Тематика практических занятий
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины представлено Картой учебно-методического обеспечения (Приложение В).
7 Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для осуществления образовательного процесса по дисциплине необходимы:
- для проведения лекций, а также практических занятий – аудитория, оборудованная мультимедийным оборудованием, экраном, ПК;
- для проведения практических занятий – компьютерные классы с ПК и установленным на них лицензионным программным обеспечением. На персональных компьютерах должны быть установлены: ОС Windows 7 (Windows XP), микро- и макропрепараты, схемы.
- Приложения (обязательные):
А – Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Б – Технологическая карта
В - Карта учебно-методического обеспечения дисциплины
Приложение А
Методические рекомендации по организации изучения раздела дисциплины
Тема 1.1 Предмет патологическая анатомия. Биопсия. Аутопсия. Болезнь. Некроз. Смерть. Апоптоз.
Цель:Изучить определение некроза как местной смерти, знать причины, механизм развития и морфологическую характеристику некроза, уяснить значимость биопсии, аутопсии.
Ключевые понятия:повреждение, некроз, биопсия, аутопсия, болезнь, апоптоз, смерть.
Технологии и формы организации:
Информационная лекция, практическое занятие с коллективными заданиями и индивидуальной работой студентов.
Приёмы: рассказ, пример, демонстрация макропрепаратов и микропрепаратов (слайды), ответы на вопросы, презентация и обсуждение студенческих презентаций.
Задания для практических занятий:
Тестовый контроль. Работа с макро- и микро препаратами.
Задания для самостоятельной работы:
Более глубокое изучение теоретического материала темы, используя: а) лекционный материал; б) учебники [1-5].
Вопросы к занятию:
1. Смысл термина «повреждение», используемого в патологии.
2. Специфические и неспецифические показатели клеточного повреждения.
3. Определение понятий «некроз» и «апоптоз».
4. Понятие о паранекрозе. Физико-химические, биохимические, биофизические и морфологические изменения при паранекрозе.
5. Клинико-морфологическая классификация некрозов. Морфологическая характеристика.
6. Исходы некрозов. Значение для организма.
7. Морфологические признаки и проявления некроза (внешний вид, микроскопические признаки: изменения ядра, цитоплазмы, волокнистых структур).
8. Определение разновидностей некроза и их характеристики (инфаркт, гангрена, пролежень).
9. Исходы некроза. Факторы, определяющие значение некроза
Решение ситуационных задач, по изученному материалу ДЗ № 1 (Приложение А 2).
2. Работа в малых группах: Подобрать материал для выполнения домашнего задания ДЗ № 2 (Приложение А 3) по подготовке докладов-презентаций
Решение ситуационных задач, по изученному материалу ДЗ № 2 (Приложение А2)
2. Работа в малых группах: Подобрать материал для выполнения домашнего задания ДЗ № 7 (Приложение А 3) по подготовке докладов-презентаций
Тема 1.3. Регенерация.
Цель -изучить структурные аспекты процессов регенерации в различных органах и тканях.
Ключевые понятия: регенерация.
Технологии и формы организации:
Информационная лекция, практическое занятие с коллективными заданиями и индивидуальной работой студентов.
Приёмы: рассказ, пример, демонстрация макропрепаратов и микропрепаратов (слайды), ответы на вопросы, решение ситуационных задач и тестовых заданий с обсуждением результатов.
Задания для практических занятий:
Работа с макро- и микро препаратами, тестовый контроль, защита презентаций.
Задания для самостоятельной работы:
Более глубокое изучение теоретического материала темы, используя: а) лекционный материал; б) учебники[1-5].
Вопросы к занятию:
1. Что такое регенерация? Клеточные и внутриклеточные формы регенерации.
2. Механизмы регенераций. Классификация и проявления регенерации. Регенерация отдельных тканей и органов.
3. Морфологические признаки и проявления гипертрофии. Классификация гипертрофии (рабочая, викарная, нейрогуморальная гипертрофия и гипертрофические разрастания).
4. Определение, морфологические признаки и проявления атрофии. Принципы классификации атрофии.
5. Что такое организация? Процессы перестройки тканей.
6. Понятие реактивности, как внутреннем факторе организма. Виды и формы реактивности. Роль реактивности организма в возникновении, течении и исходе болезней.
7. Понятие о конституции, ее типы. Значение конституциональных особенностей в возникновении болезней. Изучение роли наследственности в патологии. Причины и виды наследственной патологии.
Решение ситуационных задач, по изученному материалу ДЗ № 3 (Приложение А2)
Тема 2.4. ОРВИ.
Цель: Изучить характеристики вирусов респираторной группы, пути инфицирования, основные морфологические проявления, осложнения, исходы.
Ключевые понятия:грипп,парагрипп, РС-инфекция, аденовирусная инфекция, гигантоклеточный метаморфоз.
Технологии и формы организации:
Информационная лекция, практическое занятие с коллективными заданиями и индивидуальной работой студентов.
Приёмы: рассказ, пример, демонстрация макропрепаратов и микропрепаратов (слайды), ответы на вопросы.
Задания для практических занятий:
Работа с макро- и микро препаратами. Тестовый контроль
Задания для самостоятельной работы:
Более глубокое изучение теоретического материала темы, используя: а) лекционный материал; б) учебники [1-5].
Вопросы к занятию
1. Характеристика острых респираторных вирусных инфекций (грипп, парагрипп, РС-инфекция, аденовирусная инфекция).
2. Характерные микроскопические признаки ОРВИ: гигантоклеточный метаморфоз, цитоплазматические включения.
3. Макроскопические изменения органов дыхания при ОРВИ.
4. Морфологические изменения, характерные для гриппа, парагриппа, РС-инфекции, ДНК-вирусных инфекций.
5. Внелегочные поражения при вирусных респираторных инфекциях, причины генерализации.
6. Респиратоный микоплазмоз и хламидиоз – особенности морфологических изменений.
Тема 2.5. Пневмонии.
Цель: Изучить классификации пневмоний.
Ключевые понятия:кандидоз, пневмоцистоз.
Технологии и формы организации:
Информационная лекция, практическое занятие с коллективными заданиями и индивидуальной работой студентов.
Приёмы: рассказ, пример, демонстрация макропрепаратов и микропрепаратов (слайды), ответы на вопросы.
Задания для практических занятий:
Работа с макро- и микро препаратами. Тестовый контроль
Задания для самостоятельной работы:
Более глубокое изучение теоретического материала темы, используя: а) лекционный материал; б) учебники [1-5].
Вопросы к занятию
1. Пневмония – определение, этиология, наиболее частые возбудители пневмоний.
2. Крупозная пневмония - этиология, патогенез, морфологические изменения на разных стадиях заболевания.
3. Морфологические особенности пневмоний, вызванных, стафилококком, стрептококком.
4. Морфологические особенности пневмоний, вызванных грам-отрицательньми палочками: палочкой Фридлендера (Klebsiella pneumoniae), палочкой инфлюэнцы (Haemophilus influenzae), кишечной палочкой (Е. Coli); синегнойной палочкой (Pseudomonas aeruginosae); протеем (Proteus vulgaris и Proteus mirabilis).
5. Основные осложнения бактериальных пневмоний.
6. Кандидоз легких.
7. Пневмоцистоз легких.
Тема 2.7. Туберкулез.
Цель: Изучить определение, этиологию, пути инфицирования, принципы классификации туберкулеза.
Ключевые понятия:милиарный туберкулез легких, крупноочаговый туберкулез легких, костно-суставной туберкулез, туберкулез почки, туберкулез эндокринных желез, поражение других органов.
Технологии и формы организации:
Информационная лекция, практическое занятие с коллективными заданиями и индивидуальной работой студентов.
Приёмы: рассказ, пример, демонстрация макропрепаратов и микропрепаратов (слайды), ответы на вопросы.
Задания для практических занятий:
Работа с макро- и микро препаратами. Тестовый контроль
Задания для самостоятельной работы:
Более глубокое изучение теоретического материала темы, используя: а) лекционный материал; б) учебники [1-5].
Вопросы к занятию
1. Туберкулез - определение, этиология, пути инфицирования, классификация.
2. Первичный туберкулезный комплекс – составные части и морфологическая характеристика.
3. Исходы первичного туберкулезного комплекса.
4. Механизмы заживления первичного туберкулезного комплекса. Очаг Гона, его значение.
5. Варианты прогрессирования первичного туберкулеза.
6. Гематогенный туберкулез с преимущественным поражением легких: а) милиарный туберкулез легких; б) крупноочаговый туберкулез легких.
7. Гематогенный туберкулез с внелегочными поражениями: а) костно-суставной туберкулез; б) туберкулез почки; в) туберкулез эндокринных желез; г) поражение других органов.
8. Вторичный туберкулез - причины развития, отличия от первичного и гематогенного туберкулеза.
9. Формы вторичного туберкулеза: а) острый очаговый туберкулез, б) фиброзно-очаговый туберкулез, в) инфильтративный туберкулез, г) туберкулома, д) острая казеозная пневмония, е) острый кавернозный туберкулез, ж) фиброзно-кавернозный туберкулез (хроническая легочная чахотка), з) цирротический туберкулез.
10. Осложнения туберкулеза.
1. Работа в малых группах: Подобрать материал для выполнения домашнего задания ДЗ № 1 (Приложение А 3)
Тема 2.11. Патология ЦНС.
Цель: Изучить принципы классификации воспалительных заболеваний ЦНС.
Ключевые понятия:менингит, энцефалит, полиомиелит.
Технологии и формы организации:
Информационная лекция, практическое занятие с коллективными заданиями и индивидуальной работой студентов.
Приёмы: рассказ, пример, демонстрация макропрепаратов и микропрепаратов (слайды), ответы на вопросы.
Задания для практических занятий:
Работа с макро- и микро препаратами. Тестовый контроль
Задания для самостоятельной работы:
Более глубокое изучение теоретического материала темы, используя: а) лекционный материал; б) учебники [1-5].
Вопросы к занятию
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Принципы классификация инфекционных поражений нервной системы.
2. Менингит – определение, основные возбудители, поражающие мягкие мозговые оболочки, особенности морфологических проявлений менингитов различной этиологии.
3. Менингококковая инфекция – характеристика возбудителя, патогенез, классификация, морфологические проявления различных форм, значение, исходы.
4. Энцефалит – определение, этиология, морфологическая характеристика, осложнения, исходы.
5. Полиомиелит - характеристика возбудителя, патогенез, стадии заболевания, морфологические проявления, исходы, значение.
6. Медленнотекущие вирусные инфекции ЦНС.
7. Основные пороки ЦНС – анэнцефалия, микроцефалия и микрогирия, гидроцефалия, мозговая грыжа.
Тема 3.3.Секционный раздел.
Цель: Научиться заполнять протокол патологоанатомического вскрытия, клинико-анатомический эпикриз
Ключевые понятия:протокол, эпикриз.
Технологии и формы организации:
Информационная лекция, практическое занятие с коллективными заданиями и индивидуальной работой студентов.
Приёмы: рассказ, пример, демонстрация макропрепаратов и микропрепаратов (слайды), ответы на вопросы.
Задания для практических занятий:
Работа с макро- и микро препаратами. Тестовый контроль
Задания для самостоятельной работы:
Более глубокое изучение теоретического материала темы, используя: а) лекционный материал; б) учебники [1-5].
Вопросы к занятию
1. Структура написания патологоанатомического протокола и эпикриза.
2. Принципы расхождения клинических и патологоанатомических диагнозов.
Приложение А 2
Примерные ситуационные задачи для домашних заданий
Тема 1.1. Предмет патологической анатомии. Биопсия. Аутопсия. Болезнь. Некроз. Смерть. Апоптоз. ДЗ № 1.
Задача 1. У больного 72 лет отсутствует пульсация на arteria dorsalis pedis, кожа стопы и пальцев морщинистая, чёрного цвета, граница с неизменёнными тканями чёткая.
1) Какой процесс в конечности?
2) Его морфология и возможные причины?
Задача 2. У больного 76 лет, страдавшего атеросклерозом, появились боли в левой стопе. К моменту осмотра: стопа увеличена в объеме, ткани дряблые, черного цвета, кожные покровы мацерированы. Демаркационная зона не выражена. Какой патологический процесс развился у данного больного в конечности?
Задача 3. Во время эпидемии гриппа участковый врач заметил, что у больного, страдающего тиреотоксикозом, течение болезни было гиперергическое, а у больного с гипофункцией щитовидной железы - гипергическое.
Дайте объяснение этим наблюдениям. Всегда ли гиперергическое течение болезни сопровождается высокой резистентностью организма?
Приложение А 3
Домашнее задание №1 – Доклад-презентация
Темы: «Камни мочевых путей и желчного пузыря», «Тезаурисмозы. Общие положения». «Липидозы. «Мукополисахаридозы». «Гликопротеинозы». «Нарушение обмена аминокислот».
Цели:
- получить более глубокие знания по данной теме;
- закрепить навыки пользования дополнительной литературой;
- научиться составлять и оформлять мультимедийную презентацию.
Задание:подготовить доклад и мультимедийную презентацию на одну из выбранных тем.
Порядок выполнения работы
1. Изучить дополнительную литературу по данной теме.
2. Изучить правила выполнения реферативных работ.
3. Подготовить реферат по теме (на выбор):
Форма контроля: доклад и демонстрация мультимедийной презентации
Домашнее задание №2 – Доклад-презентация
Темы: «Газовая гангрена», «Молекулярно-генетические основы апоптоза». «Нарушения водно-солевого обмена. Гипергидратация», «Нарушения водно-солевого обмена. Гипогидратация»
Цели:
- получить более глубокие знания по данной теме;
- закрепить навыки пользования дополнительной литературой;
- научиться составлять и оформлять мультимедийную презентацию.
Задание:подготовить доклад и мультимедийную презентацию на одну из выбранных тем.
Порядок выполнения работы
1. Изучить дополнительную литературу по данной теме.
2. Изучить правила выполнения реферативных работ.
3. Подготовить реферат по теме (на выбор):
Форма контроля: доклад и демонстрация мультимедийной презентации
Домашнее задание № 3 – Доклад презентация
Темы «Патология гемостаза. Тромбоцитарный аппарат». «Синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови, диагностика, лечение и прогноз»; «Гемостаз, лимфостаз». «Инфаркты различных локализаций».
Цели:
- получить более глубокие знания по данной теме;
- закрепить навыки пользования дополнительной литературой;
- научиться составлять и оформлять мультимедийную презентацию.
Задание:подготовить доклад и мультимедийную презентацию на одну из выбранных тем.
Порядок выполнения работы
1. Изучить дополнительную литературу по данной теме.
2. Изучить правила выполнения реферативных работ.
3. Подготовить реферат по теме (на выбор):
Форма контроля: доклад и демонстрация мультимедийной презентации
Домашнее задание № 4 – Доклад презентация
Темы «Шок», «Виды кровотечений и доврачебная помощь при них».
Цели:
- получить более глубокие знания по данной теме;
- закрепить навыки пользования дополнительной литературой;
- научиться составлять и оформлять мультимедийную презентацию.
Задание:подготовить доклад и мультимедийную презентацию на одну из выбранных тем.
Порядок выполнения работы
4. Изучить дополнительную литературу по данной теме.
5. Изучить правила выполнения реферативных работ.
6. Подготовить реферат по теме (на выбор):
Форма контроля: доклад и демонстрация мультимедийной презентации
Домашнее задание № 5 – Доклад презентация
Презентации на темы: «Заболевание туберкулезом в Новгородской области»; «Особенности течения клещевого энцефалита в Новгородской области»; «Медиаторы воспаления». «Клетки в очаге воспаления». «Иммунное воспаление».
Цели:
- получить более глубокие знания по данной теме;
- закрепить навыки пользования дополнительной литературой;
- научиться составлять и оформлять мультимедийную презентацию.
Задание:подготовить доклад и мультимедийную презентацию на одну из выбранных тем.
Порядок выполнения работы
4. Изучить дополнительную литературу по данной теме.
5. Изучить правила выполнения реферативных работ.
6. Подготовить реферат по теме (на выбор):
Форма контроля: доклад и демонстрация мультимедийной презентации
Домашнее задание № 6 – Доклад презентация
Презентации на темы: «Аутоиммунные болезни», «Иммунодефицитные синдромы» «СПИД»
Цели:
- получить более глубокие знания по данной теме;
- закрепить навыки пользования дополнительной литературой;
- научиться составлять и оформлять мультимедийную презентацию.
Задание:подготовить доклад и мультимедийную презентацию на одну из выбранных тем.
Порядок выполнения работы
7. Изучить дополнительную литературу по данной теме.
8. Изучить правила выполнения реферативных работ.
9. Подготовить реферат по теме (на выбор):
Форма контроля: доклад и демонстрация мультимедийной презентации
Домашнее задание № 7 – Доклад презентация
Презентации на темы: «Роль гипертрофии в патологии», «Наследственные и хромосомные болезни»; «Адаптационный процесс. Стадии компенсаторных реакций». «Стресс-реакции». «Структурные особенности компенсаторно-приспособительных процессов в различных органах».
Цели:
- получить более глубокие знания по данной теме;
- закрепить навыки пользования дополнительной литературой;
- научиться составлять и оформлять мультимедийную презентацию.
Задание:подготовить доклад и мультимедийную презентацию на одну из выбранных тем.
Порядок выполнения работы
1. Изучить дополнительную литературу по данной теме.
2. Изучить правила выполнения реферативных работ.
3. Подготовить реферат по теме (на выбор):
Форма контроля: доклад и демонстрация мультимедийной презентации
Домашнее задание № 8 – Доклад презентация
Презентации на тему: «Современные методы диагностики и лечения доброкачественных и злокачественных опухолей»; «Врожденные пороки развития». «Молекулярные основы канцерогеноза». «Иммунология опухоли. Патоморфоз опухоли».
Цели:
- получить более глубокие знания по данной теме;
- закрепить навыки пользования дополнительной литературой;
- научиться составлять и оформлять мультимедийную презентацию.
Задание:подготовить доклад и мультимедийную презентацию на одну из выбранных тем.
Порядок выполнения работы
4. Изучить дополнительную литературу по данной теме.
5. Изучить правила выполнения реферативных работ.
6. Подготовить реферат по теме (на выбор):
Форма контроля: доклад и демонстрация мультимедийной презентации
Приложение А 4
Пример заданий в тестовой форме для текущего контроля
1. Апоптоз – это:
а) травматическое поареждение
б) запрограммированная гибель клеток
в) нарушение кровообращения
г) вариант дистрофии
2. Атрофией называется:
а) уменьшение размеров клеток, тканей, органов
б) увеличение объема клеток, тканей органов
в) врожденное недоразвитие органов
г) восстановление поврежденной ткани
3. Благоприятные исходы гранулематозного воспаления:
а) склероз
б) ослизнение
в) канализация
г) васкуляризация
д) инкапсуляция
е) петрификация
4. Благоприятные исходы некроза:
а) нагноение
б) ослизнение
в) организация
г) оссификация
д) секвестрация
е) петрификация
ж) инкапсуляция
з) образование кисты
5. Благоприятные исходы тромбоза:
а) организация
б) отрыв тромба
в) реканализация
г) петрификация
д) ассептический аутолиз
е) септическое расплавление
6. В альтеративную фазу воспаления наблюдается:
а) дистрофия и некроз тканей
б) фагоцитоз
в) миграция клеток крови
г) выброс медиаторов воспаления
д) образование экссудата
Приложение А 5
Вопросы к экзамену по «патологической анатомии, клинической патологической анатомии», специальность «лечебное дело»
Основные вопросы
Патологическая анатомия как предмет: задачи, основные методы и уровни исследования.
Биопсия: определение, ее виды, значение.
Аутопсия: определение, значение.
Правила формирования патологоанатомического диагноза.
Болезнь: определение, периоды, исходы.
Патогенез, саногенез, танатогенез.
Смерть: определение, виды и стадии. Признаки смерти.
Некроз: определение, причины, принципы классификации, виды некроза, морфологические проявления, исходы, значение.
Инфаркт: определение, виды, причины, морфологические проявления, исходы, значение.
Адаптивные процессы: виды, определения, причины, основные морфологические проявления, исходы, значение.
Регенерация: определение, виды, причины. Факторы определяющие течение регенерации. Особенности регенерации разных тканей.
Дистрофии: определение, причины, механизмы развития, принципы классификации.
Паренхиматозные белковые дистрофии (диспротеинозы).
Паренхиматозные жировые дистрофии (липидозы)
Паренхиматозные углеводные дистрофии.
Стромально-сосудистые белковые дистрофии (диспротеинозы).
Стромально-сосудистые жировые дистрофии (липидозы)
Классификация смешанных дистрофий.
Гемосидероз и гемахроматоз: причины, механизмы развития, виды, основные морфологические проявления, исходы, значение.
Желтухи: причины, механизмы развития, виды, основные морфологические проявления, исходы, значение.
Нарушение обмена липофусцина: причины возникновения, морфологические проявления, исходы, значение.
Нарушение обмена меланина: причины возникновения, морфологические проявления, исходы, значение.
Нарушение обмена нуклеопротеидов: виды, причины возникновения, морфологические проявления, исходы, значение.
Нарушение обмена кальция: виды, причины возникновения, морфологические проявления, исходы, значение.
Венозное полнокровие: определение, причины, виды, основные морфологические проявления, исходы, значение.
Артериальное полнокровие и малокровие: определение, причины, виды, основные морфологические проявления, исходы, значение.
Кровотечение и кровоизлияние: определение, виды, причины, морфологические проявления, исходы, значение.
Тромбоз: определение, причины, механизмы тромбообразования, виды тромбов, морфологические проявления, исходы, значение.
Эмболия: определение, причины, морфологические проявления, виды, исходы, значение.
ДВС-синдром; определение, причины, механизмы развития, стадии, основные морфологические проявления.
Нарушения мозгового кровообращения.
Шок: определение, виды, понятие шокового органа.
Воспаление: определение, фазы, медиаторы воспаления. Принципы классификации.
Экссудативное воспаление: виды, причины, основные морфологические проявления, исходы, значение.
Пролиферативное воспаление: причины, виды, основные морфологические проявления, исходы, значение.
Гранулематозное воспаление: причины, виды гранулем, основные морфологические проявления.
Органы иммунитета.
Морфологические проявления ГНТ и ГЗТ.
Механизмы иммунопатологических реакций.
Иммунодефицитные состояния: классификация, причины развития, основные морфологические проявления, исходы, значение.
ВИЧ-инфекция – этиология, патогенез, морфологические проявления, исходы.
Аутоиммунные заболевания.
Опухоли: определение, теории происхождения. Принципы классификации опухолей.
Характеристика доброкачественных и злокачественных опухолей.
Опухоли из эпителия: принципы классификации, виды, исходы.
Опухоли из тканей мезенхимального происхождения: принципы классификации, виды, исходы.
Опухоли из сосудов: принципы классификации, виды, исходы.
Опухоли из меланинообразующей ткани.
Дизонтогенетические опухоли (тератомы).
Опухоли из нервной ткани: принципы классификации, виды, исходы.
Гемобластозы (лейкозы): классификация, варианты течения, основные морфологические проявления, осложнения, исходы.
Лимфомы: принципы классификации, основные морфологические проявления.
Гипертоническая болезнь: этиология, патогенез, клинико-морфологические формы и стадии, основные морфологические изменения, исходы.
Атеросклероз: этиология, патогенез, клинико-морфологические формы, основные морфологические проявления, исходы.
Ишемическая болезнь сердца: причины, морфологические проявления, исходы.
Коллагенозы: определение, виды.
Ревматизм: определение, этиология, патогенез, клинико-морфологические формы.
Ревматический эндокардит: основные морфологические проявления, осложнения, исходы.
Ревматический миокардит и перикардит: основные морфологические проявления, осложнения, исходы.
Принципы классификации болезней почек.
Острая почечная недостаточность (некротический нефроз) - причины, стадии, основные морфологические проявления, осложнения, исходы.
Острый, подострый и хронический гломерулонефрит: этиология, патогенез, основные морфологические проявления, исход.
Пиелонефрит: определение, этиология, патогенез, принципы классификации, основные морфологические проявления. Нефросклероз: причины развития, основные морфологические проявления.
Острые респираторные вирусные инфекции. Характеристика вирусов респираторной группы, пути инфицирования, основные морфологические проявления, осложнения, исходы.
Острые пневмонии. Классификации. Понятие о первичных и вторичных пневмониях.
Крупозная пневмония: морфологические проявления, осложнения, исходы.
Хронические обструктивные болезни легких: классификация, причины развития.
Хронический бронхит, хронический абсцесс, бронхоэктазы: морфологические проявления, осложнения, исходы.
Эмфизема легких: виды, морфологические проявления, осложнения, исходы.
Туберкулез: этиология, принципы классификации.
Первичный туберкулез: основные морфологические проявления, осложнения, исходы.
Гематогенный туберкулез: основные морфологические проявления, осложнения, исходы.
Вторичный туберкулез: особенности иммунитета, клинико-морфологические формы, основные морфологические проявления, осложнения, исходы.
Принципы классификации инфекционных болезней ЖКТ.
Сальмонеллезы. Брюшной тиф: основные морфологические проявления (общие и местные), осложнения, исходы.
Дизентерия: этиология, патогенез, основные морфологические проявления, осложнения, исходы.
Холера: этиология, патогенез, морфлогические проявления, осложнения, исходы, значение.
Острый гастрит: определение, принципы классификации, основные морфологические проявления, исходы.
Хронический гастрит: принципы современной классификации, морфологические проявления, осложнения.
Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки: причины, патогенез, морфогенез, основные морфологические проявления, осложнения, исходы.
Гепатиты: этиология, классификация.
Гепатиты, вызванные гепатотропными вирусами: патогенез, морфогенез, клинико-морфологические формы, основные морфологические проявления, исходы.
Циррозы печени: классификации, основные морфологические проявления, осложнения.
Принципы классификации воспалительных заболеваний ЦНС.
Полиомиелит: этиология, патогенез, основные морфологические проявления, осложнения, исходы.
Меннингококковая инфекция: клинико-морфологические формы, осложнения, исходы.
Тонзиллиты: этиология, основные клинико-морфологические формы, исходы.
Дифтерия: характеристика возбудителя, пути инфицирования, патогенез, морфологические проявления (местные, общие), осложнения, исходы.
Сепсис: современные представления об этиологии, клинико-морфологических формах и основных морфологических проявлениях.
Патологоанатомический диагноз: основной, осложнения, сопутствующий.
Правила заполнения врачебного свидетельства о смерти в поликлинике и стационаре.
Правила заполнения врачебного свидетельства о перинатальной смерти.
МКБ, МКБ-10. Правила шифровки. Виды свидетельств о смерти, их особенности.
Структура написания патологоанатомического протокола и эпикриза.
Принципы расхождения клинических и патологоанатомических диагнозов.
Понятие Ятрогении.
Особенности поражения тканей при неблагоприятных экзогенных факторах.
Дополнительные вопросы
Апоптоз: определение, морфологические изменения, значение в патологии.
Ятрогенная патология.
Компенсаторные процессы (рабочая и викарная гипертрофия)
Тезаурисмозы: понятие.
Нарушение лимфообращения.
Нарушение содержания тканевой жидкости (отеки).
Церебро-васкулярные заболевания.
Ревматоидный артрит (отличие поражения суставов от ревматических).
Системная красная волчанка.
Врожденные пороки сердца.
Мочекаменная болезнь.
Туберкулинодиагностика.
Бронхиальная астма.
Желчекаменная болезнь.
Пороки развития НС.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1
1. Смерть: определение, виды и стадии. Признаки смерти. Болезнь: определение, периоды, исходы. Правила формирования патологоанатомического диагноза.
2. Коллагенозы: определение, виды. Ревматизм: определение, этиология, патогенез,
клинико-морфологические формы. Ревматический эндокардит: основные
морфологические проявления, осложнения, исходы.
3. Особенности поражения тканей при неблагоприятных экзогенных факторах.
4. Гистологический препарат.
Зав. кафедрой Общей патологии
д.м.н.. профессор Оконенко Т.И.
Приложение Б
Технологическаяя карта
учебной дисциплины «Патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия»
семестр 5, 6, 7 ЗЕТ_8_, вид аттестации - экзамен, акад. часов - 168,
Баллов рейтинга - 400
№ и наименование раздела учебный дисциплины, КП/КР | № недели сем. | Трудоемкость, ак.час | Форма текущего контроля успев. (в соотв. с паспортом ФОС) | Максим. кол-во баллов рейтинга | ||||
Аудиторные занятия | СРС | |||||||
ЛЕК | ПЗ | ЛР | АСРС | |||||
Раздел 1. | ||||||||
1.1 Предмет патологической анатомии. Биопсия. Аутопсия. Болезнь. Некроз. Смерть. Апоптоз. | Занятия проходят цикловым методом | - ДЗ - Ситуационные задачи - Тест - Реферат Собеседование | 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 6 баллов | |||||
1.2 Адаптивные процессы. | Занятия проходят цикловым методом | - ДЗ - Ситуационные задачи - Тест Собеседование | 2 балла 2 балла 2 балла 8 баллов | |||||
1.3 Регенерация. | Занятия проходят цикловым методом | - ДЗ - Ситуационные задачи - ТестСобеседование | 2 балла 2 балла 2 балла 8 баллов | |||||
1.4 Дистрофии. Дистрофии паренхиматозные. | Занятия проходят цикловым методом | -Тест -Собеседование по микро- (макро) препаратам | 6 балла 8 баллов | |||||
1.5 Стромально-сосудистые дистрофии. | Занятия проходят цикловым методом | - Тест -Собеседование по микро-(макро) препаратам | 7 баллов 7 баллов | |||||
1.6 Смешанные дистрофии. | Занятия проходят цикловым методом | - ДЗ - Тест - Презентация-Собеседование по микро-(макро) препаратам | 2 балла 2 балла 4 балла 6 баллов | |||||
1.7 Нарушение кровообращения. Нарушение кровенаполнения. Выход крови из кровеносного русла. | Занятия проходят цикловым методом | - ДЗ - Тест -Собеседование по микро-(макро) препаратам | 3 балла 4 балла 7 баллов | |||||
1.8 Тромбоз. Эмболия. Шок. ДВС-синдром. | Занятия проходят цикловым методом | ДЗ Тест -Собеседование по микро-(макро) препаратам | 3 балла 4 балла 7 баллов | |||||
1.9 Воспаление. Экссудативное воспаление. | Занятия проходят цикловым методом | - Тест -Собеседование по микро-(макро) препаратам | 7 баллов 7 баллов | |||||
1.10 Пролиферативное воспаление. | Занятия проходят цикловым методом | - Тест-Собеседование по микро- (макро) препаратам | 7 баллов 7 баллов | |||||
1.11 Иммунопатологические процессы. Реакции гиперчувствительности. Аутоиммунные заболевания. | Занятия проходят цикловым методом | - ДЗ - Тест -Собеседование по микро-(макро) препаратам | 3 балла 4 балла 8 баллов | |||||
1.12 Опухоли. Опухоли из эпителия. Опухоли из тканей мезенхимального происхождения. | Занятия проходят цикловым методом | - ДЗ - Тест -Собеседование по микро-(макро) препаратам | 3 балла 4 балла 8 баллов | |||||
1.13 Опухоли. Опухоли из нервной ткани. Опухоли из сосудов Тератомы. | Занятия проходят цикловым методом | - ДЗ - Тест -Собеседование по микро-(макро) препаратам | 3 балла 4 балла 8 баллов | |||||
1.14 Опухоли меланинообразующей ткани. Опухоли кроветворной ткани. | Занятия проходят цикловым методом | - ДЗ - Тест - контрольное собеседование | 3 балла |