Показатели нервно – психического развития детей с 1 года до 6 лет.
В определенные возрастные сроки – на 2-м году жизни – 1 раз в квартал, на 3-м году – 1 раз в полгода необходимо проверить уровень развития ребенка с тем, чтобы своевременно помочь ему в том случае, если наблюдается отставание в сроках появления каких-либо умений.
Линия развития | Показатели | Методика выявления | |
1 год 3 месяца | |||
Сенсорное развитие (С) | Играя, различает 2 разных по величине предмета (например, 2 куба) | Перед ребенком выкладывается малый куб (высотой 10 см). Ребенок должен вложить малый куб в большой. Ребенок может пробовать 2-3 раза. Взрослый не помогает | |
Общие движения (ДО) Игра (И) | Ходит длительно, меняет положения (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится). Умеет воспроизводить в игре разученные действия (кормит куклу, собирает пирамиду и др.) | Взрослый наблюдает за ребенком во время игры – выполняет ли он указанные движения. 1. Перед ребенком раскладывается кукла, тарелочка. Предлагается покормить куклу. 2. Ребенку предлагается поиграть с кубиками (2 кубика, 2 кирпичика), при этом малыш должен воспроизвести постройку «дома», «машины» (взрослый может показать). 3. Нанизывает на стержень 4-5 колец. Ребенок должен выполнить все 3 действия | |
Речь активная (РА) Речь понимаемая (РП) | Пользуется лепетом и облегченными словами (машина «би-би», собака «ав-ав»). Значительно увеличивается запас понимаемых слов | Взрослый наблюдает за ребенком во время игры, движений, пользуется ли он лепетом и словами. 1. По просьбе взрослого находит 3-4 игрушки. 2. Находит предметы обуви, одежды. 3. выполняет действия по слову (корми куклу, положи спать). 4. По слову – ориентируется в комнате (где кроватка, где мы моем руки и т. д.). Ребенок выполняет задания. | |
Навыки (Н) | Самостоятельно ест густую пищу ложкой | Во время кормления ребенок должен самостоятельно съесть густую пищу из глубокой тарелки. Часть пищи может съесть с помощью взрослого | |
1 год 6 месяцев | |||
Сенсорное развитие (С) | Из предметов разной формы (3-4) по предлагаемому образцу и слову подбирает предметы такой же формы (например, к кубику кубик) | Взрослый раскладывает перед ребенком предметы разной формы (3 кирпичика, 3 куба, 3 шарика, 3 призмы). Скатывает шарик с желобка и предлагает ребенку найти еще шарики и скатить их. Затем берет один кубик, ставит его и предлагает найти еще кубик и построить дом. Ребенок выполняет оба задания | |
Общие движения (ДО) Игра (И) | Движения более координированные – перешагивает через препятствие переставным шагом (например, через палку, лежащую на полу). Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия (причесывает куклу и т.д.) | Ребенку предлагается перешагивание через палку или брусочки, лежащие на полу, приставным шагом. Взрослый может показать. Взрослый раскладывает перед ребенком предметы – куклу и расческу, куклу и носовой платок и говорит: «У куклы грязный нос». Ребенок причесывает куклу и вытирает ей нос | |
Речь активная (РА) | В момент удивления или сильной заинтересованности называет предметы облегчёнными или полными словами (запас слов – 30 - 40) | Из мешочка коробочки неожиданно показываются предметы (кукла, зайчик, петушок, котенок) и спрашивает: «Кто там?» или «Кто это?». Ребенок должен называть предметы облегченно или правильно «ля-ля», кукла | |
Речь понимаемая (РП) | Находит по слову среди нескольких предметов – 2 одинаковых по значению, но разных по форме или величине | Перед ребенком раскладываются предметы в следующей последовательности: собака черная, кошка черная, собака белая. Взрослый предлагает найти собаку одну и другую. Затем поменять местами и спросит еще раз: «Где собачка?» | |
Навыки (Н) | Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой | Во время кормления съедает ¾ жидкой пищи (суточный) глубокой тарелки, держа черенок ложки рукой сверху (в кулачке) | |
1 год 9 месяцев | |||
Сенсорное развитие (С) | Играя, различает 3 – 4 разных по величине предмета (например, 3 куба) | Взрослый достает кубы один из другого, ставит их вразнобой. После чего предлагает ребенку собрать, ребенок собирает кубы соответственно (1-10 см, 2-7 см, 3-4 см) | |
Общие движения (ДО) | Перешагивает через параллельно положенные на полу 3 палки приставным шагом. Умеет ходить по поверхности шириной 19-20 см на высоте от пола 15-20 см | Ребенок должен пройти по доске, указанного размера без помощи взрослого (войти и сойти может при помощи взрослого) | |
Игры (И) | Строит «ворота», «скамейку», «домик» | Взрослый предлагает ребенку построить ворота, при этом может один раз показать (ставит 2 кирпичика вертикально, один сверху горизонтально). Ребенок воспроизводит постройку | |
Речь активная (РА) | Пользуется двухсловными предложениями, обозначает свои действия | Взрослый наблюдает, как ребенок во время игры и различных режимных моментов сопровождает свои действия 2-х словными предложениями. «Кукла спать» | |
Речь понимаемая (РП) | Отвечает на вопросы взрослого, при рассматривании сюжетных картинок | Ребенку предлагается рассмотреть одну за другой 4 картинки с изображением знакомых сюжетов. Например: мальчик поит лошадку, дети умываются и спрашивает: «Что на картинке?», «Что делает?». Ребенок может ответить одним словом | |
Навыки (Н) | Умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослого | Во время раздевания ребенок снимает ботинки (развязанные), туфли (расстегнутые), чулки. Взрослый может немного помочь | |
2 года | |||
Сенсорное развитие (С) | По предлагаемому образцу и просьбе взрослого находит 3 предмета разных цветов (красный, синий, зелёный) | Перед ребенком раскладываются варежки (носочки) 3-х цветов в следующем порядке: красная, синяя, зеленая; синяя, красная, зеленая. Ребенок должен к каждой варежке подобрать соответствующую пару такого цвета | |
Общие движения (ДО) | Перешагивает препятствия, чередуя шаг. Перешагивает без поддержки через палку или верёвку, приподнятые над полом на высоте 10 см | На расстоянии 20 см на полу раскладываются 3-4 брусочка, через которые ребенок перешагивает чередующимся шагом. Взрослый может показать | |
Игра (И) | В игре воспроизводит ряд логически связанных действий - например, куклу купает и вытирает (начало сюжетной игры) | Перед ребенком раскладываются игрушки: кукла-голыш, губка, полотенце, кубик (вместо мыла), ванночка. Ребенку говорят: «Кукла грязная», Ребенок сажает куклу в ванночку, трет губкой, моет, вытирает. Взрослый ничего не показывает | |
Речь активная (РА) Речь понимаемая (РП) | Пользуется 2-3-х словными предложениями при общении со взрослыми, употребляя прилагательные и местоимения (словарный запас – 200 – 300 слов) Понимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребенку (по опыту) (данный показатель проверяется в семье) | Во время игры, режимных процессов ребенок должен обращаться к взрослому с речью (3-х словными предложениями) Взрослый рассказывает ребенку короткий рассказ о хорошо знакомых событиях (как видели на улице собаку, кормили голубей): после чего задаются 3-4 вопроса. Ребенок отвечает словом или коротким предложение | |
Навыки (Н) | Умеет частично одевать одежду с небольшой помощью взрослого | Во время одевания взрослый смотрит – может ли малыш сам одеть шапку, ботинки, носки. При этом можно немного помочь | |
2 года 6 месяцев | |||
Сенсорное развитие (С) | Подбирает к образцу разнообразные предметы 4-х цветов (красный, синий, желтый, зеленый) | Материал: 4-х цветные карты (12х9), 8 цветных предметов по 2 каждого цвета, но разной формы (знакомые), красные карандаши, красный кубик. Взрослый дает ребенку 4 карты, показывает, чередуя предметы. Спрашивает, на какую карту положим предмет. Ребенок подбирает по 2 предмета каждого цвета | |
Общие движения (ДО) | Приставным шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу (палка, кубики на расстоянии 20 см), перешагивает через палку или верёвку, приподнятую над полом на 15 см | Материал: 3 кубика. Взрослый раскладывает на полу 3 кубика на расстоянии 20 см и предлагает ребенку перешагивать. Ребенок должен перешагивать через 3 кубика | |
Игра (И) | В игре действует взаимосвязанно, последовательно (кормит куклу, укладывает спать, гуляет) 2-3 действия. Называет действия. | Материал: разные игрушки, сюжетные игры в «доктора», «парикмахера». Взрослый предлагает ребенку разнообразные игрушки вне подсказывающей ситуации. Ребенок выполняет 2-3 связанных между собой действия | |
Речь активная (РА) | Строит предложение из трех и более слов. Появляются вопросы «где?», «куда?». | Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую близкую ему тему. В речи ребенок употребляет хотя бы один раз предложение более 3-х слов | |
Навыки (Н) | Самостоятельно одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Ест аккуратно. | Во время одевания после сна, при сборе на прогулку ребенок самостоятельно одевает: рубашку, штаны, шапку, пальто | |
3 года | |||
Сенсорное развитие (С) | Называет 4 основных цвета. В своей деятельности использует геометрические фигуры по назначению. | Материал: одноцветных предметов по 2 цвета каждого, но разной формы. Например, красный мяч, красный флаг и т.д. (знакомые). Взрослый показывает поочередно предметы и спрашивает, какого цвета. Ребенок называет каждый цвет хотя бы один раз | |
Общие движения (ДО) | Переступает через препятствия высотой 20 см чередующимся шагом | Материал: кубики или другие предметы (высотой 10-15 см). Взрослый расставляет предметы и предлагает ребенку перешагнуть через препятствие | |
Игра (И) | В играх исполняет роль - например, играя с куклой, говорит: мама, доктор. Появляются сложные сюжетные постройки. С помощью пластилина или карандаша изображает простые предметы и называет их. | Материал: разнообразные сюжетные игрушки. Взрослый наблюдает за игрой ребенка. Ребенок отобрал какой-либо сюжет и выполняет роль, которую сопровождает словом | |
Речь активная (РА) | Употребляет сложные предложения, словарный запас 1200 – 1300 слов, появляются вопросы: «где?», «почему?». | Взрослый наблюдает за ребенком во время деятельности или беседы с ребенком. Ребенок хотя бы раз в своей речи употребляет сложное предложение | |
Навыки (Н) | Одевается самостоятельно с небольшой помощью взрослого, застегивает пуговицы, завязывает шнурки с небольшой помощью взрослого | Во время одевания после сна, при сборе на прогулку ребенок самостоятельно одевается и с помощью взрослого застегивает пуговицы и завязывает шнурки | |
Внести самостоятельно, пользуясь учебником | |||
4 года | |||
5 лет | |||
6 лет | |||
7 лет | |||
Формулы
для определения массы, длины тела, окружности головы и груди.
1.Масса тела в год составляет в среднем 10 - 10, 5 кг.
От года до 5 лет масса тела = 10 (10,5 ) + 2n, где n – количество лет после года.
2. Длина тела в год составляет в среднем 75 см.
От года до 5 лет длина тела = 75 + 5n, где n – количество лет после года.
3. Окружность головы.
До 5 лет окружность головы увеличивается по 1 см в год, в 5 лет = 50 см.
5. Окружность груди увеличивается от года до 10 лет на 1,5 см в год.
Оценка: 0 – 3 балла (1 балл за каждый вид внесённого материала)
2. Составить план режима дня и питания ребёнку 2 лет.
Оценка: Оценка: 0 – 3 балла (0 баллов – задание не выполнено, 1 балл – выполнено не полностью, 2 балла – выполнено с ошибками, 3 балла – выполнено полностью, без ошибок).
3. Выполнить презентацию по теме «Профилактика травматизма у детей преддошкольного и дошкольного возраста» (не менее 5 слайдов)
Оценка: 0 – 5 баллов (1 балл за каждый слайд)
Ориентировочное время для подготовки – 3 часа.
Рекомендуемая литература:
1. Т. Г. Леонтьева «Здоровый ребёнок» (методическое пособие)
2. Д. А. Крюкова, Л. А. Лысак, О. В. Фурса «Здоровый человек и его окружение», Ростов – на – Дону, «Феникс», 2010, стр. 111 – 123, стр. 121.