Сознавание делает действие соответствующим намерению

Часто достаточно спросить человека, который что-то делает, что он де­лает, чтобы он остановился и не смог продолжать свое действие. В этом случае он внезапно понимает, что выполнение действия на самом деле не соответствует тому, что он, как он думал, делает. Без бодрствующего созна-вания мы делаем то, что более древние мозговые системы делают своим способом, хотя намерение действовать может исходить из более высокой, третьей системы. Более того, действие часто оказывается прямой противопо­ложностью того, что было задумано. Это происходит, когда намерение дей­ствовать исходит из более высокой системы, связь которой с эмоциями слаба, и запускает более низкие системы, которые обладают более сильными связя­ми с эмоциями из-за большой скорости, а также меньшей отсрочкой между намерением и исполнением.

В таких случаях более автоматическое и быстрое действие нижних систем мозга управляет частью действия, связанной с интенсивным чувством и вы­полняемой почти немедленно, в то время как часть, связанная смыслью (исходящая из более высокой системы), проявляется медленнее, когдадейст­вие почти совершенно закончено. Большинство «оговорок» появляется таким образом.

СОЗНАВАНИЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ НЕОБХОДИМЫМ ДЛЯЖИЗНИ

Две более древние системы, риническая илимбическая, гармонически приспособлены друг к другу у большинства людей. Эти две системы могут удовлетворить основные человеческие потребности ивыполнять все челове­ческие действия, включая те, которые мы приписываем разумности. Даже социальная жизнь не невозможна без супралимбической системы, и она раз­вивается у общественных животных. Пчелы, муравьи, обезьяны, стадные жи­вотные живут социальными системами без сознавания. Некоторые из таких систем высоко развиты и включают большинство функций, характерных для человеческого общества: заботы о подрастающем поколении, правление «ца­ря», войны с соседями, защиту определенной территории, эксплуатацию рабов идругие совместные действия.

СОЗНАВАНИЕ - НОВАЯ СТАДИЯ ЭВОЛЮЦИИ

Высшая система, более развитая в человеке, чем в каком-либо животном, делает возможным сознавание - то есть замечание, обнаружение органических потребностей ивыбор средств их удовлетворения. Благодаря природе этой системы сознавание дает нам способность суждения, дифференциации, обоб­щения, способность к абстрактному мышлению, воображению и многое дру­гое. Сознавание органических стремлений - основа самопознания. Сознавакие отношения между этими импульсами иихпроисхождением в формировании человеческой культуры создает в человеке потенциал управления своей жиз­нью, который мало кем до сих пор достигнут.

Я полагаю, что мы живем в краткий исторический промежуточный период, знаменующий появление истинно человечного человека.

НАПРАВЛЕНИЕ ПРОГРЕССА

Каждый человек имеет два мира - собственный личный мир и внешний мир, общий для всех нас. В моем личном мире вселенная и все живое сущест­вует лишь до тех'пор, пока жив я сам. Мой мир рождается вместе со мной и вместе со мной умирает, исчезает. В общем большом мире я - капля в море или песчинка в пустыне. Моя жизнь и моя смерть едва ли как-то задевает большой мир.

Цель человеческой жизни - это его личное дело, до какой-то степени. Один человек мечтает о счастье, другой - о богатстве, третий - о власти, четвертый - ознании, или справедливости, или оравенстве. Но мы еще даже не подступаем к знанию целей человечества как тахового. Единственная идея, имеющая разумную основу и принимаемая всеми науками, состоит в том, что существует направление в развитии живых созданий и чточеловек стоит на вершине этой лестницы. Это направление эволюции может также рассматри­ваться как цель. В предыдущей главе мы касались этой целипри детальном рассмотрении нашей нервной системы. В этом аспекте направление развития связано с возрастанием способности к сознаванию, ради управления более древними процессами и действиями, развитыми в более ранние эволюцион­ные периоды, ради возможности разнообразить их, исключать одни, ускорять другие и т.п. Мы имеем в виду эту цель, когда говорим, например, что такой-то артист или учений может быть очень талантлив в своей области, но ему может не хватать чего-то «человеческого».

СОЗНАНИЕ /CONSCIOUSNESS/ И СОЗНАВЛНИЕ /AWARENESS/

Все высшие животные имеют некоторую долю сознания. Они знают среду, в которой живут, свое место в семье, стаде или стае. Они могут сообща защищать семью или стаю, даже помогать члену стада ил и стаи, что означает, что онн.'возможно, понимают, что хорошо для их соседа. Человек наделен не только более высоко развитым сознанием, но также специфической способ­ностью к абстракции, дающей возможность различения и знания, что проис­ходит б кем, когда он пользуется этой способностью. Так он может знать, что он знает что-то или не знает чего-либо. Он может сказать, понимает ли он что-то, что он знает. Он способен и к более высокой форме абстракции, которая дает ему возможность оценить свою способность к абстракции в той мере, в какой он ее использует. Он может сказать, использует ли он полностью свою способность к созназанию, чтобы знать, и понимает ли он. что чего-то не знает.

Между сознаваннем и сознанием есть существенная разница, хотя в нашем употреблении языка их границы могут быть смутными. Я могу пройти по лестнице моего дома в сознании того, что я делаю, но не зная, сколько платов я сделал. Чтобы узнать это, к должен пройти их еще раз, на этот раз обратив ка них внимание, вслушавшись в себя, и пересчитав их. Сознавание - это сознание вместе с пониманием того, что происходит в нем, или что происходит в нас, когда мы сознательны.

Многим людям кажется легким сознавать управление своими произволь­ными мышцами, мышлением, процессом абстракции. С другой стороны, го­раздо труднее сознавать и управлять непроизвольными мышцами, ощущени­ями, эмоцилми, творческими способностями. Несмотря на трудность, это не является невозможным, как многим кажется.

Мы действуем как целое, даже если наша целостность не вполне совер­шенна. Из этого вытекает возможность развить сознающее управление в более сложных частях. Изменение в частях, где контроль легок, задевает также и все остальное в системе, включая те части, над которыми мы не имеем прямой власти. Опосредованное влияние - также своего рода управление. Наш метод основан ка превращении этого, первоначально косвенного конт­роля в ясное знание.

Здесь можно отметить, что мы говорим об упражнении силы воли и управления собой, но не для того, чтобы обрести власть над собой или над другими. Коррекция, усовершенствование, обретение сознавания и другие понятия использовались здесь чтобы обрисовать различные аспекты идеи развития. Развитие подразумевает гармоническую координацию в структуре, функции и достижении. Основное условие гармонической координации -полная свобода как от принуждения себя, так и от принуждения других.

Нормальное развитие вообще гармонично. В развитии часто растут, совер­шенствуются и обретают силу таким образом, что целое может двигаться к своему общему предназначению. Как появляются новые тенденции по мере гармоничного развития и роста ребенка, так возникают новые способности в любом гармоничном развитии.

Гармоничное развитие не просто. Возьмем, например, абстрактное мыш­ление, которое на первый взгляд кажется преимуществом, достижением в гармоничном развитии, однако может быть и недостатком. Абстракция основа вербализации, выражения в словах. Слова символизируют значения и не могут образоваться без абегракции качества или характер а представленных вещей. Трудно представить себе какую-либо человеческую культуру без слов. Абстрактное мышление и вербализация занимают наиболее важное место в науке и других социальных достижениях. Но в то же время абстракция и вербализация становятся тиранами, лишающими индивидуума конкретной реальности. А это вызывает сильные нарушения в гармоничности большин­ства человеческих действий. Часто эти нарушения граничат с психической или физической болезнью и вызывают преждевременное старение. Чем более эффективными становятся абстракция и вербализация, тем более мышление и воображение человека отделяются от его чувствования, ощущения и даже движения.

Мы видели, что структуры, используемые для мышления, слабее связаны со структурами, в которых коренится чувствование. Чистое мышление возни­кает лишь в отсутствии сильных чувств, искажающих объективность. Таким образом, необходимым условием для развитая эффективного мышления ока­зывается постоянное отделение от чувств и проприоцептивкых ощущений.

Тем не менее, гармоничное развитие остается для индивидуума более важным, чем одностороннее развитие, даже если эффективное мышление является нарушающим гармонию фактором. Мышление, оторванное от ос­тальных частей человека, постепенно становится бесплодным. Мышление, протекающее только в словах, не извлекает сути из процессов в более эволюционно-древних структурах, тесно связанных с чувствованием. Творческая, спонтанная мысль должна поддерживать связь с ранними структурами мозга. Абстрактная мысль, не получающая время от времени питания из более-глубоких источников, становится фабрикой слов, лишенных подлинно чело­веческого содержания. Многие научные и художественные книги не могут предложить ничего, кроме слов, связанных логической связью; они не имеют личного содержания. Это относится также ко многим индивидуумам в юс повседневных отношениях с другими. Мышление, не развивающееся в гармо­нии с человеческим целым, становится препятствием в развитии.

Может показаться тривиальной мысль, что гармоническое развитие - это нечто желательное. Но пока мы рассматриваем только абстрактное и логиче-ское содержание этой фразы, она остается столь же отделенной от «целост­ного человека», как любая другая фраза, и не имеющей практического значе­ния.. Она может, однако, стать источником бесконечных форм, фигур и отно­шений, новы?; открытий, если мы обратимся к стимулированию наших эмоций, восприятий и прямых впечатлений, то есть попробуем мыслить в образах. Мы должны находить их за словами, чтобы установить человеческий контакт ссебе подобными.

Гармоническое развитие можно найти в любом существе, чей вид прошел длительную историю. Такого рода развитие затруднено для человека в силу относительной новизны сознавания для эволюции. Гармоничное развитие животных, антропоидов и раннего человека требовало ощущений, чувств, движений и лишь минимума мысли - то есть памяти и минимума сознания, -то есть того, что отличает «бодрствующее» состояние от сна. Животные без сознования бродят здесь и там, и это не является существенным. Когда на эволюционной лестнице появляется сознавание в человеке, простое движе­ние в одном направлении сказывается поворотом направо, а в другом - налево.

Нам трудно оценить важность этого факта. Он кажется столь же простым, как способность видеть глазами. Но если подумать, то способность различать правое и левое не менее сложна, чем видение. Различая правое и левое, человек разделяет пространство по отношению к себе, принимая себя за центр, от которого расходится пространство. Это далее развивается в понятие «правого» и «левого», которые уже могут быть выражены в словах. Со време­нем символы становятся все более абстрактными, так что становится возмож­ным составить предложения вроде следующего: Чтобы сделать небольшой шаг вперед в сознавании, состоящий в понимании правого и левого, человек однажды должен был, двигаясь, обращать внимание как на то, что происхо­дит внутри него, так и на то, что происходит вне его. Это перемещение Бкиманчя внутрь и наружу создают абстракция и слова, которые описывают изменение положения его внутреннего личного мира по отношению к внеш­нем)' миру. По-видимому, развитие этого сознавания связано со значительны­ми муками родов, и первые проблески сознавания не раз озадачивали наших предков.

Благодаря своей новизне в эволюционном смысле, способность к созна-ванию различается у различных индивидуумов в значительной степени более, чем распределение других способностей. Существуют также значительные периодические вариации сознавания в индивидууме и в месте этой способно­сти среди других его личностных свойств. Она может исчезать на время или совсем. Реже могут появляться пики, в которых все человеческие способности сливаются в гармоничное, единое целое.

В одной тибетской притче человек без сознавания сравнивается с повоз­кой, пассажирами которой являются желания, лошадью - мышцы, сама же повозка - скелет. Сознавание - спящий кучер. Пока он спит, повозка будет бесцельно продвигаться то туда, то сюда. У пассажиров разные цели, и лошади тянут в разные стороны. Если же возница проснется, возьмется за вожди, то он может заставить лошадей .развести пассажиров к их целям.

В те моменты, когда сознавание соединяется с чувствованием, ощущени­ями, движением и мышлением, коляска движется по верному пути. Человек делает открытия, изобретает, творит и «знает». Он постигает, что его малень­кий мир и большой мир вокруг - одно, и что в этом единстве он не одинок.

.аЛоузн А., Лоуэн Л.

ВВЕДЕНИЕ:

ЧТО ТАКОЕ БИОЭНЕРГЕТИКА?

Биоэнергетика - это путь познания своей личности через язык тела и его энергетических процессов. Эти процессы, т.е. продуцирование энергии по­средством дыхания и метаболизма и высвобождение энергии посредством движения, являются основными функциямижизни. Насколько много энергии имеет челоэек и насколько хорошо с а ее использует, детерминирует ответы человека на жизненные ситуации. Очевидно, что человек может справляться с жизненными ситуациями более эф Ьективно, когда имеет больше энергии, которую он способен переводить в движение и экспрессию.

Биоэнергетика является также формой терапии, которая сочетает работу с телом и «умом» и целью которой является помощь людям в разрешении их эмоциональных проблем и реализации большинства их потенциала для пол­учения удозольствия и радости жизни. Фундаментальный тезис биоэнергети­ки - это то, что тело и «ум» функционально являются идентичными. Это означает, что то, что «приходит на ум», отражает то, что случилось в теле, и наоборот. Отношения внутри этих трех элементов-тела, ума и энергетических процессов, - наилучшим образом объясняются диалектически и могут быть представлены следующей диаграммой.

ТЕЛО ЧУВСТВА

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Как мы знаем, ум и тело могут влиять друг на друга. Как мы думаем может воздействовать на то, как мы чувствуем. Обратное утверждение тоже верно. Более глубинно, и мышление, и чувст.га обусловлены энергетическими фак­торами. Например, почти невозможно человеку, находящемуся в депрессии, развеять себя и свою депрессию путем позитивных мыслей. Это потому, что его энергия подавлена. Когда уровень его энергии приподнят глубоким дыха­нием (его дыхание было угнетено вместе с другими жизненными функциями) и высвобождением чувств, человек выходит из депрессивного состояния. (См. «Depression and the Body», Baltimore: Penguin Books, 1973).

Печатается по изданию: Lowen A., Lowen ]L, The Way to Vibrant Health,

1977, p. 3-6. Перевод В. Ю. Баскакова.

Энергетические процессы связаны с бодростью тела. Чем больше бодро­сти, тем больше энергии, и наоборот. Ригидность или хроническая напряжен­ность ослабляют бодрость и уменьшают энергию. При рождении организм обладает наибольшей подвижностью, изменчивостью состояний; при смерти ригидность тотальная, всеобщая (rigor mortis). Мы не способны избежать ригидности, которая приходит к нам с возрастом. То, что мы можем избежать, - это ригидности и хронической напряженности, которые появились в резуль­тате неразрешенных эмоциональных конфликтов.

Каждый стресс продуцирует состояние напряженности в теле. В нормаль­ном состоянии напряженность исчезает, когда стресс уменьшается. Хрониче­ские напряжения, сохраняющиеся после провокации стресса, видоизменяют­ся в неосознаваемые телесные позы (muscular set). Такие хронические мышечные напряжения разрушают эмоциональное здоровье, т.к. уменьшают индивидуальную энергию, ограничивают подвижность (естественную спон­танную игру и движения мускулатуры), ограничивают самоэкспрессию. Ска­занное становится очевидным, когда снята хроническая напряженность и человекснова приобретает свою бодрость ихорошее эмоциональное самочув­ствие.

Работа с телом в биоэнергетике включает как манипулятивные процеду­ры, так и специальные упражнения. Манипулятивные процедуры состоят из массажа, контролируемых надавливаний, мягких прикосновений для расслаб­ления зажатых мускулов. Упражнения призваны помочь'человеку войти в контакт с его напряжениями и снять их путем соответствующих движений. Важно знать, что каждый зажатый мускул зажат некоторым движением. Эти упражнения развивались в ходе более чем двадцатилетней терапевтической работы с пациентами. Упражнения про делываются в терапевтических сеансах, в залах и дома. Люди, которые практикуют эти упражнения, отмечают их позитивный вклад, в энергию, настроение и работу. Авторы делают эти упраж­нения регулярно, оказывая таким образом помощь собственному самочувст­вию. Где бы ни использовали мы эти упражнения, например, на семинарах для профессионалов, результат всегда восхитительный.

Вначале мы желаем подчеркнуть, что эти упражнения не являются заме­ной терапии. Они не решают глубинные эмоциональные проблемы, которые в основном требуют компетентную профессиональную помощь. Однако, очень часто люди, которые выполняют эти упражнения, приходят к решению, что они нуждаются и хотят получить такую терапевтическую помощь. Но, проходите ли вы терапевтические сеансы или нет, регулярное использование этих упражнений поможет вам значительно увеличить вашу бодрость и спо­собность наслаждаться.

Эти упражнения могут помочь вам приобрести большее самообладание, со всем, что этот термин подразумевает. Это будет происходить следующим путем: 1) увеличения состояния вибраций вашего тела; 2) «заземления» вас, ваших ног и тела; 3) углубления вашего дыхания; 4) обострения вашего сознавания; 5) увеличения числа способов вашего самовыражения. Эти уп­ражнения могут также улучшить вашу фигуру, поднять на большую высоту ваши сексуальные чувства и содействовать вашей самоуверенности. Однако' >. это - упражнения, и эффект во многом зависит от того, что вы внесете в них.

ф Если вы выполняете их механически - вы возьмете минимум из этих упражне­ний. Если вы выполняете их принудительно - их влияние будет крохотным. Если вы выполняете их соревнуясь с кем-то - вы ничего не испытаете. Однако если вы выполняете их тщательным образом и с интересом в вашем теле-позитивные эффекты удивят вас.

Доктор Т. '..

ТАЙЦЗИЦЮАНЬ И ПСИХОТЕРАПИЯ

Карл Густав Юнг, который первый начал искать в восточных учениях вдохновение для практики психотерапии и одновременно знакомить с ними людей Запада, утверждает в предисловии к книге по дзэн-буддизму, что «в рамках нашей культуры есть одна область, которая частично встречает, а частично и должна встречать низкое понимание в этих устремлениях, - это психотерапия».

По мнению этого выдающегося психолога, «лечение души» основано на исцелении и преодолении внутренних противоречий и конфликтов. Для че­ловека Запада труднее всего примирить противоречие между сознанием и подсознанием. Обе эти формы психической жизни управляются совершенно разными законами. Царством сознания являются интеллект и воля, а подсоз­нания - интуиция и чувство. Подсознание является как бы женской частью психики, элементом «инь», «вечной животворящей матерью сознания». Кон­такт со сферой подсознательного оживляет и обогащает нашу внутреннюю жизнь, которая без этого истощилась бы. Своим мощным развитием мышле­ния и воли культура Запада привела однако к настоящему разрыву между этими сферами. Развитие научного мышления и организационной точности привело к тому, что наша внутренняя жизнь оторвалась от подсознательных источников. Такая ситуация может привести к появлению патологий как единичных, так и коллективных. Спасение - в возвращении к истокам и создании синтеза сознания и подсознания вокруг нового психического центра - личности, которая должна заменить ego, связанное исключительно с созна­тельной сферой.

В реализации этой цели наряду с нашими собственными христианскими практиками и некоторыми менее значимыми традициями, возникшими еще до христианства, полезными являются, с точки зрения Юнга, методы, разрабо­танные на Востоке, в частности, восточные медитативные техники. То, что в нас считалось второстепенной сферой духовной жизни, там развилось во всей полноте. Накоплен богатый опыт и составлены «карты внутреннего пути», благодаря которым можно относительно безопасно перемещаться по этой незнакомой территории. Однако безопасно это только для восточных людей. Человек же Запада с его иной психической структурой должен выработать для себя свою собственную «йогу», что, как допускал Юнг, произойдет в будущем с опорой на христианскую традицию, обогащенную некоторыми восточными элементами, касающимися прежде всего «технической» стороны душевного развития. '

Печатается по изданию: N. Doctor. Taiji: medytacja w ruchii. Wydawnietwo«Pusty obtok», 1988, s. 34-41. Перевод И.Л. Резниченко.Такой техникой, развившейся на Востоке, является медитация. По мнению Юнга, ее действие основано на ограничении активности сферы сознания путем концентрации сознания на определенном объекте. Вся энергия, которая до сих пор оживляла нашу сознательную внутреннюю жизнь, является как бы. преодолением подсознания, которое связано с сознанием сетью капилляров. Активизированная таким путем сущность подсознания начинает прорываться к сознанию. Если этот процесс протекает слишком быстро, а сознание при этом внутренне слабо сынтегрировано, такое вмешательство может приобре­сти психотический характер. Если же этот «поток» помещен в определенное русло н не похож на разрушительное наводнение (поскольку сознание к этому предварительно подготовлено), мы имеем дело с созданием синтеза созна­тельного и бессознательного.

Символ тайцзшдюаня - круг, одна половинка которого темная, другая -свет-лая, в виде двух смежных рыб; это одновременно символ той самой интеграции, устранения противоречия сознательного и подсознательного.

Вместе с выдающимся немецким китаистом Ричардом Вильгельмом Юнг познакомил западного человека с основами китайской мысли. Многие пере­веденные. Вильгельмом трактаты Юнг снабдил психологическими коммента­риями. Среди них - классический трактат по йоге тайцзи «Тайна золотого цветка*. Практику медитации тайцзи он признает за метод, аналогичный процессу терапии - внутреннего развития за счет исцеления тех элементов психики, которые состоят в конфликте. Он однако предостерегал от механи­ческого перенесения элементов восточной традиции на почву западной куль­туры. По его мнению простое присвоение этого опыта должно происходить не за счет его внутреннего копирования, но посредством адаптации и синтеза с собственной культурой.

По пути, указанному Юнгом, пошел Александр Лоуэн, создатель системы психофизиологических воздействий - биоэнергетики, использовавший и опыт психоанализа, и опыт восточного транса. Может быть, здесь трудно говорить собственно о трансе, особенно на первой стадии формирования его концеп­ции,поскольку' с восточными идеями он встретился позже. Через некоторое время, уже ведя собственную практику, он с изумлением обнаружил, что многие упражнения, которые он предлагал пациентам, имеют соответствия в тайцзицюане. По его мнению, эта система, параллельная биоэнергетике. Оба метода стремятся к сходным целям с помощью^сходных средств - гармониза­ции отношений между индивидуумом и окружением, которая достигается гимнастическими и дыхательными упражнениями и медитацией.

Подчеркивая роль сознательного контакта с собственным телом и дыха­нием и вдохновения, возникающего при идентификации с телом (это пропо­ведует йога и тайцзицюань), биоэнергетика придает большую роль экспрес­сии в сфере внутреннего мира, чем это делается на Западе. Однако, как и в восточной практике, биоэнергетические упражнения могут достигать своей цели, если будут выполняться с выраженным личным отношением к ним и с пониманием их смысла.

Ключевую роль в биоэнергетике играет получение жизненной энергии «qi». Ее свободное поступление в организм обуславливает состояние психо-

физического здоровья. Блокировка ее поступления путем напряжения мышц разных частей тела вызывает .психические и соматические расстройства, рас­сматриваемые в этой системе в единстве, подобно тому, как единым целым является весь организм. Осознание и разрядка мышечных блоков означает осознание и разрядку подавленных причин, их вызвавших. Достичь их можно в определенной степени через тело. Этому способствуют гимнастические и дыхательное упражнения, которые делают возможным свободный доступ энергии и разрядку подавленных эмоциональных причин.

Углубленное дыхание является фактором, который легче всего позволяет достичь этих ощущений, а также повысить уровень и проходимость потока энергии. Здесь имеется в виду брюшное дыхание, поскольку Лоуэн, подобно восточным учителям, считает, что живот является жизненным центром чело­века Диафрагма, наподобие поверхности Земли, отделяет светлое от темно­го, сознание от подсознания. Проведение энергии ниже этой границы посред­ством брюшного дыхания позволяет сознанию соприкоснуться с его подсознательными корнями и сьштегрировать личность на всех ее уровнях. Это ведет к поиску ощущения равновесия и безопасности, а также к полному контакту с собственным опытом в результате приостановки подавляющих функций центра сознания.

Другим фактором, «укореняющим» сознание, является собственный кон­такт тела с полом, так называемое «чувство опоры». Так как углубленное дыхание повзоляет войти в контакт с нашим нутром, более'выраженное чув­ство опоры позволяет найти лучшую опору в реальной действительности -крепче стать на собственные ноги. Расслабление брюшных мышц, которые слегка напряжены, какукультуриста,атакже сгибание колен помогает крепче стоять на земле не только в прямом, но и в переносном смысле.

Даже беглый взгляд на биоэнергетический подход к терапии показывает, что здесь можно найти много общего с гимнастическими упражнениями тай-цзицюаня и их теорией. Прием энергии и ее блокировка как источите болез­ненных расстройств, гимнастические и дыхательные упражнения, как метод раскрепощения этих блоков, важность сгибания колен и контакта с полом, углубленное брюшное дыхание и другие более специфические совпадения позволяют трактовать обе системы как родственные и даже предполагать наличие восточного транса в биоэнергетике^.

Наряду со сходствами есть и различия. Важнейшим из них представляется роль, которую играет регулирование подавленных сознанием эмоций. В био­энергетике это происходит параллельно расслаблению мышечных блоков, и дыхательно-гимнастические техники рассматриваются как основное средство достижения этой цели. В тайцзицюане процесс разблокировки подавленных эмоций почти не проявляется полностью.

Другим направлением психотерапии, в котором важное значение приоб­рел восточный транс, является гештальт-терапия. Ее создатель Фршд Перле был долгое время директором Исаленовского института в Калифорнии, в стенах которого много восточных методик нашло путь впсихотерапию, среди них тайцзицюань.Остопным методом воздействия б гештальт-терапииявляется концентра­ция сознания на том, что происходит здесь и теперь, на свободном потоке мыслен.. Это не такое простое задание, как кажется. Это затрудняет присут­ствие непроясненных до конца переживаний. Однако эти «оторванные» от подсознания наши даяние переживания, когда-то не пережитые нами до кон­ца, сейчас вл:1яют на наш нынешний опыт. Поток переживаний не льется свободно из-за этого. Это трудно осознать самому. В этом помогает психоте­рапевт, задача которого - открыть способы, благодаря которым пациент защи­щается от определенных переживаний, и предложить ему действия, с по­мощью которых можно обрести собственные опоры для преодоления этих переживаний.

Млог:ге техники гештальт-терапии ориентированы на расширение созна-ння собственного тела и способа дыхания. Подавление сознания, по мнению Перлса, - это процесс в большей степени механический, который проявляется при напряжении мускулов различных частей тела. Обнаружение «заморожен­ных» в теле эмоций делает возможной реакцию на них, переживание подав­ленного опыта еще раз, но на этот раз до конца. Только тогда этот опыт перестанет блокировать другие переживания и сделает возможным их полное переживание.

Подавление определенных переживаний проявляется также в способе дыхания. По мысли Перлса, страх - это затруднения с дыханием. Наблюдая за тем, как протекает процесс дыхания, можно полностью осознать все связан­ные с н!ш эмоции. Это в некотором смысле их телесный знак.

TexH'tiai работы с талом и дыханием используются в совокупности с целым рядом других методов: упражнениями на управление воображением, анализом снов, тренингами чувств и ощущений, пластическим самовыраже­нием и т.п. «Королевской дорогой» этой школы психотерапии однако остается концентрация сознания на актуальных переживаниях. Терапевт постоянно дает пациенту задание избегать теоретизирований, говорить от первого лица и излагать то, что с ним происходит «здесь и сейчас». Поток ощущений, воплощенный в языковую ферму, принимает характер вербализованной меди­тации, обогащенной в общественном измерении - передаче другим собствен­ного опыта.

В процессе психотерапии предписывается избегать всяких интеллекту­альных интерпретаций. Приостановка, насколько возможно, критического мышления, оказывает помощь в овладении первичной действительностью -чистого опыта. Выключение «компьютера» - как Перле описывает мыслящее Я - делает возможным вступление в пустоту, которая только внешне кажется пустотой, пока мы не находим в ней «вещи». Неовеществленное сознание заполняет новый, более полный способ контакта с действительностью как -процессом постоянного становления.

Еще более важную роль восточный транс играет у некоторых последова­телей Перлса, которые при этом ищут конкретные техники, разработанные на Востоке, и используют их в психотерапевтическом контексте.

Один из них, Эдвард Беверли - создатель тайцзи-гештальта, синтеза гештальт-терапии и тайцзицюаня. Он же пишет о своей работе с пациентами:

i «Считаю медитацию инструментомуспокоениямышления ("выйти из соб-

' ственной головы") и сосредоточения. В состоянии медитации мы наблюдаем собственные внутренние динамические процессы формирования гештальтов. Для песнопений мы используем восточные и западные мантры. Когда-то они были тихие и спокойные, а сейчас стали громкими доводящими человека до катарсиса. Иногда действия сочетаются со звуками и движениями.

Методом сосредоточения в тайцзщюане является практика туи-шоу (тол­кающиеся ладони). Она оказалась полезной также в невербальной практике работы над конфликтами в группе.

Тештальт-терапия практикуется в своей обычной форме, однако также мы используем тайцзицюань в работе с воображением. Старинная китайская книга «Книга перемен» полна фантазий, которые могут пригодиться в гештальт-практике. В целом можно сказать, что моя гештальт-прахтика насыщена элементами тайцзицюаня, особенно расслаблением и неподвижностью. Осознание ощущений концентрируется на усилении осознания простейших проявлений функционирования нашего организма с целью постоянного обогащения и более полного сознавания того, что мы живые. Этот метод представляет собой западную адаптацию подхода дзэн и соединяет гештальт-практику и тайцзицюань.»

В биоэнергетике, подобно тому, как и в разных вариантах гештальт-тера­пии, мы имеем дело с попыткой преодолеть дуализм тела и души, глядя на тело глазами души. Функционирование нашего организма при этом не рассматривается с точки зрения естественных нужд, которые обычно редуцируют организм до своеобразного механизма, но непосредственно, подобно тому, как : предстают сознанию в осознанной форме мышечные напряжения при блоки­ровке дыхания.

НЕПОСРЕДСТВЕННО-ЧУВСТВЕННЫЙ ОПЫТ

И ОПЫТ ТЕЛЕСНОСТИ

Юнг КГ.

ПРОБЛЕМА ТИПОВ

Меня всегда удивлял тот факт.что существует удивительное число лю­дей, которые никогда не применяют сбой мозг к делу, если этого можно избежать, и одинаковое с ними количество людей, которые непременно им воспользуются, но поразительно глупым образом. Столь же удивительным для меня было обнаружить достаточно много образованных и широко мысля­щих людей, которые живут, словно не умея пользоваться своими органами чувств (насколько это можно заметить). Они не замечают вещей перед своими глазами, не слышат слов, звучащих у них в ушах, не замечают предметов, которые трогают или пробуют на вкус. Некоторые живут, не замечая, не сознавая своего собственного тела.

Есть и другие, которые, казалось бы, живут в странном режиме своего сознания, будто состояние, в котором они сегодня оказались, было оконча­тельным, постоянным, без какой-либо возможности перемен. Словно мир и' психика статичны и остаются таковыми вечно. Они, казалось бы, избегали любого вида воображения и всецело зависели от непосредственного воспри­ятия. В их мире отсутствовал случай или возможность чего-нибудь и в «сегод­ня» не было ни атома «завтра». Будущее оказывалось простым повторением прошлого.

Я пытаюсь дать здесь эскиз первых впечатлений, когда я начал изучать тех людей, которых встречал. Скоро, однако, мне стало ясно, что те, кто пользовался разумом, были теми, кто думал, т.е. кто применял свои интеллек­туальные способности, пытаясь адаптировать себя к людям и обстоятельст­вам. Но равно интеллигентными оказались и те люди, которые не думали, а отыскивали и находили свой путь с помощью чувств.

Печетается по изданию: Юнг К.Г. Архетии и символ. -М., Ренесанс,

1991, с. 56-57.

Осницкий А.К.

О СВЯЗИ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ЧУВСТВЕННОГО И ОПОСРЕДСТВОВАН­НОГО, ЗНАКОВОГО В ОПЫТЕ ЧЕЛОВЕКА

Непосредственное знание, непосредственный опыт приобретается чело­веком в прямом контакте с миром, в отличие от опыта опосредствованного, усваиваемого всегда с помощью другого человека, с помощью знаков и орудий. Конечно, и сфера непосредственно приобретаемого знания начинает впоследствии определяться средствами опыта социализированного: мир чувств, переживаний и состояний человека все более становится опосредст­вован его связями с людьми и предметами, в которых кристаллизован опыт человечества «Способность к речи у ребенка - говорил Иоганн Генрих Песталоцци - должна быть развита настолько, чтобы он умел выражать впечат­ления от чувственного восприятия окружающей среды и окружающих усло­вий с такой же определенностью, с какой он уяснил их себе средствами чувствования и наблюдения. Если, обучая языку, не довести ребенка до такой степени владения речью, то между формированием его способности к наблю­дению и развитием его мыслительных способностей ляжет пропасть». Но всегда переживания и состояния человека окрашены неповторимой палитрой его собственного опыта, неповторимость эта во многом зависит от условий, в которых протекает жизнедеятельность человека, от тех видов деятельности, в которые он вовлечен.

С момента приобщения ребенка к социализированным видам обучения и воспитания, основной упор делается на закрепление опосредствованных форм воздействия на него, на закрепление у него средств, которыми это взаимодействие может быть осуществлено. Педагогические воздействия апеллируют преимущественно к осознанию и пониманию ребенка. Сам по себе этот путь неплох, потому он и закрепился, что обеспечивает человеку

Наши рекомендации