Профилактика гиперкоагуляционных нарушений венозного кровообращения нижних конечностей у спортсменов.

Сафонов Л.В. ФГБУ ФНЦ ВНИИФК г. Москва

Регулярное участие высококвалифицированных спортсменов различных видов спорта в международных соревнованиях различного уровня, частые переезды между тренировочными базами или местами спортивных сборов, оказывающимися зачастую через несколько часов поясов или в другой климатической зоне, делает все более актуальной проблему гемодинамических и гиперкоагуляционных нарушений венозного кровообращения нижних конечностей, являющихся следствием вынужденной длительной гиподинамии в процессе длительного авиаперелёта. Длительный авиаперелет, особенно в салоне эконом-класса, в большинстве случаев оказывает негативное влияние на организм человека. Этому способствует сухой воздух салона самолета, низкое давление в процессе полета, неудобная поза, обусловленная небольшим расстоянием между креслами и т.д. Эти предрасполагающие факторы вызывают гемореологические нарушения венозного кровообращения нижних конечностей, которые могут быть причиной развития тромбозов глубоких и поверхностных вен нижних конечностей, а также их более грозных осложнений в виде тромбоэмболий (тромбоэмболия легочной артерии, микроинфаркты легкого и т.д.).

Данная патология, возникающая вследствие длительного авиаперелета, называется «тромбофлебитом путешественников» или «синдром эконом-класса». В среднем, по данным различных исследователей, нарушение венозного кровообращения, проявляющееся в виде клинически выраженного венозного тромбоза, непосредственно связанного с длительным авиаперелетом (когда пациент обращается за квалифицированной медицинской помощью не позднее 1-2 суток после авиаперелета), выявляется у 1-3 человек на 1000 взрослых в возрасте от 35 до 80 лет. Однако частота субклинических признаков нарушения венозного кровообращения нижних конечностей в результате совершения длительного (свыше 6-8 часов) авиаперелета, по мнению разных авторов, варьирует от 25до 70%. Актуальность проблемы также подтверждается активным поиском высокоэффективных скрининговых технологий диагностики риска развития венозного тромбоза, осуществляемым при непосредственной поддержке крупных авиакомпаний.

Несмотря на относительно низкий процент клинически выраженных случаев венозного тромбоза нижних конечностей, транзиторные нарушения венозного кровообращения у спортсменов являются одной из причин снижения общей и специальной спортивной работоспособности, что отрицательно сказывается на эффективности тренировки, результатах спортивных состязаний, а также на общем психо-эмоциональном состоянии атлетов. На основании исследований, проведенных на базе ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, а также на различных тренировочных базах, было выявлено, что большая часть (до 80% в зависимости от вида спорта) высококвалифицированных спортсменов, совершивших длительный (свыше 6 часов) авиаперелет, предъявляют различные жалобы, связанные с нарушением венозного кровообращения нижних конечностей. Наибольшее количество жалоб предъявляли спортсмены, чей вид спорта связан с длительной ортостатической нагрузкой (тяжелая атлетика, силовое троеборье), высокорослые спортсмены (волейбол, баскетбол), а также спортсмены, чей вид спорта связан с преимущественным проявлением выносливости.

При прогнозировании риска развития «тромбофлебита путешественников» следует особо обратить внимание на следующие предрасполагающие факторы:

- наличие врождённых тромбофилий, обусловленных генетическими особенностями (дефицит антитромбина, дефицит протеина С,Дефицит протеина S, мутация Лейден, мутация протромбина,гипергомоцистеинемия, подъем фактора VIII);

- нарушение водно-электролитного баланса (продолжительнее тренировки в жарком климате, гипотермические процедуры в целях коррекции массы тела спортсмена);

- травмы нижних конечностей в анамнезе, хирургические операции, проведенные ранее трех недель до авиаперелета, катетеризация центральной вены, проведенная за три недели до авиаперелета;

- наличие клинически выраженной варикозной болезни нижних конечностей, посттромбофлебитический синдром.

Сам по себе авиаперелет и ассоциированные с ним патофизиологические изменения в организме можно считать пусковым механизмом, который на фоне предсуществующих факторов риска запускает процесс тромбообразования.

Рекомендуемые в большинстве случаев схемы профилактики нарушений венозного кровообращения нижних конечностей во время длительного авиаперелёта, основанные на предотвращении гиподинамии, регуляции питьевого режима, а также назначение антиаггрегантных препаратов (ацетилсалициловая кислота и т.д.) обладают доказанной эффективностью в целях профилактики тромботических осложнений, однако они не позволяют добиться максимального уменьшенияпоследствий нарушения венозной гемодинамики, оказывающей негативное влияние на спортивную работоспособность и спортивную форму атлетов.

Исследования патологии венозного кровообращения вследствие длительной транспортной гиподинамии, проведенные на базе ФГБУ ФНЦ ВНИИФК с привлечением более 800 спортсменов различных видов спорта, позволили предложить оптимальную схему комплексной профилактики венозного кровообращения нижних конечностей у спортсменов. Комплексная схема лечебно-профилактических мероприятий состоит из двух основных фаз: мероприятия, проводимые до авиаперелета и мероприятия во время авиаперелета.

Не менее чем за трое суток до предполагаемого авиаперелета рекомендуется исключить из употребления алкогольные напитки, также необходимо исключить проведение тепловых процедур, нормализовать водно-питьевой режим. Рекомендуется проведение трех ежедневных сеансов прессотерапии длительностью не более 10 минут в режиме «бегущая волна». В течение 5 дней (трое суток до и 2 после авиаперелета) спортсменам, не имеющим в анамнезе флебологической патологии или генетических предрасполагающих факторов,необходимо принимать полиэнзимный препарат флогэнзим (бромелаин 450 F.I.P.-Ед, трипсин 1440 F.I.P.-Ед (24|ikat, антидопинговый сертификат№ 042-Д/96 от 26.03.96 г.), по три таблетки 3 раза в день. Для спортсменов, имеющих флебологический анамнез, необходимо использование низкомолекулярных гепаринов в индивидуальной дозе в день авиаперелета однократно.

Во время авиаперелета противопоказано употребление алкоголя, седативных препаратов, форсирование диуреза. Рекомендуется употребление жидкости (минеральная вода, разбавленные фруктовые соки) в количестве не менее 1 литра на каждые 4 часа полета, активная разминка мышц нижних конечностей (специальные физические упражнения) длительностью 5 минут не реже 1 раза в 1-1.5 часа. Во время авиаперелета обязательным является использование медицинского компрессионного трикотажа профилактического или первого лечебного класса компрессии. Во время авиаперелета необходимо находиться в свободной, не стесняющей движений одежде и не давящей обуви.

Использование разработанного комплекса лечебно-профилактическихмероприятий позволяетмаксимально снизить риск «тромбофлебита путешественников» и предупреждает снижение общей и специальной работоспособности, развивающееся вследствие транзиторных нарушений венозного кровообращения нижних конечностей у спортсменов различных видов спорта.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПОВЕРХНОСТНОЙ ЭЛЕКТРОМИОГРАФИИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АНАЭРОБНОГО ПОРОГА У КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРЕБЛЕ.

Складанивская И. В., Майданюк О. В.

Государственный научно-исследовательский институт физической культуры и спорта, Киев, Украина

Введение. Специальная работоспособность в видах спорта связанных с проявлением выносливости находится в тесной взаимосвязи с аэробной производительностью спортсменов, основным критерием которой является анаэробный порог. Анаэробный порог (АнП) – момент, когда метаболические потребности, предъявляемые физической нагрузкой, не удовлетворяются имеющимися аэробными источниками, в этом случае увеличивается анаэробный метаболизм, что проявляется повышением концентрата лактата в крови. [3]

Различают инвазивные (связанные с забором крови для определения лактата) и неинвазивные (определение параметров внешнего дыхания, газообмена, ЧСС и пр.) методы определения АнП. Существуют разные определения АнП: "лактатный порог" (Lactate Threshold) определяется по началу постепенного прироста аккумуляции лактата крови и соответствует началу аэробно-анаэробного перехода энергообеспечения мышечной работы [2]; "вентиляционный порог" (Ventilatory Threshold, VT) - дифференцируется как момент снижения эффективности легочной вентиляции, определяется по точке повышения значений вентиляционного эквивалента по кислороду (VE/VO2) без прироста значений вентиляционного эквивалента по углекислому газу (VE/VCO2), на сегодняшний день является наиболее точным методом идентификации АнП [3]. Также определяют АнП с помощью метода поверхностной электромиографии (ЭМГ) [4, 5, 6].

Поверхностная ЭМГ - метод регистрации и оценки суммарной биоэлектрической активности мышц с помощью накожных электродов. С помощью данного метода для определения АнП используют количественные показатели амплитуды электромиограммы, например значения интегрированной электромиограммы (integrated electromyogram, iEMG) – площадь электромиограммы на ее фиксированном участке, которая отражает степень активации мышц. Было установлено, что во время выполнения непрерывной ступеньчатовозрастающей работы при аэробно-анаэробном переходе наблюдаются нелинейное изменение амплитудных показателей электроактивности работающих мышц. Момент нарушения линейной взаимосвязи мощности работы и амплитудных показателей электромиограммы зарубежные авторы обозначают термином "электромиографических порог" (Electromyographyc Threshold, EMGT). [5] EMGT связывают с вовлечением в работу быстрых мышечных волокон и началом аэробно-анаэробного перехода энегрообеспечния.

Цель– определение анаэробного порога с помощью метода поверхностной электромиографии у квалифицированных спортсменов, специализирующихся в академической гребле.

Методы и организация исследования.Исследования проводились с участием девяти квалифицированных спортсменов, специализирующихся в академической гребле (МС, МСМК). Нагрузочное тестирование проводилось с использованием гребного эргометра "Concept2" (Англия). Протокол предусматривал выполнение непрерывной ступеньчатовозрастающей нагрузки: величина нагрузки на 1 ступени соответствовала 1,5 Вт на∙кг массы тела, затем на каждой ступени нагрузка увеличивалась на 30 Вт; длительность каждой ступени составляла 2 минуты. Оценка параметров внешнего дыхания и газообмена осуществлялась с использованием газоанализатора "Oxycon Mobilе" (Jeager, Германия). Основные электромиографические параметры Vastus lateralis определяли с помощью портативного электромиографа "MegaWin ME6000" (Mega Electronics Ltd, Финляндия). Расположение электродов осуществлялось согласно рекомендациям Команцева В. Н. [1] Усредненные значения пиковых величин iEMG за каждые 5 сек. регистрируемой электромиограммы были представлены на графике в виде функции времени, по которому визуально определяли EMGТ.

В данном исследовании анализировали такие параметры как VT и EMGТ, значения которых выражались в процентах относительно максимального потребления кислорода (% от МПК).

Результаты исследования и их обсуждение. В результате исследований было установлено высокое соответствие между значениями АнП, определяемых с помощью метода ЭМГ и газоанализа. Так EMGТ соответствовал значению 70,4 ± 4,5 % от МПК, VT соответствовал значению 71, 4 ± 5,3 % от МПК. Коэффициент парной корреляции Спирмена между перечисленными параметрами составил 0,6, р ≤ 0,05. Различия между анализируемыми параметрами не были достоверны (р ≤ 0,05).

Таким образом, на основании полученных данных можно сделать заключение о том, что метод поверхностной электромиографии может быть использован для выявления порога анаэробного обмена у квалифицированных спортсменов при выполнении непрерывной ступеньчатовозрастающей работы.

Литература:

1. Команцев В. Н. Методические основы клинической электронейромиографии: руководство для врачей / В. Н. Команцев. – Санкт-Петербург, 2006. – 134с.

2. Полищук Д. А. Лактатный порог и его использование для управления тренировочным процессом / Д. А. Полищук. – К.: Абрис, 1997. – Вып. 4 . – 59с. илл.

3. Уилмор Дж. Х. Физиология спорта и двигательной активности; [пер. с англ.] / Дж. Х. Уилмор, Д. Л. Костилл. – К.: Олимпийская литература, 1997. – 503 с.

4. Electromyographic and neuromuscular fatigue thresholds as concepts of fatigue / Jarek Maestu, Antonio Chiccella, Prut Purge // Journal of strength and conditioning research. – 2006. – 20 (4). – P. 824 – 828

5. Moritani T.. Anaerobic threshold determination by surface electromyography // T. Moritani, H. A deVries // Fmerican Journal of Physical Fitness. – 1978. – V 57. – P. 263-267

6. Occurance of electromyographic and ventilatory thresholds in professional road cyclists / F. Hug, D. Laplaud, B. Savin, L. Grelot // Eur. J. Appl. Physiol. – 2003. – V 90. – P. 643-646

Наши рекомендации