Усвоить студент при подготовке к занятию
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Имени А.А.БОГОМОЛЬЦЯ
«Утверждено»
на методическом совещании
Кафедры педиатрии №2
Заведующий кафедры
Профессор Волосовець О.П.
________________________
________________________
________________________
________________________
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию
Учебная дисциплина | |
Модуль № | |
Содержательный модуль № | |
Тема занятия | Перкусия и аускультация сердца у детей |
Курс | ІІІ курс |
Факультет | ІІ медицинский |
Киев 2007
Актуальность темы.
Рост заболеваемости сердечно- сосудистой патологией требует от будущих интернистов ответственно относиться к овладению навыками в диагностике и лечении болезней сердца и сосудов в детском возрасте, когда формируются пороки сердца, развивается хроническая сердечная недостаточность, закладываются основы атеросклероза, гипертонической и ишемической болезни. Один из методов клинического физикального обследования – перкусия сердца – позволяет определить величину, конфигурацию, положение и изменения отделов сердца при патологии. Актуальным остается и наиболее важный метод клинического обследования сердца – аускультация, которая дает возможность определить тоны сердца, их громкость, тембр, акценты, расщепления или раздвоения, оценить ритм деятельности и охарактеризовать шумы сердца. перкусия и аускультация сердца, вместе со сбором анамнеза, осмотром, пальпацией, рутинным инструментальным, неинвазивным клинико-лабораторным и инвазивным обследованием сердца дают возможность провести диагностику на современном уровне.
2. Конкретные цели:
Выяснить значения перкуторного и аускультативного обследования сердца для диагностики заболеваний сердечно-сосудистой системы (ССС) у детей.
Знать основные правила проведения перкусии и аускультации сердца у детей.
Составить алгоритм проведения перкуторного и аускультативного обследования сердца у детей
Усвоить методики перкусии сердца у детей, в зависимости от возраста.
Овладеть навыками определения границ относительной и абсолютной сердечной тупости у детей.
Уметь идентифицировать и характеризовать тоны сердца, оценивать ритм сердечной деятельности, определять, характеризовать и классифицировать шумы ССС.
Знать особенности аускультативной картины сердца у детей разного возраста.
Уметь интерпретировать полученные в ходе перкусии и аускультации данные.
Проанализировать семиотику нарушений перкуторных размеров и аускультативной картины сердца.
Определить семиотику поражений и основных заболеваний ССС у детей.
Базовые знания, умения, навыки, необходимые для изучения темы.
Названия предыдущих дисциплин | Получены навыки |
Физика Нормальная анатомия Нормальная физиология Патологическая анатомия и патологическая физиология | Иметь представление о поглощении и распространении звуковой волны Знать анатомическое строение ССС Определять особенности гемодинамики в ССС Знать анатомо-физиологические изменения при основных патологических процессах |
Задание для самостоятельной работы во время подготовки к занятию.
Перечень основных терминов, параметров, характеристик, которые должен
усвоить студент при подготовке к занятию.
Термин | Определение |
Абсолютная тупость сердца Относительная тупость сердца Основные причины смещения границ относительной сердечной тупости Аускультация сердца Органические шумы Функциональные шумы Систоличний шум Диастоличний шум | Небольшая зона сердца, которая свободно прилегает к грудной клетке, при перкусии которой выслушивается тупой звук. Часть сердца, которая прикрыта краями легких, при перкусии дает укороченный звук и отвечает истинным размерам сердца и проекции на грудную клетку. Налево – гипертрофия или дилятация левого желудочка; направо – гипертрофия или дилятация правого предсердия (и правого желудочка); вверх – гипертрофия левого предсердия. Выслушивание и анализ шумовых явлений сердца во время систолы и диастолы в местах наилучшего выслушивания сердца (анатомическая проекция на грудную клетку) в определенной последовательности (митральный клапан, аортальный клапан, клапан легочной артерии, трехстворчатый клапан, все клапаны). Возникают при врожденных или приобретенных поражениях сердца с анатомическими изменениями клапанов или отверстий, при склеротических процессах в эндо-миокарде. Не связанные с поражением створок клапанов или органическими изменениями эндо-миокарда Выслушивается между 1 и ІІ тоном Выслушивается во время большой паузы между ІІ и 1 тоном. |
Теоретические вопросы к занятию
1. Что позволяет определить перкусия сердца ? Методики перкусии сердца у детей?
2. Основные правила проведения перкусии сердца у детей ?
3. Нормальные границы относительной сердечной тупости в зависимости от возраста?
4. От чего зависят изменения абсолютных границ сердца?
5. Основные причины смещения относительных границ сердца налево?
6. Кардиальные и экстракардиальные причины смещения правой границы относительной сердечной тупости наружу?
7. При каких заболеваниях относительные границы сердца смещаются во все стороны?
8. Места и порядок выслушивания сердца у детей?
9. Характеристика 1 и ІІ тонов сердца, вековые особенности у детей?
10. Механизм образования и причины раздвоения и расщепления тонов, ІІІ тон?
11. Основные причины усиления тонов сердца?
12. Кардиальные и экстракардиальные факторы ослабления тонов сердца?
13. Шумы сердца: отличия органических и функциональных шумов; шум трения перикарда?
14. Классификация шумов в зависимости от фазы сердечного цикла? При какой патологии выслушиваются?
15. Какие функциональные шумы встречаются у детей?
Практическая работа (задание), которая выполняется на занятии
Работая с муляжами, а затем – в стационарных отделениях, студенты должны : 1)овладеть методиками перкусии и аускультации сердца; 2) усвоить возрастные особенности физикального обследования ССС у детей; 3) уметь интерпретировать полученные данные; 4) выполнять практические задания (проводить перкусию и аускультацию сердца у детей без патологии ССС и у больных детей), 5) решать ситуационные задачи.