Принцип сопровождения — условие реализации психосоциальной помощи личности в ситуации кризиса
Личности в период жизненных кризисов свойственно искажение центрального образования самосознания — субъективного образа мира, т.е. представлений и отношений к себе и окружающему миру в целом. В качестве глубинной психологической защиты «включается» отчуждение, и нарушается адаптация человека.
Наиболее распространены такие деформации образа мира и нарушения адаптации, как комплекс жертвы, выражающийся сочетанием психических реакций (апатии, отказа от ответственности за себя и других, беспомощности, безнадежности, снижения психологической самооценки и т.п.), комплекс отверженности, характеризующийся разобщенностью, холодностью и жизненным девизом «Никому не верь, ни на что не надейся, никого ни о чем не проси».
И в том и в другом случае люди полны катастрофических ожиданий и предчувствий, опасаются негативного влияния любых событий на свою жизнь. Это состояние сочетается с внешним ло-кусом контроля — экстернальностью, т. е. склонностью объяснять основную часть жизненных неудач внешними обстоятельствами. Подобное эмоциональное самочувствие оказывает негативное влияние на душевное благополучие человека, на его отношения с окружающими и усиливает социально-психологические и личностные конфликты, психологическую напряженность.
Прежде чем перейти к ответу на вопрос «что делать?», следует охарактеризовать основные понятия, важные для понимания сущности представленного подхода к социально-психологической помощи.
Базовая ситуация нарушения адаптации к жизни — изменения, которые прямо или косвенно нарушают относительно устойчивое динамическое равновесие внешних и внутренних условий бытия семьи и каждого ее члена, создавая тем самым потенциальную или актуальную угрозу существованию и удовлетворению основных жизненных потребностей ее членов. Перед личностью возникает проблема, от которой нельзя уйти и вместе с тем невозможно разрешить при помощи выработанных ранее способов адаптации.
Непродуктивная {защитная) адаптация к жизни — фиксированное, негибкое построение человеком отношений с собой, сво-
ими близкими и с внешним миром на основе действия механизма отчуждения; попытки разрешить трудную жизненную ситуацию неадекватными способами.
Позитивная адаптация к жизни — процесс сознательного построения, упорядочения или достижения человеком относительно равновесных отношений между собой, другими людьми и миром в целом.
Потерю мира и себя невозможно восполнить, применяя привычные средства социальной помощи: материальную поддержку, профессиональную переподготовку и трудоустройство или призыв взять себя в руки.
Основной формой оказания такой помощи должен стать специально организованный процесс — социально-психологическое сопровождение личности.
Сопровождение — особая форма пролонгированной психологической и социальной помощи — патронажа.
Патронаж в данном случае понимается как целостная и комплексная система социальной поддержки и психолого-педагогической помощи, оказываемой в рамках деятельности социально-психологических служб. В отличие от коррекции он предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск ресурсов личности и семьи, опору на собственные возможности и создание на этой основе психологических, социальных и педагогических условий для восстановления продуктивных связей с миром людей.
Понятие «сопровождение» близко таким понятиям, как «содействие», «совместное передвижение», «помощь одного человека другому в преодолении трудностей». Сопровождать — значит проходить с кем-либо часть его пути в качестве спутника или провожатого.
Сопровождение «предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности». Более того, успешно организованное социально-психологическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту зону развития, которая ему пока еще не доступна.
Существенная характеристика сопровождения — создание условий для перехода личности к самопомощи. Иначе говоря, в процессе сопровождения создаются условия и оказывается необходимая поддержка для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями».
В каждом конкретном случае задачи сопровождения определяются особенностями личности, которой оказывается помощь, и ситуации, в которой осуществляется сопровождение.
Деятельность сопровождающих продолжается до тех пор, пока не будет пройден кризисный период.
Результатом социально-психологического сопровождения личности в процессе адаптации к жизни становится новое жизненное качество — адаптивность, т.е. способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях. Адаптивность предполагает принятие жизни (и себя как ее части) во всех проявлениях, относительную автономность, готовность и способность изменяться во времени и изменять условия своей жизни — быть ее автором и творцом.
Основными принципами сопровождения личности в кризисной ситуации становятся гуманное отношение к личности и вера в ее силы; комплексный подход к оказанию квалифицированной помощи.
Таким образом, психосоциальное сопровождение — это ин-тегративная технология, сердцевина которой — создание условий для развития и саморазвития личности.
Наличие социально-психологического сопровождения делает процесс оказания помощи личности в кризисной ситуации более эффективным, контролируемым и позволяет максимально задействовать всех субъектов этого процесса.
В каждом конкретном случае задачи сопровождения определяются особенностями личности, которой оказывается психосоциальная помощь, и ситуации, в которой осуществляется сопровождение.
Выделяют личностно-центрированное и средо-центрированное кризисное вмешательство.
Наиболее эффективно одновременное воздействие и на среду, и на личность. Деятельность сопровождающих продолжается до тех пор, пока не начнется кризисный период.
Этапы социально-психологического сопровождения личности. Всопровождении, как в разворачивающемся во времени процессе, можно выделить три этапа:
1) диагностико-аналитический, служащий основой для поста
новки целей;
2) собственно-деятельностный — отбор и применение мето
дических средств;
3) контрольно-аналитический — анализ конечных и промежу
точных результатов, позволяющий корректировать ход работы.
Диагностико-аналитический этап — предполагается оценка ситуации: установление контакта, выяснение, что происходит, определение, имеет ли место острый кризис, и установление рабочего контакта для дальнейшей деятельности. При этом используются различные методы: беседа, тестирование, анкетирование, наблюдение, анализ документации.
Помня о составных элементах общей кризисной ситуации, специалист по сопровождению вначале сосредоточивается на фак-
те, событии или происшествии, которое вынудило клиента обратиться за помощью в данный момент. Затем он старается выявить первоначальное психотравмирующее событие, приведшее к состоянию психического дисбаланса, которое может включать как субъективные реакции на событие, так и более ранние попытки справиться с ситуацией. Оцениваются также настоящее кризисное состояние клиента, степень его неспособности к привычной жизнедеятельности.
Наконец, ставится диагноз текущего состояния и определяется аспект, на котором следует сконцентрироваться. Клиенту предоставляют оценку ситуации и вместе с ним разрабатывают дальнейшие шаги совместной деятельности, включающей основные цели, задачи и график ближайших встреч.
Собственно-деятельностный этап посвящен решению специфических проблем кризисной ситуации клиента. Прежде всего, проводится работа по снятию остроты переживания, формированию адекватной самооценки; осуществляется помощь в осознании как внешних, так и внутренних проблем, приведших к кризису и препятствующих изменению дезадаптивных форм поведения на адаптивные, а также формирование стрессосовладаю-щего поведения в процессе индивидуальной и групповой работы.
По мере того как клиент становится все более активным в решении поставленных задач (и таким образом теряет ощущение, что находится под контролем), сопровождающий занимает более пассивную позицию, выступая по преимуществу в качестве поддерживающего.
Особое внимание уделяется построению новых взаимоотношений клиента с окружающими, т.е. формированию сети психосоциальной поддержки. У каждого человека должна быть возможность поделиться своими бедами, печалями и радостями, ощутить поддержку «значимого другого». Она есть не у всех. Поэтому важно научить людей социально поддерживающему поведению, мотивировать их на оказание помощи родным и близким, активизировать их ресурсы для поиска поддержки в случае необходимости. Люди, у которых сформирована сеть социальной поддержки (семья, друзья, значимые другие), легче справляются с проблемами, могут эффективно преодолевать трудные жизненные ситуации.
Помимо работы с родственниками и ближайшим окружением необходим поиск возможностей оказания поддержки со стороны людей со сходными проблемами или находящимися в аналогичных ситуациях (работа с сообществом лиц, переживших кризис).
Кроме того, эффективное решение проблем человека, находящегося в кризисной ситуации, требует комплексного подхода, широкого по охвату проблем и участников событий: вмешательства
врачей, психологов, юристов, а также привлечения специалистов таких учреждений, как Центр занятости населения, Управление социальной защиты населения, Центр социального обслуживания населения и др.
Специалист по социальной работе выступает в роли посредника с целью активизации поддерживающих систем, привлечения внимания формальных поддерживающих систем к проблемам клиента.
Контрольно-аналитический этап — период осмысления результатов деятельности по решению той или иной проблемы, обсуждение достигнутого прогресса, анализ изменений (в поведении, восстановлении когнитивного контроля над ситуацией, психологического состояния).
Если проблему можно считать решенной и клиент ощущает надежду и чувствует, что ситуация может быть улучшена им самостоятельно, то этот этап может стать заключительным. Если изменений не наблюдается или они незначительны, этот этап может стать стартовым в проектировании процесса сопровождения (происходит возврат на первый этап либо даются рекомендации посещения группы взаимопомощи).
В 2004 г. на базе отделения кризисных состояний Первоуральском психиатрической больницы (Свердловская область) проводилось диагностическое исследование студенткой УрГПУ С.В.Винник. Определялся уровень тревожности и самооценки (у людей в кризисном состоянии снижена самооценка и повышен уровень тревожности, что соответствует первому этапу сопровождения — определения психологического статуса клиента).
Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в жизненных ситуациях, в том числе и тогда, когда нет объективных предпосылок. Ситуация тревоги сопровождается изменениями в поведении или же мобилизует защитные механизмы личности. Часто повторяющиеся стрессовые ситуации приводят к выработке типичных механизмов защиты. Тревогу выделяют как состояние (временное) и как личностную черту. Для измерения уровня тревожности применялась шкала реактивной и лично-' стной тревожности Спилбергера и Ханина (две самостоятельные подшка->, лы по 20 вопросов).
Самооценка — это субъективное, эмоционально-смысловое представление человека о самом себе. Дополнительно уточняется, насколько человек принимает себя таким, какой он есть, — степень удовлетворенности собой (реальное Я — идеальное Я). Для измерения самооценки использовался личностный дифференциал, сформированный путем репрезентативной выборки слов современного русского языка, описывающих черты личности и оцениваемых по трем шкалам (оценки, силы и активности).
Пациентам отделения кризисных состояний на одной из первых встреч предлагалось заполнить шкалу, определяющую уровень тревож-
ности и шкалу на определение самооценки с инструкцией оценить самих себя.
В исследовании приняли участие 11 человек. Причинами обращения были конфликт в семье, ссора с мужем, измена мужа, развод, арест сына, конфликт на работе и в семье, разрыв с любимым человеком, болезнь дочери, смерть отца, угроза потери работы, конфликт на работе.
При поступлении в отделение кризисных состояний у всех участников исследования уровень ситуативной и личностной тревожности был высокий, а самооценка сниженной.
При выписке из стационара проводился анализ поведенческих реакций участников исследования (что соответствует третьему этапу сопровождения). Были отмечены следующие позитивные изменения:
- пациенты научились поддерживать положительные социальные кон
такты, взаимодействовать с окружающими;
- они легче формулировали мысли и обсуждали проблему;
- наладились их взаимоотношения с ближайшим окружением;
- прекратились жалобы на плохое физическое самочувствие;
- пациенты стали следить за выражением своих эмоций (эмоции ста
ли более богатыми и стабильными);
- появился настрой на позитивное разрешение проблемы, вера в соб
ственные силы;
- их внешний вид стал более опрятным;
- пациенты начали обсуждать планы на будущее;
- у пациентов появилось умение понимать и объективно оценивать,
что в конкретной ситуации зависит от личности, а что — от самой ситуа
ции, от других людей (со слов участника исследования), т. е. умение оце
нивать свой вклад в решение психотравмирующей ситуации.
Таким образом, социально-психологическое сопровождение делает процесс оказания помощи личности к кризисной ситуации более эффективным, контролируемым и позволяет максимально задействовать всех субъектов этого процесса.
Методические рекомендации специалисту по социальной работе в работе с кризисной личностью.Суть психосоциальной помощи состоит в том, чтобы помочь клиенту (семье) в раскрытии своего внутреннего потенциала. Как у человека, так и у семьи всегда есть внутренний ресурс, к которому не всегда есть доступ.
Психологическая помощь заключается в эмоциональной, смысловой и экзистенциальной поддержке человека или сообщества в трудных ситуациях, возникающих в ходе их личностного или социального бытия. Она основана на технологии «кризисной интервенции».
Находящийся в кризисе человек не видит выхода из сложившейся проблемной ситуации. С одной стороны, ощущение безысходности влечет за собой тяжелые переживания, с другой — человек максимально открыт новому опыту в этот момент.
Кризис может быть результатом длительно развивающегося процесса или внезапного действия одного либо нескольких факторов.
Он может возникнуть в ответ как на катастрофу, так и на незначительное событие (по типу «последней капли»), может привести к положительным личностным переменам и стать важным жизненным опытом. Кризис ограничен во времени двумя —шестью неделями.
Кризисная интервенция предполагает:
- проведение работы, направленной на выражение сильных
эмоций;
- уменьшение смятения благодаря процессу повторения;
- открытие доступа к исследованию острых проблем;
- формирование понимания текущих проблем для поддержки
клиента;
- создание фундамента для принятия людьми пережитого опыта.
Особый метод — работа с интенсивными чувствами и актуальными проблемами. Помощь при кризисе центрирована на проблеме, а не на человеке. Этим кризисная интервенция отличается от консультирования или психотерапии.
6.6. Терапевтическая работа в хосписе1
Это прежде всего домашняя обстановка, отсутствие жестких запретов: в палатах рядом с больным могут находиться домашние животные, вещи и предметы, которые ему дороги, любимые им «домашние» фотографии близких; в любое время сюда могут прийти родственники и оставаться с больным столько времени, сколько им необходимо. Это мы называем психотерапия средой. Сюда включаются и эстетотерапия, и арттерапия — все, что делает окружающую среду красивой: цветы, музыка, картины или скульптура. Но прежде всего это создание красоты человеческих отношений.
Психотерапия средой предполагает групповую психотерапию, осуществляемую не одним или двумя людьми, а всем персоналом хосписа, который составляет единую команду. Поэтому здесь вниманием окружен каждый пациент, персонал готов услышать желание каждого и попытаться облегчить страдания не только тем, что они услышаны, но и безотказным выполнением всего того, что, возможно, их облегчит.
Для психотерапии средой также очень важен интерьер хосписа. Ничто так не утешает, не успокаивает и не гармонизирует пациента, как природа. Поэтому хоспис желательно окружать садом, чтобы больной мог прикоснуться к цветам, деревьям, земле и воде, чтобы взгляд не упирался в стену, а мог видеть просторы
' Материал основан на обобщении опыта исследовательской и практической работы знаменитого ученого психотерапевта А. Гнездилова в первом в России хосписе в Санкт-Петербурге.
неба и «море» звезд — все то, что облагораживает чувства и дает ощущение вечности и стабильности.
В хосписе отмечается особое воздействие на больного звуков колокола. По старым церковным традициям для больных и умирающих создавали особый ритм звона. В хосписе практикуются невербальные формы контакта с пациентами. Варианты вербального общения с больными, к сожалению, были скомпрометированы психологией лжи.
Помимо звукотерапии особое внимание уделяется запахам, ведь чистый воздух, а также использование фитотерапии — одно из условий хорошего самочувствия пациента.
Психотерапевтическим воздействием обладают старые — «до-больничные» — фотографии больных. Они помогают лучшему контакту пациентов с персоналом. Это «совместное проживание "лучших времен" жизни больного» способствует также его более полноценному восприятию самого себя. Процесс умирания нередко облегчали, как бы поддерживая пациентов, и фотографии их родителей.
В хосписе существует альбом, где помещены фотографии пациентов хосписа и записаны последние или наиболее значимые их слова. Это способствует сохранению и улучшению качества взаимоотношений с вновь поступающими больными.
В хосписе применяется особый вид лечения — сказкотерапия.
Вразные периоды жизни у человека преобладают те или иные Я. Но в последний период (у большинства это период болезни) заболевание делает человека беспомощным, и психически он превращается в ребенка: его детское Я, бессильное, зависимое, подчас капризное, берет верх над другими аспектами его личности. Это лидерство может быть и негативным, и позитивным. Рассмотрим позитивную сторону.
Человек находится перед лицом смерти. Реальность окружающего такова, что избежать смерти невозможно. Логика родительского и взрослого Яке дает никакой надежды. Но на помощь приходит детское Я, выраженное творческой фантазией, — появляется возможность веры в чудо. Фантазия ребенка, «оседлавшего» стул, превращает его во всадника, «мчащегося» на коне, созданном его воображением. И нет таких обстоятельств, которые не отступили бы или не покорились этой силе.
Возможности человеческого воображения неограниченны, а возникающая при этом у больного человека «детская вера в чудо очень часто облегчает его страдания и оберегает» от дополнительных переживаний: неизвестно что, но какое-то чудо может спасти от заболеваний, от смерти...
Во времена, когда говорить больному правду о диагнозе и прогнозе считалось деонтологически неверным, А. Гнездилов и его коллеги в домаш-
них условиях создали самодеятельный психотерапевтический театр, который они назвали Комтемук — Компанейский театр музыкальных картинок.
Идея создания театра взята из жизни. Персонификация рака нередко вызывала особое отношение к нему и к образу самого себя. Некоторые пациенты, возвратившись домой после операции, пытались как бы уничтожить связь со своим прошлым, которое, по их представлению, привело их к заболеванию: одни меняли квартиры, многие сжигали старую одежду. Психологически это можно трактовать как попытку уйти, убежать от болезни, сменив образ самого себя, или как бы родиться заново, стать другим.
В театре собрали множество старинных костюмов, коллекцию вееров, — и в один из вечеров разыграли сказочный сюжет со скрытой в нем информацией о смерти. Пациент, приходя на вечер, смешивался с артистами, музыкантами, поэтами, и никто не знал, кто есть кто. Играла музыка, люди переодевались в маскарадные костюмы, каждый, подходя к зеркалу, должен был создать картину, какую навевало ему то или иное музыкальное произведение.
Одним из важнейших разделов психотерапевтической работы является невербальная психотерапия — создание бессловесных контактов. Известны три вида невербальных контактов: физический, эмоциональный, интеллектуальный.
1. Физический контакт. Каждый человек обладает личностным
пространством, на которое рассчитаны голос, дистанция с окру
жающими людьми. Прикосновение одного человека к другому —
уже вторжение в его личностное пространство, которое в зависи
мости от обстановки несет определенные последствия. Прикосно
вение к человеку в момент сообщения ему информации (или же
получения ее от больного) создает ощущение близости, сопере
живания, очень естественного контакта. Рукопожатие — это не
только дань традиции, в которой сохранена память о временах,
когда оно было жестом, показывающим отсутствие в руке камня
или оружия. Рукопожатие в наше время — это и физический кон
такт, помогающий определить совместимость людей, и готовность
их к взаимодействию.
2. Эмоциональный контакт. Находясь в толпе, в окружении не
знакомых людей, человек испытывает по отношению к ним то
симпатию, то антипатию. В нас уже заложены некие архетипы,
вызывающие предпочтение или отвержение. Именно эта особен
ность психики человека позволяет медработнику, имеющему ус
тановку на служение, помощь, добро, находить полноценный кон
такт с больными, остро нуждающимися в эмоциях добра и взаи
мопонимания. Последствия такого контакта неоценимы. Стоит
вспомнить, как одно и то же лекарство, выписанное разными
врачами, действует неодинаково...
3. Интеллектуальный контакт. Это прежде всего общение с боль
ным на уровне представлений, понятий, мыслей, в отрыве от
других типов контактов. Уметь слушать, не навязывая своего мнения, сочувствовать и поддерживать больного — один из основных принципов хосписа. И в этом отношении все виды и способы контактирования с больным хороши, поскольку они взаимодополняют друг друга.
Так, физический контакт, дополняя эмоциональный и интеллектуальный, являя собой в значительной мере язык тела, предполагает не только какие-то конкретные приемы (например, расположение в пространстве во время беседы с больным на одном с ним уровне), но и самые обычные действия, поступки: присутствие около больного, даже в те минуты, когда он находится в бессознательном состоянии, держание за руку, создающее чувство безопасности, умение всеми способами отогнать одиночество и оказать таким образом необходимую больному психологическую помощь и поддержку.
Отношения больных со священником также носят психотерапевтический характер. В христианской традиции существует таинство исповеди. Человек, испытывающий чувство вины, а оно ощущается во время депрессии, нередко нуждается не в обычном собеседнике, а в таком, который бы даровал прощение.
Таинство причастия дает надежду, она возрождается, когда произносятся слова: «Во исцеление души и тела...» Если не исцеляется тело, исцеляется душа. Очищение снимает подчас не только душевные боли, но и облегчает физические. Модель мира, в которой не существует смерти, дает и утешение, и успокоение, ибо есть справедливость, есть жизнь и нет смерти.
Применяется психотерапия и через родственников, близких больного. Гармонизация их отношений дает возможность передать тяжелую информацию менее болезненно. Имея больший опыт общения, они легче находят с больным общий язык.
Очень важный вид терапии — терапия домашними животными. Эмоциональное тепло, которое животные (собаки, кошки и др.) дают человеку, не соизмеримо ни с каким иным источником эмоций.
Медицина — это прежде всего искусство. Умение врача слушать и слышать больного — индивидуальная психотерапия. Умение ждать — здесь одно из необходимых. (При этом не исключаются методы психотерапии, окоторых шла речь ранее.)
С помощью врача или самостоятельно больному необходимо преодолеть определенный психологический барьер, прежде чем он, доверясь врачу, включит его в свою жизнь и свои проблемы.
Ориентация врача на больного открывает возможности для индивидуальной психотерапии. И врач должен быть готов играть роль, какую предназначит ему пациент. Единственное условие при этом — не грешить против правды, какой бы горькой она ни была. Даже если больной вынуждает ко лжи, например, в разговоре о
диагнозе и перспективах. Лучше в данном случае уклониться от ответа, сохранив таким образом за больным право по-прежнему доверять врачу.
Правда дает возможность реального контакта с больным. Он должен верить врачу от первой минуты до последней. Верить, зная правду.
Умирание и смерть крайне индивидуальны, и единого рецепта контакта с больными в этот период не существует. Помочь человеку найти смысл в «обессмыслившейся» жизни, разделить его одиночество, поддержать, не оставить в минуты смятения, обратить его к самому себе — важная цель индивидуальной психотерапии. Однако суггестивные методы психотерапии в таких случаях нежелательны. Человек должен быть самим собой, разделяет он убеждения врача или нет, принимает его воззрения или отвергает.
Хосписная служба — один из важных элементов семейной медицины, которая в нашей стране, увы, пока лишь пытается внедриться в быт россиян.
Основные принципы хосписной службы:
- услуги хосписа бесплатны: за смерть нельзя платить, как и за
рождение;
- хоспис — дом жизни, а не смерти;
- контроль за симптомами позволяет качественно улучшить
жизнь больного;
- смерть, как и рождение, — естественный процесс, его нельзя
торопить и тормозить;
- хоспис — система комплексной медицинской, психологиче
ской и социальной помощи больным;
- хоспис — школа и поддержка родственников и близких па
циента;
- хоспис — это мировоззрение гуманизма.
Контрольные вопросы и задания
1.Назовите наиболее эффективные стратегии совладания со стрессом. 1
2. Как соотносятся понятия «психическая травма» и «вторичная трав-|
ма»?
3. Почему психическую травму и посттравматический синдром отно
сят к факторам социального неблагополучия?
4. Как специалисты помогающих профессий могут позаботиться о своем
самочувствии?
Рекомендуемая литература
Основная
Методическое пособие по работе с посттравматическими стрессовыми расстройствами. — СПб., 2001.
Психология социальной работы / под ред. М. А. Гулиной. — СПб., 2002.
Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Хажилина И. И., Видерман И. С. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике. — М., 2001.
Фирсое М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2002.
Дополнительная
Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других — М., 1996.
Возрастная психология: личность от молодости до старости. — М 1999.
Гнездилов А. Путь на голгофу. — СПб., 2002.
Хэмбли Г. Телефонная помощь. — Одесса, 1992.
ГЛАВА 7
ТЕОРИИ АГРЕССИИ И НАСИЛИЯ, УСЛОВИЯ
ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЖЕРТВАМ
НАСИЛИЯ
Основные понятия
агрессия • агрессивность • агрессивное поведение • аддиктивное поведение • девиантное поведение
7.1. Агрессия и агрессивность как предмет анализа и коррекции
Социальные психологи до сих пор спорят по поводу терминологического определения агрессии, но во многом их мнения сходятся. Необходимо различать поведение самоуверенное, энергичное, направленное на достижение поставленной цели, и поведение, единственная цель которого — причинить боль, навредить или разрушить. Первое — напористость, второе — агрессия (от лат. aggredi — нападать). До начала XIX в. агрессивным считалось любое поведение, как доброжелательное, так и враждебное.
В 60 —70-х гг. XX в. агрессию трактовали в основном в зависимости от ее последствий либо предшествующих ей условий и, в частности, намерения нанести ущерб. Сегодня на первый план выдвигается нормативный подход, в котором учитываются как достоинства, так и трудности предыдущих подходов.
При определении поведения как агрессивного исходят из понятия нормы. Нормы формируют своеобразный механизм контроля за действиями. Когда нормы соблюдены, поведение не будет восприниматься как агрессивное, независимо от степени губительности его последствий. И наоборот, если нормы нарушены, поведение считается агрессивным.
Таким образом, поведение называется агрессивным, если:
1) наступают губительные для жертвы последствия;
2) нарушены нормы поведения.
Губительность последствий заставляет наблюдателя обозначать действия как агрессивные и вызванные враждебными намерениями лишь в том случае, если эти действия восприняты им как нор-монарушающие, и это второе условие рассматривается как главное при определении поведения как агрессивного.
Нормативные представления об агрессии имеют важное значение, и их обязательно надо учитывать при описании человеческого поведения; без уяснения свойственных данной культуре (сообществу, социальной группе, отдельной личности) нормативных канонов невозможно понимание особенностей ее (их) существования. Однако, как бы ни было важно признание нормативного характера представлений об агрессии, нормативность нельзя и абсолютизировать, в противном случае это может привести к субъективизму: агрессией будет считаться то, что таковой называют люди. А значит, для того чтобы квалифицировать поведение, достаточно будет обратиться к мнениям людей, наблюдавших за этим поведением.
Использование нормативного подхода на практике оказывается довольно сложным, поскольку взгляды людей на агрессию вытекают из принятых в данном обществе норм и ценностей, опосредованы их принадлежностью к различным общественным слоям, сообществам и группам. Более того, один и тот же губительный акт может быть по-разному определен даже в зависимости от пола, возраста, мировоззренческих принципов личности.
По мнению Р.Бэрон и Д.Ричардсон, агрессия предполагает или ущерб, или оскорбление жертвы. Из этого следует, что нанесение телесных повреждений реципиенту не обязательно. Агрессия происходит в том случае, если в результате действий возникают какие-либо негативные последствия. Таким образом, помимо оскорблений действием такие проявления, как выставление кого-либо в невыгодном свете, публичное осмеяние, лишение чего-то необходимого и даже отказ в любви и нежности, могут при определенных обстоятельствах быть названы агрессивными.
Агрессия есть совокупность определенных действий, причиняющих ущерб другому объекту.
Агрессивность — свойство личности, ее особенность, выражающаяся в готовности к агрессивным действиям в отношении другого объекта (человека, животного, иногда опосредованного предмета).
Агрессивность включает также социально-перцептивный компонент — готовность воспринимать и интерпретировать поведение другого человека как враждебное. В этом плане, очевидно, можно говорить о потенциально агрессивной интерпретации как об устойчивых особенностях мировосприятия и миропонимания некоторых людей.
Уровни агрессивности определяются в процессе как социализации, так и ориентации на социально-культурные нормы, важнейшие из которых — нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии.
Агрессивность, проявляющаяся в поведении личности в виде непрерывной готовности агрессивно реагировать в ответ на опре-
деленные сигналы агрессии и в виде готовности воспринимать эти сигналы, может быть отнесена к характерным чертам личности.
Поведение агрессивное — специфическая форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому лицу или группе лиц, коим субъект стремится причинить ущерб.
7.2. Психосоциальная помощь жертвам насилия
Проблема, которая всегда существовала и, очевидно, будет еще долго присутствовать в любом обществе, — насилие над детьми, смерть детей от голода, их гибель во время бомбардировок и обстрелов, в межнациональных конфликтах, убийство в лагерях беженцев, на бытовой почве. Нередки и такие формы насилия, как торговля детьми, вовлечение в нищенство, попрошайничество и проституцию, экономическая эксплуатация, лишение жилья, средств к существованию, пренебрежение их нуждами и интересами. Дети, бесспорно, самая незащищенная и уязвимая часть общества, полностью зависящая от взрослых. Именно по вине взрослых они оказываются в зонах стихийных и природных катастроф, военных действий, становятся заложниками и нередко жертвами физического, сексуального и эмоционального насилия.
В России не проводилось широких социологических исследований о распространенности насилия над детьми. Отдельные организации (благотворительные фонды, детские учреждения) ведут собственную статистику. Большинство этих данных позволяет лишь косвенно судить о распространенности насилия над детьми в России, например сведения о количестве беспризорных детей.
Симптоматично, что с 1994 г. новые официальные данные о детях, жертвах преступлений в семье, отдельно нигде не приводятся. Скорее всего, статистика такого рода просто закрыта для общественности, и даже в ежегодные государственные доклады «О положении детей в Российской Федерации» сведения о жертвах домашнего насилия не включаются. Отсутствие подобной информации отражает общую тенденцию: право детей — жертв плохого об