Тематика практических занятий

Учебно-методическое и информационное обеспечение

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины представлено Картой учебно-методического обеспечения (Приложение В).

7 Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для осуществления образовательного процесса по дисциплине необходимы:

- для проведения лекций, а также практических занятий – аудитория, оборудованная мультимедийным оборудованием, экраном, ПК;

- для проведения практических занятий – компьютерные классы с ПК и установленным на них лицензионным программным обеспечением. На персональных компьютерах должны быть установлены: ОС Windows 7 (Windows XP), микро- и макропрепараты, схемы.

- Приложения (обязательные):

А – Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Б – Технологическая карта

В - Карта учебно-методического обеспечения дисциплины

Приложение А

Методические рекомендации по организации изучения раздела дисциплины

Тема 1.1 Предмет патологическая анатомия. Биопсия. Аутопсия. Болезнь. Некроз. Смерть. Апоптоз.

Цель:Изучить определение некроза как местной смерти, знать причины, механизм развития и морфологическую характеристику некроза, уяснить значимость биопсии, аутопсии.

Ключевые понятия:повреждение, некроз, биопсия, аутопсия, болезнь, апоптоз, смерть.

Технологии и формы организации:

Информационная лекция, практическое занятие с коллективными заданиями и индивидуальной работой студентов.

Приёмы: рассказ, пример, демонстрация макропрепаратов и микропрепаратов (слайды), ответы на вопросы, презентация и обсуждение студенческих презентаций.

Задания для практических занятий:

Тестовый контроль. Работа с макро- и микро препаратами.

Задания для самостоятельной работы:

Более глубокое изучение теоретического материала темы, используя: а) лекционный материал; б) учебники [1-5].

Вопросы к занятию:

1. Смысл термина «повреждение», используемого в патологии.

2. Специфические и неспецифические показатели клеточного повреждения.

3. Определение понятий «некроз» и «апоптоз».

4. Понятие о паранекрозе. Физико-химические, биохимические, биофизические и морфологические изменения при паранекрозе.

5. Клинико-морфологическая классификация некрозов. Морфологическая характеристика.

6. Исходы некрозов. Значение для организма.

7. Морфологические признаки и проявления некроза (внешний вид, микроскопические признаки: изменения ядра, цитоплазмы, волокнистых структур).

8. Определение разновидностей некроза и их характеристики (инфаркт, гангрена, пролежень).

9. Исходы некроза. Факторы, определяющие значение некроза

Решение ситуационных задач, по изученному материалу ДЗ № 1 (Приложение А 2).

2. Работа в малых группах: Подобрать материал для выполнения домашнего задания ДЗ № 2 (Приложение А 3) по подготовке докладов-презентаций

Решение ситуационных задач, по изученному материалу ДЗ № 2 (Приложение А2)

2. Работа в малых группах: Подобрать материал для выполнения домашнего задания ДЗ № 7 (Приложение А 3) по подготовке докладов-презентаций

Тема 1.3. Регенерация.

Цель -изучить структурные аспекты процессов регенерации в различных органах и тканях.

Ключевые понятия: регенерация.

Технологии и формы организации:

Информационная лекция, практическое занятие с коллективными заданиями и индивидуальной работой студентов.

Приёмы: рассказ, пример, демонстрация макропрепаратов и микропрепаратов (слайды), ответы на вопросы, решение ситуационных задач и тестовых заданий с обсуждением результатов.

Задания для практических занятий:

Работа с макро- и микро препаратами, тестовый контроль, защита презентаций.

Задания для самостоятельной работы:

Более глубокое изучение теоретического материала темы, используя: а) лекционный материал; б) учебники[1-5].

Вопросы к занятию:

1. Что такое регенерация? Клеточные и внутриклеточные формы регенерации.

2. Механизмы регенераций. Классификация и проявления регенерации. Регенерация отдельных тканей и органов.

3. Морфологические признаки и проявления гипертрофии. Классификация гипертрофии (рабочая, викарная, нейрогуморальная гипертрофия и гипертрофические разрастания).

4. Определение, морфологические признаки и проявления атрофии. Принципы классификации атрофии.

5. Что такое организация? Процессы перестройки тканей.

6. Понятие реактивности, как внутреннем факторе организма. Виды и формы реактивности. Роль реактивности организма в возникновении, течении и исходе болезней.

7. Понятие о конституции, ее типы. Значение конституциональных особенностей в возникновении болезней. Изучение роли наследственности в патологии. Причины и виды наследственной патологии.

Решение ситуационных задач, по изученному материалу ДЗ № 3 (Приложение А2)

Тема 2.4. ОРВИ.

Цель: Изучить характеристики вирусов респираторной группы, пути инфицирования, основные морфологические проявления, осложнения, исходы.

Ключевые понятия:грипп,парагрипп, РС-инфекция, аденовирусная инфекция, гигантоклеточный метаморфоз.

Технологии и формы организации:

Информационная лекция, практическое занятие с коллективными заданиями и индивидуальной работой студентов.

Приёмы: рассказ, пример, демонстрация макропрепаратов и микропрепаратов (слайды), ответы на вопросы.

Задания для практических занятий:

Работа с макро- и микро препаратами. Тестовый контроль

Задания для самостоятельной работы:

Более глубокое изучение теоретического материала темы, используя: а) лекционный материал; б) учебники [1-5].

Вопросы к занятию

1. Характеристика острых респираторных вирусных инфекций (грипп, парагрипп, РС-инфекция, аденовирусная инфекция).

2. Характерные микроскопические признаки ОРВИ: гигантоклеточный метаморфоз, цитоплазматические включения.

3. Макроскопические изменения органов дыхания при ОРВИ.

4. Морфологические изменения, характерные для гриппа, парагриппа, РС-инфекции, ДНК-вирусных инфекций.

5. Внелегочные поражения при вирусных респираторных инфекциях, причины генерализации.

6. Респиратоный микоплазмоз и хламидиоз – особенности морфологических изменений.

Тема 2.5. Пневмонии.

Цель: Изучить классификации пневмоний.

Ключевые понятия:кандидоз, пневмоцистоз.

Технологии и формы организации:

Информационная лекция, практическое занятие с коллективными заданиями и индивидуальной работой студентов.

Приёмы: рассказ, пример, демонстрация макропрепаратов и микропрепаратов (слайды), ответы на вопросы.

Задания для практических занятий:

Работа с макро- и микро препаратами. Тестовый контроль

Задания для самостоятельной работы:

Более глубокое изучение теоретического материала темы, используя: а) лекционный материал; б) учебники [1-5].

Вопросы к занятию

1. Пневмония – определение, этиология, наиболее частые возбудители пневмоний.

2. Крупозная пневмония - этиология, патогенез, морфологические изменения на разных стадиях заболевания.

3. Морфологические особенности пневмоний, вызванных, стафилококком, стрептококком.

4. Морфологические особенности пневмоний, вызванных грам-отрицательньми палочками: палочкой Фридлендера (Klebsiella pneumoniae), палочкой инфлюэнцы (Haemophilus influenzae), кишечной палочкой (Е. Coli); синегнойной палочкой (Pseudomonas aeruginosae); протеем (Proteus vulgaris и Proteus mirabilis).

5. Основные осложнения бактериальных пневмоний.

6. Кандидоз легких.

7. Пневмоцистоз легких.

Тема 2.7. Туберкулез.

Цель: Изучить определение, этиологию, пути инфицирования, принципы классификации туберкулеза.

Ключевые понятия:милиарный туберкулез легких, крупноочаговый туберкулез легких, костно-суставной туберкулез, туберкулез почки, туберкулез эндокринных желез, поражение других органов.

Технологии и формы организации:

Информационная лекция, практическое занятие с коллективными заданиями и индивидуальной работой студентов.

Приёмы: рассказ, пример, демонстрация макропрепаратов и микропрепаратов (слайды), ответы на вопросы.

Задания для практических занятий:

Работа с макро- и микро препаратами. Тестовый контроль

Задания для самостоятельной работы:

Более глубокое изучение теоретического материала темы, используя: а) лекционный материал; б) учебники [1-5].

Вопросы к занятию

1. Туберкулез - определение, этиология, пути инфицирования, классификация.

2. Первичный туберкулезный комплекс – составные части и морфологическая характеристика.

3. Исходы первичного туберкулезного комплекса.

4. Механизмы заживления первичного туберкулезного комплекса. Очаг Гона, его значение.

5. Варианты прогрессирования первичного туберкулеза.

6. Гематогенный туберкулез с преимущественным поражением легких: а) милиарный туберкулез легких; б) крупноочаговый туберкулез легких.

7. Гематогенный туберкулез с внелегочными поражениями: а) костно-суставной туберкулез; б) туберкулез почки; в) туберкулез эндокринных желез; г) поражение других органов.

8. Вторичный туберкулез - причины развития, отличия от первичного и гематогенного туберкулеза.

9. Формы вторичного туберкулеза: а) острый очаговый туберкулез, б) фиброзно-очаговый туберкулез, в) инфильтративный туберкулез, г) туберкулома, д) острая казеозная пневмония, е) острый кавернозный туберкулез, ж) фиброзно-кавернозный туберкулез (хроническая легочная чахотка), з) цирротический туберкулез.

10. Осложнения туберкулеза.

1. Работа в малых группах: Подобрать материал для выполнения домашнего задания ДЗ № 1 (Приложение А 3)

Тема 2.11. Патология ЦНС.

Цель: Изучить принципы классификации воспалительных заболеваний ЦНС.

Ключевые понятия:менингит, энцефалит, полиомиелит.

Технологии и формы организации:

Информационная лекция, практическое занятие с коллективными заданиями и индивидуальной работой студентов.

Приёмы: рассказ, пример, демонстрация макропрепаратов и микропрепаратов (слайды), ответы на вопросы.

Задания для практических занятий:

Работа с макро- и микро препаратами. Тестовый контроль

Задания для самостоятельной работы:

Более глубокое изучение теоретического материала темы, используя: а) лекционный материал; б) учебники [1-5].

Вопросы к занятию

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Принципы классификация инфекционных поражений нервной системы.

2. Менингит – определение, основные возбудители, поражающие мягкие мозговые оболочки, особенности морфологических проявлений менингитов различной этиологии.

3. Менингококковая инфекция – характеристика возбудителя, патогенез, классификация, морфологические проявления различных форм, значение, исходы.

4. Энцефалит – определение, этиология, морфологическая характеристика, осложнения, исходы.

5. Полиомиелит - характеристика возбудителя, патогенез, стадии заболевания, морфологические проявления, исходы, значение.

6. Медленнотекущие вирусные инфекции ЦНС.

7. Основные пороки ЦНС – анэнцефалия, микроцефалия и микрогирия, гидроцефалия, мозговая грыжа.

Тема 3.3.Секционный раздел.

Цель: Научиться заполнять протокол патологоанатомического вскрытия, клинико-анатомический эпикриз

Ключевые понятия:протокол, эпикриз.

Технологии и формы организации:

Информационная лекция, практическое занятие с коллективными заданиями и индивидуальной работой студентов.

Приёмы: рассказ, пример, демонстрация макропрепаратов и микропрепаратов (слайды), ответы на вопросы.

Задания для практических занятий:

Работа с макро- и микро препаратами. Тестовый контроль

Задания для самостоятельной работы:

Более глубокое изучение теоретического материала темы, используя: а) лекционный материал; б) учебники [1-5].

Вопросы к занятию

1. Структура написания патологоанатомического протокола и эпикриза.

2. Принципы расхождения клинических и патологоанатомических диагнозов.

Приложение А 2

Примерные ситуационные задачи для домашних заданий

Тема 1.1. Предмет патологической анатомии. Биопсия. Аутопсия. Болезнь. Некроз. Смерть. Апоптоз. ДЗ № 1.

Задача 1. У больного 72 лет отсутствует пульсация на arteria dorsalis pedis, кожа стопы и пальцев морщинистая, чёрного цвета, граница с неизменёнными тканями чёткая.

1) Какой процесс в конечности?

2) Его морфология и возможные причины?

Задача 2. У больного 76 лет, страдавшего атеросклерозом, появились боли в левой стопе. К моменту осмотра: стопа увеличена в объеме, ткани дряблые, черного цвета, кожные покровы мацерированы. Демаркационная зона не выражена. Какой патологический процесс развился у данного больного в конечности?

Задача 3. Во время эпидемии гриппа участковый врач заметил, что у больного, страдающего тиреотоксикозом, течение болезни было гиперергическое, а у больного с гипофункцией щитовидной железы - гипергическое.

Дайте объяснение этим наблюдениям. Всегда ли гиперергическое течение болезни сопровождается высокой резистентностью организма?

Приложение А 3

Домашнее задание №1 – Доклад-презентация

Темы: «Камни мочевых путей и желчного пузыря», «Тезаурисмозы. Общие положения». «Липидозы. «Мукополисахаридозы». «Гликопротеинозы». «Нарушение обмена аминокислот».

Цели:

- получить более глубокие знания по данной теме;

- закрепить навыки пользования дополнительной литературой;

- научиться составлять и оформлять мультимедийную презентацию.

Задание:подготовить доклад и мультимедийную презентацию на одну из выбранных тем.

Порядок выполнения работы

1. Изучить дополнительную литературу по данной теме.

2. Изучить правила выполнения реферативных работ.

3. Подготовить реферат по теме (на выбор):

Форма контроля: доклад и демонстрация мультимедийной презентации

Домашнее задание №2 – Доклад-презентация

Темы: «Газовая гангрена», «Молекулярно-генетические основы апоптоза». «Нарушения водно-солевого обмена. Гипергидратация», «Нарушения водно-солевого обмена. Гипогидратация»

Цели:

- получить более глубокие знания по данной теме;

- закрепить навыки пользования дополнительной литературой;

- научиться составлять и оформлять мультимедийную презентацию.

Задание:подготовить доклад и мультимедийную презентацию на одну из выбранных тем.

Порядок выполнения работы

1. Изучить дополнительную литературу по данной теме.

2. Изучить правила выполнения реферативных работ.

3. Подготовить реферат по теме (на выбор):

Форма контроля: доклад и демонстрация мультимедийной презентации

Домашнее задание № 3 – Доклад презентация

Темы «Патология гемостаза. Тромбоцитарный аппарат». «Синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови, диагностика, лечение и прогноз»; «Гемостаз, лимфостаз». «Инфаркты различных локализаций».

Цели:

- получить более глубокие знания по данной теме;

- закрепить навыки пользования дополнительной литературой;

- научиться составлять и оформлять мультимедийную презентацию.

Задание:подготовить доклад и мультимедийную презентацию на одну из выбранных тем.

Порядок выполнения работы

1. Изучить дополнительную литературу по данной теме.

2. Изучить правила выполнения реферативных работ.

3. Подготовить реферат по теме (на выбор):

Форма контроля: доклад и демонстрация мультимедийной презентации

Домашнее задание № 4 – Доклад презентация

Темы «Шок», «Виды кровотечений и доврачебная помощь при них».

Цели:

- получить более глубокие знания по данной теме;

- закрепить навыки пользования дополнительной литературой;

- научиться составлять и оформлять мультимедийную презентацию.

Задание:подготовить доклад и мультимедийную презентацию на одну из выбранных тем.

Порядок выполнения работы

4. Изучить дополнительную литературу по данной теме.

5. Изучить правила выполнения реферативных работ.

6. Подготовить реферат по теме (на выбор):

Форма контроля: доклад и демонстрация мультимедийной презентации

Домашнее задание № 5 – Доклад презентация

Презентации на темы: «Заболевание туберкулезом в Новгородской области»; «Особенности течения клещевого энцефалита в Новгородской области»; «Медиаторы воспаления». «Клетки в очаге воспаления». «Иммунное воспаление».

Цели:

- получить более глубокие знания по данной теме;

- закрепить навыки пользования дополнительной литературой;

- научиться составлять и оформлять мультимедийную презентацию.

Задание:подготовить доклад и мультимедийную презентацию на одну из выбранных тем.

Порядок выполнения работы

4. Изучить дополнительную литературу по данной теме.

5. Изучить правила выполнения реферативных работ.

6. Подготовить реферат по теме (на выбор):

Форма контроля: доклад и демонстрация мультимедийной презентации

Домашнее задание № 6 – Доклад презентация

Презентации на темы: «Аутоиммунные болезни», «Иммунодефицитные синдромы» «СПИД»

Цели:

- получить более глубокие знания по данной теме;

- закрепить навыки пользования дополнительной литературой;

- научиться составлять и оформлять мультимедийную презентацию.

Задание:подготовить доклад и мультимедийную презентацию на одну из выбранных тем.

Порядок выполнения работы

7. Изучить дополнительную литературу по данной теме.

8. Изучить правила выполнения реферативных работ.

9. Подготовить реферат по теме (на выбор):

Форма контроля: доклад и демонстрация мультимедийной презентации

Домашнее задание № 7 – Доклад презентация

Презентации на темы: «Роль гипертрофии в патологии», «Наследственные и хромосомные болезни»; «Адаптационный процесс. Стадии компенсаторных реакций». «Стресс-реакции». «Структурные особенности компенсаторно-приспособительных процессов в различных органах».

Цели:

- получить более глубокие знания по данной теме;

- закрепить навыки пользования дополнительной литературой;

- научиться составлять и оформлять мультимедийную презентацию.

Задание:подготовить доклад и мультимедийную презентацию на одну из выбранных тем.

Порядок выполнения работы

1. Изучить дополнительную литературу по данной теме.

2. Изучить правила выполнения реферативных работ.

3. Подготовить реферат по теме (на выбор):

Форма контроля: доклад и демонстрация мультимедийной презентации

Домашнее задание № 8 – Доклад презентация

Презентации на тему: «Современные методы диагностики и лечения доброкачественных и злокачественных опухолей»; «Врожденные пороки развития». «Молекулярные основы канцерогеноза». «Иммунология опухоли. Патоморфоз опухоли».

Цели:

- получить более глубокие знания по данной теме;

- закрепить навыки пользования дополнительной литературой;

- научиться составлять и оформлять мультимедийную презентацию.

Задание:подготовить доклад и мультимедийную презентацию на одну из выбранных тем.

Порядок выполнения работы

4. Изучить дополнительную литературу по данной теме.

5. Изучить правила выполнения реферативных работ.

6. Подготовить реферат по теме (на выбор):

Форма контроля: доклад и демонстрация мультимедийной презентации

Приложение А 4

Пример заданий в тестовой форме для текущего контроля

1. Апоптоз – это:

а) травматическое поареждение

б) запрограммированная гибель клеток

в) нарушение кровообращения

г) вариант дистрофии

2. Атрофией называется:

а) уменьшение размеров клеток, тканей, органов

б) увеличение объема клеток, тканей органов

в) врожденное недоразвитие органов

г) восстановление поврежденной ткани

3. Благоприятные исходы гранулематозного воспаления:

а) склероз

б) ослизнение

в) канализация

г) васкуляризация

д) инкапсуляция

е) петрификация

4. Благоприятные исходы некроза:

а) нагноение

б) ослизнение

в) организация

г) оссификация

д) секвестрация

е) петрификация

ж) инкапсуляция

з) образование кисты

5. Благоприятные исходы тромбоза:

а) организация

б) отрыв тромба

в) реканализация

г) петрификация

д) ассептический аутолиз

е) септическое расплавление

6. В альтеративную фазу воспаления наблюдается:

а) дистрофия и некроз тканей

б) фагоцитоз

в) миграция клеток крови

г) выброс медиаторов воспаления

д) образование экссудата

Приложение А 5

Вопросы к экзамену по «патологической анатомии, клинической патологической анатомии», специальность «лечебное дело»

Основные вопросы

Патологическая анатомия как предмет: задачи, основные методы и уровни исследования.

Биопсия: определение, ее виды, значение.

Аутопсия: определение, значение.

Правила формирования патологоанатомического диагноза.

Болезнь: определение, периоды, исходы.

Патогенез, саногенез, танатогенез.

Смерть: определение, виды и стадии. Признаки смерти.

Некроз: определение, причины, принципы классификации, виды некроза, морфологические проявления, исходы, значение.

Инфаркт: определение, виды, причины, морфологические проявления, исходы, значение.

Адаптивные процессы: виды, определения, причины, основные морфологические проявления, исходы, значение.

Регенерация: определение, виды, причины. Факторы определяющие течение регенерации. Особенности регенерации разных тканей.

Дистрофии: определение, причины, механизмы развития, принципы классификации.

Паренхиматозные белковые дистрофии (диспротеинозы).

Паренхиматозные жировые дистрофии (липидозы)

Паренхиматозные углеводные дистрофии.

Стромально-сосудистые белковые дистрофии (диспротеинозы).

Стромально-сосудистые жировые дистрофии (липидозы)

Классификация смешанных дистрофий.

Гемосидероз и гемахроматоз: причины, механизмы развития, виды, основные морфологические проявления, исходы, значение.

Желтухи: причины, механизмы развития, виды, основные морфологические проявления, исходы, значение.

Нарушение обмена липофусцина: причины возникновения, морфологические проявления, исходы, значение.

Нарушение обмена меланина: причины возникновения, морфологические проявления, исходы, значение.

Нарушение обмена нуклеопротеидов: виды, причины возникновения, морфологические проявления, исходы, значение.

Нарушение обмена кальция: виды, причины возникновения, морфологические проявления, исходы, значение.

Венозное полнокровие: определение, причины, виды, основные морфологические проявления, исходы, значение.

Артериальное полнокровие и малокровие: определение, причины, виды, основные морфологические проявления, исходы, значение.

Кровотечение и кровоизлияние: определение, виды, причины, морфологические проявления, исходы, значение.

Тромбоз: определение, причины, механизмы тромбообразования, виды тромбов, морфологические проявления, исходы, значение.

Эмболия: определение, причины, морфологические проявления, виды, исходы, значение.

ДВС-синдром; определение, причины, механизмы развития, стадии, основные морфологические проявления.

Нарушения мозгового кровообращения.

Шок: определение, виды, понятие шокового органа.

Воспаление: определение, фазы, медиаторы воспаления. Принципы классификации.

Экссудативное воспаление: виды, причины, основные морфологические проявления, исходы, значение.

Пролиферативное воспаление: причины, виды, основные морфологические проявления, исходы, значение.

Гранулематозное воспаление: причины, виды гранулем, основные морфологические проявления.

Органы иммунитета.

Морфологические проявления ГНТ и ГЗТ.

Механизмы иммунопатологических реакций.

Иммунодефицитные состояния: классификация, причины развития, основные морфологические проявления, исходы, значение.

ВИЧ-инфекция – этиология, патогенез, морфологические проявления, исходы.

Аутоиммунные заболевания.

Опухоли: определение, теории происхождения. Принципы классификации опухолей.

Характеристика доброкачественных и злокачественных опухолей.

Опухоли из эпителия: принципы классификации, виды, исходы.

Опухоли из тканей мезенхимального происхождения: принципы классификации, виды, исходы.

Опухоли из сосудов: принципы классификации, виды, исходы.

Опухоли из меланинообразующей ткани.

Дизонтогенетические опухоли (тератомы).

Опухоли из нервной ткани: принципы классификации, виды, исходы.

Гемобластозы (лейкозы): классификация, варианты течения, основные морфологические проявления, осложнения, исходы.

Лимфомы: принципы классификации, основные морфологические проявления.

Гипертоническая болезнь: этиология, патогенез, клинико-морфологические формы и стадии, основные морфологические изменения, исходы.

Атеросклероз: этиология, патогенез, клинико-морфологические формы, основные морфологические проявления, исходы.

Ишемическая болезнь сердца: причины, морфологические проявления, исходы.

Коллагенозы: определение, виды.

Ревматизм: определение, этиология, патогенез, клинико-морфологические формы.

Ревматический эндокардит: основные морфологические проявления, осложнения, исходы.

Ревматический миокардит и перикардит: основные морфологические проявления, осложнения, исходы.

Принципы классификации болезней почек.

Острая почечная недостаточность (некротический нефроз) - причины, стадии, основные морфологические проявления, осложнения, исходы.

Острый, подострый и хронический гломерулонефрит: этиология, патогенез, основные морфологические проявления, исход.

Пиелонефрит: определение, этиология, патогенез, принципы классификации, основные морфологические проявления. Нефросклероз: причины развития, основные морфологические проявления.

Острые респираторные вирусные инфекции. Характеристика вирусов респираторной группы, пути инфицирования, основные морфологические проявления, осложнения, исходы.

Острые пневмонии. Классификации. Понятие о первичных и вторичных пневмониях.

Крупозная пневмония: морфологические проявления, осложнения, исходы.

Хронические обструктивные болезни легких: классификация, причины развития.

Хронический бронхит, хронический абсцесс, бронхоэктазы: морфологические проявления, осложнения, исходы.

Эмфизема легких: виды, морфологические проявления, осложнения, исходы.

Туберкулез: этиология, принципы классификации.

Первичный туберкулез: основные морфологические проявления, осложнения, исходы.

Гематогенный туберкулез: основные морфологические проявления, осложнения, исходы.

Вторичный туберкулез: особенности иммунитета, клинико-морфологические формы, основные морфологические проявления, осложнения, исходы.

Принципы классификации инфекционных болезней ЖКТ.

Сальмонеллезы. Брюшной тиф: основные морфологические проявления (общие и местные), осложнения, исходы.

Дизентерия: этиология, патогенез, основные морфологические проявления, осложнения, исходы.

Холера: этиология, патогенез, морфлогические проявления, осложнения, исходы, значение.

Острый гастрит: определение, принципы классификации, основные морфологические проявления, исходы.

Хронический гастрит: принципы современной классификации, морфологические проявления, осложнения.

Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки: причины, патогенез, морфогенез, основные морфологические проявления, осложнения, исходы.

Гепатиты: этиология, классификация.

Гепатиты, вызванные гепатотропными вирусами: патогенез, морфогенез, клинико-морфологические формы, основные морфологические проявления, исходы.

Циррозы печени: классификации, основные морфологические проявления, осложнения.

Принципы классификации воспалительных заболеваний ЦНС.

Полиомиелит: этиология, патогенез, основные морфологические проявления, осложнения, исходы.

Меннингококковая инфекция: клинико-морфологические формы, осложнения, исходы.

Тонзиллиты: этиология, основные клинико-морфологические формы, исходы.

Дифтерия: характеристика возбудителя, пути инфицирования, патогенез, морфологические проявления (местные, общие), осложнения, исходы.

Сепсис: современные представления об этиологии, клинико-морфологических формах и основных морфологических проявлениях.

Патологоанатомический диагноз: основной, осложнения, сопутствующий.

Правила заполнения врачебного свидетельства о смерти в поликлинике и стационаре.

Правила заполнения врачебного свидетельства о перинатальной смерти.

МКБ, МКБ-10. Правила шифровки. Виды свидетельств о смерти, их особенности.

Структура написания патологоанатомического протокола и эпикриза.

Принципы расхождения клинических и патологоанатомических диагнозов.

Понятие Ятрогении.

Особенности поражения тканей при неблагоприятных экзогенных факторах.

Дополнительные вопросы

Апоптоз: определение, морфологические изменения, значение в патологии.

Ятрогенная патология.

Компенсаторные процессы (рабочая и викарная гипертрофия)

Тезаурисмозы: понятие.

Нарушение лимфообращения.

Нарушение содержания тканевой жидкости (отеки).

Церебро-васкулярные заболевания.

Ревматоидный артрит (отличие поражения суставов от ревматических).

Системная красная волчанка.

Врожденные пороки сердца.

Мочекаменная болезнь.

Туберкулинодиагностика.

Бронхиальная астма.

Желчекаменная болезнь.

Пороки развития НС.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1

1. Смерть: определение, виды и стадии. Признаки смерти. Болезнь: определение, периоды, исходы. Правила формирования патологоанатомического диагноза.

2. Коллагенозы: определение, виды. Ревматизм: определение, этиология, патогенез,

клинико-морфологические формы. Ревматический эндокардит: основные

морфологические проявления, осложнения, исходы.

3. Особенности поражения тканей при неблагоприятных экзогенных факторах.

4. Гистологический препарат.

Зав. кафедрой Общей патологии

д.м.н.. профессор Оконенко Т.И.

Приложение Б

Технологическаяя карта

учебной дисциплины «Патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия»

семестр 5, 6, 7 ЗЕТ_8_, вид аттестации - экзамен, акад. часов - 168,

Баллов рейтинга - 400

Наши рекомендации

№ и наименование раздела учебный дисциплины, КП/КР № недели сем. Трудоемкость, ак.час Форма текущего контроля успев. (в соотв. с паспортом ФОС) Максим. кол-во баллов рейтинга
Аудиторные занятия   СРС
ЛЕК ПЗ ЛР АСРС
Раздел 1.                
1.1 Предмет патологической анатомии. Биопсия. Аутопсия. Болезнь. Некроз. Смерть. Апоптоз. Занятия проходят цикловым методом   - ДЗ - Ситуационные задачи - Тест - Реферат Собеседование 2 балла   2 балла 2 балла 2 балла 6 баллов
1.2 Адаптивные процессы. Занятия проходят цикловым методом   - ДЗ - Ситуационные задачи - Тест Собеседование   2 балла   2 балла 2 балла 8 баллов
1.3 Регенерация. Занятия проходят цикловым методом     - ДЗ - Ситуационные задачи - ТестСобеседование 2 балла   2 балла 2 балла 8 баллов
1.4 Дистрофии. Дистрофии паренхима­тозные. Занятия проходят цикловым методом   -Тест -Собеседование по микро- (макро) препаратам 6 балла     8 баллов
1.5 Стромально-сосудистые дистро­фии. Занятия проходят цикловым методом     - Тест -Собеседование по микро-(макро) препаратам 7 баллов     7 баллов
1.6 Смешанные дистрофии. Занятия проходят цикловым методом   - ДЗ - Тест - Презентация-Собеседование по микро-(макро) препаратам 2 балла 2 балла 4 балла 6 баллов
1.7 Нарушение кровообращения. Нарушение кровенаполнения. Выход крови из кровеносного русла. Занятия проходят цикловым методом   - ДЗ - Тест -Собеседование по микро-(макро) препаратам 3 балла 4 балла 7 баллов
1.8 Тромбоз. Эмболия. Шок. ДВС-синдром. Занятия проходят цикловым методом   ДЗ Тест -Собеседование по микро-(макро) препаратам 3 балла 4 балла 7 баллов
1.9 Воспаление. Экссудативное воспаление. Занятия проходят цикловым методом   - Тест -Собеседование по микро-(макро) препаратам 7 баллов     7 баллов
1.10 Пролиферативное воспаление. Занятия проходят цикловым методом     - Тест-Собеседование по микро- (макро) препаратам 7 баллов     7 баллов
1.11 Иммунопатологические процессы. Реакции гиперчувствительности. Ауто­иммунные заболевания. Занятия проходят цикловым методом   - ДЗ - Тест -Собеседование по микро-(макро) препаратам 3 балла 4 балла 8 баллов
1.12 Опухоли. Опухоли из эпителия. Опухоли из тканей мезенхимального происхождения. Занятия проходят цикловым методом   - ДЗ - Тест -Собеседование по микро-(макро) препаратам 3 балла 4 балла 8 баллов
1.13 Опухоли. Опухоли из нервной ткани. Опухоли из сосудов Тератомы. Занятия проходят цикловым методом     - ДЗ - Тест -Собеседование по микро-(макро) препаратам 3 балла 4 балла 8 баллов
1.14 Опухоли меланинообразующей ткани. Опухоли кроветворной ткани. Занятия проходят цикловым методом     - ДЗ - Тест - контрольное собеседование 3 балла