Эмоциональные страдания и физическая боль умирающих индивидов

Возможно, самым интересным и многообещающим применением ЛСД психотерапии является её использование с серьезно больными людьми, которые приближаются к смерти. Хотя этот подход систематически исследовался с раковыми пациентами, он применим и с людьми с другими смертельными заболеваниями. Использование психоделической терапии в этой области было детально обсуждено в предыдущей книге, а здесь будет только кратко описано.

Начальное предположение о том, что психоделическая терапия может быть полезной для людей со смертельными болезнями, независимо пришло от американского педиатра российского происхождения, Валентины Павловны Уоссон и от писателя и философа Олдоса Хаксли. Уоссон пришла к этому выводу на основе своего опыта с мексиканскими священными грибами, а Хаксли—в результате своих психоделических сеансов с мескалином и ЛСД. Пионерская клиническая работа с раковыми пациентами была проведена в ранних шестидесятых в чикагской Медицинской Школе Эриком Кастом, который изначально был заинтересован в возможности использовать ЛСД в качестве анальгетика. Систематическое комплексное исследование действия психоделической терапии на раковых пациентов в отношении их эмоционального состояния, физической боли, понимания смерти и отношения к умиранию было проведено Мерилендским Центром Психиатрических исследований. Инициатором и изначальным руководителем этого исследовательского проекта был Уолтер Панке; после его смерти я принял медицинскую ответственность и завершил его вместе с Вильямом Ричардсом. В этой программе более сотни раковых пациентов в течение лет лечили психоделической терапией и похожим короткодействующим веществом, DPT (дипропилтриптамин). Довольно устойчивые позитивные изменения наблюдались в трех разных областях. Многие пациенты показывали определенное понижение разных эмоциональных симптомов, например, депрессии, общего напряжения, нарушений сна и психологической отстраненности. ЛСД терапия также оказывала поразительное, хотя и непредсказуемое, действие на сильную физическую боль. У некоторых пациентов, не реагировавших на анальгетики или наркотики, боль ослаблялась или даже полностью прекращалась на недели или месяцы после единственного ЛСД сеанса. Наиболее примечательные изменения наблюдались в понимании пациентами смерти и их отношении к умиранию. Пациенты, имевшие перинатальные или трансперсональные переживания, как правило, показывали выраженное понижение страха смерти. Их понимание процесса умирания изменялось в направлении древних или восточных систем верований, согласно которым сознание или какая-то форма существования продолжается после момента биологического уничтожения.

Ранее я упомянул, что психоделическая трансформация, наблюдаемая после ЛСД сеансов с трансперсональным оттенком, включает радикальные изменения в иерархии ценностей. Пережив смерть и возрождение и/или чувства космического единства, ЛСД субъекты склонны делать меньший эмоциональный акцент на прошлом и будущем и больше ценят настоящее. Озабоченность мрачными перспективами будущего заменяется размышлениями о наилучшем использовании каждого дня. Способность получить удовлетворение от простых и обычных вещей в жизни сопровождается острым осознанием крайней бесполезности беспокойной погони за статусом, властью и влиянием. Нетрудно понять, что данные изменения в ценностях и жизненной стратегии могут сделать ситуацию смертельно больных более терпимой. Психологическая работа с пациентами и их семьями также, похоже, оказывала позитивное влияние и на руководителей. Это не только облегчило их реакцию на умирание и смерть их близких, но и помогло им справиться со своим горем и конструктивно интегрировать утрату.

Согласно клиническим данным, приблизительно тридцать процентов раковых больных показали драматичное улучшение в данных областях после единственного ЛСД сеанса, и ещё сорок процентов показали средний уровень позитивных изменений. У оставшихся тридцати процентов не было явных позитивных или негативных изменений между до- и послесеансовыми измерениями. Результаты DPT психотерапии были сходными, хотя и менее поразительными и устойчивыми.

Из всех применений для ЛСД психотерапии, её использование для работы с умирающими кажется самым интересным и наименее спорным или проблематичным. Возможность относительно быстро понизить эмоциональные и физические страдания людей, встречающих предельный кризис человеческой жизни, должна быть всем нам очень интересной. Большинство возражений, высказываемых против использования ЛСД, здесь не особо актуальны, особенно касающиеся наследственности и хромосом. К тому же, недавние исследования, выявляющие возможную роль психологических факторов в раке, а также наши собственные наблюдения по данному вопросу, похоже, говорят о том, что ЛСД психотерапия, по крайней мере, для некоторых раковых пациентов может стать фактором, способствующим исцелению, а не только подготовкой к смерти.

СНОСКИ

1. Заинтересованный читатель найдет детальную информацию о недавнем сближении квантово-релятивистской физики, мистицизма и современных исследований сознания в книгах Ицхака Бентова, Фритьофа Капры, Ника Херберта, Ларри Ле Шана, Кеннет Пеллетьер, Боба Тобена и Артура Янга.

2. Пример драматичного и прочного успеха в тяжелом случае компульсивного невроза был опубликован в Скандинавии Е. Брандруп и Т. Вангаард. На странице 185 я описал поразительные улучшения у пациента с обсессивно-компульсивным неврозом, который 19 лет не поддавался фрейдовскому психоанализу. К сожалению, дизайн нашего исследования не позволял больше трех сеансов, и терапию не удалось завершить.

3. Сокращенная история другого из этих пациентов, Михаила, есть в моей первой книге, «Области человеческого бессознательного», стр. 66 и 235.

4. Станислав Гроф и Джоан Халифакс: «Встреча человека со смертью». Библиография этой книги дает все ссылки на исходные публикации в этой области.

Наши рекомендации