Тема 1.6.3 «Безопасность медицинского труда».
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
ДЛЯ СТУДЕНТА
Тема 1.6.3 «Безопасность медицинского труда».
По дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф».
Факультет лечебный
Методические
рекомендации рассмотрены
и одобрены на заседании кафедры
(протокол № 8 от «14» мая 2012 г.)
Заведующий кафедрой
доцент ____________________ В.Б. Сивков
«___» _____________ 2012 г.
Самара, 2012 г.
1. Формируемые компетенции:
· способностью и готовностью проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях (ПК-14(2);
· способностью и готовностью осуществлять взрослому населению и подросткам первую врачебную помощь в очагах массового поражения, проводить лечебно-эвакуационные мероприятия в условиях чрезвычайной ситуации (ПК-21(3,5));
2. Цель занятия:
В результате изучения темы занятия студент должен:
Знать:
· основы законодательства Российской Федерации, основные нормативно-технические документы по охране здоровья детского, женского и взрослого населения;
· основные факторы, угрожающие жизни и здоровью персонала больницы;
· виды деятельности по обеспечению безопасности работников в медицинских организациях.
Уметь:
· выполнять свои функциональные обязанности по обеспечению безопасности медицинского труда;
· выявлять опасные и вредные факторы среды обитания, влияющие на безопасность медицинского труда в медицинских организациях;
· применять средства коллективной и индивидуальной защиты при обеспечении безопасности медицинского труда в медицинских организациях.
Владеть:
· основными техническими средствами индивидуальной и медицинской защиты.
3. Общее время занятия: 270 минут;
4. Оснащение занятия.
Методические рекомендации к семинарскому занятию для студентов
Наборы наглядных материалов по различным вопросам темы занятия: стенды, таблицы.
Тестовые задания по изучаемой теме.
Программное обеспечение:
Электронная версия УМК по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф» доступна для студентов на странице кафедры сайта Самарского государственного медицинского университета по адресу: http://www.samgmu.ru/ university.
Информация, включающая электронные версии части учебно-методических комплексов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф», а также нормативно-правовые документы, форму оформления курсовой работы, других документов, необходимых для изучения указанной дисциплины, представлена в виде электронных пособий, составленного сотрудниками кафедры.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Информационно-справочные материалы Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области и Российской Федерации.
Доступ к информационно-поисковой системе Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.
Доступ к базам данных и информационным ресурсам, медицинским поисковым системам – MedExplorer, MedHunt, PubMed. и др.
5. Самостоятельная работа во вне учебное время:
- Подготовиться к тестированию
- Подготовиться к семинарскому занятию, прочитать основную и дополнительную литературу, материалы лекций по теме занятия.
- Написать реферат по теме занятия:
«Система охраны труда и техники безопасности в медицинских организациях».
Задание на дом
№ | Вопрос самоподготовки | Источники информации | Цель самоподготовки | Вопросы и задания для самоконтроля |
1 Характеристика угроз жизни и здоровью медицинских работников. 2. Основные подходы, способы и средства обеспечения безопасности врача. 3. Особенности обеспечения пожарной, радиационной, химической, биологической и психологической безопасности медицинского персонала. 4. Требования безопасности при работе в структурных подразделениях медицинских организаций. | Основная: Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф: Учебник для вузов / Н.М Киршин и др.; Под общей редакцией Н.М Киршина — 4-е издание, стереотипное — М.: , 2010. — 312 с. Дополнительная: Сивков, В.Б. Организация медицинского обеспечения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Часть 1. Медицинская служба гражданской обороны: Учебное пособие. – 2-е изд. / В.Б. Сивков, В.Н. Дмитрук., А.Д. Рояк – Самара, ГОУВПО «СамГМУ», 2010. – 370 с. | Достигнуть уровня усвоения знаний студентами по воспроизведению информации об изучаемом объекте по памяти. | 1. Какие угрозы жизни и здоровью медицинских работников могут быть в лечебных учреждениях? 2. Дайте характеристику биологическим опасностям. 3. Дайте характеристику механическим опасностям. 4. Дайте характеристику электромагнитным опасностям. 1.Какие мероприятия проводятся в лечебных учреждениях по обеспечению безопасности врача? 2. Какие средства защиты имеются в лечебных учреждениях? 1. В чем сущность обеспечения радиационной безопасности в лечебных учреждениях? 1. Перечислите требования безопасности при работе в рентгенологическом кабинете, водо-грязелечебнице. |
6. Самостоятельная работа на практическом занятии
№ | Название этапа | Описание этапа | Педагогическая цель этапа | Время этапа мин. |
Обеспечение безопасности пациентов в приемном отделении. | Студент знакомится с организацией работы приемного отделения, изучает нормативные документы по безопасности, делает записи в тетради по вопросам безопасности. | Добиться достижения целей занятия: умение использовать полученные знания для безопасной работы с пациентами. | ||
Обеспечение безопасности пациентов в эндоскопическом кабинете. | Студент знакомится с организацией работы эндоскопического кабинета, изучает нормативные документы по безопасности, правила обработки использованного оборудования, делает записи в тетради по вопросам безопасности. | Добиться достижения целей занятия: умение использовать полученные знания для безопасной работы с пациентами. | ||
Обеспечение безопасности пациентов в рентген отделении. | Студент знакомится с организацией работы рентген кабинета, изучает нормативные документы по радиационной безопасности, делает записи в тетради по вопросам безопасности. | Добиться достижения целей занятия: умение использовать полученные знания для безопасной работы с пациентами. | ||
Обеспечение безопасности пациентов в отделении функциональной диагностики. | Студент знакомится с организацией работы отделения функциональной диагностики, изучает нормативные документы по безопасности, правила проведения диагностических процедур, делает записи в тетради по вопросам безопасности. | Добиться достижения целей занятия: умение использовать полученные знания для безопасной работы с пациентами. | ||
Обеспечение безопасности пациентов в физиотерапевтических кабинетах. | Студент знакомится с организацией работы физиотерапевтических кабинетов, изучает нормативные документы по безопасности, правила проведения лечебных процедур, делает записи в тетради по вопросам безопасности. | Добиться достижения целей занятия: умение использовать полученные знания для безопасной работы с пациентами. |
Смена учебных точек происходит под руководством преподавателя.
Приложения:
Приложение №1 Материалы для контроля исходного уровня знаний студентов
Приложение №2 Требования по оформлению реферата
Приложение №1
Материалы для контроля исходного уровня знаний студентов:
Критерии оценок
Основным критерием оценивания испытуемых является выполнение тестового контроля с коэффициентом 0,7 (правильных ответов к общему числу вариантов ответов), что допускает от 7 до 9 ошибок с выставлением оценки «удовлетворительно». Ошибкой считается указание неправильного ответа, отсутствие правильного ответа, а также отсутствие ответа на вопрос.
При выполнении тестового контроля с коэффициентом 0,8 (правильных ответов к общему числу вариантов ответов) допускается от 4 до 6 ошибок и выставляется оценка «хорошо».
При выполнении тестового контроля с коэффициентом 0,9 и более (правильных ответов к общему числу вариантов ответов) допускается менее 3 ошибок и выставляется оценка «отлично».
Общая оценка (одна за тему) выставляется путем усреднения оценок полученных за тестовый контроль и устный ответ
ТРЕБОВАНИЯ
по оформлению реферата
Время выделяемое студентом на подготовку реферата - не менее 6 часов.
Рекомендуемый объем реферата – 12–15 страниц печатного (Word 14 шрифт, 1,5 интервала, формат A4) или рукописного текста. Реферат должен содержать следующие обязательные компоненты: титульный лист; план (содержание/оглавление); введение в начале текста и заключение с основными выводами в конце; текст основной части реферата должен быть обязательно разбит на главы (параграфы/разделы); в конце реферата должен прилагаться список литературы (не менее 3 наименований). На титульном листе должны быть представлены: название университета, кафедры, тема работы, ФИО и название группы студента, а также ФИО преподавателя.
Реферат должен быть написан грамотным русским языком с соблюдением стилистических норм. Наиболее важные части текста и названия разделов необходимо выделять подчеркиванием, жирным шрифтом. В реферате могут быть представлены иллюстрации, вставленные в текст, или в качестве отдельного приложения к работе.
Оценивание реферата
Реферат оценивается по 100 балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:
• 86 – 100 баллов – «отлично»;
• 70 – 75 баллов – «хорошо»;
• 51 – 69 баллов – «удовлетворительно;
• мене 51 балла – «неудовлетворительно».
Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.
Методические рекомендации разработал:
Доцент кафедры медицины катастроф и безопасности жизнедеятельности
кандидат медицинских наук А.С. Устинович
«____» _____________2012 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
ДЛЯ СТУДЕНТА
Тема 1.6.3 «Безопасность медицинского труда».
По дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф».
Факультет лечебный
Методические
рекомендации рассмотрены
и одобрены на заседании кафедры
(протокол № 8 от «14» мая 2012 г.)
Заведующий кафедрой
доцент ____________________ В.Б. Сивков
«___» _____________ 2012 г.
Самара, 2012 г.
1. Формируемые компетенции:
· способностью и готовностью проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях (ПК-14(2);
· способностью и готовностью осуществлять взрослому населению и подросткам первую врачебную помощь в очагах массового поражения, проводить лечебно-эвакуационные мероприятия в условиях чрезвычайной ситуации (ПК-21(3,5));
2. Цель занятия:
В результате изучения темы занятия студент должен:
Знать:
· основы законодательства Российской Федерации, основные нормативно-технические документы по охране здоровья детского, женского и взрослого населения;
· основные факторы, угрожающие жизни и здоровью персонала больницы;
· виды деятельности по обеспечению безопасности работников в медицинских организациях.
Уметь:
· выполнять свои функциональные обязанности по обеспечению безопасности медицинского труда;
· выявлять опасные и вредные факторы среды обитания, влияющие на безопасность медицинского труда в медицинских организациях;
· применять средства коллективной и индивидуальной защиты при обеспечении безопасности медицинского труда в медицинских организациях.
Владеть:
· основными техническими средствами индивидуальной и медицинской защиты.
3. Общее время занятия: 270 минут;
4. Оснащение занятия.
Методические рекомендации к семинарскому занятию для студентов
Наборы наглядных материалов по различным вопросам темы занятия: стенды, таблицы.
Тестовые задания по изучаемой теме.
Программное обеспечение:
Электронная версия УМК по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф» доступна для студентов на странице кафедры сайта Самарского государственного медицинского университета по адресу: http://www.samgmu.ru/ university.
Информация, включающая электронные версии части учебно-методических комплексов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф», а также нормативно-правовые документы, форму оформления курсовой работы, других документов, необходимых для изучения указанной дисциплины, представлена в виде электронных пособий, составленного сотрудниками кафедры.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Информационно-справочные материалы Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области и Российской Федерации.
Доступ к информационно-поисковой системе Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.
Доступ к базам данных и информационным ресурсам, медицинским поисковым системам – MedExplorer, MedHunt, PubMed. и др.
5. Самостоятельная работа во вне учебное время:
- Подготовиться к тестированию
- Подготовиться к семинарскому занятию, прочитать основную и дополнительную литературу, материалы лекций по теме занятия.
- Написать реферат по теме занятия:
«Система охраны труда и техники безопасности в медицинских организациях».
Задание на дом
№ | Вопрос самоподготовки | Источники информации | Цель самоподготовки | Вопросы и задания для самоконтроля |
1 Характеристика угроз жизни и здоровью медицинских работников. 2. Основные подходы, способы и средства обеспечения безопасности врача. 3. Особенности обеспечения пожарной, радиационной, химической, биологической и психологической безопасности медицинского персонала. 4. Требования безопасности при работе в структурных подразделениях медицинских организаций. | Основная: Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф: Учебник для вузов / Н.М Киршин и др.; Под общей редакцией Н.М Киршина — 4-е издание, стереотипное — М.: , 2010. — 312 с. Дополнительная: Сивков, В.Б. Организация медицинского обеспечения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Часть 1. Медицинская служба гражданской обороны: Учебное пособие. – 2-е изд. / В.Б. Сивков, В.Н. Дмитрук., А.Д. Рояк – Самара, ГОУВПО «СамГМУ», 2010. – 370 с. | Достигнуть уровня усвоения знаний студентами по воспроизведению информации об изучаемом объекте по памяти. | 1. Какие угрозы жизни и здоровью медицинских работников могут быть в лечебных учреждениях? 2. Дайте характеристику биологическим опасностям. 3. Дайте характеристику механическим опасностям. 4. Дайте характеристику электромагнитным опасностям. 1.Какие мероприятия проводятся в лечебных учреждениях по обеспечению безопасности врача? 2. Какие средства защиты имеются в лечебных учреждениях? 1. В чем сущность обеспечения радиационной безопасности в лечебных учреждениях? 1. Перечислите требования безопасности при работе в рентгенологическом кабинете, водо-грязелечебнице. |
6. Самостоятельная работа на практическом занятии
№ | Название этапа | Описание этапа | Педагогическая цель этапа | Время этапа мин. |
Обеспечение безопасности пациентов в приемном отделении. | Студент знакомится с организацией работы приемного отделения, изучает нормативные документы по безопасности, делает записи в тетради по вопросам безопасности. | Добиться достижения целей занятия: умение использовать полученные знания для безопасной работы с пациентами. | ||
Обеспечение безопасности пациентов в эндоскопическом кабинете. | Студент знакомится с организацией работы эндоскопического кабинета, изучает нормативные документы по безопасности, правила обработки использованного оборудования, делает записи в тетради по вопросам безопасности. | Добиться достижения целей занятия: умение использовать полученные знания для безопасной работы с пациентами. | ||
Обеспечение безопасности пациентов в рентген отделении. | Студент знакомится с организацией работы рентген кабинета, изучает нормативные документы по радиационной безопасности, делает записи в тетради по вопросам безопасности. | Добиться достижения целей занятия: умение использовать полученные знания для безопасной работы с пациентами. | ||
Обеспечение безопасности пациентов в отделении функциональной диагностики. | Студент знакомится с организацией работы отделения функциональной диагностики, изучает нормативные документы по безопасности, правила проведения диагностических процедур, делает записи в тетради по вопросам безопасности. | Добиться достижения целей занятия: умение использовать полученные знания для безопасной работы с пациентами. | ||
Обеспечение безопасности пациентов в физиотерапевтических кабинетах. | Студент знакомится с организацией работы физиотерапевтических кабинетов, изучает нормативные документы по безопасности, правила проведения лечебных процедур, делает записи в тетради по вопросам безопасности. | Добиться достижения целей занятия: умение использовать полученные знания для безопасной работы с пациентами. |
Смена учебных точек происходит под руководством преподавателя.
Приложения:
Приложение №1 Материалы для контроля исходного уровня знаний студентов
Приложение №2 Требования по оформлению реферата
Приложение №1
Материалы для контроля исходного уровня знаний студентов: