Поисковый прибор аварийно-спасательных служб «Спасатель».
Предназначен для поиска и обнаружения пострадавших по их собственному тепловому излучению в условиях слабой освещенности и задымления.
Технические характеристики:
Рабочий спектральный диапазон теплового канала, мкм……. | 8-14 |
Диапазон освещенности ночного канала……………………. | до5х10-3 |
Дальность обнаружения слабо напряженного объекта тепловым каналом (ЗЮК), м…………………………………… | не менее 80 |
Поле зрения, град………………………………………………. | |
Напряжение, В………………………………………………….. | |
Масса прибора, кг………………………………………………. | не более 2 |
Ночной бинокль НБ-3М. Предназначен для наблюдения как при пониженной естественной ночной освещенности, так и условиях полной темноты.
Технические характеристики:
Увеличение………………………………………………………….. | 8х кратное |
Угол поля зрения, град……………………………………………… | |
Предел разрешения в центре поля зрения, лин/мм………………. | не менее 27 |
Дальность действия бинокля, м……………………………………. | 100-800 |
Дальность ИК подсветки, м………………………………………… | до 100 |
Питание, В …………………………………………………………... | 2-3 |
Масса, кг ……………………………………………………………. | 1,2 |
5. Требования безопасности при работе с различным аварийно-спасательным инструментом, механизмами применяемыми при ведении поискво-спасательных работ
При использовании пневмоинструмента:
работу проводить в виброзащитных рукавицах и защитных очках;
компрессорную станцию располагать на горизонтальной площадке, колеса должны быть подклинены (закреплены);
запрещается устанавливать компрессор вблизи источника открытого огня и горючих газов;
ацетиленовые генераторы и баллоны со сжатыми газами должны размещаться от работающего компрессора не ближе 10 м;
запрещается работа компрессорной станции с избыточным давлением воздуха;
не допускается работа станции на спущенных баллонах;
перед присоединением отбойных молотков к шлангам последние необходимо продуть сжатым воздухом для удаления влаги, масла к пыли;
смазывать, ремонтировать и заменять пики или лопаточки в отбойном молотке имеет право только машинист компрессорной станции;
пневматический инструмент должен быть исправным, не иметь сильной отдачи, рабочие части должны прочно закрепляться во втулках;
клапаны на рукоятках инструмента в закрытом состоянии не должны пропускать воздух; они должны легко открываться и закрываться; запрещается подключать шланги непосредственно в магистраль сжатого воздуха;
присоединение резиновых шлангов к инструменту и их разъединение разрешается только после выключения подачи воздуха;
при работе с инструментом выключать подачу воздуха необходимо только после постановки инструмента в рабочее положение;
не допускать холостого хода пневматического инструмента;
работу с применением пневматического инструмента разрешается производить только при устойчивом положении спасателя;
соблюдать осторожность при открытии и закрытии перепускного клапана;
при прокладке шлангов, а также при перемещении спасателей в ходе работы с присоединенными к шлангу инструментами следить, чтобы шланги не закручивались, не перегибались и не сильно натягивались;
запрещается производить работы вблизи открытого огня;
при дроблении конструкции спасатели должны работать в защитных касках, очках и виброзащитных перчатках;
не допускается обработка конструкций и скальных обломков, находящихся в неустойчивом положении, на весу или свисающих с упоров (они предварительно должны быть закреплены или опущены на землю);
во избежание захвата одежды вращающимися частями машины не допускается выполнение работ в расстегнутой одежде.
При дроблении железобетонных конструкций и скальных обломков расстояние между спасателями, работающими рядом, должно гарантировать от травмирования при возможном разлете осколков бетона и кусков скальных пород.
При использовании электроинструмента:
к работе допускаются лица, прошедшие соответствующую подготовку и аттестованные по технике безопасности не ниже первой квалификационной группы;
в условиях повышенной влажности и при наличии в завале металлических конструкций допускается применение электроинструмента, работающего под напряжением 127-220 V с обязательным использованием диэлектрических перчаток, галош или ковриков (корпус электроинструмента, работающего под напряжением свыше 30 V, должен быть обязательно заземлен);
все электроинструменты должны иметь закрытые и изолированные вводы питающих проводов;
запрещается подключение электроинструмента с помощью оголенных концов проводов к электролинии или контактам рубильника:
в ходе работы необходимо следить, чтобы электропровода не пересекались и не повреждались;
во время дождя или снегопада работа с электроинструментом разрешается, как исключение, при наличии навеса над рабочим местом (не допускается обработка электроинструментом мокрых или обледенелых конструкций);
запрещается пользоваться рабочим нулевым проводом для заземления корпуса однофазных электроинструментов;
прокладка питающих проводов по поверхности земли разрешается только в сухих местах и на участках, где нет опасности повреждения кабеля (в целях предохранения кабеля от повреждений его необходимо подвешивать).
При использовании электролома длина кабеля должна быть достаточной для обеспечения работы без его натяжения и перекручивания. Работа с ломом проводится только при надетых защитных очках и диэлектрических перчатках, а при сыром грунте - с диэлектрическим ковриком. Пробивка отверстий производится при вертикальном и наклонном положениях лома «сверху – вниз». При температуре окружающего воздуха -25...35°С время пребывания инструмента в нерабочем положении не должно превышать 1,5 часа: (при более длительном перерыве во избежание поломки и пробивки изоляции лом .должен быть предварительно отогрет при температуре не ниже +30°С). При включенном выключателе запрещается соединять в ломе штепсельные соединения, а также заземлять защитно-отключающее устройство.
При использовании гидроинструмента:
перед началом работы необходимо проверить наличие жидкости в баке насоса, надежность запорных узлов, надежность присоединения высоконапорного насоса, наличие пломб на предохранительном клапане и величину давления, на которое он отрегулирован. Работа инструмента проверяется на холостом ходу. При наличии неисправности - немедленно сбросить давление.
6. Общий порядок подготовки к работе и проверки исправности основных видов техники, инструмента и приспособлений (приказ МЧС России от 05.06.98 г. № 354)
1). Проверка исправности автомобильных, гусеничных, пневмоколесных кранов и лебедок включает:
осмотр механизмов, их креплений и тормозов, ходовой части. тяговых и буферных устройств; наличие и исправность ограждений механизмов;
смазку передач, подшипников и канатов, а также смазочных приспособлений и сальников;
осмотр в доступных местах соединений секций стрелы и элементов ее подвески (канаты, растяжки, блоки, серьги), сварных швов ходовой рамы и поворотной части;
осмотр в доступных местах состояния канатов, их крепления на барабане и стреле, укладки канатов в ручьях блоков и барабанов;
осмотр крюка и его крепления в обойме;
исправность дополнительных опор. стабилизаторов;
комплектность и крепление противовеса;
наличие и исправность приборов и устройств безопасности (концевые выключатели, указатель грузоподъемности, сигнальный прибор, ограничитель грузоподъемности, указатель крена);
исправность освещения крана, буферных фонарей и фар;
осмотр двигателя, системы зажигания, системы охлаждения;
наличие [по норме) горючего и масла в картере;
осмотр [при наличии гидроприводов) системы приводов, гибких шлангов, насоса, предохранительных клапанов в напорных линиях;
исправность съемных грузозахватных приспособлений (совместно со стропальщиком), наличия на них клейма и бирок с указанием грузоподъемности, даты испытания и номера;
наличие огнетушителя и аптечки;
опробование механизмов на холостом ходу.
Запрещается приступать к работе при наличии следующих неисправностей:
трещин или деформации в металлоконструкциях крана;
отсутствие в элементах подвески стрелы (серьги, тяги), шплинтов или зажимов в местах крепления канатов или ослабление их крепления;
обрывы проволочек в количестве, превышающем норму, или поверхностного износ стрелового и грузового канатов, обрыв пряди или нарушение структуры канатов;
дефекты механизмов подъема груза или стрелы, угрожающе безопасности работы;
повреждение деталей тормоза механизма подъема груза или стрелы;
износ крюка зева, превышающий 10% первоначальной высоты сечения; неисправность устройства, замыкающего крюк (замок); нарушение крепления крюка в обойме;
неисправность или отсутствие ограничителя грузоподъемности или сигнального прибора;
повреждение или неукомплектованностъ дополнительных опор и стабилизаторов у автомобильных кранов;
отсутствие ограждения механизмов и неизолированных токоведущих частей электрооборудования;
отсутствие или неисправность приборов, показывающих наличие масла в картере двигателя, температуру охлаждающей жидкости и силу зарядного тока.
2). Проверка исправности экскаваторов включает:
осмотр двигателя, всех его узлов, состояния смазки;
состояние тормозов, фрикционов управления (тормозные ленты должны притормаживаться при легком нажатии на рычаги), состояние стальных канатов, их запасовка, заделка и крепление;
наличие и исправность ограждения вращающихся частей;
состояние ковша;
осмотр (при наличии гидропривода) системы проводов гибких шлангов, насоса, предохранительных клапанов в напорных линиях;
заправку топливом, наличие масла в картере двигателя и охлаждающей жидкости (воды) в системе охлаждения;
натяжение гусеничных лент ходовой части (при необходимости -отрегулировать). В экскаваторах на пневмоходу проверяется ходовая часть и исправность дополнительных опор;
натяжение цепных передач;
наличие огнетушителей и аптечки;
исправность освещения;
опробование работы экскаватора на холостом ходу.
Запрещается приступать к работе при износе канатов сверх установленных норм. а на машинах с гидроприводом - при износе гибких шлангов и неисправности предохранительных клапанов.
3). При подготовке к работе бульдозеров проверяется:
исправность машины; в первую очередь - состояние фрикционов управления, тормозов, двигателя и навесного оборудования;
натяжение гусеничных лент ходовой части;
заправка машины топливом и охлаждающей жидкостью. наличие масла в картере двигателя;
надежность крепления отвала, целостность рамы;
исправность гидроприводов на бульдозерах с гидравлической системой управления, надежность крепления, отсутствие течи масла из системы;
регулировка и пломбировка предохранительного клапана гидросистемы;
наличие огнетушителя и аптечки;
работа двигателя и устойчивость навесного оборудования на холостом ходу.
4). При подготовке к работе транспортных средств после внешнего осмотра проверяются:
соответствие укомплектованности машины и ее технического состояния "Требованиям безопасности к техническому состоянию. Методы проверки" (Госстандарт СССР, 1982 г.,доп. 1989 г.)
состояние рулевого управления - легкость и надежность управления передними колесами, люфт рулевого управления (не более 25°), отсутствие повреждений, препятствующих свободному вращению руля; крепление рулевой колонки и сошки; исправность продольной и поперечных рулевых тяг; наличие пробок, наконечников, шплинтов;
люфт в шарнирных соединениях рулевых тяг;
исправность тормозов - одновременность начала торможения всех колес; отсутствие просачивания жидкости в гидравлической системе и воздуха в ней; отсутствие пропуска воздуха в пневматической системе и, соответственно, падения давления в воздушном баллоне; отсутствие заедания тормозных колодок (на всех колесах); регулировка ручного тормоза и надежность удержания его запирающим устройством;
состояние переднего моста - надежность установки передник колес и крепления деталей рулевого привода к ним; люфт передних колес, отсутствие заеданий и повреждений в подшипниках передних колес;
надежность крепления дисков колес на ступицах, отсутствие трещин на дисках, правильность установки замковых колец;
надежность шин, изношенность протектора, отсутствие сквозных отверстий и расслоения покрышек, соответствие давления в шинах установленной норме;
двигатель (системы питания, охлаждения и смазки не должны иметь течей);
отсутствие протока газов через неплотные соединения в системах питания и газораспределения (труба глушителя должна быть плотно соединена с выпускным патрубком двигателя);
заправка топливом, маслом и охлаждающей жидкостью;
исправность электрооборудования, отсутствие обрывов, искрения. течи электролита; работа всех приборов и средств освещения;
состояние грузовой платформы, отсутствие поломанных досок и брусьев, прочность запоров болтов, а при перевозке людей - наличие и надежность сидений;
исправность кабины, сидений, дверей, стеклоочистителей;
наличие аптечки и огнетушителя.
5). В ручном инструменте проверяется надежность насадки рабочих частей на рукоятки, отсутствие качаний и расклинивания. применение заершенных металлических клиньев, отсутствие заусениц. трещин на рукоятках, трещин и сколов на рабочих частях.
Запрещается пользование инструментом с недостаточно укрепленной ручкой и с трещинами на рабочих частях.
6). При подготовке к работе электроинструмента проверяются:
отсутствие трещин на корпусе;
надежность крепления рабочих частей;
исправность изоляции (сопротивление не менее 2 Мом);
надежность и правильность заземления корпуса;
исправность штепсельного соединения, отсутствие повреждений кабеля;
исправность выключателя, наличие колпачков на щеткодержателях;
отсутствие течей смазки из редуктора вентиляционных каналов.
Проверяется работа инструмента на холостом ходу.
Запрещается использовать электроинструмент при наличии следующих неисправностей (проявлений);
искрение щеток на коллекторе, сопровождающееся появлением кругового огня;
повреждение корпуса машины;
нечеткая работы выключателя;
повреждение штепсельного соединения, кабеля и соединительных муфт;
появление ненормального шума, вибрации, дыма;
вытекание смазки.
Электроинструмент выдается для работы только при наличии защитной одежды; одежда должна быть исправной, соответствующей характеру предстоящей работы и условиям ее выполнения.
7). При подготовке к работе пневмоинструмента проверяется (определяется):
отсутствие трещин в корпусе;
отсутствие повреждений на шлангах, надежность закрепления на штуцерах на инструменте и воздушной магистрали; запрещается закреплять шланги с помощью проволоки;
заточка вставного инструмента, отсутствие на нем дефектов, хвостовики инструмента должны быть ровными, без скосов и трещин, плотно пригнаны и правильно центрованы; хвостовики ударных инструментов должны иметь четкие грани и плотно входить в буксу;
легкость закрытия и открытия клапана включения, отсутствие пропуска воздуха;
наличие защитного корпуса на абразивном круге;
отсутствие забоин на шпинделе сверлильной машины.
8). При подготовке к работе гидроинструмента проверяется:
отсутствие трещин и повреждений на корпусе;
целостность шлангов, отсутствие подтеканий жидкости;
опломбирование предохранительного клапана;
надежность присоединения высоконапорного шланга;
наличие жидкости в баке насоса;
целостность головок домкратов.
Инструмент опробуется в работе. Особое внимание уделяется исправности приспособления, препятствующего быстрому опусканию штока гидравлического домкрата.
Рекомендуемая литература
1.ГОСТ Р 22.9.01-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательный инструмент и оборудование. Общие технические требования.
2. ГОСТ Р 22.9.03-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства инженерного обеспечения аварийноспасательных работ. Общие технические требования.
3. ГОСТ Р 22.9.04-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства поиска людей в завалах. Общие технические требования.
4. Справочник по ведению спасательных работ. ВНИИ ГОЧС. М.-1993
5. Справочник спасателя. МЧС России, 1995
6. Учебник спасателя. МЧС России, 1997
7. Охрана труда спасателя. МЧС России, 1998
Приложене № 4
ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ПОДГОТОВКА
Введение
Тушение пожаров, спасение людей, оказавшихся в опасности – важнейшие задачи подразделений спасателей, принимающих участие в тушении пожара.
В учебном пособии по противопожарной подготовке специалистов войск ГО и спасательных формирований рассмотрена тактика тушения пожаров – совокупность боевых действий по организации усилий подразделений спасателей для успешной ликвидации пожара в тех размерах, которые он принял к моменту прибытия подразделений , и по спасению людей в случае угрозы для их жизни. Оно базируется на теории и практике борьбы с огнем, результатах научных исследований и закономерностях процессов развития и тушения пожаров, достижениях в области пожарной техники и огнетушащих средств.
В нем рассматриваются особенности развития пожаров, общие проблемы и принципы организации и ведения боевых действий подразделениями спасателей, а также назначение, технические характеристики, устройство и эксплуатация пожарной техники и оборудования.
Рассматривая условия развития и тушения пожаров, наиболее целесообразные способы и приемы боевых действий подразделений, учебное пособие вместе с тем не дает готовых решений для каждой конкретной обстановки, складывающейся на пожаре. Оно содержит главные, наиболее важные положения и правила, следуя которым, руководитель подразделения спасателей принимает обоснованное решение, соответствующее конкретным условиям.