Раздел i. введение в вакцинологию
I.1. Предисловие к Закону
"Об иммунопрофилактике инфекционных болезней"
Несколько слов о структуре самого Закона, содержание которого можно разделить на следующие основные положения:
- гарантии государства в отношении информированного и добровольного согласия граждан на вакцинацию (взрослых и детей, подростков с 15 лет), детей до 15 лет - с согласия родителей; вакцинировать только тех, кто не имеет противопоказаний к прививкам
(статьи 5 и 11);
- гарантии государства на осуществление бесплатных прививок, входящих в НАЦИОНАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ПРИВИВОК, впервые в нашей стране не именуемый ни "плановым", ни "обязательным";
- гарантии государства на социальную защиту граждан, пострадавших от прививок;
- права граждан на полную информацию об этом медицинском вмешательстве в организм человека, в том числе - о возможных поствакцинальных осложнениях (статья 5);
- право граждан на отказ от прививки и обязанность "в письменной форме подтвердить факт отказа" (статья 5);
- право гражданина требовать от медицинских работников СЕРТИФИКАТ на предлагаемую вакцину.
Следует обратить особое внимание на статью 5, п. 2, второй абзац, где предусмотрена такая норма, как "временный отказ" в приёме граждан в образовательные и оздоровительные учреждения, если, скажем, ребенок не привит.
Именно это положение часто используется начальниками разного ранга и врачами-администраторами, третирующими своих пациентов и их детей в случаях отказов от вакцинации согласно закону.
В связи с последним необходимо знать и помнить!
Во-первых, вакцинированный и не вакцинированный без диагностического обследования (!) - установления фактической защищённости - находятся в одинаковом положении неизвестности в отношении заболевания, если ребёнок восприимчив к дифтерии, полиомиелиту и пр.
Во-вторых, каждая инфекционная болезнь имеет свой инкубационный период, а значит - время карантина. Следовательно, инфекционная болезнь не может продолжаться "вечность" или как это происходило с "эпидемией дифтерии" - с 1989 по 1997 г. (!), по усмотрению начальника - администратора от санэпидслужбы.
Иными словами, нельзя превращать временное явление в "пожизненное", не понимая при этом, что затянувшаяся вспышка заболевания или, хуже того, вспышка, перешедшая в истинную эпидемию, - это демонстрация отсутствия санитарно-эпидемиологического надзора и в целом отсутствие такой службы в России, не говоря уж об отсутствии грамотных инфекционистов. В век антибиотиков заявлять об эпидемии дифтерии могут лишь безнадёжно бессильные и неграмотные управленцы Минздрава!
Немалый вклад в текст закона сделан РНКБ РАН, который противопоставил и отстоял вариант закона, вступившего в силу на территории Российской Федерации с 22 сентября 1998 г., т. е. с момента опубликования его в СМИ - в "Российской газете".
Первоначальный проект Закона, представленный Минздравом и ГосНИИ стандартизации и контроля (ГНИИСКом) медицинских биологических препаратов им. Л. А. Тарасевича, представлял собой обычную, прежнюю инструкцию - инструмент насилия и принуждения, командно-административного воздействия на граждан, наделявший медработников различными карающими функциями в случае отказа граждан от прививки.
В период работы над Законом в Комитете здравоохранения Госдумы экспертно-рабочая группа чётко разделилась на две подгруппы. Первая вместе с представителями Госдумы отстаивала проект ныне действующего Закона (Д. В. Колесов, Б. Г. Юдин, Г. П. Червонская, С. И. Умецкая, В. С. Царькова, С. В. Полубинская, В. Ф. Шарапов, Председатель комитета здравоохранения и др.); вторая (В. Ф. Учайкин, В. К. Таточенко, Н. А. Озерецковский, Г. Ф. Лазикова, А. А. Монисов и пр.) настаивала на утверждении в Законе статей: об обязательности и непременной плановости прививок, непринятии не привитых детей ни в одно организованное учреждение, а также о запрете выплаты денег по листку нетрудоспособности в случаях, когда не привитой заболеет инфекционной болезнью, "управляемой прививкой". Были предложения по применению и других карательных мер...
Согласно действующему Закону, граждане и родители собственных (!) детей до 15 лет имеют свободу выбора при оказании этого вида медицинской помощи. Медицинские работники обязаны руководствоваться в своих действиях положениями действующих законов, среди которых главное место занимают "Основы законодательства об охране здоровья граждан" (1993), где в статьях 24, 30-34 сказано: "Несовершеннолетние, достигшие 15 лет, имеют право на добровольное, информированное согласие при медицинском вмешательстве или на отказ от него"...
Вновь принятые законы соответствуют Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам прав человека.
Международными правилами предусмотрена возможность медицинского вмешательства без согласия гражданина лишь в особых случаях, когда:
- тяжесть физического или психического состояния не позволяет пациенту принять осознанное решение, т.е. когда пациент недееспособен, например, из-за психического расстройства, и является опасным для окружающих;
- пациент является источником опасности как носитель возбудителя инфекционной болезни, например, туберкулеза, дифтерии, не исключено, и ВИЧ-инфекции, если будет доказано само существование вируса иммунодефицита человека.