных путей в онтогенезе человека показывает, что длина их увеличивается с поверхностных отделов вглубь. Процесс развития ассоциационных путей идет в такой последовательности: вначале формируются пучки, связанные с корковым концом обонятельного и вкусового, затем слухового и зрительного анализаторов.
Чем сильнее развиты борозды и извилины, тем более выражена извилисто-волнообразная форма ассоциационных путей. Сравнительная характеристика их на разных этапах постна-тального онтогенеза говорит о том, что эти пути подразделяются на широкие и узкие, короткие и длинные. Обозначение «широкие и узкие» получает различное значение в разные периоды развития. Так, верхний продольный пучок у плода имеет широкую форму, у детей — узкую, а у взрослых — опять широкую.
Онтогенетические данные, о которых идет речь в настоящей главе, говорят об известном разнообразии и характерных особенностях в общем плане структурной организации ассоциационной системы.
Ассоциационные пути характеризуются тем, что они широко распространяются в полях коры большого мозга, контактируют непосредственно с корковыми концами всех анализаторных систем, обеспечивая, таким образом, их сочетательную деятельность на корковом уровне. В процессе развития ассоциационных путей увеличиваются их число, размеры, объемные соотношения, степень миелинизации.
Топографо-анатомические взаимоотношения проводящих путей мозга с возрастом усложняются, увеличивается взаимосвязь между ассоциационными, комиссуральными и проекционными путями. Ассоциационные пути приобретают довольно обширную корковую область распределения. Они устанавливают взаимосвязь между функционально различными полями коры большого мозга, благодаря чему создаются обширные возможности для условно-рефлекторной и сочетательной деятельности конечного мозга.
Усложнение структурной организации ассоциационных путей в процессе онтогенетического развития свидетельствует о все возрастающей роли их у детей старшего возраста и у взрослых. В онтогенезе, как и в филогенезе, изменяются соотношения между проекционными и ассоциационными путями в сторону преобладания последних; это является показателем того, что с возрастом филогенетически новые пути начинают преобладать над филогенетически старыми.
Интенсивное развитие полей коры, центральных звеньев анализаторов влияет направляющим образом на формирование ассоциационных и комиссуральных путей, делает их более дифференцированными и тонко организованными у человека, что имеет важное значение для функциональной взаимосвязи между анализаторами на неокортикальном уровне.
Как видно из вышеприведенных рисунков (1, 2, 4, 6, 7, 8, 9 и др.), все ядерные первичные и вторичные поля речевых зон сосредоточены вблизи друг от друга (поля 44, 45; 1, 7, 40, 39, 22, 21), в местах прохождения наиболее крупных передних и задних ветвей левой средней мозговой артерии, вдоль которых располагаются связывающие их проводящие пути.
Разнообразие и сложность анатомических путей, обеспечивающих взаимодействие и распространение информации различной модальности на корковом уровне, являются морфологической основой компенсаторно-приспособительных возможностей нервной системы.
С усложнением межполушарных и внутриполушарных взаимоотношений расширяется мультисенсорное взаимодействие афферентных систем на корковом уровне, что обеспечивает совершенствование центральных механизмов целостных системных реакций растущего организма ребенка. Ассоциационные и комиссуральные пути устанавливают структурную и функциональную взаимосвязь между близлежащими и отдаленными точками коры, благодаря чему сложнодифференци-рованные корковые структуры объединяются в один координационный механизм для гармоничной деятельности мозга в целом.
Процесс усложнения в онтогенезе структурно-функциональной организации проводящих путей в системе анализаторов соответствует развитию и усложнению полей коры конечного мозга. В онтогенезе в связи с прогрессивной дифференцировкой и развитием неокортекса меняются топографические взаимоотношения между проводящими путями мозгового ствола и конечного мозга.
Данные ассоциативные связи мозга приведены и в работах А.Р. Лурия (1966). Так, А.Р. Лурия обращает специальное внимание на взаимодействие префронтальной (заднелобной) области с затылочной, височной и теменной долями. Все эти ценнейшие сведения об огромной системе проводящих путей чрезвычайно важны при понимании компенсаторных процессов преодоления нарушений ВПФ при сосудистых поражениях головного мозга.
ДАННЫЕ БИОЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЗГА И ВОПРОСЫ СТАНОВЛЕНИЯ ВПФ У РЕБЕНКА
Е.Д, Хомская в работе «Системные изменения биоэлектрической активности мозга как нейрофизиологическая основа психических процессов» (1978) констатирует, что «нейрофизиологические механизмы произвольных движений и их онтогенетического формирования включают не только моторные, и лобные и нижнетеменные отделы коры (особенно левого полушария)» (с. 241).
Исследуя изменение кровотока в разных отделах коры головного мозга, Е.Д. Хомская отмечает, что при выполнении различных речевых заданий локальный кровоток меняет свою направленность, так, при многократных произвольных движениях правой руки возникает устойчивое повышение локального кровотока в сенсомоторной зоне левого полушария, особенно в постцентральной области коры. При ощупывании объекта рукой, ногой, щекой сдвиги кровотока регистрируются в соответствующей зоне соматотопического представительства работающего органа (в пределах постцентральной коры).
При выполнении вербальных тестов (повторение, называния дней недели или месяцев в прямом и обратном порядке) локальный кровоток растет в премоторной, постцентральной коре и в средних отделах височной области коры (см. 245). При чтении текста кровоток увеличивается в затылочной коре, а также в височной и премоторной областях коры.
При выполнении логических задач локальный кровоток повышается в передних отделах коры и нижнетеменной области (см. 245).
В выполнении различных тестов принимают активное участие и глубокие структуры мозга, относящиеся прежде всего к качеству ответов (правильный, ошибочный), то есть уровень активности закономерно перестраивается как при правильных, так и при ошибочных ответах. Глубокие отделы, таким образом, выполняют общие модулирующие функции.
Наиболее высокий уровень локального кровотока отмечается многими авторами в левой лобной доле, которой свойственны умственная активность, физиологическая активность произвольного внимания.
В формировании высших психических функций изначально ведущую роль выполняют затылочные и лобные доли головного мозга, «питаемые», активируемые подкорковыми отделами. Так, уже 3-недельный ребенок реагирует на свет, направляя «взгляд» в сторону источника света, в 5-месячном возрасте ребенок не только криком и другими способами проявления эмоций (покой, удовлетворенное гуление) демонстрирует сложившиеся комфортные и дискомфортные тактильные ощущения (мокрые пеленки, раздражение кожи, боль в ухе и т.п.). Таким образом, к 5-месячному возрасту задействована теменная доля. Эти данные Е.Д. Хомской очень важны для логопедии.
К этому же возрасту относится «умение», а главное — «желание» сидеть на руке взрослого. То есть возникает первичная пространственно-координационная установка, также контролируемая лобными долями.
Эти два примера говорят о раннем созревании, прежде всего затылочных долей (зрительного восприятия), а затем и так-тильно-кинестетического.
Известно, что ребенок до второго года проходит стадии гуления и лепета. Наблюдения за ранооглохшими детьми показывают, что глухой ребенок к 9 месяцам от рождения «замолкает», что говорит о непроизвольности издаваемых глухим ребенком звуков в процессе гуления. Время возникновения лепета, появляющееся у здоровых детей в возрасте 8—9 месяцев, говорит о том, что здоровый ребенок к этому времени реагирует не только на шумы, издаваемые различными предметами, но и на речевые шумы при глобальном восприятии различных интонаций говорящего с ребенком человека. Первоначально речь матери или отца представляется в коре головного мозга младенца как нечленораздельный звуковой шум, окрашенный интонациями симпатии, поощрения и легкого порицания. Таким образом, височные (акустические) зоны коры головного мозга начинают созревать несколько позже затылочных и теменных отделов. И лишь к 10—12 месяцам ребенок, уже хорошо различающий предметы и тактильно-кинестетические (простейшие) ощущения, начинает вычленять из потока речи взрослых отдельные слова и пытается их произнести сначала непроизвольно, а затем и произвольно с «заимствованными» у родителей интонациями требования, упрека или ласки. Д.А. Фарбер, изучая этапы формирования различных стадий развития коры головного мозга от момента рождения ребенка до 15—17-летнего возраста, представленные в работе «Онтогенез мозговых структур (по данным электрофизиологических исследований)» (1978), приводит следующие стадии развития по данным вызванных потенциалов (ВП): первые 3—5 месяцев; затем от 1 года до 3 лет; у детей 4—5 лет намечается возросшее значение ВП в переднетеменных областях. По топографии частотного спектра ЭЭГ, мозг шестилетнего ребенка ближе к семилетнему, чем к пятилетнему (см. 269).
Следующими этапами формирования высших корковых функций, по данным ЭЭГ, являются возрасты: 7—8 лет; 8—9 лет; 10—12 лет; 13—15 лет; 16—17 лет (на этапе завершения полового созревания).
Данные Д.А. Фарбер показывают, что «организация процесса восприятия от приема афферентного стимула, осуществляемого нейронным аппаратом проекционных корковых зон (первичные поля. — М. Ш.-Т.) в период от новорожденности до системного акта, созревание которого, определяемое вовлечением в прием и переработку сенсорной информации (вторичные поля) отделов коры, завершается только к 13—15 годам» (с. 247), когда возникает способность сложного системного анализа.
Становление корково-подкоркового взаимодействия, определяющего проявление свойств основных нервных процессов, сказывается и в формировании индивидуально-типологических особенностей, темперамента и характера человека.
Завершение формирования морфо-функциональных структур, становления дифинтивного типа функционирования мозговых структур следует отнести к 16—17-летнему возрасту.
Исследования Е.Д. Хомской, Д.А. Фарбер и многих других позволяют нам еще раз проследить начальные и последующие стадии формирования речевых функций у ребенка.
Рассматривая прогрессивную дифференциацию областей и полей коры головного мозга в онтогенезе (1978), Г.И. Поляков также отмечает, что периоды созревания первичных, вторичных и третичных полей протекают в определенной последовательности. Ядерные центральные первичные поля коры головного мозга, связанные с подкорковыми образованиями, формируются в первую очередь. Периферические поля ядерных зон вступают в интенсивный период своего развития в первые недели и месяцы жизни ребенка. Наиболее поздно созревают зоны перекрытия анализаторов и формаций лобной области, что происходит в первые годы жизни ребенка, но они завершают свое развитие позднее (к 4—5 годам).
СМ. Блинков, излагая общее анатомическое введение в нейропсихологию, специально останавливается на некоторых вопросах билатеральной симметрии. Он отмечает, что нередко можно видеть разницу между длиной полушарий: у правшей немного длиннее левое полушарие, у левшей — правое. Особенно это характерно для полей, расположенных в верхней височной извилине (зона Вернике) и нижней лобной извилине (зона Брока) (рис. 1).
Однако в серии наблюдений в разных случаях размеры одного и того же поля больше то в левом, то в правом полушарии. Между этими крайними вариантами встречается вся гамма переходов, включая равенство размеров одного и того же поля в обоих полушариях. Эти данные позволяют сделать заключение о наличии переходов между левшеством и правшеством.
Морфологические данные, пишет СМ. Блинков, приводят к выводу о диссоциированной доминантности: как правило, преобладание размеров одной какой-либо корковой формации в одном полушарии сочетается с преобладанием у того же человека другой корковой формации в противоположном полушарии, что приводит к парциальному левшеству.
Например. Преобладание размеров теменной доли в левом полушарии может сочетаться с преобладанием размеров лобной доли в правом полушарии (того же мозга) (подчеркнуто мной. — М. Ш.-Т.). Доминантность левого полушария в отношении речи не всегда совпадет с его доминантностью в отношении праксиса. Ведущая рука необязательно совпадает с ведущим глазом или даже с ведущей ногой (1967, 1978).
И опять обратимся к проблеме левшества. В 1948 г. была опубликована очень важная для нейропсихологии работа Е.В. Гуровой, которая как врач помогала А.Р. Лурия в определении левшества и правшества у больных с черепно-мозговыми травмами и обнаружила, что из 800 больных 42% оказались абсолютными правшами. И лишь у 240 больных, то есть у 30%, было выявлено разной степени левшество. Однако врач-невропатолог не владела классификацией А.Р. Лурия и пользовалась сокращенной неврологической классификацией афазий, а именно вычленяла только моторную, сенсорную, амнестическую и тотальную афазии. Все больные поступали в резидуальной стадии восстановления. Эти цифры важны для нас в том смысле, что Е.Д. Хомской было подтверждено, что абсолютное правшество здоровых взрослых людей (студенческая среда) наблюдается всего у 42%, абсолютных левшей около 8% (на что неоднократно указывалось в литературе), а у 50% студентов отмечалось парциальное или скрытое (генетически подтвержденное) левшество при наличии тех или иных тестов для определения рукости.
Данные Е.Д. Хомской и Е.В. Гуровой значимы для нас в двух планах: 1) подтверждено, что абсолютное правшество наблюдается лишь у 42% населения нашей страны; 2) определение наличия левшества у 240 больных (раненых) с афазией, но не рассмотренных Е.В. Гуровой с позиций нейропсихологи-ческой классификации А.Р. Лурия побудило нас заняться вопросом изучения вариантов афазий у 240 больных левшей, что привело нас к случайному обнаружению того факта, что «пре словутая» проводниковая афазия наблюдается только у левшей. В результате этого исследования (М.К. Бурлакова, 1997) было стерто противоречие между классической анатомической классификацией Вернике—Лихтгейма и нейропсихологической классификацией А.Р. Лурия. Было выявлено, что большинство афазий у левшей возникает при поражении левого полушария, наиболее грубо страдает письмо, чтение и понимание при поражении вторичных полей нижнетеменной доли, а также зон Брока и Вернике. Кроме того, наблюдается значительное отличие этой же афазии у правшей. Кроме того, обнаружена значительная компенсаторная взаимозаменяемость функций височной и лобной долей. У больных с парциальной акустико-гностической афазией при наличии абсолютного непонимания устной речи сохраняется возможность чтения слов без литеральных парафазии, в ряде случаев выполнение письменных инструкций без понимания более сложных текстов, а также верная запись слов под диктовку без понимания воспринятого на слух слова и написанного посредством прочтения этого слова, в устной речи не отмечаются литеральные парафазии и логорея.
«Проводниковая» афферентная моторная афазия у левшей и «транскортикальная» сенсорная афазия у левшей все же чаще возникают при поражении левого и реже правого полушария.
Акустико-мнестическая и амнестико-семантическая афазии в значительном большинстве возникают у левшей при поражении левого полушария и, к сожалению, менее преодолимы, чем эти же афазии у правшей.
Замечательно, что эфферентная моторная афазия у левшей в основном возникает также при поражении задних отделов лобной доли, а динамическая афазия у них вообще отсутствует: по всей вероятности, у левшей имеет место высокая взаимозаменяемость тех отделов лобной доли, при поражении которых у правшей возникает динамическая афазия. Таковы данные наших исследований.