Обучение пациента приемам и техникам

Знакомя пациента с приемами и техниками когнитивной терапии, терапевт подчеркивает, что это своеобразная "скорая помощь", использовать которую пациент может во многих ситуациях, сейчас и в будущем. Другими словами, необходимо подвести пациента к мысли, что соответствующие приемы и тех­ники не являются "средствами" от единственного расстройства (в случае с Салли - депрессии), что они могут оказаться полезными каждый раз, когда пациент отмечает свои чересчур бурные эмоциональные реакции или искаже­ния мышления. Вот самые распространенные техники когнитивной терапии.

1. Разделение значительной проблемы на меньшие части, с которыми лег­че справиться.

2. Формирование альтернативного взгляда на проблему.

3. Выявление и проверка автоматических мыслей и убеждений, а также поиск адаптивных ответов на них.

4. Использование бланка для работы с дисфункциональными мыслями (РДМ).

5. Планирование и мониторинг видов деятельности.

6. Выполнение упражнений на релаксацию.


Завершение работы и профилактика рецидивов 323

7. Использование техник отвлечения и переключения внимания.

8. Создание иерархии сложных заданий и постепенное осуществление каждого из них (техника последовательного приближения).

9. Составления списка похвальных дел.

10. Выявление преимуществ и недостатков (конкретных мыслей, убеждений, поведения) или возможностей выбора при принятии решения.

Терапевт разъясняет пациенту, как можно использовать эти техники не только для решения актуальных для него проблем, но и в других ситуациях, во время и после терапии.

Т: Похоже, теперь вы грустите меньше, потому что нам удалось выявить ваши депрессивные мысли и найти правильные ответы на них.

П: Да, действительно. Я даже не ожидала.

Т: Знаете, а ведь вы можете применять эти же техники во многих случаях, когда вы понимаете, что злитесь, смущаетесь, тревожитесь или грустите больше, чем того требует ситуация.

П: По правде говоря, я как-то не думала об этом.

Т: Я не призываю вас избегать всех негативных эмоций, а говорю толы о тех случаях, когда вы переходите определенные границы. Вспомните, пожалуйста, были ли за последние несколько недель ситуации, когда вы могли б применить бланк РДМ?

П: (После паузы.) Ничего не могу вспомнить.

Т: А на следующей неделе может возникнуть ситуация, в которой вам пригодится бланк РДМ?

П: (После паузы.) Я могу очень рассердиться на брата, если он решит остаться на лето в колледже, а не приедет домой.

Т: Как вы думаете, будет ли полезно в этой ситуации применить бланк РДМ, записать свои автоматические мысли и ответить на них?

П: Наверное.

Подготовка к возможным ухудшениям состояния входе терапии

По мере улучшения состояния пациента терапевт готовит его к возможным ухудшениям. Для начала он интересуется, каковы будут мысли пациент, в случае спада настроения. Возможны следующие ответы: "Этого не должно быть"; "Значит, у меня ничего не получилось"; "Я безнадежна/безнадежен"; "Все напрасно"; "Я огорчу терапевта" или "Наверное, мой терапевт в чем-то ошибся";

324 Глава 15

"Когнитивная терапия мне не подходит"; "Депрессия останется со мной на­всегда"; "Это была чистая случайность, что сначала мне стало немного лучше". У некоторых пациентов в подобных ситуациях появляются неприятные мыс­ленные картины. Например, пациент может увидеть себя испуганным, одино­ким, печальным, сжавшимся в комок в углу кровати. Терапевт помогает па­циенту ответить на подобные мысли и образы и составить копинг-карточ-ки. Также следует представить пациенту график, показанный на рис. 15.1.

Т: Похоже, вам действительно стало лучше. Кажется, депрессия идет на спад.

П: Да, мне лучше.

Т: А помните, как на первой сессии мы обсуждали возможные ухудшения?

П: Немного.

Т: Поскольку вероятность ухудшения существует, я предлагаю заранее об­судить, как вы поступите, если это произойдет.

П: Хорошо.

Т: Представьте, пожалуйста, что у вас была плохая неделя. У нас все не ла­дилось, все валилось из рук. Вам снова все кажется мрачным и безнадежным. Можете ли вы представить себе эту картину?

П: Да. Это точь-в-точь, как было до начала терапии.

Т: Теперь скажите, о чем вы думаете.

П: (Пауза.) Это нечестно. Все шло так хорошо. Но ничего не помогло.

Т: А как вы ответите на эти мысли?

П: Не знаю.

Т: У вас есть выбор. С одной стороны, вы можете позволить этим депрес­сивным мыслям взять над вами верх. Как вы думаете, что в этом случае про­изойдет с вашим настроением?

П: Наверное, мне снова станет хуже.

Т: Верно. Но с другой стороны, вы можете напомнить себе, что это просто временное ухудшение и что это нормально. Как вы будете чувствовать себя в этом случае?

П: Наверное, мне станет лучше или, по крайней мере, не хуже.

Т: Хорошо. Предположим, вы напомнили себе, что это просто временное ухудшение. Теперь вспомните, пожалуйста, чему вы научились за последние несколько недель, что могло бы помочь вам сейчас?

П: Я могу заполнить бланк РДМ или отвлечь свое внимание, сосредоточив­шись на том, что я должна делать.

Завершение работы и профилактика рецидивов 325

Т: Или и то, и другое.

П: Точно! И то, и другое...

Т: Существует ли причина, по которой эти техники, которые уже не раз по­могли вам, не помогут?

П: Нет.

Т: Итак, вы можете оценить свои негативные мысли, ответить им [лучше с помощью бланка РДМ] и сосредоточиться на каком-нибудь занятии. Как вы думаете, стоит ли вам записать нее это, чтобы у вас был план действий на слу­чай ухудшения?

Наши рекомендации