Перенесение, сопротивление и контрперенесение
Роль, которую играет пациент, ложится в основу его взаимотношений с терапевтом. В этом и состоит значение термина «перенесение». Пациент переносит на терапевта те чувства и позиции, которые возникли у него в отношениях с родителями. Он видит в терапевте фигуру, замещающую мать или отца и в точности воспроизводит свою роль, ожидая любви и принятия и тем самым пытаясь преодолеть свои страхи и тревожность. Если пациент играет роль хорошего, послушного ребенка, он будет стараться произвести на терапевта впечатление своими усилиями и послушанием. Когда человек исполняет роль делового магната, он будет пытаться использовать терапию, чтобы показать свою силу и ощу-
Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА
ОБРЕТЕНИЕ ОТОЖДЕСТВЛЕННОСТИ
щение «принадлежности к команде». Исполнение роли представляет собой психологическое сопротивление терапевтическому воздействию, и, если продолжать терапию в этом ключе, она неминуемо потерпит неудачу.
Любой пациент, в том числе и шизоидный, приходит на терапию в поисках принятия и тепла, которого ему недоставало в детстве. Ему необходимо войти в контакт с ребенком внутри себя, существование которого он отрицал многие годы. Чтобы обрести этот контакт и достичь отождествления, пациенту необходима поддержка терапевта. Именно эта потребность делает последнего материнской фигурой. Чем серьезнее отклонения пациента, тем больше он нуждается в той поддержке, которой ему не хватало в детстве. Д.Розен пишет о роли терапевта, которую тому приходится играть при лечении шизофреника, следующее: «Он должен быть идеальной матерью, которая теперь отвечает за воспитание пациента».''5 А.А.Го-униг говорит: «Когда я интересовался у выздоровевших пациентов, какую роль я играл, помогая им выздороветь, они неизменно отвечали: «Роль Матери».66
Быть доброжелательной матерью означает гораздо больше, нежели просто вербально выражать свой интерес. Терапевт должен установить контакт с пациентом, такой же, как мать с ребенком, то есть через тело. Если он прикасается к пациенту теплыми и нежными руками, то углубляет контакт значительно больше, чем это можно сделать с помощью слов или взгляда. Терапевт, который уделяет мало внимания физическим потребностям тела пациента (дыханию и движению), только укрепляет шизоидный разлом его тела и ума. Валидность аналитического подхода не должна ослеплять терапевта и затмевать от него потребность пациента обрести почву для его физического существования. Пациента необходимо поощрять в выражении его чувств с помощью подходящей физической активности, которая, конечно, должна происходить в контролируемых условиях.
«Доброжелательная мать», однако, не годится для того, чтобы разрешить дилемму шизоида. В шизоидном
состоянии оральные и генитальные потребности так причудливо переплетены, что пациент смущен и часто не сознает смысла своих действий. Потребность в телесном контакте и близости бывает замаскирована страстным влечением к генитальному удовлетворению. Генитальные чувства нередко замещаются желанием орального контакта. Такая путаница возникает по причине ранних кровосмесительных и гомосексуальных взаимоотношений шизоидного ребенка. Далее, «благожелательная мать» вызывает сопротивление у шизоидного пациента, который использует ее для того, чтобы продолжать разыгрывание своей роли. В уме пациента «доброжелательная мать» — это тот человек, который будет принимать его таким, какой он есть. Каждое требование, чтобы пациент пришел в соприкосновение с реальностью, он будет интерпретировать как отсутствие поддержки. Таким образом, перенесение, основанное на взаимоотношениях матери и ребенка, становится сопротивлением работе над проблемой.
Кто-то может возразить, что терапевт не имеет права «требовать» что-то от пациента. Верно, он не имеет права диктовать или контролировать поведение своего подопечного или его отклики. Такое положение вещей могло бы оправдать сопротивление терапии. Но отрицать право терапевта выражать мнение и оставаться пассивным, — значит ослаблять терапевтическое взаимодействие. Пациент не может развить свою отождествлен-ность, находясь в вакууме. Ему необходимо научиться утверждать себя, противопоставляясь авторитету, и быть при этом уверенным, что его при этом не будут отвергать. Он должен увидеть терапевта как человеческое существо для того, чтобы ему удалось принять собственную человечность. Он должен развить способность справляться с личностью терапевта, чтобы обрести такую же способность справляться с другими личностями в окружающем мире. Эффективного терапевтического взаимодействия не произойдет, если терапевт скрывает свою личность, прикрываясь ролью.
298