XIII. Подведение итогов урока. Рефлексия
УРОКИ ЧТЕНИЯ
Класс Дата проведения ________
Урок 15.
Тема: Закрепление. Звук [а], буквы А, а. (с. 24, 25). Вн. чтение. Что посеешь, то и пожнёшь
Цели:
- pакрепить знания о гласном звуке [а]и буквах А, а;
- развивать речь детей; расширять их словарный запас;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, умение вести себя на приёме у врача.
Оборудование:учебное пособие, звуковые схемы, сказочный домик, картинка с изображением учеников «Лесной школы»: коза, белка, мышка; касса букв, лента букв.
Ход урока
I. Организационный момент (приветствие ребят)
Подготовка и организация рабочего места.
II. Сообщение темы и целей урока
III. Повторение.
Ученики называют признаки, по которым гласные звуки отличаются от согласных. (Гласные звуки произносятся легко, без помех. При произнесении согласных выдыхаемый воздух встречает препятствия: зубы, язык, губы. Если слог состоит из одного звука, то этот звук гласный. Если слог состоит из двух звуков, то один из них гласный, второй согласный. Слога без гласного звука не бывает.)
IV. Игровое упражнение «Что вы слышите?».
Учитель. А (с, но, ум, врач, Врач лечит больных).
Дети. Гласный звук (согласный звук, слияние, неслияние, слово, предложение).
V. Рассматривание иллюстрации на с. 24.
1. Словарно-лексическое упражнение «Что в аптечке?».
Ученики называют слова со звуком [а]: вата, витамины, лекарство, таблетки, микстура, грелка, капли, пипетка. Указывается место звука в слове.
В свой рассказ по картинке вызванный ученик включает чтение предложения: А-а-а! Остальные дети следят (медленно ведут пальчиком по строке слева направо).
— Как вы думаете, почему при осмотре горла врач просит больного произнести протяжно звук а-а-а? (Рот широко открыт, язык опущен, горло свободно для выхода воздуха и хорошо видно.)
Шутка.
Первоклассник пришел к врачу. Врач осмотрел его и просит:
— Скажи А.
— Почему А? Я весь алфавит знаю.
Физкультминутка»Мышки»
VI. Рассматривание алфавита и буквы А на обложке букваря.
VII. Слого-звуковой анализ слов вата, халат.
Протяжное «чтение» этих слов (по слогам) с опорой на букву а.
Схему слова бинт дети составляют из фишек самостоятельно, сопоставляют со схемой в букваре. Отмечается, что слово бинт односложное, состоит из слияния мягкого согласного с гласным (би) и двух следующих за ним согласных. Звука[а] в этом слове нет. Подставив к схеме букву а, ученики превращают слово бинт в слово бант.
VIII. Составление рассказа по картинкам на с. 25.Подбор к нему заголовка («Как Аля лечила зуб», «Кукла выручила» и р.).
IX. Беседа о правилах личной гигиены.
X. Игра «Лесная школа».
Если хотите узнать, кто из учеников «Лесной школы» пришел лечить зубы к Грачу-врачу, отгадайте загадки:
В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это? (Мышка.)
Кто с высоких толстых сосен
В ребятишек шишку бросил
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек?(Белка.)
Слова-отгадки произносятся хором. Появляются новые ученицы «Лесной школы» МЫШКА и БЕЛКА. Дети на парте составляют слого-звуковые схемы новых слов. Определяют ударные слоги. Схемы сопоставляются, устанавливается сходство и различие.
Предметные рисунки (щетка, паста) соотносятся со звуковыми моделями в букваре (слово паста — мышкино, щётка — белкино).
Затем появляется еще одна ученица «Лесной школы» — знакомая детям КОЗА. К схеме слова коза приставлены две буквы а. Дети помогают Козе подобрать ее слова: мама, папа, баба, каша, Маша, Саша, Паша, Даша, рама, рана, дата, хата.
Физкультминутка:
Раз, два, три, четыре, пять,
Застилаю я кровать,
Чищу зубы, мою уши,
Пять минут стою под душем.
Раз, два, три, четыре, пять.
Рано я люблю вставать.
XI. Обобщение.
-Найдите буквы А, а словах, записанных на доске печатным шрифтом (Айболит, аптека, Африка, вата, ангина).
- Скажите по другому: доктор, градусник, хворать.
Читающим детям можно порекомендовать прочесть (во вторую половину дня) сказку Г. Юдина «Верное средство («Страна Буквария», с. 85).
Разболелся у щенка зуб. Щеку раздуло, на поросенка стал похож. Ходит щенок по двору, плачет.
— Надо приложить к зубу кислый щавель, — советует индюк.
— Теплый борщ больше поможет, — учит поросенок.
— Щуку надо поймать, — говорит кот. — Щука зубами, как клещам больной зуб выдернет.
— Зубы надо чистить, — не выдержал кролик. — Это самое верно средство.
XII. Внеклассное чтение «Что посеешь, то и пожнёшь»(с.46-54 «Книжный сад 1»)
XIII. Подведение итогов урока. Рефлексия