Система аварийно-спасательных служб

В соответствии со статей 1 Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (далее - Федеральный закон от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ) аварийно-спасательная служба – это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

К аварийно-спасательным работам относятся

• поисково-спасательные,

• горноспасательные,

• газоспасательные,

• противофонтанные работы,

• аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров,

• работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со статей 7 Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ аварийно-спасательные службы могут создаваться:

·  на постоянной штатной основе – профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;

·  на нештатной основе – нештатные аварийно-спасательные формирования;

·  на общественных началах – общественные аварийно-спасательные формирования.

· Профессиональные аварийно-спасательные службы создаются:

·  в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований;

·  в органах местного самоуправления – по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Методические рекомендации по созданию и содержанию общественных аварийно-спасательных формирований приведены в Приложении № 8.

Привлечение аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:

·  в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями объектах и территориях;

·  в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;

·  установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций;

·  по решению уполномоченных на то должностных лиц местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований либо имеющих на то установленные законодательством Российской Федерации полномочия на основе запроса органов местного самоуправления, организаций, на территории которых сложились чрезвычайные ситуации или к полномочиям которых отнесена ликвидация указанных чрезвычайных ситуаций, на основе запроса руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций либо по согласованию с указанными органами и руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Авари́йно-спаса́тельное формирова́ние — самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащённые специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Авари́йно-спаса́тельные сре́дства — техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ.

Аварийно-спасательная служба может создаваться:

на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;

на нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные формирования;

на общественных началах - общественные аварийно-спасательные формирования.

Аварийно-спасательные службы создаются:

в федеральных органах исполнительной власти - решениями Правительства Российской Федерации по представлениям соответствующих министерств, ведомств и организаций Российской Федерации, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

в субъектах Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, - руководством организаций по согласованию с органами управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

в органах местного самоуправления - по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат обязательной регистрации.

Все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

(Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей: Федер. закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ.-В ред. от 09.05.2005.-Ст. 7, 10, 12)

Основными принципами деятельности

• принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций;

• принцип единоначалия руководства аварийно - спасательными службами, аварийно - спасательными формированиями;

• принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно - спасательных и неотложных работ;

• принцип постоянной готовности аварийно - спасательных служб, аварийно - спасательных формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.

Задачи аварийно - спасательных служб

1. Основными задачами аварийно - спасательных служб, аварийно - спасательных формирований, которые в обязательном порядке возлагаются на них, являются:

• поддержание органов управления, сил и средств аварийно - спасательных служб, аварийно - спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях.

Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации на аварийно - спасательные службы, аварийно - спасательные формирования могут возлагаться задачи по:

• участию в разработке планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях, планов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;

• участию в проведении экспертизы предполагаемых для реализации проектов и решений по обслуживаемым объектам и территориям, а также по процессам, которые могут повлиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на указанных объектах;

• надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

• участию в контроле за соблюдением технологических и инженерно - технических требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;

• участию в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• пропаганде знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участию в подготовке населения и работников организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;

• участию в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно - спасательных и неотложных работ;

• выработке предложений органам государственной власти по вопросам правового и технического обеспечения деятельности аварийно - спасательных служб, аварийно - спасательных формирований, социальной защиты спасателей и других работников аварийно - спасательных служб, аварийно - спасательных формирований;

• участию в разработке и производстве аварийно - спасательных средств, а также другие задачи, не выходящие за рамки гуманитарных задач, возложенных на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2. Полный перечень задач, возлагаемых на конкретные аварийно - спасательные службы, аварийно - спасательные формирования, определяется по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций, органами управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при органах местного самоуправления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с их полномочиями и закрепляется в положениях об аварийно - спасательных службах, аварийно - спасательных формированиях или в уставах указанных служб и формирований.

Примечание. Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 N 154 утверждено Положение о Службе поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России. Приказом МЧС РФ от 28.01.2002 N 32 утверждено тПоложение о поисково - спасательной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Создание аварийно - спасательных служб

В соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно - спасательные службы, аварийно - спасательные формирования могут создаваться:

• на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно - спасательные службы, профессиональные аварийно - спасательные формирования;

• на нештатной основе - нештатные аварийно - спасательные формирования;

• на общественных началах - общественные аварийно - спасательные формирования.

Состав аварийно - спасательных служб

В состав аварийно - спасательных служб входят органы управления указанных служб, аварийно - спасательные формирования и иные формирования, обеспечивающие решение стоящих перед аварийно - спасательными службами задач. Кроме того, в состав аварийно - спасательных служб могут входить научно - исследовательские учреждения, образовательные учреждения по подготовке спасателей, учреждения по подготовке поисковых собак и организации по производству аварийно - спасательных средств

Наши рекомендации