Составитель: Гарифуллина Д.А.
Содержание
1.Пояснительная записка……………………………………………………………....…..4
2 Рекомендации для студентов по работе с учебным пособием………………....…...…6
3. Информационный материал
3.1. Сестринская помощь при заболеваниях придаточного аппарата глаз: ячмене, блефарите, конъюнктивите .….………….………………………………………….….....7
3.2. Сестринская помощь при заболеваниях придаточного аппарата глаз: вывороте, завороте век, лагофтальме, дакриоцистите, флегмоне слезного мешка……………………………………………………………………………...……….10
3.3. Сестринская помощь при заболеваниях глазного яблока: кератите, язве роговицы, склерите…………………………………………………………………………………....12
3.4. Сестринская помощь при заболеваниях глазного яблока: иридоциклите, катаракте, глаукоме…………………………………………………………………….…13
4. Самоконтроль………………………………………………………………..……….…16
5. Алгоритмы практических манипуляций…………………………………….………..24
6. Эталоны ответов………………………………………………….…………………….26
7. Медикаментозные средства, применяемые в офтальмологии ……………………...29
8. Список используемой литературы………………………………………………….…31
Пояснительная записка.
Данное учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 060501 Сестринское дело и рабочей программы профессионального модуля ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах и предназначено для организации самостоятельной работы студентов при изучении темы «Сестринский уход при заболеваниях глаз и придаточного аппарата».
Основная цель учебно-методического пособия – организовать и повысить качество самоподготовки студентов, а также оптимизировать проведение занятий по ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, МДК 02.01.08 Сестринский уход в офтальмологии, тема: «Сестринский уход при заболеваниях глаз и придаточного аппарата».
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
иметь практический опыт:
– осуществления ухода за пациентами при различных заболеваниях и состояниях;
- проведения реабилитационных мероприятий в отношении пациентов с различной патологией
уметь:
-готовить пациента клечебно-диагностическим вмешательствам;
- осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;
- консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;
- осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях ПМСП и стационара;
- осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
- проводить комплексы упражнений лечебной физкультуры, основные приемы массажа;
- проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;
- осуществлять паллиативную помощь пациентам;
- вести утвержденную медицинскую документацию;
знать:
- причины, основные клинические проявления и симптомы заболеваний;
- возможные осложнения и их профилактику;
- методы диагностики проблем пациента;
- организацию и оказание сестринской помощи;
- подходы к лечению, уходу, принципам рационального и диетического питания;
- пути введения лекарственных препаратов
- роль сестринского персонала при проведении реабилитационных процессов – виды, формы и методы реабилитации
- правила использования оборудования, аппаратуры, изделий медицинского назначения
В процессе освоения ПМ студенты должны овладеть профессиональными компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 2.1. | Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств |
ПК 2.2. | Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса |
ПК 2.3. | Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами |
ПК 2.4. | Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования |
ПК 2.5. | Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса |
ПК 2.6. | Вести утвержденную медицинскую документацию |
ПК 2.7. | Осуществлять реабилитационные мероприятия |
В учебно-методическом пособии представлены информационный материал, задания различных уровней сложности: контрольные вопросы, тестовые задания, таблицы по сестринскому процессу, алгоритмы практических манипуляций; рекомендации по работе с пособием, рисунки, эталоны ответов к самоконтролю; список литературы.
Знания и умения, полученные студентами после изучения темы, позволят выпускнику применять их в повседневной деятельности медсестры при работе в лечебно-профилактических учреждениях.
Учебно – методическое пособие состоит из двух частей:
1. Теоретический информационный материал содержит информацию по данной теме и дает возможность ознакомиться с сестринским уходом при заболеваниях глаз и придаточного аппарата.
2. Самоконтроль: подготовка ответов на тестовые задания, морфофункциональные и ситуационные задачи.
Как работать с учебно – методическим пособием.
Учебно – методическое пособие предназначено для оказания методической помощи преподавателям медицинских колледжей, а так же для самостоятельной подготовки студентов к теоретическим и практическим занятиям. Учебно – методическое пособие призвано помочь студентам в организации усвоения нового учебного материала, в его систематизации и закреплении полученных знаний. Сначала следует внимательно прочитать изучаемый теоретический материал, затем просмотреть задания и вопросы, предложенные к теоретическому материалу в учебно – методическом пособии, формулируя устно краткие ответы, и таким образом оценить степень усвоения вами учебного материала. При затруднении в ответе, на какой – то вопрос следует вернуться к тексту пособия и с его помощью выполнить это задание устно. После чего уже без помощи пособия письменно оформить ответы в рабочей тетради.
Желаю успеха!
3.Теоретический информационный материал.
Известно, что глаз является частью мозга, вынесенной на периферию. Это важнейшая составная часть так называемой оптико-вегетативной или фотоэнергетической системы, которая с первых минут жизни и до глубокой старости обеспечивает активное ее участие в гармоничной адаптации внутренних органов к внешним условиям. По состоянию глаз и зрительных функций больше, чем по состоянию какого-либо другого органа, можно судить об общем здоровье человека, его болезней и их течение под влиянием лечения, о клиническом выздоровлении, а также прогнозировать болезни различных органов и систем.