Обусловленной нарушением фонемного распознавания

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОГОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

по коррекции дисграфии,

обусловленной нарушением фонемного распознавания

у учащихся 3-го класса

Время занятия – 40 мин.

Фонетико-фонематическая тема: дифференциация звуков [Ч] и [Щ] в словах.

Лексическая тема: профессии.

Грамматическая тема: закрепление навыков словообразования имен существительных: образование профессий суффиксальным способом.

Задачи:

- активизация речевой и интеллектуальной деятельности школьников, совершенствование у них коммуникативных умений и навыков;

- развитие фонематического восприятия;

- развитие кинестетических ощущений в органах артикуляции;

- закрепление представлений об акустико-артикуляторных признаках звуков [Ч] и [Щ];

- закрепление правильного произношения звуков [Ч] и [Щ] в словах;

- развитие слухо-произносительной дифференциации звуков [Ч] и [Щ] в словах;

- совершенствование звукобуквенных связей: закрепление связи звуков [Ч] и [Щ] с соответствующими буквами и навыка их правильного обозначения в письме;

- развитие фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений;

- актуализация, уточнение значений слов и пополнение словаря по лексической теме «Профессии»;

- совершенствование и закрепление навыков словообразования: образование названий профессий суффиксальным способом от исходных слов и лексических толкований;

- совершенствование самоконтроля в деятельности, навыков проверки письменной работы;

- развитие произвольного внимания, слухоречевой памяти;

- развитие интереса и уважения к лицам разных профессий.

Оборудование:рабочие тетради

флажки с изображением соответствующей пары звуков

предметные картинки с изображением инструментов

карточки для индивидуальной работы с пропущенными буквами

карточки с лексическими толкованиями слов

Ход занятия

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!

- Будьте внимательны: сейчас первыми сядут за столы те ученики, у кого в отчестве есть согласный звук [Ч].

- А теперь сядут все остальные.

II.Сообщение темы занятия

-Сейчас я прочту стихотворение, а вы внимательно послушайте и догадайтесь, о чем сегодня мы будем вести речь:

У каждого дела

Запах особый:

В булочной пахнет

Тестом и сдобой.

Мимо столярной

Идёшь мастерской, -

Стружкою пахнет

И свежей доской.

Пахнет маляр

Скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик

Оконной замазкой.

Куртка шофёра

Пахнет бензином.

Блуза рабочего -

Маслом машинным.

Пахнет кондитер

Орехом мускатным.

Доктор в халате -

Лекарством приятным.

Рыхлой землёю,

Полем и лугом

Пахнет крестьянин,

Идущий за плугом.

Рыбой и морем

Пахнет рыбак.

Только безделье

Не пахнет никак.

- О ком говорилось в тексте?

- Правильно, в стихотворении собраны лица разного рода трудовой деятельности. А как иначе можно назвать род занятия или трудовой деятельности, которым занимается человек?

- (Профессия).

- Сегодня мы будем говорить о профессиях.

Мы в профессии играем

По душе их выбираем,

И мечтаем поскорее

Мамы с папой стать взрослее,

Чтоб не просто так мечтать,

А кем быть решить и стать.

- Прослушайте слова и постарайтесь определить в них «общий» звук:

часовой, учитель, почтальон, врач; звук [Ч].

сыщик, уборщица, кладовщик, заведующий. звук [Щ].

- Тема нашего сегодняшнего занятия – звуки [Ч] и [Щ]. Мы уже научились правильно произносить звуки [Ч] и [Щ], различать их в слогах, а сегодня мы продолжим учиться их различать, но уже в словах.

- Я запишу буквы, которыми обозначаются эти звуки, на доске, а вы напишите их у себя в рабочих тетрадях.

III.Тренировочные упражнения на усвоение детьми материала по теме занятия

1) Повторение артикуляции, чёткое произнесение, сравнение звуков [Ч] и [Щ] и уточнение их смысловых образов

- Давайте вспомним, что нужно для произнесения звука [Ч], а затем звука [Щ]. Расскажите, как расположены губы (зубы, язык) при произнесении этих звуков, а я вас послушаю и поправлю в случае ошибки.

- Какие это звуки?

- Что между ними общее? Чем они отличаются?

- На что похожи эти звуки? Со звучанием чего вы бы могли их сравнить?

- (согласные; глухие, шипящие, всегда мягкие;

при произнесении звука [Щ] кончик языка находится у аллавиол, а не у передней части твердого неба; [Ч] образует смычку и щель;[Ч] - взрывной, краткий звук; [Щ] - щелевой, долгий звук).

2) Слуховая дифференциация звуков [Ч] и [Щ] в словах

- Сейчас я буду называть слова-профессии, а вы, если услышите звук [Ч] – поднимите флажок с изображением этого звука, если услышите звук [Щ] – то второй флажок. Если в слове встретятся оба звука – то поднимите два флажка сразу:

лётчик, гонщик, кучер, врач, учитель, учёный, часовщик, аппаратчик, электронщик, арматурщик, сварщик, замерщик, комплектовщик, кровельщик, плиточник, банщик, прачка, кочегар, печник, ведущий, танцовщик, начальник, рабочий, печатник, почтальон, переводчик, радиовещатель, дрессировщик, пчеловод.

3) Определение места звука в слове

- Эти коварные звуки могут встречаться в разных частях слова. На доске я разместила изображения различных инструментов и предметов, необходимых людям самых разнообразных профессий. Выходите по одному, называйте предмет, место звука в слове и кладите его в ящик с инструментами со звуком [Ч] или [Щ].

Предметные картинки: щипцы, щётка, щит, меч, ключ, кирпич, ящик, клещи, крючок, точилка, скотч, очки, тачка, удочка, дудочка, кусачки, наручники.

4) Развитие фонематических представлений, определение значения слов, сравнение их звучания

- Знаете ли вы, как важно не путать эти звуки, правильно их произносить и писать. Чтобы убедиться в этом, сыграем в «Игру наоборот». Я буду называть слова, а вы заменяйте в них звуки [Ч] или [Щ] друг на друга:

плач – … плащ

мочь – … мощь

помочь – … помощь

чепцы – … щипцы

чётки – … щетки

челка – … щелка

пищать – … печать

тащить – … точить

размечать – … размещать

замечать – … замещать

защищать – … зачищать

- В этих словах мы заменили только один звук. А вы заметили, как они изменились.

- Какие значения приобрели слова? Попробуйте дать толкование новым словам.

- Давайте запишем эти слова в две колонки.

- Теперь вы поняли, как важно не путать эти звуки и не допускать ошибок при написании.

IV.Динамическая пауза

- Вы наверняка устали. А трудолюбивые гномики никогда не устают. Давайте я вас с ними познакомлю. Для этого встаньте и повторяйте за мной:

Жили-были гномики каждый в своем домике Шагают с высоким подниманием ног.

На лесной опушке у маленькой речушки. Разводят руками и сводят их.

И любили гномики убираться в домике, Плавными движениями в воздухе имитируют

Мыли окна и полы, тёрли чуть не до дыры. мойку окон, быстрыми, нагнувшись, - полов.

Ложки мыли, чашку, где варили кашку Трут ладонь о ладонь. Производят круговые

С ягодным вареньем всем на удивленье. движения рукой в кулаке – «мешают кашу».

Каждый день они варили и друзей своих кормили «Мешают кашу» быстрее. Отводят и подносят

Птичек, бабочек, ужей, и больших, и малышей! руку. Тянутся вверх и приседают.

В понедельник с ежевикой, вторник - с ягодкой брусникой, Шагают и загибают пальцы, отсчитывая

С земляникою по средам угощали всех обедом. дни недели.

А в четверг и по субботам в лес ходили на работу, Широкий шаг, продолжая загибать пальцы.

А наступит воскресенье - надо вновь варить варенье! Быстрые круговые движения рукой.

Так и жили гномики в чистых своих домиках Идут медленно, на цыпочках.

На лесной опушке на радость всем зверюшкам! Разводят руки в стороны, показывая опушку.

V. Тренировочные упражнения на закрепление усвоенных навыков

- Мы немного отдохнули, а заодно, я вам поведала о наших гостях, которые пришли к нам не с пустыми руками. Проворные гномы приготовили для вас задания, чтобы проверить, насколько вы сообразительные и грамотные.

1) Вставка пропущенных букв в словах

- Посмотрите на карточки, которые я вам раздала. Гномы постарались зашифровать слова. Они нарочно пропустили в них буквы. Расшифруйте и запишите слова, вставляя в них Ч и Щ.

Слова: регулиров_ик, проектиров_ик, разработ_ик, реклам_ик, расклей_ик, сортиров_ик, упаков_ик, шлифов_ик, то_иль_ик, _асов_к, отдело_ник, диспет_ер, посудомой_ик.

- Каким правилом нам пришлось воспользоваться при написании этих слов? Давайте вспомним, после каких букв в соответствии с правилом следует писать букву Ч, а после каких Щ?

- (Правописание суффиксов существительных -чик (-щик). После букв д-т, з-с, ж пишется буква Ч, в остальных случаях пишется Щ).

- Прочитайте по очереди слова. Назовите буквы, которые вы вставили.

- Подчеркните вставленные буквы цветными карандашами разными цветами.

2) - Ответьте поочередно на вопросы и вы узнаете вид деятельности каждого из семи наших сегодняшних гостей.

- Запишите получившиеся слова в два столбика: с Ч и Щ.

Кто сваривает железные детали? … сварщик.

Кто укладывает рельсы? … укладчик.

Кто смазывает колеса вагонов? … смазчик.

Кто работает на кране? … крановщик.

Кто бурит скважины? … бурильщик.

Кто работает на складе? … кладовщик.

Кто ведет учёт о проделанной работе? … учётчик.

VI. Тренировочные упражнения на обобщение изученного

1) Словообразование существительных: образование профессий суффиксальным способом

- На доске записаны слова. Образуйте от них названия профессий и запишите слова, которые у вас получились.

камень – сортировка – водопровод –

стекло – мусор – перевод –

барабан – мойка – сборка –

часы – уборка – сварка –

2) - Сейчас я раздам вам карточки с лексическим толкованием слов, а вы прочтите и образуйте слова:

Военнослужащий, занимающийся разведкой __ … разведчик.

Солдат, обслуживающий пулемёт __ … пулемётчик.

Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь __ … смазчик.

Рабочий, работающий посменно с другим __ … сменщик.

Работник, который занимается приёмом чего-нибудь __ … приёмщик.

Лицо, имеющее подписку на подписное издание__ … подписчик.

Лицо, занимающееся перепиской бумаг __ … переписчик.

- А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте, как справились с этой работой ваши соседи по парте.

- Давайте обсудим, какие слова получились.

VII. Итог занятия

- Сегодня мы учились различать звуки [Ч] и [Щ]. Вспомните, о каких профессиях мы сегодня упоминали? Назовите каждый несколько профессий с этими звуками.

- А кем бы хотели стать вы?

- Вы отлично поработали. Гномы могут вами гордиться.

- До свидания, ребята!

Наши рекомендации