Тема: Безопасный отдых и туризм
Цель – научиться опознать опасности, имеющиеся на природе и выработать необходимые навыки при экстремальных ситуациях природного характера.
Вопросы:
1. Опасности в лесу.
2. Опасности на водоеме.
3. Автономное существование.
1. Укажите меры предосторожности на водоемах летом:
а) для отдыхающих на природе юных туристов:
1.__________________________________ | 4.__________________________________ |
2.__________________________________ | 5.__________________________________ |
3.__________________________________ | 6.__________________________________ |
б) для руководителя при организации купания детей в оздоровительном лагере:
1.__________________________________ | 4.__________________________________ |
2.__________________________________ | 5.__________________________________ |
3.__________________________________ | 6.__________________________________ |
2. Отметьте опасные места на водоеме зимой (ответы обведите кружком):
а) у берега и) в местах сужения рек
б) в местах поворота рек к) на участках без снега
в) под толстым слоем снега л) на середине реки
г) в районе камышей м) на мелких местах
д) в устье реки н) в местах расширения рек
е) под мостом
3.Какой лед не прочный и почему?
а) сине-зеленый г) темно-коричневый
б) матово-белый д) желтый
в) прозрачный, бесцветный е) черный
Объяснение:____________________________________________________________________
5. Расставьте алгоритмы действий спасателя при оказании помощи утопающему (летом):
№ | Алгоритмы действий |
положить пострадавшего животом на свое колено, сильно нажать на спину | |
перевернуть на спину | |
очистить нос и рот потерпевшего от инородных предметов, повернув голову на бок | |
укрыть, дать теплую воду | |
поднырнуть под тонущего, взяв сзади за шею, за волосы и транспортировать его на берег лицом наверх | |
подплывая к тонущему ободрить, успокоить его | |
начать делать искусственное дыхание |
5.1. Во время сильного ливня на крышу троллейбуса упали провода электролиний. Каким безопасным способом передвижения должны покинуть салон троллейбуса пассажиры:
__________________________________________________________________________________________
6. Напишите правила действий человека:
а) при переходе по льду в составе группы лыжников
1.__________________________________ | 4.__________________________________ |
2.__________________________________ | 5.__________________________________ |
3.__________________________________ | 6.__________________________________ |
б) в случае необходимости спасти человека, провалившегося в прорубь
1.__________________________________ | 4.__________________________________ |
2.__________________________________ | 5.__________________________________ |
3.__________________________________ | 6.__________________________________ |
в) при оказании в ледяной воде (сам провалился в прорубь, полынью и.т.д.):
1.__________________________________ | 4.__________________________________ |
2.__________________________________ | 5.__________________________________ |
3.__________________________________ | 6.__________________________________ |
7. Какая система органов человека поражается при укусе энцефалитного клеща?______
_______________________________________________________________________________
8. Напишите признаки заболевания энцефалитом. Обведите самый отличительный признак этого заболевания:
а.__________________________________ | г.__________________________________ |
б.__________________________________ | д.__________________________________ |
в.__________________________________ | е.__________________________________ |
9. Распишите симптомы заболевания геморрагической (мышиной) лихорадкой. Обведите самый отличительный признак этого заболевания:
а.__________________________________ | г.__________________________________ |
б.__________________________________ | д.__________________________________ |
в.__________________________________ | е.__________________________________ |
10. Определите меры предосторожности от укуса клеща при посещении лесного массива:
а.__________________________________ | г.__________________________________ |
б.__________________________________ | д.__________________________________ |
в.__________________________________ | е.__________________________________ |
11. Напишите правила защиты от заболевания мышиной лихорадкой на природе и даче:
а.__________________________________ | г.__________________________________ |
б.__________________________________ | д.__________________________________ |
в.__________________________________ | е.__________________________________ |
Какие районы РБ считаются зараженными клещевым энцефалитом
а.__________________________________ | г.__________________________________ |
б.__________________________________ | д.__________________________________ |
в.__________________________________ | е.__________________________________ |
13. Нарисуйте объекты в населенном пункте (здания, сооружения), по которым можно определить север-юг:
14. Распишите порядок установления севера при помощи часов и солнца (нарисуйте схему и объясните):
15. По каким местным предметам, признакам можно определить стороны света в лесу в пасмурную погоду?:
а)______________________________________________________________________________
б)_____________________________________________________________________________
в)______________________________________________________________________________
г) _________________________________________________________________________и т.д.
16. Нарисуйте схему укрытий, где можно переждать непогоду во время сильной снежной бури или ливня:
а) подручные материалы летом ___________________________________________________
б) подручные материалы зимой ____________________________________________________
Рис. 1. Летнее укрытие Рис. 2. Зимнее укрытие
17. Укажите порядок добывания и способ обеззараживания питьевой воды в жаркую погоду:
а)______________________________________________________________________________
б)______________________________________________________________________________
в) ______________________________________________________________________________
г) ______________________________________________________________________________
18. Чем можно питаться в лесу, если кончились запасы продуктов во время туристского похода?
зимой летом
а)_________________________________ а) ______________________________________
б)_________________________________ б)______________________________________
в)_________________________________ в)______________________________________
г)_________________________________ г)_______________________________________
д)_________________________________ т.д. д)__________________________________ т.д.
19. Выберите правильные ответы (обведите):
К съедобным грибам относятся:
а) сыроежки д) дождевики
б) ложные опята е) свинухи
в) лисички и) рядовки
г) грузди к) волнушки
20. Как можно отличить настоящие опята от ложных:____________________________
Распишите технологию приготовления блюда из съедобных грибов в полевых условиях?
а)______________________________________________________________________________
б)______________________________________________________________________________
в)______________________________________________________________________________
22. Каким способом можно просушить мокрую обувь в сырую погоду (объясните устно).
23. Обычно опытные туристы для обогревания палатки в зимнее время пользуются простейшим способом. Каким?__________________________________________________________
24. Из каких подручных средств можно изготовить носилки для транспортировки травмированного туриста______________________________________________________________
25. Каких организации должны привлекать организаторы туристского слета для обеспечения безопасности его участников:
а)_____________________________________________________________________________
б)____________________________________________________________________________
в)_____________________________________________________________________________
г)____________________________________________________________________________
26. Каким простейшим способом можно сигнализировать об оказании в бедственном положений в лесу, в случае отсутствия средств подачи сигналов___________________________
27. Ситуационная задача. В лесу ваш товарищ неосторожно наступил на ядовитую змею. Укажите порядок ваших действий при оказаний доврачебной помощи пострадавшему:
а)_____________________________________ в)____________________________________
б)_____________________________________ г)____________________________________
Практическая работа № 6