Задачи в реконструкции отношений по каждой из структурной составляющей.
Когнитивная | • осознание мотивов своего поведения, особенностей своих отно- |
сфера | шений, особенностей своих эмоциональных и поведенческих |
реакций | |
• осознание неконструктивного характера ряда своих отношений, | |
эмоциональных и поведенческих стереотипов | |
• осознание связей между психогенными факторами и невротиче- | |
скими расстройствами, симптоматикой | |
• осознание меры своей ответственности в возникновении в воз- | |
никновении конфликтных и психотравмирующих ситуациях | |
• осознание более глубоких причин своих переживаний и спосо- | |
бов реагирования и формирующихся в детстве | |
Проект (01.09.2015) | Российское общество психиатров psychiatr.ru | |
• Осознания условий формирования своей системы отношений | ||
Эмоциональная | • эмоциональная поддержка от психотерапевта, приводящая к ос- | |
сфера | лаблению защитных механизмов | |
• научиться понимать и вербализовать свои чувства | ||
• испытывать более искренние чувства к себе | ||
• раскрыть свои проблемы с соответствующими им переживания- | ||
ми, которые зачастую для него скрыты. Осознать эмоциональ- | ||
ный компонент конфликта | ||
• произвести эмоциональную коррекцию своих отношений | ||
• модифицировать собственный способ переживаний, эмоцио- | ||
нальное реагирование | ||
Поведенческая | • обладать способностью корригировать неадекватные поведенче- | |
сфера | ские реакции, | |
• приобрести новые способы адаптивного поведенческого пове- | ||
дения, глубокого и искреннего общения | ||
• генерализовать новые способы своего поведения во всех сторо- | ||
нах своей жизни. | ||
Механизмы лечебного действияличностно-ориентированной(реконструктивной)психотерапии лежат в трех основных плоскостях — когнитивной, эмоциональной и поведенческой:
• конфронтация,
• корригирующий эмоциональный опыт,
• научение.
Конфронтация-столкновение пациента с самим собой,со своими проблемами,конфликтами, отношениями и установками, с характерными эмоциональными и поведенческими стереотипами, осуществляется в основном за счет обратной связи между участниками психотерапевтического процесса.
Корригирующий эмоциональный опыт (или корригирующее эмоциональное
переживание) включает:
• переживание и анализ своего эмоционального опыта (прошлого, в том числе относящегося к родительской семье, и актуального, связанного собственно с процессом психотерапии)
• и эмоциональную поддержку.
Эмоциональная поддержка означает для пациента принятие его психотерапевтом (или группой), признание его человеческой ценности и значимости, уникальности его
Проект (01.09.2015) Российское общество психиатров psychiatr.ru внутреннего мира, готовность понимать его, исходя из его отношений, установок и ценностей. Конструктивная переработка содержания обратной связи, становление адекватного самопонимания предполагает принятие пациентом новой информации о себе, которая часто не согласуется с собственными представлениями. Низкая самооценка, эмоционально неблагоприятное отношение к себе препятствуют восприятию пациентом новой информации, обостряя действие защитных механизмов; более позитивная самооценка, напротив, снижает уровень психологической угрозы, уменьшает сопротивление, делает пациента более открытым для новой информации и нового опыта. Это означает, что самооценка и отношение к себе играют чрезвычайно важную роль в становлении адекватного самопонимания и могут как способствовать, так и препятствовать этому процессу.
Эмоциональная поддержка
• оказывает стабилизирующее положительное воздействие на самооценку;
• повышает степень самоуважения;
• производит корригирующее эмоциональное воздействие на такой важнейший элемент системы отношений, каким является отношение к себе, практически всегда неадекватное в структуре отношений невротической личности.