Типы психических расстройств
Для иллюстрации использования параметров диагнозов, или диагностических конструктов, конструкты включены в обширную систему, содержащую представительные типы психических расстройств. Сами по себе диагностические конструкты не обязательно указывают на расстройства, однако они разработаны с тем, чтобы отражать различные системы личных конструктов. Расстройство обычно имеет более одного параметра. Расстройства не являются нозологическими категориями или самостоятельными заболеваниями.
Расстройство — это любой личный конструкт, который используется повторно, несмотря на противоречащие ему факты. Психические расстройства можно объяснить также с другой точки зрения, например отталкиваясь от прошлых событий; вместе с тем прошлое не подлежит изменению, поэтому вмешательство, основанное на таких представлениях, заключается в попытке заменить старые переживания новыми или же повернуть время вспять. Гораздо более перспективной представляется работа с системой личных конструктов индивида. Покаяние замещается сожалением; компенсация — перестройкой; прошлое — будущим.
Существует две основные группы расстройств: расстройства толкования и расстройства перехода.
Расстройства толкования.Расстройства толкования объединены в три группы. Первая из них — расстройства расширения— возникает, когда индивиды не имеют вышестоящих конструктов для управления расширившимся перцептуальным полем. Индивид мог утратить или отказаться от управляющих конструктов, а затем перейти к неадекватным довербальным конструктам зависимости, слишком общим и проницаемым. Расширение может произойти в рамках свободных конструктов, в попытке охватить расширенное поле. Так называемые маниакальные клиенты,как правило, страдают расстройством расширения. В депрессивной фазеклиент пытается ограничить поле. Расширение также проявляется в случаях паранойи.
Вторая группа расстройств толкования — расстройства изменения жесткости конструктов.Индивид с жесткими конструктами способен на чрезвычайно точные прогнозы, однако его вышестоящей структуре недостает проницаемости. Предчувствия индивида не могут материализоваться, поэтому конструкты подлежат списанию. Индивид начинает тревожиться и вынужден прибегнуть к сужению или довербальным обобщенным структурам. Результатом может стать самоубийство или развитие психоза. Индивид со свободными конструктами вариабелен, приспосабливается к переживаниям с помощью растяжения конструктов, редко допускает ошибки в своих прогнозах, потому что все они носят общий характер. Чрезмерное освобождение конструктов с трудом переносится окружающими, что может привести к избеганию индивида и социальной изоляции. Такие люди зачастую именуются шизофрениками.С утратой социальной роли может развиться чувство вины при условии, что индивид сознает эту утрату и не склонен отрицать ее, сужая поле восприятия.
Третьей группой расстройств толкования являются расстройства, включающие основные конструкты.Физические жалобы часто затрагивают основные конструкты, одновременно свидетельствуя о наличии зависимости. Возникает потребность в психосоматических симптомах,поскольку затронуты жизнеобеспечение и безопасность. При конверсионных реакцияхклиент мыслит двойственно, переводя психологические проблемы в физиологические. В этом упреждающем конструкте проблема представляется физической.
Расстройства перехода.Агрессия и враждебностьявляются расстройствами перехода. Агрессия часто служит выходом для враждебности, агрессивные действия дают выход враждебным чувствам. Враждебность требует переосмысления, она не уходит в процессе катарсиса. Агрессия может привести к игнорированию собственной роли или неспособности выработать эту роль, обращению с окружающими как с объектами манипуляции, а не с людьми, которых надо понять. Обращение с окружающими как с людьми, а не объектами, требует времени, которое нетерпеливый, агрессивный человек часто не желает тратить. Агрессивный индивид по этой причине имеет проблемы «с авторитетными фигурами». Агрессия может привести к появлению чувства вины в той или иной форме, когда индивид ощущает, что его роль находится под угрозой. Враждебность нереалистична, хотя и она может приносить плоды, если вынуждает окружающих вести себя определенным образом, умиротворять враждебно настроенного индивида, извинять его выходки, и в результате он добивается своего.
Расстройства с проявлениями тревоги, самоограничения и вины.Тревожный индивид обладает системой конструктов, которая себя не оправдывает, но ее нечем заменить. В этом смысле все расстройства толкования включают тревогу. Тревога может быть незаметна, однако о ней можно судить по тем действиям, которые предпринимаются с целью ее избежать или взять под контроль; в частности, это плач, импульсивность, расширение или сужение. Все виды поведения можно рассматривать как направленные на избегание тревоги или принятие тревоги, однако это привело бы к нирване. Как правило, люди стремятся взять тревогу под контроль, а не избежать ее.
Сужение можно считать избеганием тревоги. Это способ уменьшения собственного мирка до размеров, когда он становится управляемым. Сужение и упреждение часто сопутствуют друг другу. Индивид становится ограниченным, накапливаются неразрешенные вопросы, что ведет к непреодолимой тревоге. Инволюционная меланхолияпредставляет яркий тому пример.
Жизнь трудна при наличии сильного чувства вины, которое затрагивает основную роль индивида. Вина может привести к враждебности или физическому заболеванию и даже смерти. Параноидная гомосексуальностьпредставляет собой расстройство вины.
Расстройства, связанные с зависимостью.Зависимость не относится к основным осям системы диагностических конструктов, однако она создает почву для расстройств. Каждый человек от кого-нибудь зависит. Нормальный индивид избирательно и широко распределяет эти свои зависимости; страдающий расстройством неразборчив в зависимостях и ищет кого-нибудь, на кого можно сбросить груз забот. Враждебность часто является результатом безуспешного поиска подходящего объекта.
«Психосоматические» и «органические» проблемы.Соматические симптомы у индивида с психологическим конфликтом чрезвычайно устойчивы, поскольку они воспринимаются как физические клиентом, мыслящим двойственно. Многие психологические расстройства включают «психосоматические» симптомы, однако сам термин не имеет точного значения в системе личных конструктов.
Черты органически неполноценного индивида диктуются попытками переосмыслить себя в ограниченном мире. При этом могут быть использованы искаженные или же сравнительно непроницаемые конструкты. «Органическая» симптоматика может также выявляться у лиц с глубоко укоренившимся ощущением собственной неадекватности, которые «витают в облаках».
Расстройства, связанные с контролем.Расстройства контроля отражают ложную систему вышестоящих конструктов. Вышестоящий конструкт может поглощать или контролировать все новые переживания, практически не меняясь. Расстройства с проявлениями импульсивности отражают проблемы с циклом С-Р-С, приводя к укорочению этого цикла.
Не все расстройства являются расстройствами формыличных конструктов, хотя эти формы являются элементами диагностических измерений. Некоторые трудности вытекают из содержанияконструктов. Кроме того, терапия отчасти может происходить без учета диагностических конструктов. Не все важные процессы научения проходят на кушетке.
Терапевтический процесс
Психотерапия представляет собой психологический процесс, меняющий взгляды человека на определенные аспекты жизни. Она включает перестройку, как правило, жизненной роли клиента, или той роли, которую избрали себе клиенты. Психологические расстройства могут быть прослежены до характеристик системы конструирования индивида. Они проявляют себя в жалобах — жалобах клиента на себя и жалобах окружающих на клиента. На феноменологическом уровне, следовательно, задачей психотерапии является устранение жалоб.
Представления и ожидания клиента.Психотерапевт должен быть готов принять самые разные представления клиента о психотерапии. Это необходимо для того, чтобы использовать эти представления в дальнейшем, видоизменяя их. В ходе терапии взгляды клиента меняются, становятся более полными, всесторонними. Клиент узнает, что исход психотерапии — это не фиксированное состояние дел, а удобный момент для того, чтобы наметить жизненный план и открытый этап непрерывного процесса.
Вместе с тем клиент составляет представление о психотерапевте и его роли в отношении к его (клиента) представлениям о психотерапии. Восприятие клиентов может быть расширено до принятия психотерапевта как человека, соответствующего их ожиданиям. Клиенты воспринимают психотерапевта по-разному как родителя, защитника, искупителя грехов, авторитетную фигуру, властную фигуру, собственность, идеального человека или компаньона, источник угрозы, актера или партнера по спектаклю, человека, дающего кратковременную передышку от стресса, защищающего от изменений, представителя реального мира. Последнее определение наиболее точно соответствует терапевтическим целям, поскольку на его основе формируются взаимоотношения, в которых клиенты могут проверить свои конструкты в экспериментальных, или лабораторных, ситуациях. Психотерапевту, таким образом, предстоит сыграть множество ролей, он должен хорошо уметь выражать свои мысли, аргументированно подтверждать или опровергать наблюдения клиента. Это по силам практически всем психотерапевтам, за исключением разве что совсем неопытных. Вместе с тем некоторые психотерапевты терпят неудачу прежде всего потому, что настаивают на авторитарном стиле взамен отношений сотрудничества или в связи с тем, что боятся результата таких экспериментальных взаимоотношений.
Представления психотерапевта о собственной роли.Клиницисты оказывают помощь клиентам в изменении или постепенном преобразовании системы конструктов — процессе, которому предстоит идти на протяжении всей жизни клиента. Любое изменение или движение, большое или малое, является результатом изменения конструктов.
Роль клинициста, следовательно, многогранна. Сюда относятся инициация поверхностных изменений за счет создания атмосферы угрозы или тревоги, последовательное обесценивание привычных для клиента средств и приемов, вовлечение клиентов в ситуацию, где им предстоит играть роль, противоположную той, которой от них ждут, побуждение клиентов к действию. Более глубокие подходы включают направленное совершенствование(controlled elaboration),или помощь клиентам в проработке системы конструктов с целью привести второстепенные конструкты в соответствие со всей системой.
Основная, фундаментальная роль психотерапевта состоит в том, чтобы помочь клиентам пересмотреть свои конструкты. Между тем психотерапевт начинает с того, что принимает систему представлений клиента такой, какая она есть. Такое принятие означает не столько одобрение, сколько готовность использовать систему клиента и попытаться прогнозировать события так, как это делает клиент. Одного лишь принятия недостаточно для терапевтического прогресса, за исключением простых случаев. Психотерапевты, помещая себя на место клиента, сохраняют профессиональный взгляд на существо проблем. Психотерапевт включает систему представлений клиента в более широкие рамки (которые сам же и создает).