Средними или относительными величинами
В медицинской практике нередко приходится решать вопрос о том, являются ли статистически достоверными различия показателей, например, заболеваемости населения двух районов, летальности при разных методах лечения, различия средних, характеризующих рост, вес и др., оценить эффективность лекарственных средств. С целью проверки высказанных гипотез применяются различные статистические приемы, среди которых наиболее простым является следующий :
а) для средних величин t =
б) для относительных величин t= , где
М1 и Р1 - более выраженные по своей величине средняя или относительная
М2 и Р2 - средняя или относительная величина, которые по своей величине меньше в сравнении с М1 и Р1 .
Если полученное значение критерия t Стьюдента окажется равным 2, что соответствует Р = 95%, это является достаточным в медико-биологических исследованиях .
Критерий Стьюдента может иметь разные значения; в зависимости от этого вероятность различия между показателями может составлять 95, 99,7 и 99,9%. Но может быть и так, что t <2. В таком случае вероятность различий Р< 95%, а практический вывод заключается в том, что нельзя утверждать о статически достоверном различии сравниваемых и относительных величин. Исследователю можно рекомендовать увеличить число наблюдений с тем, чтобы окончательно решить вопрос о влиянии изучаемого фактора на результативный признак.
Пример 11.
Проведем оценку достоверности различий показателей, характеризующих «индекс здоровья» детей двух районов :
Р1 = 28 % m 1 ± 0,5 % n1=250 Р2=26% m2 = ± 0,4 % n2 =310
t =
В связи с тем, что критерий достоверности оказался равным 3,1 (t = 3,1), который соответствует по таблице стандартных значений критерия t Стьюдента вероятности 99,7 % , можно утверждать о наличии статистически достоверных различий между показателями «индекса здоровья» детей двух районов.
Как уже отмечалось выше, в математической статистике минимальным значением достоверности считается вероятность в 95% (0,95) или же уровень значимости 0,05. Чем меньше уровень значимости, тем больше достоверность, т.е. 0,001<0,01<0,05. Оценить достоверность различий в уровнях значимости нужно также по таблице Стьюдента.
СТАНДАРТНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ КРИТЕРИЯ t (Критерий Стьюдента)
n | 0,05 | 0,01 | 0,001 | n | 0,05 | 0,01 | 0,001 |
12,71 | 63,66 | 2,08 | 2,83 | 3,82 | |||
4,30 | 9,93 | 31,60 | 2,07 | 2,82 | 3,79 | ||
3,18 | 5,84 | 12,94 | 2,07 | 2,81 | 3,77 | ||
2,78 | 4,60 | 8,61 | 2,06 | 2,80 | 3,75 | ||
2,57 | 4,03 | 6,86 | 2,06 | 2,79 | 3,73 | ||
2,45 | 3,71 | 5,96 | 2,06 | 2,78 | 3,71 | ||
2,36 | 3,50 | 5,41 | 2,05 | 2,77 | 3,69 | ||
2,31 | 3,36 | 5,04 | 2,05 | 2,76 | 3,67 | ||
2,26 | 3,25 | 4,78 | 2,04 | 2,76 | 3,66 | ||
2,23 | 3,17 | 4,59 | 2,04 | 2,75 | 3,65 | ||
2,20 | 3,11 | 4,44 | 2,02 | 2,70 | 3,55 | ||
2,18 | 3,06 | 4,32 | 2,01 | 2,68 | 3,50 | ||
2,16 | 3,01 | 4,22 | 2,00 | 2,66 | 3,46 | ||
2,15 | 2,98 | 4,14 | 1,99 | 2,64 | 3,42 | ||
2,13 | 2,95 | 4,07 | 1,98 | 2,63 | 3,39 | ||
2,12 | 2,92 | 4,02 | 1,98 | 2,62 | 3,37 | ||
2,11 | 2,90 | 3,97 | 1,97 | 2,60 | 3,34 | ||
2,10 | 2,88 | 3,92 | 1,96 | 2,59 | 3,31 | ||
1,96 | 2,86 | 3,88 | ∞ | 1,96 | 2,58 | 3,29 | |
2,09 | 2,85 | 3,85 | |||||
5% | 1% | 0,1% | 5% | 1% | 0,1% |
Определим уровень значимости по найденному критерию t = 3,1 (пример 11). Берется сумма чисел наблюдений (в случае, если число наблюдений меньше 30, то вычитается 1, а если в обеих группах n < 30, то вычитается два). На нашем примере 250 + 310 = 560. В таблице Стьюдента эта цифра близка к ∞. Для критерия t = 3,1 при данном числе наблюдений уровень значимости будет Р < 0,01, т.к. t = 3,1 < чем 3,29, но > 1,96. (Найденный критерий t должен быть больше табличного значения).
Таким образом можно сделать вывод о наличии достоверной разницы между показателями „индекса здоровья” детей двух районов с уровнем значимости < 0,01 ( Р < 0,01), что соответствует вероятности достоверности 99%.
Подпись автора методической разработки.
29.06.2016.