ВЗГЛЯД: Не могли бы перечислить начальные признаки суицида?
Б. П.:В первую очередь, судят по изменению поведения человека. Он становится более замкнутым, менее общительным, теряет прежние интересы, больше времени стремится проводить в одиночестве, становится менее разговорчивым. В разговорах у него может появляться тема просто смерти или просто самоубийств. Начинаете замечать, что он тяготеет к прослушиванию минорной, печальной или даже траурной музыки. В Интернете, например, – это вы можете проверить – он смотрит соответствующие сайты. Сужается круг контактов. То есть происходят изменения, в результате которых человек превращается в совсем другого человека. Исчезает жизнерадостность. Вообще, первым признаком суицидального настроения становится симптом, когда еще нет отрицательных эмоций, нет мыслей о самоубийстве, а исчезает способность переживать положительные эмоции, способность радоваться. И он очень часто вербализирует это: говорит, что музыкой занимался – музыка стала неинтересна, на дискотеку ходил – дискотеки надоели, спортом занимался – перестал заниматься. То есть вообще нет уже того, что бы принесло ему радость. Создается дефицит положительных эмоций. А потом к этому добавляются и отрицательные эмоции: все плохо, будущее беспросветно и т. д. Некоторые перестают за собой следить. Девочка была всегда накрашенная и причесанная, а здесь уже в чем-то в мятом ходит.
Эти признаки должны насторожить. Здесь нужно проведение хорошей беседы. И если вы чувствуете что-то в разговоре, то это повод для обращения – в наших условиях, пока этой системы нет, – к психиатру. Не к психологу, не к невропатологу, не, тем более, к участковому врачу. Это психика, и если человек подозревает какие-то нарушения в ней, надо обращаться к специалисту. Для этого психиатры и существует. Потому что в бытовом понимании сумасшедшему диагноз поставить – и врачом не надо быть, если он чушь какую-нибудь несет.
Поделиться новостью
Livejournal Twitter В контакте Mail.ru Liveinternet.ru Facebook Myspace Blogger Google Buzz Gmail
Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте Russia.ru. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
«Суицид на Кавказе табуирован»
В понедельник в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. Сербского огласили данные о том, что за последние 20 лет (1990–2010 годы) в России было совершено порядка 800 тыс. самоубийств, сообщает «Интерфакс». Кроме того, специалисты центра отметили, что по частоте случаев суицида Россия вышла на шестое место в мире. Преимущественно основная масса тех, кто кончает жизнь самоубийством, – это мужчины, причем в основном люди зрелого, работоспособного возраста. Средний возраст мужчины-самоубийцы в России – 45 лет, сказал эксперт, а женщины – 52 года. Во многом, по его мнению, на рост самоубийств в России повлиял сложный период 1990-х.
«Частота суицида в России превышает норму в полтора раза и находится выше так называемого критического уровня»
Специалисты в области психиатрии тогда начали серьезно и углубленно исследовать данный вопрос и благодаря принятым мерам частоту самоубийств в стране удалось сократить. Так, если в 1995 году в России было 42 случая суицида на 100 тыс. населения, то в 2010 году этот показатель сократился до 23,5. Вместе с тем это все равно высокая цифра. Так, в мире средняя частота суицидов на 100 тыс. населения составляет 14 случаев, то есть в России этот показатель в 1,5 раза выше на сегодняшний день.
О ситуации с суицидами в России газете ВЗГЛЯД рассказал руководитель отдела эпидемиологических и социальных проблем психического здоровья Института им. Сербского Борис Положий.
ВЗГЛЯД: Борис Сергеевич, как бы вы могли прокомментировать обнародованную статистику?
Б. П.:С 1993-го по 2002 год мы были на втором месте, а сейчас наблюдается тенденция к снижению, и мы занимаем в последние годы шестое место. Единственное – сохраняется «лидерство» по случаям суицида среди несовершеннолетних. Здесь наша страна остается на втором–третьем месте.
Несмотря на положительную тенденцию, все равно частота суицида в России превышает норму в полтора раза и находится выше так называемого критического уровня, который определила Всемирная организация здравоохранения. А превышение критического уровня свидетельствует о социальном и медицинском неблагополучии в обществе. Минимум составляет 20 случаев в год на 100 тыс. населения. Мы еще только приближаемся к этому минимуму.