Нейропсихологическое введение в логопедию

Посвящается светлой памяти

основоположника

отечественной нейропсихологии

Александра Романовича Лурия

Шохор-Троцкая (Бурлакова) М. К.

Стратегия и тактика восстановления речи. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, В. Секачев, 2001. — 432 с, илл.

В монографии обобщен 40-летний опыт работы автора в преодолении афазии с позиций современной нейропсихологии.

Стратегия восстановительного процесса опирается на привлечение со­хранных при той или иной форме афазии долей мозга с учетом особеннос­тей кровообращения левой средней мозговой артерии, обеспечивающей функционирование всех речевых зон головного мозга; и роли вертебо-бази-лярной системы кровообращения, глубинных отделов мозга, обеспечиваю­щих тонус и бодрствование коры головного мозга и, что особенно важно, затьшочной доли левого полушария, являющейся основой прочного навыка чтения.

В монографии подчеркивается особая роль мозолистого тела, связующе­го правое и левое полушария головного мозга, при помощи которого левое полушарие оречевляет гностические функции правого полушария, то есть все то что мы видим, слышим и чувствуем.

Тактика восстановления речи при афазии зависит не только от раннего или резидуального (позднего) этапов восстановления речи, но и от форми­рования у больного установки на преодоление речевого недуга, а также на использование функций лобной и других сохранных долей мозга левого по­лушария при той или иной форме афазии.

Книга адресована логопедам, студентам дефектологических факультетов педвузов, невропатологам и нейропсихологам.

Автор считает необходимым принести особую благодар­ность за участие в создании настоящей монографии директору НИИ неврологии РАМН, академику, профессору Н.В. ВЕРЕЩА­ГИНУ; заведующему III сосудистым (восстановительным) отде­лением, д.м.н. А.С. КАДЫКОВУ; старшему научному сотруднику III сосудистого отделения Л.А. КАЛАШНИКОВОЙ; сотрудникам научной библиотеки НИИ неврологии РАМН Т.А. ЛИСОВОЙ и Н.В. КАЛЫГИНОЙ, содействующим в сборе специальной литера­туры по сосудистой неврологии и нейрофизиологии; зав. кафед­рой логопедии дефектологического факультета МПГУ д.м.н. Л.И. БЕЛЯКОВОЙ и к.п.н. С.Н. ШАХОВСКОЙ за предоставленную возможность вести в течение почти 40 лет лекционную работу со студентами факультета по темам «Афазия», «Основы нейропси­хологии», а также написания XIII главы «Афазия» в учебнике «Ло­гопедия» под ред. Л.С. ВОЛКОВОЙ; старшему преподавателю кафедры логопедии МПГУ Р.Е. ИДЕС за помощь в оформлении книги.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В последние десятилетия XX века в нескольких изданиях вышел новый учебник «Логопедия» под редакцией Л.С. Волко­вой, в котором глава XIII посвящена проблеме описания и преодоления всех форм афазии. Это позволяет нам надеяться на то, что логопеды отчасти знакомы с формами афазий по классификации основоположника современной нейропсихо­логии А.Р. Лурия. В 1997 и 2000 годах вышел наш Сборник уп­ражнений «Коррекция сложных речевых расстройств», в кото­ром приведены типовые задания по преодолению высших пси­хических функций (ВПФ) при каждой из шести форм афазии. Сборник упражнений рассчитан не только на логопеда, но и на больного и его родственников, помогающих больному преодо­леть возникшие у него нарушения речи.

Однако, с нашей точки зрения, настало время на базе работ А.Р. Лурия, Е.Д. Хомской и других нейропсихологов МГУ, а также неврологов, физиологов, патологоанатомов, клиницис­тов познакомить следующие поколения логопедов, а возмож­но, и всех дефектологов с основами нейропсихологии и подго­товить их к освоению проблемы «перестройки» нарушенных ВПФ при афазиях. О «перестройке» ВПФ неоднократно писа­ли И.П. Павлов, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Э.С. Бейн, Л.С. Цветкова, не раскрывая ее «механизмов». Как показал наш 40-летний опыт работы по преодолению афазий у 3000 больных, спонтанной «перестройки», спонтанного восстановления на­рушенных ВПФ у больных, перенесших инсульт (инфаркт мозга), не происходит (за исключением полного и очень бы­строго восстановления ВПФ у левшей и частично при парци­альном левшестве).


нейропсихологическое введение в логопедию - student2.ru

В связи с этим, обобщая свой многолетний практический и научный опыт работы логопеда-афазиолога, мы в настоящей книге позволяем себе раскрыть найденные нами «механизмы», а точнее, стратегию и тактику перестройки нарушенных ВПФ при афазиях, восстановления у них понимания речи, вариан­тов нарушения устной речи, чтения, письма и счета. При этом мы опирались на работы отечественных нейропсихологов МГУ, научных сотрудников НИИ неврологии РАМН, в кото­ром нам посчастливилось работать почти всю жизнь, а именно на работы всех трех директоров института неврологии, акаде­миков Н.В. Коновалова, Е.В. Шмидта, Н.В. Верещагина, док­торов наук, профессоров Э.С. Бейн, Л.Г. Столяровой, а также сотрудников других научно-исследовательских институтов Москвы и Санкт-Петербурга — Г.И. Полякова, СБ. Дзугае-вой, Д.А. Фарбер, СМ. Блинкова, Н.А. Бехтеревой, Н.Н. Трауготт и других. В настоящей работе мы позволили себе кратко осветить проблему воспитания у больного установки на вос­становление нарушенных у него ВПФ, формируемых у челове­ка с самого раннего детства.

Таким образом, как нам представляется, нам удалось разра­ботать тактику и стратегию перестройки и восстановления на­рушенных после инсульта ВПФ. Предлагаемая нами стратегия и тактика преодоления афазий основана на теории А. Р. Лурия о трех функциональных блоках. Наш подход к проблеме «пере­стройки» мы назвали «плазным» (от фр. plasse — место), а точ­нее, «плазной разметкой». Этот термин заимствован нами из теории планирования судостроения. «Плазная разметка» раз­решает проблему произвольной, привнесенной извне, теорети­чески и практически разрешающей процесс «перестройки» на­рушенных ВПФ взрослого человека. «Плазная разметка» осно­вана не только на теории А.Р. Лурия о трех функциональных блоках, но и на учете цитоархитектоник ядерных и внеядерных зон (первичных, вторичных и третичных полей) II и III функ­циональных блоков (ФБ), сохранности или нарушения ВПФ обоих полушарий головного мозга, а также на учете огромной системы проводников, а точнее, проводящих путей, опоясыва­ющих системами ассоциативных и комиссуральных проводя­щих путей не только поверхностную часть коры головного мозга, но и все без исключения ее извилины, проводящие, ас­социативные и комиссуральные пути, — осуществляющие вза­имодействие обоих полушарий мозга через систему мозолисто­го тела и проводящие восходящие и нисходящие пути I функ­ционального блока, тонизирующие кору головного мозга.

Рисунки первой части монографии подобраны нами в такой последовательности, чтобы их можно было как бы нало­жить друг на друга, сравнить и увидеть основы «плазной раз­метки».

И наконец, во многих разделах настоящей работы мы так или иначе останавливаемся на вопросах формирования ВПФ у здоровых детей, поскольку нейропсихологические исследова­ния детей с «отклоняющимся развитием», проводимые ней-ропсихологами МГУ, пока что находятся в стадии становле­ния.

ЧАСТЬ I

Наши рекомендации