Раздел 1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и организация защиты населения

Введение

Методические указания и варианты контрольных заданий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и рабочей учебной программой, одобренной ПЦК Бизнес-колледжа НГУЭУ 29.08.2006г. и предназначены для реализации Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям: 080106.51 Финансы (по отраслям); 080108.51 Банковское дело; 080110.51 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям); 080113.51 Страховое дело (по отраслям); 080501.51 Менеджмент (по отраслям); 080601.51 Статистика.

Целью изучения данной дисциплины является формирование у студентов Бизнес-колледжа НГУЭУ системы взглядов в области безопасности жизнедеятельности при подготовке к профессиональной деятельности.

Изучение дисциплины «Безопасности жизнедеятельности» предусматривает подготовку студентов к поведению в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера во всех сферах их жизнедеятельности и предполагает формирование знаний, умений и отдельных навыков безопасного поведения в повседневной жизни и в процессе профессиональной деятельности.

В результате изучения данной дисциплины студентам прививаются навыки сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих; вырабатываются умения распознавать и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания человека и определять способы защиты от них, оказывать первую медицинскую помощь при различных видах травм.

В результате изучения учебной дисциплины в области безопасности жизнедеятельности студент должен:

иметь представление:

- о здоровье и здоровом образе жизни.

знать:

- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

-основы военной службы и обороны государства;

уметь:

-организовывать и проводить мероприятия по защите населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является логическим завершением дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» и выступает заключительным этапом формирования у студентов Бизнес-колледжа НГУЭУ системы взглядов в области безопасности жизнедеятельности как неотъемлемой части их профессионализма в период вступления в самостоятельную жизнь.

Дисциплина рассчитана на 88 часов, 10 из которых – аудиторные занятия. Аудиторные занятий со студентами-заочниками проводятся по наиболее важным и сложным темам курса.

В разделе «Содержание учебной дисциплины» приведены требования к знаниям и умениям по каждой теме и вопросы для самоконтроля.

Итоговый контроль проводится в форме дифференцированного зачета. Допуском к итоговому контролю по дисциплине является выполнение и защита контрольной работы. Инструкция по выполнению и варианты контрольных заданий приведены в разделе Ш данных методических указаний. Оценка выставляется в приложение к дипломам.

РАЗДЕЛ 1

Тематический план учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

Наименование разделов и тем Макс. учебная нагрузка студента, час. Количество аудиторных часов при заочной форме обучения Самостоя- тельная работа студента
Всего Из них практических занятий
Раздел 1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и организация защиты населения 3,5 20,5
Тема 1.1.Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени 0,5 - 4,5
Тема 1.2. Источники чрезвычайных ситуаций 0,5 - 3,5
Тема 1.3. Основы безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях 1,5 3,5
Тема 1.4.Информационное обеспечение защиты 0,5 - 4,5
Тема 1.5.Организация защиты населения от ЧС мирного и военного времени 0,5 - 4,5
Раздел II. Основы военной службы 3,5 - 42,5
Тема 2.1. Основы обороны государства 0,5 - 5,5
Тема 2.2. Терроризм как угроза национальной безопасности России 0,5 - 5,5
Тема 2.3. Военная доктрина Российской Федерации 0,5 - 5,5
Тема 2.4.Вооруженные силы Российской Федерации 0,5 - 7,5
Тема 2.5. Военная служба- особый вид федеральной государственной службы 0,5 - 5,5
Тема 2.6.Правовые основы военной службы 0,5 - 5,5
Тема 2.7. Основы военно- патриотического воспитания 0,5 - 7,5
Раздел III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Тема 3.1. Основы организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях
Тема 3.2.Основы организации санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий в ЧС 0,5 - 5,5
Тема 3.3.Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества 0,5 - 5,5
Всего по дисциплине


РАЗДЕЛ II

Содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

Задание №1

№ варианта Теоретический вопрос
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Областная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Новосибирской области (ОСЧС)
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
Чрезвычайные ситуации военного характера
Терроризм как угроза мировому сообществу
Мероприятия по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций
Защитные сооружения гражданской обороны
Национальная безопасность Российской Федарации
Символы Вооруженных Сил Российской Федерации
Профилактика вредных привычек среди взрослого населения Российской Федерации

Задание №2 . Практическая задача

На мясокомбинате, расположенном в г.Дуброво, разрушилась не обвалованная емкость, содержащая Gт аммиака (p=0,68 т/куб.м). Облако зараженного воздуха распространяется в направлении города, на окраине которого в Rкм. от мясокомбината, расположен магазин. Местность открытая, скорость ветра в приземном слое V м/с; инверсия. На момент аварии в магазине находилось N чел., а обеспеченность их противогазами марки КД составила X%.

Определить размеры и площадь зоны химического заражения, время подхода зараженного воздуха к городу, время поражающего действия аммиака, а также возможные потери людей, оказавшихся в магазине.

Какие действия необходимо предпринять, чтобы обеспечить безопасность людей, оказавшихся в магазине? Как оказывают первую помощь пораженным аммиаком?

Исходные данные Номер варианта
R,км 0,5 1,0 1,5 2,0 2,5 0,7 1,2 1,7 2,2 1,7
V, м/с
N, чел.
X,%

РАЗДЕЛ VI. Литература

Основная:

1.Арустумов Э.А. Косолапова. Безопасность жизнедеятельнсоти: Учебник для ССУЗов.-М.:»Академия»,2006.-174 с.

2.Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф: Учеб. Для студ. Сред. Проф.учеб. заведений/ под.ред. Н.М. Киршина.-М.: «Академия», 2005.-320 с.

Дополнительная:

3.Армия государства Российского и защита Отечества. /Под общей ред. В.В. Смирнова. -М.: Просвещение, 2003.

4.Гетия И.Г. Гетия С.И., Емец В.Н., Комиссарова Т.А. и др.Безопасность жизнедеятельности. Практические занятия. Учебное пособие для среднего профессионального образования. /Под. ред. И.Г. Гетия. - М.: Колос, ИПР СПО, 2002.

5.Защита населения и территорий в чрезвьгчайных ситуациях. /Под общей ред. М.И Фалеева.- Калуга: ГУП «Облиздат», 2001,

6. Катастрофы и человек. Книга 1. Российский опыт противодействия чрезвычайным ситуациям. / Под ред. Ю.Л. Воробьева. - М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997.

Нормативно-правовая:

7.Федеральный закон РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», 1995г.

8.Федеральный закон «О гражданской обороне», 1998г.

9.Федеральный закон «Об обороне», 1996г.

10.Федеральный закон «О пожарной безопасности», 1994г.

11Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе».

12.Федеральный закон «О статусе военнослужащих».

13.Общевоинские уставы Вооружённых Сил РФ.

14.Постановление правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» №1113 от 05.11.95г.

15.Постановление правительства РФ «О гражданских организациях гражданской обороны» 10.06.1999г.

16.Решение комиссии по ЧС Новосибирской области №37 2000г. «Об организации управления и ведению аварийно-спасательных работ при ликвидации ЧС».

Введение

Методические указания и варианты контрольных заданий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и рабочей учебной программой, одобренной ПЦК Бизнес-колледжа НГУЭУ 29.08.2006г. и предназначены для реализации Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям: 080106.51 Финансы (по отраслям); 080108.51 Банковское дело; 080110.51 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям); 080113.51 Страховое дело (по отраслям); 080501.51 Менеджмент (по отраслям); 080601.51 Статистика.

Целью изучения данной дисциплины является формирование у студентов Бизнес-колледжа НГУЭУ системы взглядов в области безопасности жизнедеятельности при подготовке к профессиональной деятельности.

Изучение дисциплины «Безопасности жизнедеятельности» предусматривает подготовку студентов к поведению в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера во всех сферах их жизнедеятельности и предполагает формирование знаний, умений и отдельных навыков безопасного поведения в повседневной жизни и в процессе профессиональной деятельности.

В результате изучения данной дисциплины студентам прививаются навыки сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих; вырабатываются умения распознавать и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания человека и определять способы защиты от них, оказывать первую медицинскую помощь при различных видах травм.

В результате изучения учебной дисциплины в области безопасности жизнедеятельности студент должен:

иметь представление:

- о здоровье и здоровом образе жизни.

знать:

- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

-основы военной службы и обороны государства;

уметь:

-организовывать и проводить мероприятия по защите населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является логическим завершением дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» и выступает заключительным этапом формирования у студентов Бизнес-колледжа НГУЭУ системы взглядов в области безопасности жизнедеятельности как неотъемлемой части их профессионализма в период вступления в самостоятельную жизнь.

Дисциплина рассчитана на 88 часов, 10 из которых – аудиторные занятия. Аудиторные занятий со студентами-заочниками проводятся по наиболее важным и сложным темам курса.

В разделе «Содержание учебной дисциплины» приведены требования к знаниям и умениям по каждой теме и вопросы для самоконтроля.

Итоговый контроль проводится в форме дифференцированного зачета. Допуском к итоговому контролю по дисциплине является выполнение и защита контрольной работы. Инструкция по выполнению и варианты контрольных заданий приведены в разделе Ш данных методических указаний. Оценка выставляется в приложение к дипломам.

РАЗДЕЛ 1

Тематический план учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

Наименование разделов и тем Макс. учебная нагрузка студента, час. Количество аудиторных часов при заочной форме обучения Самостоя- тельная работа студента
Всего Из них практических занятий
Раздел 1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и организация защиты населения 3,5 20,5
Тема 1.1.Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени 0,5 - 4,5
Тема 1.2. Источники чрезвычайных ситуаций 0,5 - 3,5
Тема 1.3. Основы безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях 1,5 3,5
Тема 1.4.Информационное обеспечение защиты 0,5 - 4,5
Тема 1.5.Организация защиты населения от ЧС мирного и военного времени 0,5 - 4,5
Раздел II. Основы военной службы 3,5 - 42,5
Тема 2.1. Основы обороны государства 0,5 - 5,5
Тема 2.2. Терроризм как угроза национальной безопасности России 0,5 - 5,5
Тема 2.3. Военная доктрина Российской Федерации 0,5 - 5,5
Тема 2.4.Вооруженные силы Российской Федерации 0,5 - 7,5
Тема 2.5. Военная служба- особый вид федеральной государственной службы 0,5 - 5,5
Тема 2.6.Правовые основы военной службы 0,5 - 5,5
Тема 2.7. Основы военно- патриотического воспитания 0,5 - 7,5
Раздел III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Тема 3.1. Основы организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях
Тема 3.2.Основы организации санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий в ЧС 0,5 - 5,5
Тема 3.3.Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества 0,5 - 5,5
Всего по дисциплине

РАЗДЕЛ II

Содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

Раздел 1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и организация защиты населения

Наши рекомендации