Роль образа в восприятии мира и коррекции психофизиологического состояния человека
3.1. Построение образа на перцептивно-сенсорном уровнедля улучшения психофизиологического состояния целителя и подключения его к целительным информационно-энергетическим потокам
Прежде чем приступить к целительству, оператор должен привести себя в наилучшее психофизиологическое состояние. Для этого можно использовать любой из известных методов аутотренинга. Прежде всего необходимо представить какой-нибудь из наиболее созвучных практикующему образов. Это могут быть горы, лес, облака, море, восход солнца, собор, иконы, мандалы. Можно представить какое-либо божество близкой вам религии, бескрайнее космическое пространство или воссоздать внутри себя звуки духовной музыки. С уровня представлений образ нужно перевести на перцептивно-сенсорный уровень. Здесь вам может помочь следующее упражнение.
Расслабьте руки, сконцентрируйте внимание на кистях; пальцы свободно раздвинуты. Уловите тактильные ощущения кожи кистей, свяжите эти ощущения с динамическими силами давления, воздействующими на руки. Позвольте кистям свободно перемещаться под действием внешних сил давления. При этом пальцы то чуть выпрямляются, то сгибаются; кисти поворачиваются и могут вращаться, попеременно расходясь и приближаясь друг к другу. Меняйте тремор пальцев и подвижность рук. Все эти поведенческие реакции будут совпадать с качественными характеристиками образа, который целитель формирует на перцептивно-сенсорном уровне. Именно на этом уровне мы будем улавливать первоначально ощущения красоты, доброты, нежности, гармонии и подобные им через изменения свойств рецептеров и участков биологических мембран. Затем уже, через регуляторные функции организма, эти ощущения передадутся в мозг и распространятся на все тело.
Создав такой образ, мы как бы включили систему камертонов, звучащих на самых разнообразных частотах. Их вибрации распространяются на атомарном, молекулярном, клеточном и надклеточ-ном уровнях и несут тончайшую информацию о психофизиологическом состоянии целителя, сформировавшего желаемый образ.
Теперь необходимо, подобно органу, настроить поэлементно весь наш организм по описанному выше информационному «камертону» образа. Можно воспользоваться следующим приемом.
Не теряя тактильных ощущений, связанных с «камертоном», концентрируем внимание на определенном участке тела (допустим, на ступнях ног) и через ощущения его рецептеров подстраиваем этот участок. При этом полезно ощутить настраиваемую часть тела и кисти рук антеннами, через которые вибрации, связанные с «образом-камертоном», избираются, резонансно усиливаются, информационно окрашиваются, преобразуясь в ощущаемые и измеряемые параметры. Таким образом, красочные эмоциональные ощущения передаются всему организму, причем при хорошей подстройке настраиваемый участок как бы растворяется и сливается в ощущениях целителя с «образом-камертоном».
Закончив подстройку ступней, можно перейти к следующему участку тела (например, коленям) и повторить то же самое.
Произвольно меняя размеры подстраиваемых участков, длительность настройки, а иногда целенаправленно дополняя сам «образ-камертон», мы последовательно настроим весь организм и окружающее его энергетическое пространство. После такой подстройки, не теряя контакта с «образом-камертоном», можно переходить к целительству, в процессе которого целитель подстраивается под этот «камертон» и пациента.
Если для целительства или другой предполагаемой работы достигнутое состояние окажется слишком грубым или, наоборот, слишком тонким и расслабляющим, можно сформировать иной, более подходящий образ. Рекомендуем следующий метод для качественного перехода из одного энергетического состояния в другое, например, в более активное.
Предположим, мы взяли за «образ-камертон» скульптуру Будды и вошли в состояние релаксации. Мы словно растворились в пространстве и времени, ощутили мудрость Вселенной. Нами овладел безграничный покой, а нам, наоборот, предстоит энергичная деятельность.
В таком случае, для перевода психофизиологического состояния в более активное, представьте, что существуют энергии на порядок активнее и динамичнее «образа-камертона», но сохраняющие его основные информационные качества. Резко напрягите пальцы, мысленно переместившись на представляемый уровень. Следите за динамикой рук — энергичной, полной силы и требующей более глобального включения крупных мышц и напряжения мелких со значительным повышением их тремора. Изменяются поведенческие реакции человека, резко активизируется его психофизиологическое состояние. Это позволяет построить (на уровне представлений, а затем — на перцептивно-сенсорном уровне) новый целенаправленный динамический образ, более соответствующий специфике предстоящей работы.
Духовная природа человека определяется тончайшими переливами его ощущений, а потому неразрывно связана с образами на уровне представлений и на перцептивно-сенсорном уровне. Именно на такой, двойственной, образности строится любая религия. С незапамятных времен люди искали, создавали и совершенствовали способы постижения глубин своих ощущений. Йога — наиболее разработанная и осознанная практика познания мира через собственные ощущения. В ней практикующий также строит на перцептивно-сенсорном уровне рекомендуемые образы.
По нашим представлениям, концептуальная модель йоги (как мировоззрения) включает в себя все религии и науки. Практика йоги ритуально проста и через стремление к несловесному общению приводит к глубокой культуре молчания и постижению сущности через тончайшие обертона ощущений. Эта практика получает огромные возможности благодаря тому, что построение образа в виде волновых пакетов может быть произведено человеком в любом локальном месте, например, вокруг другого человека. Идеология чувственного,нелогического познания мира через ощущения нашла многообразные проявления в архитектуре, поэзии, церемониях и психотерапии, проявилась в искусстве, фантастике и других элементах творчества.