ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГОЗАНЯТИЯ №1
I. Методический блок
Тема: Документация приемного отделения. Санитарная обработка пациента. Педикулез.
Специальность34.02.01 Сестринское дело
Дисциплина:ПК 04 МДК 04.03. Технология оказания медицинских услуг
Курс:I (II)Семестр:2 (4)Количество часов4
1. Учебные цели:
Студент должен иметь практический опыт:
– принять больных в приемное отделение;
– заполнить паспортную часть истории болезни;
– провести дезинфекцию при педикулезе;
– осуществить полную и частичную санобработку больного;
Студент должен знать:
– устройство приемного отделения больницы;
– правила приема и регистрации больных;
– показания и противопоказания для полной и частичной санобработки;
– правила проведения санитарно-гигиенической обработки больного;
Студент должен уметь:
– осуществить полную или частичную санитарную обработку пациента;
– провести осмотр волосистой части тела пациента;
– осуществить мероприятия по выявлению педикулеза;
2. Развивающие цели:
– развитие умений и навыков в профессиональной деятельности;
– развитие потребности постоянно пополнять свои знания;
– развитиенавыков общения;
– развитие аналитического и творческого мышления.
– 3. Воспитательные цели:
– прививатьстудентам любовь к избранной профессии, доброту, чуткость друг к другу и пациенту;
– - формироватьу студентов чувство высокой ответственности при приеме пациентов в стационар и заполнение документации, при проведение санитарной обработки пациента;
– - воспитыватьсамостоятельность.
Формируемые компетенции:
ПК 4 .1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5,4.6
ОК 1,2,3,4,5,6,7,8,9, 10,11,12.
II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
ЯЛТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИНСТРУКЦИЯ
ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГОЗАНЯТИЯ №1
ТЕМА: Документация приемного отделения. Санитарная обработка пациента. Педикулез.
ОСНАЩЕНИЕ:алгоритмы действия: принять больных в приемное отделение; заполнить паспортную часть истории болезни; провести дезинфекцию при педикулезе; осуществить полную и частичную санобработку больного;
КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ:
Учебные цели:
Студент должен иметь практический опыт:
– принять больных в приемное отделение;
– заполнить паспортную часть истории болезни;
– провести дезинфекцию при педикулезе;
– осуществить полную и частичную санобработку больного;
Студент должен знать:
– устройство приемного отделения больницы;
– правила приема и регистрации больных;
– показания и противопоказания для полной и частичной санобработки;
– правила проведения санитарно-гигиенической обработки больного;
Студент должен уметь:
– осуществить полную или частичную санитарную обработку пациента;
– провести осмотр волосистой части тела пациента;
– осуществить мероприятия по выявлению педикулеза;
2. Развивающие цели:
– развитие умений и навыков в профессиональной деятельности;
– развитие потребности постоянно пополнять свои знания;
– развитиенавыков общения;
– развитие аналитического и творческого мышления.
– 3. Воспитательные цели:
– прививатьстудентам любовь к избранной профессии, доброту, чуткость друг к другу и пациенту;
– - формироватьу студентов чувство высокой ответственности при приеме пациентов в стационар и заполнение документации, при проведение санитарной обработки пациента;
– - воспитыватьсамостоятельность.
ЗНАТЬ:
– устройство приемного отделения больницы;
– правила приема и регистрации больных;
– показания и противопоказания для полной и частичной санобработки;
– правила проведения санитарно-гигиенической обработки больного;
УМЕТЬ
– осуществить полную или частичную санитарную обработку пациента;
– провести осмотр волосистой части тела пациента;
– осуществить мероприятия по выявлению педикулеза;
ХОД ПРОВЕДЕНИЯ:
Выполнить (отработать) такие манипуляции:
Документация приемного отделения. Санитарная обработка пациента. Педикулез.
1. Принять больных в приемное отделение; Приложение№2
2. Заполнить паспортную часть истории болезни; Приложение №3
3. Провести дезинфекцию при педикулезе; Приложение №4,6
4. Осуществить полную и частичную санобработку больного; Приложение №5
Приложение №1
Глоссарий
1. ПЕДИКУЛЁЗ— паразитарное заболевание кожи, вызываемое укусами головной, платяной или лобковой вши.
2. Санитарная обработка — комплекс мероприятий, направленных на обеззараживание тела человека, его одежды, вещей постоянного пользования и жилища, зараженных возбудителями инфекционных заболеваний, насекомыми-переносчиками, радиоактивными и отравляющими веществами.
3. Вынужденное положение– пациент занимает данное положение для облегчения своего состояния.
4. Контрактура сустава – стойкое ограничение движения в суставах.
5. Постуральный рефлекс – появление головокружения, шума в ушах, сердцебиения, иногда потеря сознания при перемене положения тела;
6. Биомеханика– наука, изучающая правила (законы) механического движения тела в живых системах
7. Плановая госпитализация– по направлению участкового врача.
8. Санпропускник – помещение в приемном отделении, предназначенное для санитарной обработки пациентов.
9. Экстренное извещение об инфекционном заболевании – документ, отправляемый в центр Госсанэпиднадзора.
10. Изолятор– палата с отдельным санузлом, предназначенная для временного содержания инфекционного пациента.
Приложение №2
СОСТАВ ПРИЕМНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Ø Зал ожидания - для пациентов, их сопровождающих. Здесь должно быть достаточное количество стульев, кресел, телефон справочной службы больницы.
Ø Кабинет дежурной медсестры - здесь производится регистрация поступающих пациентов, оформление необходимой документации.
Ø Смотровые кабинеты - для осмотра пациентов врачами (терапевт, хирург, гинеколог).
Ø Процедурный кабинет.
Ø Перевязочная, малая операционная.
Ø Санпропускник - для санитарной обработки пациентов (ванна, комната для переодевания).
Ø Изолятор с отдельным санузлом - для пациентов с неясным диагнозом.
Ø Рентгенткабинет.
Ø Лаборатория.
Ø Санузел.
ФУНКЦИИ ПРИЕМНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Медсестра приемного отделения является первым медицинским работником, с которым встречается пациент, поступающий на стационарное лечение, поэтому часто от поведения медсестры зависит психологическое состояние пациента.
2. Беседуя с пациентом, медсестра приемного отделения должна проявить терпение, задавая вопросы, корректные по форме и тактичные по содержанию.
3. Деонтологические аспекты поведения медсестры приемного отделения подразумевают быстрейшее оказание медицинской помощи пациенту (вызов дежурного врача, консультантов, лаборантов, быстрое оформление документов, а часто и оказание неотложной помощи).
Доставлен бригадой ССМП.
Переводом из других ЛПУ.
Приложение№3
Приложение №4
Этапы санитарно-гигиенической обработки больных:
• Осмотр кожных и волосяных покровов больного.
• Стрижка волос, ногтей, бритьё (при необходимости).
• Мытьё под душем или гигиеническая ванна.
Приложение №5
Гигиеническая ванна или мытьё под душем
Ванное помещение
Ванну моют мочалкой и щёткой с мылом и дезинфицирующим раствором, пятна отмывают 3% раствором соляной кислоты, ополаскивают горячей водой и заполняют водой непосредственно перед приходом больного в ванную комнату (измеряют температур) воды). Рядом с ванной должны быть деревянные настилы (или резиновые коврики); также желательно наличие электроурны для подогрева белья. Чистое бельё и мочалка должны быть сложены в пакеты.
После мытья больного ванну моют с мылом и ополаскивают 1% раствором хлорамина Б. Клеёнчатую полушку и клеёнку на кушетке протирают тряпкой, смоченной 2% раствором хлорамина Б или 11,5% раствором хлорной извести, а затем моют с мылом. Простыни на кушетке меняют после каждого больного. Влажную уборку помещения проводят несколько раз в день. Инвентарь следует маркировать. Мочалки в ванном помещении должны находиться в разных посудах, имеющих пометки «Мочалки использованные», «Мочалки чистые».
В зависимости от характера заболевания и состояния больного гигиеническая обработка больного может быть полной (ванна, душ) или частичной (обтирание, обмывание).
Гигиеническая ванна противопоказана при наличии инфаркта миокарда, острого нарушения мозгового кровообращения, гипертонического криза, острой сердечной и сосудистой недостаточности, туберкулеза в активной фазе, кожных заболеваний, кровотечений, истощения. Гигиеническую ванну нельзя принимать роженицам и пациентам с заболеваниями, требующими экстренного хирургического вмешательства.
При наличии противопоказаний для приёма гигиенической ванны больного следует обтереть сначала салфеткой, смоченной в тёплой воде с мылом или тёплой воде с одеколоном (спиртом), затем салфеткой, смоченной чистой водой, и насухо вытереть.
Гигиеническая ванна
Необходимое оснащение:
• Клеенчатый фартук, резиновые перчатки.
• Щётка, чистящее средство для ванны, 0,5% раствор хлорной извести.
• Водяной термометр, индивидуальные мыло и мочалка.
• Полотенце, чистое бельё.
Порядок выполнения процедуры:
1. Надеть клеёнчатый фартук и перчатки.
2. Закрыть форточки (температура воздуха в ванной комнате должна быть не менее 25 °С), положить на пол у ванны резиновый коврик (при отсутствии деревянного настила), тщательно промыть ванну щёткой и чистящим средством, обработать ванну раствором хлорной извести.
3. Подготовиться к проведению санитарно-гигиенической обработки: разложить необходимое оснащение, наполнить ванну (сначала холодной, а затем горячей водой на 2/3 объема: такая последовательность заполнения ванны позволяет уменьшить образование паров в ванной комнате; температура воды должна быть в пределах 34-36°С)
4. Сменить фартук и перчатки.
5. Помочь пациенту раздеться и усадить его в ванну, поддерживая под локти.
6. Придать больному такое положение в ванне, чтобы вода доходила до верхней трети его груди; в ножной конец ванны следует поставить деревянную подставку, чтобы больной мог упереться о нее ногами, не скатился и не соскользнул.
Нельзя оставлять больного во время приёма ванны без присмотра; обязательно нужно следить за его внешним видом и пульсом!
7. Если больной не может мыться самостоятельно, вымыть его, используя индивидуальные мыло и мочалку, в такой последовательности: голова — туловище — руки — паховая область — промежность – ноги, уделяя особое внимание местам скопления пота.
8. Помочь пациенту выйти из ванны, вытереть его в том же порядке.
9. Одеть пациента в чистую одежду (в настоящее время больным разрешается находиться в палате не в больничной, а в домашней одежде).
10. Тщательно промыть ванну щеткой и чистящим средством, обработать ванну раствором хлорной извести.
11. Снять фартук и перчатки, поместить их в специальный клеенчатый мешок, вымыть руки.
Длительность пребывания больного в ванне определяется его состоянием и в среднем составляет 15-30 мин.
Гигиенический душ
Необходимое оснащение:
• Клеёнчатый фартук, резиновые перчатки.
• Щётка, чистящее средство для ванны, 0,5% раствор хлорной извести.
• Водяной термометр, индивидуальные мыло и мочалка.
• Полотенце, чистое бельё.
Порядок выполнения процедуры:
1. Надеть клеёнчатый фартук и перчатки.
2. Закрыть форточки [температура воздуха в душевой (ванной комнате) должна быть не менее 25°С], положить на пол в душевой кабинке (ванне) резиновый коврик, тщательно промыть пол в душевой кабинке (ванну) щёткой и чистящим средством и обработать, раствором хлорной извести.
3. Подготовиться к проведению санитарно-гигиенической обработки: разложить необходимое оснащение, включить воду (температуpa воды должна быть 35—42 °С), сменить фартук и перчатки.
4. Помочь пациенту раздеться и усадить его на табурет (скамеечку) в душевой кабинке (ванне), поддерживая под локти.
5. Если больной не может мыться самостоятельно, вымыть его, используя индивидуальные мыло и мочалку, в такой последовательности: голова — туловище — руки — паховая область — промежность — ноги.
6. Помочь пациенту выйти из душевой кабинки (ванны), вытереть его в том же порядке.
7. Одеть пациента в чистую больничную одежду.
8. Тщательно промыть пол в душевой кабинке (ванну) щёткой и чистящим средством и обработать раствором хлорной извести.
9. Снять фартук и перчатки, поместить их в специальный клеёнчатый мешок, вымыть руки.
Проведение обтирания (частичная сан. обработка)
Последовательность действий:
1. Обработать руки, надеть перчатки.
2. Раздеть пациента, поместить грязное белье в специальный мешок.
3. Подложить клеенку (пеленку) под пациента.
4. Влажной губкой последовательно обработать: шею, грудь, руки, осушить полотенцем (салфеткой), при крыть их для профилактики охлаждения; затем живот, паховую область, спину, нижние конечности, осушить.
5. Надеть чистое белье.
6. Поместить грязное белье в специальный мешок.
7. Снять перчатки, сбросить в дезинфектант, вымыть руки. .
8. 3афиксировать выполнение процедуры.
Приложение№6
Никс (NIX).
Крем 1%: 59 мл (10 мг перметрина) во флаконе.
Пара-Плюс (Para Plus).
Аэрозоль для наружного применения: 90 г во флаконе (баллончик).
Состав: перметрин, малатион, пиперонил бутоксид.
Применяется для лечения педикулеза волосистой части головы. Воздействует на вшей и гнид. Входящий в состав препарата перметрин является нейротоксичным ядом для насекомых. Другие составляющие препарата усиливают действие перметрина и препятствуют развитию устойчивости к препарату.
Способ применения. Препарат распыляют из баллончика на кожу головы и на всю длину волос. Экспозиция препарата - 10 мин. Затем голову необходимо вымыть шампунем. Мертвых паразитов и гниды вычесывают частым гребнем.
Одного флакона Пара-Плюс достаточно для лечения 3-4 человек.
Во избежание повторного заражения необходимо обработать одежду, головные уборы, постельные принадлежности препаратом А-Пар.
Необходимо избегать попадания препарата на лицо. При случайном попадании в глаза следует тщательно промыть их теплой водой.
Педилин (pedilin)
Эмульсия: 100 мл во флаконе.
Состав: тетраметрин, пиперонил бутоксид.
Педилин (pedilin)
Шампунь: 100 мл во флаконе.
Состав: 5 мг малатиона.
Спрей-Пакс (Spray-Pax)
Аэрозоль для наружного применения: 12 г во флаконе.
Состав: экстракт пиретрума, пиперонил бутоксид.
Комбинированный препарат для лечения лобкового педикулеза. Входящие в состав препарата вещества являются нейротоксичным ядом для насекомых. Убивает как вшей, так и гниды.
Способ применения. Коротким нажатием распыляют препарат над всей волосистой частью лобковой зоны. Экспозиция 30 мин. Затем обработанные участки вымыть с мылом и тщательно промыть водой. Для полного уничтожения лобковых вшей и гнид достаточно применить препарат 1 раз.1 флакона достаточно для лечения 2 человек.
Рекомендуется одновременно проводить лечение зараженных партнеров. Одновременно с применением препарата Спрей-Пакс необходимо проводить дезинсекцию нательного и постельного белья.
Решите кроссворд.
По горизонтали:
1. Три способа поступления пациента в стационар: на скорой, по направлению лечебного учреждения и … .
2. «Экстренное …» - заполняется в случае выявления у больного инфекционного заболевания, пищевого острого профессионального отравления.
5. За неправильное ведение и хранение медицинской документации медсестра несет как моральную, так и … ответственность.
7. Вид санитарной обработки пациентов определяет … приемного отделения.
8. Этот лосьон – средство лечения педикулеза.
10. При выявлении у пациента этого заболевания также направляется «Экстренное извещение».
12. К полной санитарной обработке относятся: дезинфекция, гигиеническая ванна, душ и … .
17. В ванной пациенту под ноги должна ставиться … или скамейка, так чтобы пациент не проскальзывал.
По вертикали:
3. Кто заполняет документы на пациента, поступившего в приемное отделение.
4. Только какие данные на пациента может заполнять медсестра в любом медицинском документе.
6. Санитарная обработка бывает полная и … .
9. Водно-керосиновая эмульсия: одна часть керосина на … частей воды.
11. Если пациент поступает с направлением, то медсестра приемного покоя точно переписывает указанный в нем … .
13. При изменении диагноза в Пункте 1 извещения указывается … установление измененного диагноза, измененный диагноз и первоначальный диагноз.
14. Кроме регистрации пациента медсестрой проводится санитарная обработка и … в лечебное отделение.
15. Нужно точно указать дату и время( … и минуты) поступления пациента в стационар.
16. После санитарной обработки пациент доставляется в лечебное отделение, где гигиеническая ванна и душ проводятся один раз в … дней.
18. После ванны пациенту при необходимости постричь ногти: на руках …, на ногах – прямо.
19. При обработке головы от педикулеза, на сколько минут нужно повязывать клеенчатую косынку.
20. Журнал учета приема больных и отказа от госпитализации - … форма 001/у
I. Методический блок
Тема: Документация приемного отделения. Санитарная обработка пациента. Педикулез.
Специальность34.02.01 Сестринское дело
Дисциплина:ПК 04 МДК 04.03. Технология оказания медицинских услуг
Курс:I (II)Семестр:2 (4)Количество часов4
1. Учебные цели:
Студент должен иметь практический опыт:
– принять больных в приемное отделение;
– заполнить паспортную часть истории болезни;
– провести дезинфекцию при педикулезе;
– осуществить полную и частичную санобработку больного;
Студент должен знать:
– устройство приемного отделения больницы;
– правила приема и регистрации больных;
– показания и противопоказания для полной и частичной санобработки;
– правила проведения санитарно-гигиенической обработки больного;
Студент должен уметь:
– осуществить полную или частичную санитарную обработку пациента;
– провести осмотр волосистой части тела пациента;
– осуществить мероприятия по выявлению педикулеза;
2. Развивающие цели:
– развитие умений и навыков в профессиональной деятельности;
– развитие потребности постоянно пополнять свои знания;
– развитиенавыков общения;
– развитие аналитического и творческого мышления.
– 3. Воспитательные цели:
– прививатьстудентам любовь к избранной профессии, доброту, чуткость друг к другу и пациенту;
– - формироватьу студентов чувство высокой ответственности при приеме пациентов в стационар и заполнение документации, при проведение санитарной обработки пациента;
– - воспитыватьсамостоятельность.
Формируемые компетенции:
ПК 4 .1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5,4.6
ОК 1,2,3,4,5,6,7,8,9, 10,11,12.
II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
ЯЛТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИНСТРУКЦИЯ
ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГОЗАНЯТИЯ №1
ТЕМА: Документация приемного отделения. Санитарная обработка пациента. Педикулез.
ОСНАЩЕНИЕ:алгоритмы действия: принять больных в приемное отделение; заполнить паспортную часть истории болезни; провести дезинфекцию при педикулезе; осуществить полную и частичную санобработку больного;
КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ:
Учебные цели:
Студент должен иметь практический опыт:
– принять больных в приемное отделение;
– заполнить паспортную часть истории болезни;
– провести дезинфекцию при педикулезе;
– осуществить полную и частичную санобработку больного;
Студент должен знать:
– устройство приемного отделения больницы;
– правила приема и регистрации больных;
– показания и противопоказания для полной и частичной санобработки;
– правила проведения санитарно-гигиенической обработки больного;
Студент должен уметь:
– осуществить полную или частичную санитарную обработку пациента;
– провести осмотр волосистой части тела пациента;
– осуществить мероприятия по выявлению педикулеза;
2. Развивающие цели:
– развитие умений и навыков в профессиональной деятельности;
– развитие потребности постоянно пополнять свои знания;
– развитиенавыков общения;
– развитие аналитического и творческого мышления.
– 3. Воспитательные цели:
– прививатьстудентам любовь к избранной профессии, доброту, чуткость друг к другу и пациенту;
– - формироватьу студентов чувство высокой ответственности при приеме пациентов в стационар и заполнение документации, при проведение санитарной обработки пациента;
– - воспитыватьсамостоятельность.
ЗНАТЬ:
– устройство приемного отделения больницы;
– правила приема и регистрации больных;
– показания и противопоказания для полной и частичной санобработки;
– правила проведения санитарно-гигиенической обработки больного;
УМЕТЬ
– осуществить полную или частичную санитарную обработку пациента;
– провести осмотр волосистой части тела пациента;
– осуществить мероприятия по выявлению педикулеза;
ХОД ПРОВЕДЕНИЯ:
Выполнить (отработать) такие манипуляции: