Практическое занятие по теме
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
Требования к оформлению дневника | |
Тематический план занятий | |
Практическое занятие по теме: Доношенный новорождённый - схема первого дородового патронажа - шкала Апгар - организация уголка новорождённого - алгоритм техники первого прикладывания и кормления грудью - 10 принципов успешного грудного вскармливания - признаки правильного кормления грудью - техника измерения массы тела | 9 10 |
Практическое занятие по теме: Недоношенный новорождённый, анатомо – физиологические особенности. Вскармливание новорождённых детей. - факторы риска во время беременности - схема второго дородового патронажа - группы риска новорождённых - определение групп риска новорождённых - затруднения при кормлении грудью - техника кормления через зонд - техника контрольного кормления - техника кормления из чашки ложкой - техника кормления из бутылочки (рожка) - формулы для расчёта питания | |
Практическое занятие по теме: Уход за новорождённым - техника выполнения и обучения матери проведению утреннего туалета - техника пеленания - техника термометрии - техника гигиенической ванны - техника измерения роста - техника определения окружности головы и груди - техника применения грелки у недоношенных - схема патронажа к новорождённому | |
Практическое занятие по теме: Анатомо – физиологические особенности грудного ребёнка. Физическое и нервно – психическое развитие детей грудного возраста. - средние показатели увеличения массы тела и длины тела - оценка нервно – психического развития по группам | |
Практическое занятие по теме: Вскармливание детей грудного возраста - объёмный способ определения суточного объёма питания - частота кормления при регламентированном вскармливании - алгоритм составления меню | |
Практическое занятие по теме: Воспитание ребёнка грудного возраста. Организация профилактического приёма в детской поликлинике. - режимы дня - комплексы массажа и гимнастики для детей грудного и раннего возраста - схемы закаливания - рекомендации по воспитанию детей - контакт матери и отца с ребёнком - воспитание навыков правильного приёма пищи - рекомендации по организации профилактического приёма | |
Практическое занятие по теме: Период преддошкольного и дошкольного возраста - показатели нервно – психического развития детей с 1 года до 6 лет - формулы для определения массы тела, окружности головы и груди | |
Практическое занятие по теме: Период младшего школьного возраста | |
Практическое занятие по теме: Период старшего школьного возраста. - признаки полового развития - оценка полового развития | |
Задания для самоконтроля знаний. | |
Эталон ответов к заданию для самоконтроля знаний. | |
Список терминов. | |
Глоссарий. | |
Заключение. | |
Список использованных источников |
ВВЕДЕНИЕ
Методическое пособие для самоподготовки «Здоровый ребёнок» предназначено для организации самостоятельной работы обучающихся в процессе подготовки к практическим занятиям.
В методическом пособии представлены вопросы для подготовки, необходимые умения, которыми должен овладеть обучающийся по соответствующей теме, задания для самостоятельной работы, с обязательной рейтинговой системой оценки.
Основная цель пособия – систематизация, повышение качества знаний обучающихся по дисциплине.
Уважаемый студент!
Вы приступаете к изучению дисциплины «Здоровый человек и его окружение», раздел «Здоровый ребёнок».
Цель дисциплины – усвоить основные морфологические и функциональные особенности развития здорового ребёнка с момента рождения до передачи подростка под наблюдение во взрослую сеть поликлиник.
Этот раздел является первым этапом изучения профессиональных модулей ПМ 02 «Диагностическая деятельность», ПМ 03 «Лечебная деятельность», ПМ 04 «Профилактическая деятельность» для студентов отделения «Лечебное дело».
Первые занятия этого цикла посвящены особенностям периода новорождённости, факторам, влияющим на здоровье ребёнка, анатомии, физиологии, вопросам вскармливания малыша.
На последующих занятиях Вы узнаете закономерности роста, развития детей в разные возрастные периоды и изучите роль среднего медицинского работника в организации ухода и наблюдения за ребёнком.
К практическим занятиям по дисциплине Вам необходимо иметь дневник для практических занятий (тетрадь 48 или 60 листов), справочник – рецептурник (блокнот), ручку, линейку, ластик, калькулятор.
Требования к оформлению дневника
1. Оформление титульного листа:
Дневник
для практических занятий по дисциплине
«Здоровый человек и его окружение»,
раздел «Здоровый ребёнок»
Студентки … (курс) … (группа) … (отделение)
Ф. И. О.
2. Оформление второй страницы дневника:
Тематический план занятий
№ | Тема | Плановые баллы | Премиальные баллы | Оценка | Подпись преподавателя |
Доношенный новорождённый. | КУЗ – 5 баллов | - | |||
Недоношенный новорождённый: анатомо – физиологические особенности. Вскармливание новорождённых детей. | - | ||||
Уход за новорождённым ребёнком. | - | ||||
Анатомо – физиологические особенности грудного ребёнка. Физическое и нервно – психическое развитие детей грудного возраста. | 2 балла | ||||
Вскармливание детей грудного возраста. | КУЗ – 5 баллов | ||||
Воспитание ребёнка грудного возраста. Организация профилактического приёма в детской поликлинике. | 2 балла | ||||
Период преддошкольного и дошкольного возраста. | |||||
Период младшего школьного возраста. | |||||
9. | Период старшего школьного возраста. |
3. Оформление третьей страницы дневника
Дата | Объём и содержание выполненной работы | Подпись преподавателя |
Доношенный новорождённый
Вопросы для подготовки:
1. Характеристика периода новорождённости
2. Оценка состояния новорождённого по шкале Апгар.
3. Определение доношенного новорождённого, его внешний вид.
4. Особенности функций органов и систем доношенного новорождённого (дыхательной, сердечно – сосудистой, пищеварительной, мочевыделительной, нервной, костной, мышечной систем, кожи, подкожно – жировой клетчатки, органов кроветворения, системы анализаторов)
5. Физиологические состояния новорождённого, причины, симптомы.
1) Физиологическая убыль веса
2) Физиологическая эритема
3) Физиологическая желтуха
4) Транзиторная лихорадка
5) Гормональный криз
6) Мочекислый инфаркт
6. Критерии готовности к выписке новорождённого из родильного дома.
7. Профилактическая иммунизация
8. Основные потребности доношенного ребёнка (есть, дышать, поддерживать температуру тела, адаптации, безопасности) и способы их удовлетворения
9. Первое прикладывание ребёнка к груди, его значение, техника.
10.Организация уголка новорождённого.
11.Сроки и цели первого дородового патронажа к беременной, первичного и повторных патронажей к новорождённому ребёнку.
Умения:
1. Определить признаки доношенности.
2. Выявить признаки физиологических состояний.
3. Оценить состояние ребёнка по шкале Апгар.
4. Выполнить взвешивание новорождённого.
5. Обучить мать технике грудного вскармливания.
6. Составить схему и дать рекомендации при проведении первого дородового патронажа к беременной, первого и повторных патронажей к новорождённому по заданной ситуации.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Внести в справочник – рецептурник схемы дородового патронажа №1, патронажа к новорождённому, техники взвешивания, показатели шкалы Апгар, рекомендации по организации уголка новорождённого, алгоритм техники прикладывания к груди и кормления грудью, принципы успешного грудного вскармливания, признаки правильного кормления грудью.
Шкала Апгар
Показатель | 0 баллов | 1 балл | 2 балла |
Дыхание | Отсутствует | Слабый крик, редкие, нерегулярные, отдельные судорожные вдохи, частота дыхания менее 40 в 1 минуту | Громкий крик, частота дыхания 40 – 60 в 1 минуту |
Сердцебиение | Отсутствует | Менее 100 в 1 минуту | 100 и более в 1 минуту |
Окраска кожи | Синюшная или бледная | Розовая окраска, конечности синюшные | Розовая |
Мышечный тонус | Вялый | Слабая степень сгибания | Активные движения |
Реакция на носовой катетер или рефлекс на раздражение подошв | Отсутствует | Слабая реакция на раздражение подошв, гримаса | Хорошо выраженная реакция на раздражение подошв, кашель, чихание |
Примечания.
1. Прерывать кормление недопустимо. В исключительных случаях, для отнятия ребёнка от груди можно использовать следующие приёмы: 1) под защитой пальца отодвинуть грудь кзади, быстрым движением извлечь изо рта ребёнка; 2) устранить безвоздушное пространство в полости рта – прислонить грудь к углу рта; 3) надавить на щёчки ребёнка.
2. Сцеживание проводят:
1) для вскармливания маловесных и больных детей, не способных активно сосать грудь
2) при втянутых сосках (когда ребёнок учится сосать)
3) при закупорке млечного протока и лактостазе
4) при болезни матери или разлуке с ребёнком
5) иногда при необходимости помочь ребёнку приспособиться к наполненной груди
6) при обработке сосков и ареолы поздним молоком для предупреждения их сухости и воспаления.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Внести в справочник – рецептурник таблицы факторов риска, группы риска новорождённых, определение групп риска, схему второго дородового патронажа, мероприятия при затруднениях кормления грудью, способы расчёта суточного и разового количества пищи новорождённому, технику контрольного взвешивания, технику кормления через зонд, технику кормления из чашки, ложки.
Группы риска новорождённых
I группа –риск развития патологии ЦНС
II группа –риск внутриутробного инфицирования и развития гнойно - септических инфекций в периоде новорождённости.
III группа –риск развития трофических нарушений и эндокринопатий (гипотрофия, паратрофия, задержка роста, признаки незрелости и т. д.)
IV группа – риск развития врождённых пороков развития (ВПР) сердца, органов дыхания, пищеварительной, мочеполовой систем, ЦНС, костной системы, наследственно – обусловленных заболеваний (фенилкетонурия, дисахаридазная недостаточность, муковисцидоз, болезнь Дауна и др.)
V группа –социальный риск – дети из неполных и многодетных семей, из семей с плохим психологическим климатом, вредными привычками и неудовлетворительными жилищно – бытовыми условиями
VI группа - риск развития анемии
VII группа – риск развития тугоухости
VIII группа -риск развития синдрома внезапной смерти
IX группа – риск развития аллергических заболеваний
Определение групп риска
Факторы риска | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX |
Профессиональные вредности матери | + | + | + | ||||||
Возраст матери менее 16 лет и более 40 | + | + | + | + | |||||
Злоупотребление алкоголем, курение | + | + | + | + | |||||
Близкородственный брак | + | + | |||||||
Незарегистрированный брак, неполная семья | + | ||||||||
Негативное отношение матери к ребёнку | + | ||||||||
Наличие хромосомных перестроек у одного из супругов | + | ||||||||
Предшествующее рождение детей с врождёнными пороками | + | ||||||||
Социально - неблагополучная семья (неудовлетворительные жилищные, социально – гигиенические и бытовые условия, материальная обеспеченность семьи и т. д.) | + | + | |||||||
Перенесённая краснуха, цитомегалия, токсоплазмоз | + | + | |||||||
Экстрагенитальная патология матери (заболевания сердечно - сосудистой системы, сахарный диабет, тиретоксикоз, гипотиреоз, ожирение, хронические воспалительные заболевания бронхо – лёгочной системы, другие хронические очаги, аллергические заболевания, заболевания почек, дегенеративные заболевания нервной системы, умственная отсталость) | + | + | + | + | + | + | |||
Хроническая и острая генитальная патология (кольпиты, аднекситы и др.) | + | ||||||||
Мертворождённость, случаи младенческой смертности и бесплодие у родственников | + | + | |||||||
Антенатальные факторы: | |||||||||
- Угроза невынашивания | + | + | + | ||||||
- токсикоз I и II половин беременности | + | + | + | + | |||||
- инфекционные болезни матери в I триместре беременности | + | + | + | + | |||||
- анемия во время беременности | + | + | |||||||
- узкий таз | + | ||||||||
- чрезмерное количество околоплодной жидкости | + | ||||||||
- гипоксия плода | + | ||||||||
- иммунологическая несовместимость крови матери и плода | + | ||||||||
- длительный безводный период | + | ||||||||
- повторное невынашивание, предшествующие медаборты | + | + | + | + | |||||
- специфические внутриутробные инфекции (токсоплазмоз, цитомегалия, листериоз, сифилис, краснуха, трихомониаз, микоплазмоз, герпес, грибковые инфекции) | + | ||||||||
- гипотрофия плода | + | ||||||||
- недостаточное питание беременной | + | + | |||||||
- период времени между предыдущей и наступлением настоящей беременности 1 год и менее | + | ||||||||
- конституциональные особенности матери (инфантилизм, астеническое телосложение) | + | ||||||||
- Плацентарные факторы (тромбозы, гематомы, инфаркты плаценты) | + | ||||||||
- действие ионизирующего облучения в первые 12 недель | + | + | |||||||
- приём лекарственных препаратов в первые 12 недель | + | + | |||||||
- Тазовое предлежание плода в сочетании с многоводием и задержкой внутриутробного развития | + | ||||||||
- фетоматеринские и фетоплацентарные кровотечения | + | ||||||||
- синдром фетальной трансфузии при многоплодной беременности | + | ||||||||
- Внутриутробная мелена | |||||||||
- Роды от 4 и более беременности | + | ||||||||
Интранатальные факторы: | |||||||||
- Роды затяжные или стремительные | + | + | |||||||
- Слабость родовой деятельности | + | ||||||||
- Преждевременное отхождение околоплодных вод | + | ||||||||
- Применение акушерских методов родовспоможения (щипцы, вакуумэкстрактор и др.) | + | + | |||||||
- обвитие пуповиной | + | ||||||||
- Преждевременная отслойка плаценты | + | ||||||||
- Асфиксия новорождённого | + | + | |||||||
- Оценка по шкале Апгар 7 / 8 баллов и ниже | + | ||||||||
Факторы раннего неонатального периода | |||||||||
- недоношенные, незрелые дети | + | + | + | + | + | ||||
- Уровень стигмации (более 5) | + | ||||||||
- Стойкая желтуха | + | + | |||||||
- Крупный вес при рождении | + | + | + | ||||||
- Переношенность- | + | ||||||||
- Гнойничковые заболевания матери, мастит | + | ||||||||
- Дети из двоен | + | ||||||||
- Гипогалактия у матери, раннее искусственное вскармливание, качественные нарушения питания | + | + | + | ||||||
- Инфекционно - воспалительные заболевания | + | + | + | ||||||
- Синдром мальабсорбции | + | + | |||||||
- Внутриутробные инфекции (сифилис, токсоплазмоз и др.) | + | + | |||||||
- Частое и нерациональное применение антибактериальной терапии | + | + |
Формулы для расчёта питания
Для доношенного ребёнка
1) в первые 10 дней разовое количество молока 10 х n, где n - количество дней жизни
2) суточное количество молока рассчитывается:
- по формуле Финкельштейна – для детей до 10 – 14 дней –
Для недоношенного ребёнка
- с рождения до 3 – го дня –
Суточное количество - 20 мл /кг;
Разовое количество –
Сутки – 5 – 10 мл
Сутки – 10 – 15 мл
Сутки – 15 – 20 мл
- по формуле Роммеля – с 4 до 10 дня жизни
Суточный объём – (n + 10) х на каждые 100 граммов веса, где n – количество дней жизни
-с 10 – го дня – 1/5 от массы тела
Оценка: 0 - 10 баллов (1 балл за каждый вид внесённого материала)
2. Составить беседу для беременных по теме: «Влияние внешних факторов на состояние здоровья ребёнка и способы их устранения».
Оценка: 0 – 2 балла (0 баллов – не выполнено задание, 1 балл – выполнено частично, 2 балла – выполнено полностью)
Ориентировочное время для подготовки – 3 часа.
Рекомендуемая литература:
1. Лекция по теме
2. Т. Г. Леонтьева «Здоровый ребёнок» (методическое пособие)
3.Л. Э. Ефграфова, В. Н. Сидорова «Недоношенные дети», учебное пособие, Архангельск, 2009, стр. 6 – 14, стр. 32 – 42, стр. 61 – 62.
4.Д. А. Крюкова, Л. А. Лысак, О. В. Фурса «Здоровый человек и его окружение», Ростов – на – Дону, «Феникс», 2010, стр. 17 - 24, стр. 31, стр. 59 - 68, стр. 97, стр. 98 – 99, стр. 199 – 200, стр. 201 – 202, стр. 207.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Внести в справочник – рецептурник алгоритмы манипуляций по уходу за новорождённым ребёнком, список набора белья для детей первых месяцев жизни, схему патронажа к новорождённому.
Техника пеленания
Цели:
Создать ребёнку максимальный комфорт при жизнеобеспечении
Оснащение:
Тёплая и толстая распашонка с наружными швами без пуговиц. Без завязок
Фланелевая и тонкая пелёнки
Подгузник, клеёнка или памперс
Обязательные условия:
Использовать метод свободного пеленания (оставляется небольшое пространство в пелёнках для свободного движения ребёнка)
Шапочку надевают только после ванной и на прогулку
Правильная фиксация пелёнок («замочек» расположен сзади)
При пеленании малыша с ручками нижний край пелёнки должен располагаться на середине плеч (выше локтевых суставов)
Исключить образование грубых складок, наличия пуговиц, булавок.
ЭТАПЫ | ОБОСНОВАНИЕ | |
Подготовка к процедуре | ||
Объяснить матери цель и ход выполнения процедуры | Обеспечение права на информацию, осознанное участие в процедуре и в обучении | |
Вымыть и осушить руки. | Обеспечение инфекционной безопасности | |
На пеленальный стол постелить: фланелевую пелёнку, клеёнку (при использовании памперса клеёнку не используют), хлопчатобумажную пелёнку, подгузник, свёрнутый треугольником, вершиной вниз | Достижение чёткости выполнения процедуры | |
Выполнение процедуры | ||
Положить ребёнка на х/б пелёнку. Надеть х/б пелёнку, запах сзади. Надеть фланелевую распашонку, запах спереди | Предупреждение охлаждения грудной клетки | |
Надеть подгузник (памперс) – широкое основание подгузника должно приходится на область поясницы. Провести нижний угол подгузника между ножками ребёнка. Обернуть боковые части подгузника вокруг живота. | Предупреждение загрязнения значительных участков тела | |
Х/б пелёнку за верхние углы слева направо, сверху вниз (нижний край пелёнки провести между ножками) и справа налево, сверху вниз. Последовательно обернуть вокруг тела ребёнка, одновременно фиксировать ручки. | Профилактика потёртостей | |
Подвернуть нижний край пелёнки на спинку, оставить пространство для свободного движения ножек. | Реализация метода свободного пеленания | |
Фланелевая пелёнка сверху повторяет ход х/б пелёнки. Нижний край развести в стороны и загнуть наверх, расправить вокруг тельца ребёнка и зафиксировать свободный конец за верхний край пелёнки. «Замочек» должен располагаться спереди. | Предупреждение переохлаждения ребёнка. | |
Пеленание в одеяло | ||
Подготовка к процедуре | ||
Одеяло положить по диагонали, загнуть верхний край наружу | ||
На одеяло положить клеёнку (если используется подгузник) | ||
Выполнение процедуры | ||
Уложить ребёнка, завёрнутого в пелёнки | Обеспечение тепла во время прогулки | |
На голову надеть косынку или чепчик, тёплую шапочку | ||
Верхний край одеяла надеть на голову до уровня границы волосистой части головы и лба, плотно прижать к шейке ребёнка | ||
Последовательно слева направо, сверху вниз завернуть край одеяла. | ||
Поднять нижний угол одеяла кверху | ||
Последовательно справа налево, сверху зафиксировать краем одеяла предыдущие слои. | ||
Все туры пеленания зафиксировать сверху лентой | ||
Пеленание недоношенного ребёнка | ||
Подготовка к процедуре | ||
В комплект белья для недоношенного ребёнка входят: распашонки, тёплые кофточки, пелёнки, конверт или байковое одеяло. Конверт – это специального покроя пододеяльник, в который вкладывают ватную прокладку или байковое одеяло. | ||
Выполнение процедуры | ||
Ребёнка одевают в тонкую распашонку, заворачивают с руками в 2 пелёнки и укладывают в конверт. | Для обеспечения сохранения тепла | |
Примечание: Пеленание недоношенного ребёнка с головой проводят при переохлаждении, после купания и при транспортировке. | ||
Применять подгузники у недоношенных детей нецелесообразно, не желательна замена пелёнок полиэтиленовыми прокладками. | У недоношенных новорождённых очень нежная кожа, и легко возникают опрелости. | |
При пеленании необходимо следить. Чтобы пелёнка свободно облегала грудную клетку. | Для предупреждения приступа асфиксии | |
Когда ребёнок хорошо начинает удерживать тепло. Его можно пеленать. Оставляя руки свободными. На ребёнка дополнительно надевают распашонку и заворачивают в пелёнку на уровне сосков или ниже. Затем его помещают в конверт или прикрывают байковым одеялом. | Наиболее физиологичный способ, так как грудная клетка стягивается, и движения становятся более свободными | |
Способ широкого пеленания | ||
Новорождённые дети, в первые дни жизни (не завёрнутые), самостоятельно принимают позу с согнутыми и отведёнными ножками. Такое положение ножек для них естественно и физиологично. Простое широкое пеленание с момента рождения ребёнка помогает сохранить это естественное положение. Проводить широкое пеленание следует в первые 2 – 3 месяца жизни. | ||
Выполнение процедуры | ||
Обычную пелёнку сложить в виде прямоугольника шириной 10 – 15 см и проложить между отведёнными в стороны ножками ребёнка, согнутыми в коленных и тазобедренных суставах | ||
Зафиксировать ножки ребёнка другой пелёнкой, сложенной в виде треугольника. Левый боковой угол заводят на правое колено и наоборот. | ||
При заворачивании боковые углы пелёнки соединить на животе | ||
Третьей пелёнкой, развёрнутой полностью, закрывают ножки, при этом заворачивая нижний край пелёнки на туловище, необходимо подтянуть ножки кверху и раздвинуть стопы в стороны. Стопы не должны соприкасаться между собой. | ||
В более старшем возрасте (4 – 5 недель). Когда косынкой трудно удержать ножки в отведённом положении, фиксирующую пелёнку можно сложить в виде прямоугольника и при помощи завязок зафиксировать на плечах ребёнка. | ||
Техника термометрии
Цель: Определение температуры тела ребёнка.
Оснащение:
Медицинский термометр
Часы
Марлевые салфетки
ЭТАПЫ | ОБОСНОВАНИЕ |
Подготовка к процедуре | |
Объяснить матери/ родственникам цель и ход проведения процедуры | Обеспечение права на информацию, осознанное участие в процедуре и обучении |
Вымыть и осушить руки. | Обеспечение инфекционной безопасности |
Проверить нахождение ртутного столбика в резервуаре термометра. Термометр встряхнуть так, чтобы ртутный столбик спустился в резервуар. | Для достоверности результатов. |
Выполнение процедуры | |
Осмотреть паховую и подмышечную области | Исключение повреждения кожи |
Протереть насухо промокательной салфеткой область, используемую для термометрии | Влага охлаждает ртуть |
Поместить резервуар термометра в паховую (подмышечную) область так, чтобы он полностью был охвачен кожной складкой и не соприкасался с бельём. | Обеспечение условий для достоверного результата |
Фиксировать ногу ребёнка (нога несколько согнута в тазобедренном суставе) или руку (плечо прижато к грудной клетке) | Для предупреждения смещения термометра и искажения результата измерения |
Засечь время и через 10 минут извлечь термометр и определить его показания | Оценка полученных данных. |
Зафиксировать результат. | Сохранение информации. |
Завершение процедуры | |
Термометр встряхнуть так, чтобы ртутный столбик спустился в резервуар. | Подготовка термометра к последующему измерению. |
Поместить термометр в ёмкость с дезраствором. | Обеспечение инфекционной безопасности |
Техника гигиенической ванны
Цели:
облюдение гигиены тела
Обеспечение универсальной потребности быть чистым
Формирование навыков чистоплотности
Закаливание ребёнка
Оснащение:
Ванночка для купания
Пелёнка для ванны
Кувшин с водой для обливания ребёнка
Водный термометр
Махровая или фланелевая рукавица, махровая салфетка
Детское мыло
5% раствор перманганата калия
Тёплая пелёнка
Набор для пеленания
Ведро кипячёной охлаждённой воды
Ведро горячей кипячёной воды
Обязательные условия:
Первую гигиеническую ванну лучше проводить на следующий день после выписки из роддома, после отпадения пуповинного остатка, так как в первый день ребёнок адаптируется к условиям пребывания дома
Купать ребёнка до кормления
Температура в помещении для купания 22 – 24 градуса
Продолжительность купания 5 – 6 минут
Определять температуру воды для купания только с помощью водяного термометра (не допускается определять температуру воды путём погружения в воду локтя)
С использованием детского мыла купать 2 – 3 раза в неделю
До 6 месячного возраста купать ежедневно, затем через день (до 1 года)
Недоношенных детей начинают купать в возрасте 12 – 14 дней после отпадения пуповинного остатка, а детей с массой тела до 1000 граммов - на 15 – 18 день жизни.
ЭТАПЫ | ОБОСНОВАНИЕ |
Подготовка к процедуре | |
Объяснить матери/ родственникам цель и ход проведения процедуры | Обеспечение права на информацию, осознанное участие в процедуре и обучении |
Вымыть и осушить руки. | Обеспечение инфекционной безопасности |
Поставить ванночку в устойчивое положение. | Обеспечение безопасности проведения процедуры. |
Вымыть ванну горячей водой с мылом, щёткой, обдать кипятком. | Обеспечение инфекционной безопасности |
Положить на дно ванночки пелёнку, сложенную в несколько слоёв (края пелёнки не должны заходить за боковые стенки ванночки). | Создание комфортных условий. |
Положить в ванну водный термометр. Налить воды на 1/3 или 2/3. При заполнении ванны водой сначала наливают холодную кипячёную воду до температуры 37 – 38 градусов для доношенного ребёнка и температурой 38 градусов для недоношенного. | Исключение образования пара в большом количестве. |
Подготовить воду в кувшине для ополаскивания ребёнка. Водным термометром проконтролировать температуру. Перед обливанием она должна быть на 1 – 2 градуса ниже температуры при купании (35 – 360 ) у доношенных детей и температурой 380 у недоношенных. | Для полной чистоты кожи ребёнка. Для закаливания. |
Перед началом купания недоношенного ребёнка необходимо: - включить обогревающую аппаратуру - согреть пелёнки и распашонки - закрыть задвижку на двери, чтобы во время купания не было движения воздуха. | |
Выполнение процедуры | |
Раздетого ребёнка опустить в ванночку медленно, левой рукой придерживая за затылок и плечики, а правой за ягодички и бёдра. При погружении в воду сначала опустить ножки, ягодицы, затем верхнюю половину туловища. | Наиболее удобная фиксация ребёнка. |
Вода должна доходить до линии сосков ребёнка, верхняя часть груди остаётся открытой. | Исключение перегревания ребёнка |
Левую руку провести под спинку, чтобы ребёнок располагался на левом предплечье. Кистью руки зафиксировать ребёнка за ягодицы и бёдра. И только после этого освободить правую руку. | |
Освобождённой правой рукой в рукавичке (или марлевой салфеткой) моют голову, движением от лица к затылку, затем шею, туловище, конечности. Особенно тщательно промывают ск Наши рекомендации
|