Обусловленной нарушением фонемного распознавания
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОГОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
по коррекции дисграфии,
обусловленной нарушением фонемного распознавания
у учащихся 3-го класса
Время занятия – 40 мин.
Фонетико-фонематическая тема: дифференциация звуков [Ч] и [Щ] в словах.
Лексическая тема: профессии.
Грамматическая тема: закрепление навыков словообразования имен существительных: образование профессий суффиксальным способом.
Задачи:
- активизация речевой и интеллектуальной деятельности школьников, совершенствование у них коммуникативных умений и навыков;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие кинестетических ощущений в органах артикуляции;
- закрепление представлений об акустико-артикуляторных признаках звуков [Ч] и [Щ];
- закрепление правильного произношения звуков [Ч] и [Щ] в словах;
- развитие слухо-произносительной дифференциации звуков [Ч] и [Щ] в словах;
- совершенствование звукобуквенных связей: закрепление связи звуков [Ч] и [Щ] с соответствующими буквами и навыка их правильного обозначения в письме;
- развитие фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений;
- актуализация, уточнение значений слов и пополнение словаря по лексической теме «Профессии»;
- совершенствование и закрепление навыков словообразования: образование названий профессий суффиксальным способом от исходных слов и лексических толкований;
- совершенствование самоконтроля в деятельности, навыков проверки письменной работы;
- развитие произвольного внимания, слухоречевой памяти;
- развитие интереса и уважения к лицам разных профессий.
Оборудование:рабочие тетради
флажки с изображением соответствующей пары звуков
предметные картинки с изображением инструментов
карточки для индивидуальной работы с пропущенными буквами
карточки с лексическими толкованиями слов
Ход занятия
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята!
- Будьте внимательны: сейчас первыми сядут за столы те ученики, у кого в отчестве есть согласный звук [Ч].
- А теперь сядут все остальные.
II.Сообщение темы занятия
-Сейчас я прочту стихотворение, а вы внимательно послушайте и догадайтесь, о чем сегодня мы будем вести речь:
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идёшь мастерской, -
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка шофёра
Пахнет бензином.
Блуза рабочего -
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате -
Лекарством приятным.
Рыхлой землёю,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.
- О ком говорилось в тексте?
- Правильно, в стихотворении собраны лица разного рода трудовой деятельности. А как иначе можно назвать род занятия или трудовой деятельности, которым занимается человек?
- (Профессия).
- Сегодня мы будем говорить о профессиях.
Мы в профессии играем
По душе их выбираем,
И мечтаем поскорее
Мамы с папой стать взрослее,
Чтоб не просто так мечтать,
А кем быть решить и стать.
- Прослушайте слова и постарайтесь определить в них «общий» звук:
часовой, учитель, почтальон, врач; звук [Ч].
сыщик, уборщица, кладовщик, заведующий. звук [Щ].
- Тема нашего сегодняшнего занятия – звуки [Ч] и [Щ]. Мы уже научились правильно произносить звуки [Ч] и [Щ], различать их в слогах, а сегодня мы продолжим учиться их различать, но уже в словах.
- Я запишу буквы, которыми обозначаются эти звуки, на доске, а вы напишите их у себя в рабочих тетрадях.
III.Тренировочные упражнения на усвоение детьми материала по теме занятия
1) Повторение артикуляции, чёткое произнесение, сравнение звуков [Ч] и [Щ] и уточнение их смысловых образов
- Давайте вспомним, что нужно для произнесения звука [Ч], а затем звука [Щ]. Расскажите, как расположены губы (зубы, язык) при произнесении этих звуков, а я вас послушаю и поправлю в случае ошибки.
- Какие это звуки?
- Что между ними общее? Чем они отличаются?
- На что похожи эти звуки? Со звучанием чего вы бы могли их сравнить?
- (согласные; глухие, шипящие, всегда мягкие;
при произнесении звука [Щ] кончик языка находится у аллавиол, а не у передней части твердого неба; [Ч] образует смычку и щель;[Ч] - взрывной, краткий звук; [Щ] - щелевой, долгий звук).
2) Слуховая дифференциация звуков [Ч] и [Щ] в словах
- Сейчас я буду называть слова-профессии, а вы, если услышите звук [Ч] – поднимите флажок с изображением этого звука, если услышите звук [Щ] – то второй флажок. Если в слове встретятся оба звука – то поднимите два флажка сразу:
лётчик, гонщик, кучер, врач, учитель, учёный, часовщик, аппаратчик, электронщик, арматурщик, сварщик, замерщик, комплектовщик, кровельщик, плиточник, банщик, прачка, кочегар, печник, ведущий, танцовщик, начальник, рабочий, печатник, почтальон, переводчик, радиовещатель, дрессировщик, пчеловод.
3) Определение места звука в слове
- Эти коварные звуки могут встречаться в разных частях слова. На доске я разместила изображения различных инструментов и предметов, необходимых людям самых разнообразных профессий. Выходите по одному, называйте предмет, место звука в слове и кладите его в ящик с инструментами со звуком [Ч] или [Щ].
Предметные картинки: щипцы, щётка, щит, меч, ключ, кирпич, ящик, клещи, крючок, точилка, скотч, очки, тачка, удочка, дудочка, кусачки, наручники.
4) Развитие фонематических представлений, определение значения слов, сравнение их звучания
- Знаете ли вы, как важно не путать эти звуки, правильно их произносить и писать. Чтобы убедиться в этом, сыграем в «Игру наоборот». Я буду называть слова, а вы заменяйте в них звуки [Ч] или [Щ] друг на друга:
плач – … плащ
мочь – … мощь
помочь – … помощь
чепцы – … щипцы
чётки – … щетки
челка – … щелка
пищать – … печать
тащить – … точить
размечать – … размещать
замечать – … замещать
защищать – … зачищать
- В этих словах мы заменили только один звук. А вы заметили, как они изменились.
- Какие значения приобрели слова? Попробуйте дать толкование новым словам.
- Давайте запишем эти слова в две колонки.
- Теперь вы поняли, как важно не путать эти звуки и не допускать ошибок при написании.
IV.Динамическая пауза
- Вы наверняка устали. А трудолюбивые гномики никогда не устают. Давайте я вас с ними познакомлю. Для этого встаньте и повторяйте за мной:
Жили-были гномики каждый в своем домике Шагают с высоким подниманием ног.
На лесной опушке у маленькой речушки. Разводят руками и сводят их.
И любили гномики убираться в домике, Плавными движениями в воздухе имитируют
Мыли окна и полы, тёрли чуть не до дыры. мойку окон, быстрыми, нагнувшись, - полов.
Ложки мыли, чашку, где варили кашку Трут ладонь о ладонь. Производят круговые
С ягодным вареньем всем на удивленье. движения рукой в кулаке – «мешают кашу».
Каждый день они варили и друзей своих кормили «Мешают кашу» быстрее. Отводят и подносят
Птичек, бабочек, ужей, и больших, и малышей! руку. Тянутся вверх и приседают.
В понедельник с ежевикой, вторник - с ягодкой брусникой, Шагают и загибают пальцы, отсчитывая
С земляникою по средам угощали всех обедом. дни недели.
А в четверг и по субботам в лес ходили на работу, Широкий шаг, продолжая загибать пальцы.
А наступит воскресенье - надо вновь варить варенье! Быстрые круговые движения рукой.
Так и жили гномики в чистых своих домиках Идут медленно, на цыпочках.
На лесной опушке на радость всем зверюшкам! Разводят руки в стороны, показывая опушку.
V. Тренировочные упражнения на закрепление усвоенных навыков
- Мы немного отдохнули, а заодно, я вам поведала о наших гостях, которые пришли к нам не с пустыми руками. Проворные гномы приготовили для вас задания, чтобы проверить, насколько вы сообразительные и грамотные.
1) Вставка пропущенных букв в словах
- Посмотрите на карточки, которые я вам раздала. Гномы постарались зашифровать слова. Они нарочно пропустили в них буквы. Расшифруйте и запишите слова, вставляя в них Ч и Щ.
Слова: регулиров_ик, проектиров_ик, разработ_ик, реклам_ик, расклей_ик, сортиров_ик, упаков_ик, шлифов_ик, то_иль_ик, _асов_к, отдело_ник, диспет_ер, посудомой_ик.
- Каким правилом нам пришлось воспользоваться при написании этих слов? Давайте вспомним, после каких букв в соответствии с правилом следует писать букву Ч, а после каких Щ?
- (Правописание суффиксов существительных -чик (-щик). После букв д-т, з-с, ж пишется буква Ч, в остальных случаях пишется Щ).
- Прочитайте по очереди слова. Назовите буквы, которые вы вставили.
- Подчеркните вставленные буквы цветными карандашами разными цветами.
2) - Ответьте поочередно на вопросы и вы узнаете вид деятельности каждого из семи наших сегодняшних гостей.
- Запишите получившиеся слова в два столбика: с Ч и Щ.
Кто сваривает железные детали? … сварщик.
Кто укладывает рельсы? … укладчик.
Кто смазывает колеса вагонов? … смазчик.
Кто работает на кране? … крановщик.
Кто бурит скважины? … бурильщик.
Кто работает на складе? … кладовщик.
Кто ведет учёт о проделанной работе? … учётчик.
VI. Тренировочные упражнения на обобщение изученного
1) Словообразование существительных: образование профессий суффиксальным способом
- На доске записаны слова. Образуйте от них названия профессий и запишите слова, которые у вас получились.
камень – сортировка – водопровод –
стекло – мусор – перевод –
барабан – мойка – сборка –
часы – уборка – сварка –
2) - Сейчас я раздам вам карточки с лексическим толкованием слов, а вы прочтите и образуйте слова:
Военнослужащий, занимающийся разведкой __ … разведчик.
Солдат, обслуживающий пулемёт __ … пулемётчик.
Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь __ … смазчик.
Рабочий, работающий посменно с другим __ … сменщик.
Работник, который занимается приёмом чего-нибудь __ … приёмщик.
Лицо, имеющее подписку на подписное издание__ … подписчик.
Лицо, занимающееся перепиской бумаг __ … переписчик.
- А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте, как справились с этой работой ваши соседи по парте.
- Давайте обсудим, какие слова получились.
VII. Итог занятия
- Сегодня мы учились различать звуки [Ч] и [Щ]. Вспомните, о каких профессиях мы сегодня упоминали? Назовите каждый несколько профессий с этими звуками.
- А кем бы хотели стать вы?
- Вы отлично поработали. Гномы могут вами гордиться.
- До свидания, ребята!