ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. 1. Подготовка детей к обучению в школе
1. Подготовка детей к обучению в школе. Гигиенические аспекты функциональной готовности детей к систематическому обучению.
2. Гипо- и гиперкинезия – неблагоприятные факторы, влияющие на растущий организм. Профилактика гипо- и гиперкинезий.
3. Гигиенические требования к оборудованию мастерских и школьному инструментарию. Правила подбора верстаков для подростков разного возраста.
4. Принципы и организация физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Гигиенические требования к урокам физкультуры. Врачебный контроль за физическим воспитанием.
5. Гигиенические вопросы организации летнего оздоровительного периода для детей и подростков.
6. Основные закономерности роста и развития детей, их гигиеническое значение.
7. Морфофункциональные особенности детей преддошкольного и дошкольного возрастов. Гигиенические мероприятия, проводимые в этот период.
8. Физиолого-гигиенические основы и методы проведения закаливания детей и подростков. Естественные факторы природы в системе закаливания.
9. Морфофункциональные особенности детей младшего школьного возраста. Гигиенические мероприятия, проводимые в данный период.
10. Влияние трудовой деятельности на растущий организм. Гигиенические требования к урокам труда, к учебным мастерским и инструментариям.
11. Морфофункциональные особенности детей среднего и старшего школьного возраста. Гигиенические мероприятия, проводимые в данный период.
12. Гигиенические требования к детской одежде и обуви.
13. Основные определения и принципы оценки состояния здоровья детей. Факторы влияющие на состояние здоровья детей.
14. Группы здоровья детей и подростков. Критерии здоровья. Медицинское обеспечение учащихся.
15.Цель, задачи и организация профессиональной ориентации школьников. Цели, задачи и организация врачебно-профессиональной консультации подростков.
16. Гигиенические требования к школьным учебникам, детским книгам, пособиям и игрушкам.
17. Физическое развитие как показатель здоровья растущего организма. Зависимость физического развития от социальных условий. Физическое развитие на современном этапе.
18. Методы изучения и оценки физического развития.
19. Акселерация, децелерация, их социальное и гигиеническое значение. Гипотезы, объясняющие эти явления.
20. Методы, используемые для индивидуальной оценки физического развития детей. Понятие о стандартах физического развития.
21. Антропометрические исследования, используемые для изучения физического развития. Правила проведения исследований.
22. Типы детских и подростковых учебно-образовательных и воспитательных учреждений. Гигиенические принципы планировки и благоустройства.
23. Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму детских учреждений.
24. Лечебно-профилактическая работа врача педиатра в детских и подростковых учреждениях.
25. Понятие о работоспособности. Факторы, влияющие на работоспособность растущего организма.
26. Гигиенические принципы организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях. Гигиенические требования к составлению расписания уроков в общеобразовательных учреждениях.
27. Гигиена средних профессионально-технических училищ (участок, учебные помещения, мастерские и т.д.). Организация учебного процесса.
28. Гигиенические принципы режима и организации питания организованных детских коллективов.
29. Гигиенические требования к школьной мебели.
30. Гигиенические требования к учебному кабинету, в т.ч. к кабинету информатики и ВТ.
ВОЕННАЯ ГИГИЕНА
1. Определение и содержание военной гигиены. Основные этапы развития военной гигиены. Виднейшие ее представители.
2. Роль и место гигиенических мероприятий в общей системе медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и в военное время.
3. Санитарно-эпидемический надзор в вооруженных силах РФ. Задачи организации санитарно-эпидемического надзора в чрезвычайных ситуациях.
4. Гигиена полевого размещения войск. Типы полевых жилищ, их гигиеническая оценка.
5. Понятие о различных типах фортификационных сооружений и их значение в условиях чрезвычайных ситуаций. Обитаемость объектов военной техники как физиологическая проблема.
6. Гигиена водоснабжения войск в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени и в военное время. Табельные средства добычи и улучшения качества питьевой воды.
7. Пункт водоснабжения и водозабора. Гигиенические требования к их оборудованию.
8. Организация питания в полевых условиях. Задачи медицинской службы по надзору за питанием.
9. Питание в чрезвычайных ситуациях и в условиях возможного заражения (загрязнения) продовольствия и готовой пищи радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными средствами. Защита продовольствия и готовой пищи в процессе транспортировки и хранения.
10. Гигиена и физиология военного труда в чрезвычайных ситуациях. Краткая характеристика основных факторов, определяющих условия военного труда. Физиологические особенности труда в условиях катастроф и чрезвычайных ситуаций. Проблема утомления личного состава.
11. Гигиена труда в бронетанковых и мотострелковых войсках. Защита и профилактика воздействия вредных и опасных факторов на личный состав.
12. Гигиена труда личного состава частей при работе с электромагнитными излучениями, электрическими и магнитными полями. Мероприятия по предупреждению неблагоприятного действия ЭМИ на личный состав.
13. Гигиена труда личного состава при работе с техническими жидкостями. Гигиеническая характеристика горюче-смазочных материалов, компонентов ракетных топлив (горючих и окислителей), антидетонаторов, антифризов.
14. Гигиенические мероприятия медицинской службы при передвижении автомобильным, железнодорожным, авиационным и водным транспортом.
15. Средства индивидуальной защиты личного состава в условиях чрезвычайных ситуаций и очагах массового поражения людей. Гигиеническая характеристика.
16. Источники загрязнения опасными и вредными факторами окружающей среды. Взаимодействия и трансформация загрязнителей в окружающей среде: пыль, кислотные дожди, фотохимический смог.
Заведующий кафедрой
гигиены с экологией
профессор П.В.Нефедов