Общая классификация ошибок по биологии
При оценке знаний, умений, навыков обучающихся учитываются все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты в строгом соответствии с требованиями к уровню общеобразовательной подготовки учащихся.
Грубыми считаются ошибки:
1) незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений, теории, незнание формул, общепринятых символов, обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;
2) неумение выделить в ответе главное, обобщить результаты анализа материала;
3) неумение применить знания для решения задач, объяснения явлений;
4) неумение оформить ответ, выполнить рисунок, построить график, схему и т.п.;
5) наличие грубых ошибок в применении терминологии, фактические ошибки, демонстрирующие незнание репродуктивного материала;
6) неумение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы в ходе изложения материала вопроса;
7) незнание систематических категорий, применяемых в биологии.
К негрубым относятся ошибки:
1) неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1-3 из этих признаков второстепенными;
2) нарушение логики изложения фактического материала, наличие ненужных излишне детализирующих фактов, не раскрывающих сущность вопросов;
3) фрагментарное и неполное оформление ответа;
4) ошибки, вызванные нарушением подсчетов во время решения задач при умении выполнять задания в общем виде;
5) ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графиков, схем;
6) нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы,
7) недостаточно продуманный план письменного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
8) при выделении существенных признаков у описываемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.
Недочетами являются:
1) нерациональные приёмы вычислений и преобразований;
2) негрубые арифметические ошибки в вычислениях;
3) небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;
4) орфографические и пунктуационные ошибки.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ
ПО ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Билет № 1
1. Сравните строение растительной и животной клетки, о чем свидетельствует их сходство?
2. Каковы особенности строения скелета человека? В чём заключается функция опорной системы человека?
3. Практическое задание.
Билет № 2
1. Какие существуют способы вегетативного размножения растений? Приведите примеры. В чём заключается практическое значение такого способа размножения?
2. Сравните строение скелета млекопитающих и человека и объясните, чем обусловлены их отличия.
3. Практическое задание.
Билет № 3
1. Раскройте особенности строения лишайников как симбиотических организмов, их разнообразие и значение.
2.Опишите состав крови человека. Дайте краткую характеристику форменным элементам крови. Чем определяется постоянство внутренней среды человека?
3. Практическое задание.
Билет № 4
1. Опишите особенности внешнего и внутреннего строения птиц в связи с приспособлением к полёту.
2. Объясните механизм процесса свёртывания крови?
3. Практическое задание.
Билет № 5
1.Дайте сравнительную характеристику амёбе обыкновенной и эвглене зелёной.
2. Что такое иммунитет, какие виды иммунитета выделяют? Вакцинация и её практическое значение.
3. Практическое задание.
Билет № 6
1. Как используются знания о питании растений при уходе за ними?
2. Раскройте взаимосвязь строения и функций тканей организма человека.
3. Практическое задание.
Билет № 7
1. Дайте краткую характеристику голосеменных растений и определите их значение в природе и жизни человека.
2. Опишите строение сердца, сердечный цикл.
3. Практическое задание.
Билет № 8
1. Охарактеризуйте особенности биологии круглых червей и их влияние на организм человека.
2. Опишите малый и большой круги кровообращения. Как меняется химический состав крови?
3. Практическое задание.
Билет № 9
1. Охарактеризуйте особенности биологии плоских паразитических червей и их влияние на организм человека.
2. В чём физиологический смысл дыхания? Опишите строение дыхательной системы.
3. Практическое задание.
Билет № 10
1. Дайте сравнительную характеристику кукушкиному льну и сфагнуму.
2. Из чего состоит голосовой и речевой аппарат человека? Как образуется голос?
3. Практическое задание.
Билет № 11
1. Раскройте особенности строения папоротников и их практическое значение.
2. Что такое питание и пищеварение? Опишите химический состав пищи.
3. Практическое задание.
Билет № 12
1. Охарактеризуйте представителей класса Ракообразные. Опишите их значение в природе и жизни человека.
2. Опишите строение пищеварительной системы: органы пищеварения и их функции.
3. Практическое задание.
Билет № 13
1. Раскройте планетарное значение растений.
2. Какие особенности пищеварения в ротовой полости и желудке?
3. Практическое задание.
Билет № 14
1. Что такое двойное оплодотворение у растений? В чём его биологический смысл?
2. Что такое выделение? Опишите строение мочевыделительной системы.
3. Практическое задание.
Билет № 15
1. Раскройте особенности строения и жизнедеятельности класса Паукообразные на примере паука-крестовика.
2. Наружные покровы тела: строение и функции кожи.
3. Практическое задание.
Билет № 16
1. Особенности строения представителей класса Насекомые на примере майского жука.
2. Железы внутренней секреции и их функции.
3. Практическое задание.
Билет № 17
1. Какие особенности внешнего и внутреннего строения представителей класса Рыбы к обитанию в водной среде?
2. Железы смешанной секреции, их особенности и функции.
3. Практическое задание.
Билет № 18
1. Что такое опыление? Особенности ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.
2. Что такое рефлекс? Рефлекторная дуга на примере коленного рефлекса.
3. Практическое задание.
Билет № 19
1. Охарактеризуйте признаки живых организмов. Каковы основные отличия живых организмов от тел неживой природы?
2. Строение и функции спинного мозга.
3. Практическое задание.
Билет № 20
1. Особенности внешнего и внутреннего строения представителей класса Земноводные в связи с выходом на сушу.
2. Строение и функции головного мозга.
3. Практическое задание.
Билет № 21
1. Сравните процесс размножения и развития у рыб и земноводных.
2. Какое влияние симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы на деятельность внутренних органов.
3. Практическое задание.
Билет № 22
1. Хламидомонада – одноклеточная зелёная водоросль: особенности строения и жизнедеятельности.
2. Значение зрения в жизни человека. Опишите строение глаза.
3. Практическое задание.
Билет № 23
1. Что такое цветок? Опишите типичное строение цветка. Каково значение цветка в жизнедеятельности растений?
2. Значение слуха в жизни человека. Опишите строение уха.
3. Практическое задание.
Билет № 24
1. Охарактеризуйте Царство растений, его отличия от других царств природы.
2. Науки о человеке. Общий план строения организма человека.
3. Практическое задание.
Билет № 25
1. Какие особенности размножения и развития птиц?
2. Что такое рефлекс? Безусловные и условные рефлексы.
3. Практическое задание.
Билет № 26
1. Дайте характеристику отряду класса Млекопитающие (на выбор). Приведите несколько примеров типичных представителей отряда.
2. Строение и функции скелетных мышц.
3. Практическое задание.
Билет № 27
1. Охарактеризуйте способы распространения плодов и семян в природе.
2. Что такое ВИЧ, СПИД? В чём существенная разница между ними? Какую угрозу они несут человеку и обществу?
3. Практическое задание.
Билет № 28
1. Какие особенности строения плесневых грибов? Их значение в природе и жизни человека.
2. Кровеносные сосуды человека: особенности строения и функциональное предназначение. Давление крови в сосудах.
3. Практическое задание.
Билет № 29
1. Особенности внешнего и внутреннего строения представителей класса Пресмыкающиеся на примере ящерицы прыткой в связи с полным выходом на сушу.
2. Пищеварение в тонком и толстом кишечнике.
3. Практическое задание.
Билет № 30
1. В чём заключается необходимость охраны животных. Красная книга и цель ее создания.
2. Витамины и их роль в организме человека.
3. Практическое задание.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
К ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ БИЛЕТАМ