Четвертая уважительная причина нарушения поста: отправление в путь.
Первое мнение: то, что выезд в путь и разговение в пути, нарушает последовательность уразы (в течении двух месяцев) человека. И это мнение имама Малика, ханафитов и известное мнение шафиитов, и мнение целой группы ханбалитов. Они сказали, что отправление в путь происходит по твоему желанию, поэтому это нарушает последовательность уразы двухмесячной, подобно тому, что человек пропустил без уважительной причины.
Второе мнение: то, что выезд в путь не нарушает последовательность двухмесячной уразы. И это мнение в мазхабе имама Ахмада, и это мнение Хасана аль-Басри, также это мнение некоторых шафиитов. Они сказали, что человек разговелся по причине, которая в Шариате дозволяется. Всевышний Аллах Субханаху уа Та'аля даже во время месяца Рамадан разрешил разговляться человеку который в пути. Поэтому последовательность постав искупления в течении 2 месяцев не нарушается, подобно тому, как женщина прекращает уразу из-за прихода менструаций у нее. И есть разница между отправлением в путь и разговение без причины, потому что разговляться без причины запрещено, а разговляться при отправлении в путь разрешено.
Мухаммад ибн Хизам говорит: «Первое мнение является более близким к истине. То, что выезд в путь нарушает последовательность уразы, кроме как если была необходимость в этом, и сложность не разговляться в пути, и он нарушил пост, то тогда последовательность не нарушается (то есть, придя домой с пути если он продержал до этого допустим 40 дней, то не должен постится с начала 2 месяца а должен лишь довести пост искупления до 60 дней, то есть еще 20 дней держать пост). Уа Ллаху А'лям.
Вывод с этого, что если у человека нет большой нужны выходить в путь, но он все равно вышел, то он должен держать пост и не разговляться по мере возможности, а если разговеется, то нарушит порядок держания поста искупления за половой акт. Но если путь был вынужденный то есть он срочно должен был выехать в путь и не мог от этого пути удержатся и он разговелся в пути из-за сложности в пути то он не нарушает этим самым последовательность держания поста в качестве искупления в течении двух месяцев и как вернется домой он должен продолжить свой пост и довести до 60 дней, то есть если до выхода в путь продержал пост 35 дней то по приезду домой должен додержать 25 дней.
[Примечание редактора стенограммы]:
Наверно такое разделение видов пути на вынужденный и совершенный по своему желанию, сделано для того чтобы закрыть путь хитрецам, которые будут специально выходить в путь, чтобы в пути нарушить пост. В любом случае это на совести человека и Аллаха он не обманет и его пост перед Аллахом и постится он, чтобы искупить грех перед Аллахом, а ни перед людьми, так что такими махинациями не стоит заниматься, так как Аллах знает то, что мы замыслили.
[Конец примечания].
Пятая уважительная причина нарушения поста: если женщина является беременной или кормящей и нарушает уразу два месяца подряд по этой причине, может ли она продолжить счет или должна начать заново?
(Ответ): Если эти женщины разговелись из-за страха за свое здоровья, то они подобны больному человеку, который разговляется из-за страха болезни. А если же они разговелись из страха за своего ребенка (которого она кормит, или который в животе), то в этом вопросе есть два мнения у ханбалитов и шафиитов. Более правильное мнение, что если женщина убеждена или наверняка думает, что это принесет вред плоду, который в её животе или ребенку которого она кормит, тогда она может разговеться и это не нарушает последовательность уразы.
[Примечание редактора стенограммы]:
Суть испуга беременной за ребенка в животе может состоять в том, что если женщина будет держать пост два месяца подряд, то это может привести к тому, что женщина не будет принимать нужное питание, и это питание не будет поступать ребенку который в её утробе, и это навредит ему.
А суть в боязни за ребенка, который родился и она его кормит, состоит в том, что если она будет держать пост, тогда у неё возможно не будет достаточно молока чтобы кормить ребенка или оно будет не настолько качественным из за поста, что может навредить ей или ее ребенку.
А суть боязни за себя это то что она мало того что беременна и много от нее сил уходит на ребенка так она еще держит пост который ослабляет ее и пост не дает ей получать силы посредством еды и питься напитков, и она боится что это навредит ее здоровью.
И суть в боязни кормящей матери за свое здоровье также в том что она должна кормить ребенка а молоко с воздуха не получается. А она держит пост и это ослабляет ее а сил она по средством пищи получить не может и тем самым боится за свое здоровье и по этому разговляется.
[Конец примечания].
Шестая уважительная причина нарушения поста: по причине сумасшествия или потери сознания.
Сказал ибн Кудама: «Если он разговелся из-за сумасшествия или потере сознания, то это не нарушает последовательность двухмесячной уразы, потому что это уважительная причина, которую человек не может от себя оттолкнуть, и это подобно менструации, которую невозможно также от себя оттолкнуть».