Установление внесознательных систем

Для этого в клинических условиях следует обратить внимание на следующее:

1. Речевые сигналы.

2. Выраженная проблема или симптом.

3. Выпадение информации.

4. Движение глаз.

5. Рисунки.

Речевые сигналы

Мы уже говорили, что сознательную систему общения можно

определить по предикатам и предикативным членам предложений. Когда к ним добавляется отрицание, это может служить указанием самого ребенка на свою внесознательную чувственную систему.

Мальчик-подросток: "Не могу представить, как я приглашаю девочку на свидание". (Внесознательная визуальная)

Девятилетняя девочка: "Я просто не слышу, когда учительница просит мены что-нибудь сделать." (Внесознательная аудиальная)

Девочка-подросток: "Я ничего не ощущаю после того, как мой друг поссорился со мной." (Внесознательная кинестетическая)

Предъявление проблемы или симптома

Часто ребенок как бы сам сообщает о том, что одна из сенсорных систем находится вне сознания.

А. Визуальная

1. Иногда у ребенка нарушена координация движений, и он часто натыкается на окружающие предметы. Как правило, ребенок оправдывается тем, что "не заметил", "не смотрит, куда идет". Дело здесь вовсе не в нарушении мышечной деятельности или пространственной ориентации. Нормальному внешнему видению мешает внесознательная внутренняя визуальная система.

2. Часто налицо физиологические или психосоматические симптомы: частое моргание, тик, ячмени и инфекционные поражения глаз, и тому подобное.

Б. Аудиальная

1. На занятиях в школе такой ребенок обычно погружен в свои

мечты, и когда учитель обращается к нему, ребенок не может ответить, потому что просто не слышал вопроса. Родители, как правило, жалуются на то, что у сына или дочери всегда отсутствующее выражение на лице и все слова отскакивают от них, как от стенки.

2. Часто возникают проблемы физиологического или психосоматического характера: звон в ушах, ларингит, воспалительные заболевания уха, носа, полости рта.

В. Кинестетическая

1. В случаях, например, энуреза ребенок не чувствует позывов

к мочеиспусканию. Точно так же при ожирении ребенок не испытывает чувства насыщения, или будет изо всех сил отрицать свою полноту.

2. Кинестетические нарушения сопровождаются жалобами физиологического или психосоматического характера: головные боли, боли в животе, кожные высыпания, болезненная чувствительность к холоду или теплу.

Выпадение информации

Следует обратить внимание на то, какую из чувственных систем

ребенок использует меньше всего. Например, подросток рассказывает мне, что он любит слушать музыку, пристукивая в такт, часто распевает и приплясывает, разгуливая по дому. Я обращаю внимание на отсутствие зрительных процессов. Выпадение этой информации подсказывает мне стратегию лечения с тем, чтобы открыть доступ к визуальной сенсорной системе.

Движения глаз

В предыдущем разделе мы подробно обсуждали этот момент.

Припомним случай Анни: движения ее глаз указывали на преимущественно визуальное восприятие, а соответствующим образом сформулированные вопросы подтверждали это наблюдение. Если бы у девочки отсутствовала способность переводить свои зрительные воспоминания из подсознания в сознание, тогда можно было бы назвать ее визуальную систему внесознательной.

Особенно внимательно следует наблюдать за глазами ребенка, когда он сам или его родитель рассказывает о проблеме. Когда ребенок говорит, его глаза все время находятся в движении, указывая на различные сенсорные каналы (смотрите схему НЛП). Отметив определенное направление взгляда, терапевт может задать прямой вопрос, чтобы выяснить, испытывает ли ребенок в этот момент соответствующие слуховые, зрительные или кинестетические ощущения. Если ребенок действительно видит некий зрительный образ, или слышит внутренний голос, или испытывает определенные эмоции и ощущения, таковой и является бессознательная сенсорная система. Если же ребенок не в состоянии ответить на наводящие вопросы или говорит, что ничего не испытывает, тогда заблокированной является именно та система, о которой идет речь. Чтобы устранить проблему, эту внесознательную систему надо активизировать и использовать в позитивном направлении.

Рисунки

Это ценный источник информации о состоянии сенсорных систем

ребенка. Приводимый ниже пример иллюстрирует крайний случай - серьезную сенсорную дисфункцию. Установление внесознательных систем было делом весьма непростым и носило, можно сказать, мозаичный характер, когда общая картина сложилась из множества мельчайших деталей.

Наши рекомендации