Краткий словарь специальных терминов
Абрис(слова) — ритмико-мелодический, фонетически нечеткий рисунок слова, хранящийся в слухоречевой памяти.
Агнозия— нарушения различных видов восприятия, возникающие при определенных поражениях мозга. Различают: 1) зрительные А., проявляющиеся в том, что человек при сохранной остроте зрения не может узнавать предметы и их изображения (при поражении теменно-затылочных отделов мозга, в основном правого полушария), 2) слуховые А., проявляющиеся как в нарушении фонематического слуха, так и в узнавании знакомых мелодий, звуков, шумов, голосов, 3) тактильные А. — неузнавание предметов на ощупь.
Аграмматизм— нарушение грамматического строя речи, наблюдается при всех формах афазии.
Аграфия— нарушения письма, возникающие при поражении различных областей коры головного мозга.
Акалькулия— нарушение счета и счетных операций как следствие поражения различных областей коры головного мозга.
Алексия— нарушение чтения, возникающее при поражении различных отделов коры головного мозга.
Амбидекстрия— парциальное левшество.
Амимия— нарушение движений лицевой мускулатуры (функция в основном правого полушария).
Амнезия— нарушение памяти при различных локальных поражениях мозга.
Анартрия— тяжелое нарушение произносительной стороны с обильным слюнотечением и нарушением двигательных функций ствола мозга.
Анастомозы— оперативное соединение сохранных, близлежащих сосудов головного мозга.
Антиципация(предвосхищение) — представления о предмете, о сменяющих друг друга темах беседы и т.п.
Апраксин— нарушение произвольных целенаправленных движений и действий, относящихся к расстройствам высшего уровня органи-
* зации двигательных актов. Выделяют следующие формы апрак-s сии: 1) кинестетическая А. — распад нужного набора движений (в и том числе оральная и артикуляторная), 2) конструктивно-пространственная А. — нарушение зрительно-пространственных ко-I ординат, 3) кинетическая (динамическая) А. — затруднение серии последовательных актов, персеверация, 4) «лобная» регуляторная А. — нарушение подчинения движений заданной программе (системные персеверации, эхолалии, эхопраксии).
Астереогноз— тактильная агнозия, нарушение узнавания предметов на ощупь.
Афферентная(синонимы: сенсорная, гностическая) — информация, поступающая от различных органов чувств в кору головного мозга.
Афферентныйимпульс — идущий от периферии к центру, например кинестетический, тактильный.
Вортсалат(речевая «окрошка») — парафазическая речь больных с сенсорной афазией на раннем этапе болезни.
Гемианопсия— различные варианты нарушения поля зрения, возникающие при поражении первичных полей затылочной доли и глубоких отделов мозга.
Глобальное чтение— неаналитическое чтение, узнавание слова как единого графического целого.
Гнозис— узнавание (акустическое, оптическое, тактильное, вкусовое и т.п.).
Дизартрия— разной степени нарушение произносительной стороны речи при поражении глубинных отделов мозга (преодолевается в процессе длительных логопедических занятий).
Дисграфия, дислексия— частичные, временные, преодолимые в процессе обучения нарушения письма и чтения (у правшей), наблюдаются зеркальные признаки написания букв и чтения справа налево (при левшестве).
Дисфазия(частица дис. — частичное нарушение) — флуктуативные (колебательные), быстро проходящие нарушения речи, подобные стертым формам афазии, возникающие при поражении первого ФБ.
Имитация— слуховое или зрительное подражание.
Импрессивный аграмматизм— нарушение понимания грамматических средств языка.
Инсульт(инфаркт) мозга — нарушение мозгового кровообращения. Ишемический (более частый) И. является следствием тромбоза или тромбоэмболии при выраженных нарушениях атеросклероза, гипертонической болезни, болезней сердца и т.п., при этом про-
исходит закупорка кровеносных сосудов головного мозга. Геморрагический И. — разрыв сосудов головного мозга, приводящий к кровоизлиянию в мозг. Геморрагический инсульт возникает чаще всего при разрывах аневризм (неправильного врожденного строения сосуда головного мозга), при ушибах мозга и т.п.
Интеллект(мышление) — речемыслительная способность человека.
Интериоризация— постепенный переход от внешних схем и опор к внутреннему планированию действия.
Локализациявысших психических функций: мозг — субстрат психических функций работает как единое целое, состоящее из множества высокодифференцированных частей, каждая из которых выполняет свою специфическую роль.
Мнезис— память, амнезия — нарушение памяти на что-либо.
Нейролингвистика— отрасль психологической науки, пограничная для психологии, неврологии и лингвистики.
Нейропсихология— отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, неврологии и физиологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций.
Паралич, парез— нарушение движений в руке и ноге в результате поражения головного мозга.
Парафазии— замены звуков (литеральные) или слов (вербальные) при разных формах афазии.
Параграфии и паралексии— замены букв, звуков и слов во время письма и чтения.
Парадигматические связи— симультанно, пространственно организованная единица, в которой смысл изменяется в связи с заменой какого-либо признака единицы. Организованы по признаку «или — или»; например, фонема может быть либо звонкой, либо глухой, либо ротовой, либо носовой.
Перекрестная афазия— наблюдается только при АМА и возникает у правшей при поражении правого, а у левшей — левого полушария головного мозга при сочетании (или наложении друг на друга) оральной или артикуляторной апраксии.
Персеверация— циклическое повторение или настойчивое воспроизведение звука, слова или движения вопреки сознательному намерению.
«Плазный»— (от фр. place — место) помещение на судостроительном предприятии с гладким полом (обычно окрашенным в черный цвет). На П. наносят в натуральную величину кривые теоретическогочертежа судна, по которым изготавливают шаблоны для раскроя и выгиба отдельных элементов обшивки и корпуса судна (БСЭ, т. 19, стр. 602).
Плазный метод— разработан нами для использования всех структур мозга (полушарий, долей, полей мозга, теории А.Р. Лурия о трех функциональных блоках и т.п.) в целях восстановления нарушенных ВПФ при афазиях.
Поздний этапвосстановления — начало логопедических занятий через 6—8 месяцев после инсульта.
Предикат— сказуемое, психологический П. — замысел высказывания.
Преморбидныйуровень больного — интеллектуальный, культурный уровень больного до заболевания (образование, среда, образ жизни).
Просодия— интонационный, мелодический компонент речи.
Ранний этапвосстановления — от 1 недели до 6 месяцев после инсульта.
Резидуальный этапвосстановления — длительный период восстановления речевых функций спустя год после инсульта или травмы головного мозга.
Речь— сложившаяся исторически в процессе деятельности людей форма общения.
Речь внутренняя— различные виды использования языковых значений вне процесса реальной коммуникации типа внутреннего про-говаривания («речь про себя»): а) сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях, б) собственная Р.В., когда она выступает как средство мышления, в) структурное программирование (замысел, программа речевого высказывания).
Симультанный— единый, пространственно организованный, например, фонема — речевая единица, симультанно организованная из ряда признаков.
Синтагматические отношения— сукцессивно, линейно организованная единица, в которой смысл связан по принципу «и — и»: например, предлог может стоять только перед существительным, наречие, связанное с глаголом; другим примером может служить жесткая последовательность звуков в слове, слов в песне.
Телеграфный стиль— аграмматизм больных, преимущественно с эфферентной моторной афазией, выражающийся в основном в употреблении существительных в именительном падеже.
Фонематический слух— смыслоразличительный, парадигматический слух, реализуемый 22 полем височной доли (зоны Вернике), нарушается при сенсорной, акустико-гностической афазии.
Эйфория— повышенное радостное настроение, состояние благодушия и беспечности.
Экспрессивный аграмматизм— нарушение употребления грамматических средств языка в устной речи.
Эфферентныйимпульс — идущий от центра к периферии, например планирующий движение.
Эхолалия— автоматическое повторение чужих слов при поражении лобных долей мозга.
Эхопраксия— подражательное, автоматическое повторение движений и действий других людей при поражении лобных долей мозга.
Язык— система знаков, служащая средством человеческого общения и мыслительной деятельности.
"1
It.
АББРЕВИАТУРЫ,
' ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В ТЕКСТЕ МОНОГРАФИИ
АМА — афферентная кинестетическая моторная афазия.
ВП — вызванные потенциалы (при электрофизиологаческих исследованиях головного мозга — ЭЭГ).
ВПФ (ВКФ)— высшие психические (корковые) функции человека.
ГМ — головной мозг.
ДА — динамическая афазия.
КМА — комплексная моторная афазия.
КГ — компьютерная томография (головного мозга).
МК — мозговое кровообращение.
М. Ш.-Т. — М. Шохор-Троцкая. t
НМК — нарушение мозгового кровообращения. ь
ОТГМ— открытая травма головного мозга.
СА — сенсорная акустико-гностическая афазия.
ФБ — функциональный блок. См. теорию А. Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга.
ЭМА — эфферентная (кинетическая) моторная афазия.