Фаза приобретения членами группы способности эффективно решать свои проблемы.

Четвертая фаза является «рабочей» фазой зрелой, активно и целенаправленно рабо-тающей психотерапевтической группы. Зрелая группа представляет собой эффективно функционирующее целое, ориентированное на решение определенных задач, эта фаза знаменует собой кульминацию групповой психотерапии. Члены группы взаимодействуют естественно и спонтанно, лидерские функции выполняются теми участниками, которые берут на себя решение важных задач. Четвертая фаза характеризуется возможностью сво-бодного взаимодействия пациентов, совершаемого в безопасной атмосфере, функциони-рование в группе отличается взаимным доверием и уважением участников, они стремятся лучше понять друг друга и свои отношения, при этом развивается способность не только переживать чувства, но и осознавать их; признаком зрелости является также способность членов группы принимать разные точки зрения и амбивалентные чувства. Индивидуаль-ный рост пациентов проявляется в их способности принимать и исполнять разные роли, а не только использовать привычные для себя стереотипные, дезадаптивные способы пове-дения, анализировать и разрешать конфликтные ситуации, выражать и принимать сильные эмоции, не пытаясь их блокировать, способности к конструктивному взаимодействию в ходе совместной деятельности, а также способности соотносить свои действия и пережи-вания с реальностью.

В этой фазе проводится работа, направленная на выяснение причин конфликтов, путей их разрешения через выработку альтернативных адекватных способов поведения. Как правило, рассматриваются проблемы отдельного участника группы, остальные члены группы принимают активное участие в работе.

Основным фактором динамики группы в «рабочей» фазе развития является само-раскрытие участников. В четвертой фазе работы краткосрочной интерперсональной груп-пы возникают благоприятные условия для более частого личностного самораскрытия уча-стников.

Можно выделить следующие механизмы терапевтического воздействия процесса самораскрытия. В первую очередь это катарсис, содержащийся в самом факте откровен-ного рассказа. Следующим фактором является объективизация и упорядочение материала, составляющего содержание рассказа. Достоинство самораскрытия как процесса заключа-

Проект (01.09.2015) Российское общество психиатров psychiatr.ru

ется далее в том, что она ведет к развитию личности в направлении аутентичности, под-линности, повышения порога ранимости. Самораскрытие в группе приносит всем ее чле-нам дающее облегчение переживание универсальности.

В четвертой фазе краткосрочной интерперсональной групповой психотерапии ак-туализируется и достигается одна из общих целей данного метода — формирование адек-ватной социальной адаптации. В этой фазе психотерапевты применяют вспомогательные приемы и техники различных психотерапевтических школ и направлений. Например, наи-более часто используются элементы психодрамы, в частности разыгрывание ролевых си-туаций, элементы гештальт-терапии, поведенческой психотерапии все они направлены на облегчение процесса самораскрытия, выработку альтернативных решений определенных конфликтов, обучение более эффективным социальным навыкам, повышение осведом-ленности о потребностях и чувствах других людей. В каждом конкретном случае подбор технических приемов производится индивидуально, в зависимости от характера проблем каждого пациента.

Таким образом, можно сформулировать следующие задачи психотерапевтов в четвертой фазекраткосрочной групповой психотерапии:

— содействие в развитии способности у членов группы гибко переводить фокус

своего внимания с событий в группе на события биографического плана, благодаря чему пациенты начинают связывать события в группе с прошлым опытом, а также видеть по-вторяющиеся паттерны в своем поведении и поведении других.

— стремление к выработке навыков у участников группы соотносить значимость внутригруппового взаимодействия с тем, что происходит в их жизни за пределами группы. Так, например, озабоченный своими конфликтными отношениями с важным для себя че-ловеком (как правило, супругом / супругой) участник группы может получить определен-ную помощь со стороны других пациентов и психотерапевтов в понимании своих про-блем, если присутствующие пытаются связать его изложение ситуации с наблюдаемыми особенностями его поведения в группе.

— формирование менее директивной, структурирующей позиции психотерапевтов, направленной на проявление пациентами возможности экспериментировать, изменять свои стереотипные дезадаптивные способы межличностного взаимодействия. Стремление

к установлению более коллегиальных психотерапевтических отношений, которые предпо-лагают убеждение в том, что психотерапевты являются партнерами в работе, а не единст-венным источником помощи, поддержки и понимания для участников группы.

Заканчивая работу группы, важно оценить достигнутые результаты, т.е. назвать и

Фаза приобретения членами группы способности эффективно решать свои проблемы. - student2.ru Фаза приобретения членами группы способности эффективно решать свои проблемы. - student2.ru Фаза приобретения членами группы способности эффективно решать свои проблемы. - student2.ru Фаза приобретения членами группы способности эффективно решать свои проблемы. - student2.ru

конкретизировать их, а также обсудить, как участники группы намереваются воплотить в

Проект (01.09.2015) Российское общество психиатров psychiatr.ru жизнь приобретенный в группе опыт. Если к концу работы группы ответы на такие вопро-сы бывают конкретными, велика вероятность того, что всё, полученное участниками, дей-ствительно станет частью их жизни.

Использование в лечении больных с тревожно-фобическими, паническим и генера-лизованным тревожным расстройствами групповой интерперсональной психотерапии по-зволяет воздействовать на более специфические психотерапевтические «мишени», харак-терные для данных групп больных — нарастание ограничительного поведения, приводя-щего к редуцированию социальных связей, выраженность симптомов социофобического характера, дефицитарность коммуникативной системы и др.

Наши рекомендации