Распределение часов по модулю
Проректор по образовательной
Деятельности
__________ ___ Жаксылыкова Г.А.
«____»___________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по модулю «Дерматокосметология»
Для специальности: 5В130100 «Общая медицина»
Лекции: 12 часов
Практические занятия: 78 часа
СРС: 45 часов
Всего: 135 часов
Курс: 5
Семестр: 9
Экзамен: 9
Астана 2016
ПРОГРАММА
Введение
Дерматокосметология – это наука, изучающая биологию кожи и ее изменения, связанные с процессами старения, перенесенными заболеваниями, а также средства и методы, позволяющие ликвидировать эти косметические недостатки.
Клиническое течение, интерпретация лабораторных и инструментальных данных, терапевтическая тактика ведения пациентов дерматокосметологического профиля имеют свои особенности, а стремительное развитие неинвазивных методов оценки состояния кожи, внедрение новых методик коррекции эстетических недостатков в практическую медицину требует от врача знаний, умений и навыков, основанных на новейших научных достижениях.
Модуль элективной дисциплины «Дерматокосметология» включает в себя следующие компоненты:
Дерматозы с преимущественной локализацией на эстетически значимых участках кожи. Методы терапевтической коррекции дерматозов с преимущественной локализацией на эстетически значимых участках кожи.
Предмет и задачи эстетической и пластической хирургии лица; особенности развития сосудистой системы этой области; особенности формирования кожных лоскутов на лице и их питание; реконструктивные операции, показания к ним; омолаживающие операции, показания и подготовка к ним; специфические операции (хейлопластика, ринопластика, отопластика, блефаропластика).
2.2 Цель модуля:формирование у студентов клинического мышления при диагностике кожных и венерических заболеваний (анализ данных клинического и лабораторного обследования, дифференциального диагноза и патогенетических особенностей заболевания), обучение принципам создания адекватного алгоритма лабораторной диагностики, патогенетически обоснованного лечения и профилактики наиболее распространенных инфекционных дерматозов. Углубление теоретических знаний по актуальным вопросам топографической анатомии, оперативной хирургии и подготовка будущих врачей общей практики к применению современных методов и техник хирургии для решения клинических задач при диагностике и дифференцированном подходе в процессе планирования и осуществления коррекции эстетических проблем, возрастных изменений и деформаций в области лица и шеи.
2.3 Задачи обучения:
· освоение методов обследования больных с преимущественным поражением лица
· приобретение умения распознавать клинические проявления наиболее часто встречающихся дерматозов лица, интерпретировать данные клинико-лабораторных методов исследования, проводить дифференциальную диагностику;
· Дать представление об архитектуре и симметрии лица, о значении их при планировании пластических операции на лице.
· Дать представление о механизмах старения лица и методах задержки старения лица. Сформировать представления о проведении омолаживающих операции на лице и шее.
· Познать общие принципы развития сосудов на лице и их значение для пластической операции.
· Познать общие принципы развития и работы мимической мускулатуры, значение их в косметической хирургии.
· Ознакомить общими закономерностями микрососудистой анатомии тканей и типами кровоснабжения лоскутных тканей.
· Ознакомить классификацией лоскутов и методами их использования.
· Ознакомить с основными методами пластических, реконструктивных и эстетических операции на лице: а) хейлопластика; б) ринопластика; в) отопластика; г) блефаропластика.
2.4 Конечные результаты обучения:
А. Студент должен знать и понимать:
1. Анатомию и гистофизиологию кожи и ее придатков в разные возрастные периоды.
2. Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для изучения дерматовенерологии.
3. Современную классификацию, этиологию и патогенез кожных заболеваний.
4. Основные принципы местной и наружной терапии.
5. Реабилитационные мероприятия лечения больных с кожной патологией.
6. Современные методы ухода за кожей и ее придатками.
7. Эстетические пропорции лица человека;
8. Кровоснабжение и иннервацию органов и тканей головы и шеи;
9. Топографическую анатомию головы и шеи;
10. Виды лоскутов и трансплантатов, применяемых в пластической хирургии лица и шеи;
11. Технику пластических операций на лице (блефаропластика, отопластика, хейлопластика, ринопластика).
В. Студент должен применить знания и понимания:
1. Проводить специальный осмотр с описанием локального статуса и проведением дифференциальной диагностики.
2. Обосновывать клинический диагноз.
3. Разрабатывать план лечения.
4. Организовывать и осуществлять профилактический осмотр с целью выявления заболеваний кожи и ее придатков.
5. Обследовать больных и определять соответствие полученных данных эстетическим пропорциям лица человека;
6. Определять показания, противопоказания к той или иной пластической операции на лице и шее;
7. Выбирать технику оперативного вмешательства при планировании пластических операций на лице и шее;
8. Грамотно применять справочную и научную литературу по основным методам пластических, реконструктивных и эстетических операций на лице.
С. Студент должен владеть навыками выражения суждения:
1. Пользоваться современными методами лабораторной диагностики кожных заболеваний;
2. Уровень изучения медицинской литературы должен соответствовать требованиям практической медицины;
3. Уметь выражать социальные аспекты дерматологической патологии, которые затрагивают этические нормы исследования и профессиональной деятельности и её ответственность за защиту здоровья общества и окружающей среды.
4. Грамотно обосновать диагноз, определить показания, противопоказания к той или иной пластической операции на лице и шее;
5. Правильно обосновать технику оперативного вмешательства при планировании пластических операций на лице и шее;
6. Уметь информировать пациента об особенностях послеоперационного периода и осложнениях;
D. Студент должен обладать коммуникативными способностями:
1. Уметь работать в междисциплинарной команде;
2. Уметь представлять собственные исследования или результаты литературных поисков для специалистов также как и для непрофессиональной аудитории.
Е. Студент должен показать способность к учебе:
1. Уметь исследовать новые области посредством самостоятельного изучения;
2. Иметь совершенное владение иностранными языками, посредством участия в курсах, идущих на иностранном языке, то есть, учась за рубежом по программам обмена, и признание кредитов в иностранных ВУЗах или исследовательских центрах;
3. Использовать возможности быть информированным о новых открытиях и методах и уметь давать профессиональный совет по возможному ряду применений;
4. Уметь работать с высокой степенью автономии, и даже принимать ответственность при планировании проектов и управлении структурами.
2.5 Пререквизиты модуля:анатомия, гистология, патофизиология, общая фармакология, биохимия
2.6 Постреквизиты модуля: внутренние болезни, клиническая фармакология
2.7 Тематические планы:
Распределение часов по модулю
№ | Наименование дисциплин | Всего часов | Аудиторных занятий | СРС | Форма контроля | |
Лекции | Практика | |||||
Основы дерматокосметологии | Комплексный экзамен | |||||
Основы пластической, реконструктивной и эстетической хирургии лица и шеи | ||||||
Дерматозы лица |
Тематический план лекций
№ | Темы лекций | Форма проведения | Часы | |||
1 компонент модуля Основы дерматокосметологии | ||||||
1. | Анатомия кожи. Первичные и вторичные элементы кожной сыпи. Патогистология. | Обзорная | ||||
2. | Типы кожи. Неинвазивные методы оценки состояния кожи. | Обзорная | ||||
Всего часов: | ||||||
2 компонент модуля Основы пластической, реконструктивной и эстетической хирургии лица и шеи | ||||||
Эволюция и эстетические пропорции лица человека. Возрастные изменения тканей лица. Роль внешности в жизни человека. Общие закономерности микрососудистой анатомии тканей и типы кровоснабжения лоскутов. Общие закономерности кровоснабжения тканей. | Обзорная | |||||
Деление лоскутов по типу и функции кровоснабжения. Свободные сложные лоскуты. Кровообращение в лоскутах с осевым типом кровоснабжения. Кровообращение в лоскутах с сегментарным типом кровоснабжения. | Обзорная | |||||
Омолаживающая хирургия верхней части лица. Подтяжка кожи лица (история). Техника подтяжки поверхностно мышечно-фасциальной системы (ПМФС). Договор между врачом и пациентом. | Обзорная | |||||
Всего часов: | ||||||
3 компонент модуля Дерматозы кожи лица | ||||||
Дерматозы с преимущественным поражением кожи лица | Обзорная | |||||
Фотодерматозы | Обзорная | |||||
Всего часов: | ||||||
Итого часов: | ||||||
2.7.2 Тематический план практических занятий:
№ | Темы практических занятий | Форма проведения | Часы |
1 компонент модуля Основы дерматокосметологии | |||
Анатомия и физиология кожи. | Краткое обсуждение темы. | ||
Первичные и вторичные морфологические элементы. Патогистология. | Краткое обсуждение темы. Решение ситуационных задач. | ||
Теории старения. Физиология старения кожи. Возрастные изменения кожи. | Краткое обсуждение темы. Курация больных. | ||
Типы кожи. Неинвазивные методы оценки состояния кожи. | Краткое обсуждение темы. Курация больных. | ||
Общие принципы косметического ухода. Рубежный контроль №1 | Краткое обсуждение темы. Курация больных. Решение ситуационных задач. Тестирование | ||
Всего часов: | |||
2 компонент модуля Основы пластической, реконструктивной и эстетической хирургии лица и шеи | |||
Предмет и особенности эстетической хирургии.Блефаропластика,Хейлопластика, Отопластика. Хирургический инструментарий. Шовный материал. Техника наложения швов на раны лица (скрытый, пластиночный шов). | Работа на муляжах и с фотоальбомами больных, презентация | ||
Классификация типов кровоснабжения сложных кожных лоскутов с позиций пластической хирургии. Топографическая анатомия лицевого отдела головы. Передняя область лица. Область носа. Наружный нос. Ринопластика. | Работа на муляжах и с фотоальбомами больных, презентация | ||
Деление лоскутов по составу тканей (простые лоскуты, сложные лоскуты). Моно-, поли- и мегалоскуты. Понятие о сосудистом бассейне. Деление несвободных лоскутов и трансплантатов | Работа на муляжах и с фотоальбомами больных, презентация | ||
Кровообращение в сложных лоскутах и закономерности его изменений. Нарушения кровообращения в лоскутах, профилактика и лечение. Деление кожных лоскутов по возможностям их реиннервации. Деление методов пластики по срокам формирования лоскутов. | Работа на муляжах и с фотоальбомами больных, презентация | ||
Особенности рубцов после косметических операций. Отбор пациентов и их типы в эстетической хирургии. Подготовка к операции и операция. Документальное закрепление личной ответственности пациента за результаты лечения. | Работа на муляжах и с фотоальбомами больных, презентация | ||
Всего часов: | |||
3 компонент модуля Дерматозы лица | |||
Акне. | Краткое обсуждение темы. Разбор кейс стади. Тестирование | ||
Розацеа. | Краткое обсуждение темы. Разбор кейс стади. Тестирование | ||
Фотодерматозы | Краткое обсуждение темы. Разбор кейс стади. Тестирование | ||
Дискоидная форма красной волчанки. | Краткое обсуждение темы. Разбор кейс стади. Тестирование | ||
Периоральный дерматит Рубежный контроль № 2 | Краткое обсуждение темы. Разбор кейс стади. Тестирование Тестирование | ||
Всего часов: | |||
Итого часов: |
Тематический план самостоятельной работы студента (СРС)
№ | Темы СРС | Форма проведения | Часы |
1 компонент модуля Основы дерматокосметологии | |||
Ультразвук в косметологии. | Реферативные сообщения, или презентация | ||
Теплолечение. Светолечение. Электротерапия. | Реферативные сообщения, или презентация | ||
Криотерапия в косметологии | Реферативные сообщения, или презентация | ||
Всего часов: | |||
2 компонент модуля Основы пластической, реконструктивной и эстетической хирургии лица и шеи | |||
1. | Некоторые особенности анатомии тканей лица. Шовный материал. Косметический шов | Реферативные сообщения, или презентация | |
2. | Классификация лоскутов, методы их использования и функция. Классификация мышц по типу их кровоснабжения. | Реферативные сообщения, или презентация | |
3. | Пациент и его ближайшее окружение. Когда, как и почему целесообразно отказать в операции информация для пациента. | Реферативные сообщения, или презентация | |
Всего часов: | |||
3 компонент модуля Дерматозы лица | |||
Дермабразия в косметологии | Реферативные сообщения, или презентация | ||
Лазерная терапия в эстетической медицине | Реферативные сообщения, или презентация | ||
Рубцы | Реферативные сообщения, или презентация | ||
Всего часов: | |||
Итого часов: |
2.8 Методы обучения и преподавания:
Лекции:обзорные, проблемные
Практические занятия:краткое обсуждение темы, разбор кейс стади, решение ситуационных задач, курация больных, тестирование, выполнение деловой игры
Самостоятельная работа студента: реферативные сообщения, презентация, защита реферата, его обсуждение, рецензия на реферат, заслушивание доклада
2.9 Критерии и правила оценки знаний:
Текущий контроль: устный опрос, тестирование
Рубежный контроль: тестирование
Итоговый контроль: 1 этап – устный опрос по билетам
2 этап – решение ситуационных задач