Краткий словарь специальных терминов

Абрис(слова) — ритмико-мелодический, фонетически нечеткий ри­сунок слова, хранящийся в слухоречевой памяти.

Агнозия— нарушения различных видов восприятия, возникающие при определенных поражениях мозга. Различают: 1) зрительные А., проявляющиеся в том, что человек при сохранной остроте зре­ния не может узнавать предметы и их изображения (при пораже­нии теменно-затылочных отделов мозга, в основном правого по­лушария), 2) слуховые А., проявляющиеся как в нарушении фоне­матического слуха, так и в узнавании знакомых мелодий, звуков, шумов, голосов, 3) тактильные А. — неузнавание предметов на ощупь.

Аграмматизм— нарушение грамматического строя речи, наблюдается при всех формах афазии.

Аграфия— нарушения письма, возникающие при поражении различ­ных областей коры головного мозга.

Акалькулия— нарушение счета и счетных операций как следствие по­ражения различных областей коры головного мозга.

Алексия— нарушение чтения, возникающее при поражении различ­ных отделов коры головного мозга.

Амбидекстрия— парциальное левшество.

Амимия— нарушение движений лицевой мускулатуры (функция в ос­новном правого полушария).

Амнезия— нарушение памяти при различных локальных поражениях мозга.

Анартрия— тяжелое нарушение произносительной стороны с обиль­ным слюнотечением и нарушением двигательных функций ствола мозга.

Анастомозы— оперативное соединение сохранных, близлежащих со­судов головного мозга.

Антиципация(предвосхищение) — представления о предмете, о сме­няющих друг друга темах беседы и т.п.

Апраксин— нарушение произвольных целенаправленных движений и действий, относящихся к расстройствам высшего уровня органи-

* зации двигательных актов. Выделяют следующие формы апрак-s сии: 1) кинестетическая А. — распад нужного набора движений (в и том числе оральная и артикуляторная), 2) конструктивно-про­странственная А. — нарушение зрительно-пространственных ко-I ординат, 3) кинетическая (динамическая) А. — затруднение серии последовательных актов, персеверация, 4) «лобная» регуляторная А. — нарушение подчинения движений заданной программе (сис­темные персеверации, эхолалии, эхопраксии).

Астереогноз— тактильная агнозия, нарушение узнавания предметов на ощупь.

Афферентная(синонимы: сенсорная, гностическая) — информация, поступающая от различных органов чувств в кору головного мозга.

Афферентныйимпульс — идущий от периферии к центру, например кинестетический, тактильный.

Вортсалат(речевая «окрошка») — парафазическая речь больных с сенсорной афазией на раннем этапе болезни.

Гемианопсия— различные варианты нарушения поля зрения, возни­кающие при поражении первичных полей затылочной доли и глу­боких отделов мозга.

Глобальное чтение— неаналитическое чтение, узнавание слова как единого графического целого.

Гнозис— узнавание (акустическое, оптическое, тактильное, вкусовое и т.п.).

Дизартрия— разной степени нарушение произносительной стороны речи при поражении глубинных отделов мозга (преодолевается в процессе длительных логопедических занятий).

Дисграфия, дислексия— частичные, временные, преодолимые в про­цессе обучения нарушения письма и чтения (у правшей), наблю­даются зеркальные признаки написания букв и чтения справа на­лево (при левшестве).

Дисфазия(частица дис. — частичное нарушение) — флуктуативные (колебательные), быстро проходящие нарушения речи, подобные стертым формам афазии, возникающие при поражении первого ФБ.

Имитация— слуховое или зрительное подражание.

Импрессивный аграмматизм— нарушение понимания грамматических средств языка.

Инсульт(инфаркт) мозга — нарушение мозгового кровообращения. Ишемический (более частый) И. является следствием тромбоза или тромбоэмболии при выраженных нарушениях атеросклероза, гипертонической болезни, болезней сердца и т.п., при этом про-

краткий словарь специальных терминов - student2.ru

исходит закупорка кровеносных сосудов головного мозга. Гемор­рагический И. — разрыв сосудов головного мозга, приводящий к кровоизлиянию в мозг. Геморрагический инсульт возникает чаще всего при разрывах аневризм (неправильного врожденного стро­ения сосуда головного мозга), при ушибах мозга и т.п.

Интеллект(мышление) — речемыслительная способность человека.

Интериоризация— постепенный переход от внешних схем и опор к внутреннему планированию действия.

Локализациявысших психических функций: мозг — субстрат психи­ческих функций работает как единое целое, состоящее из множе­ства высокодифференцированных частей, каждая из которых вы­полняет свою специфическую роль.

Мнезис— память, амнезия — нарушение памяти на что-либо.

Нейролингвистика— отрасль психологической науки, пограничная для психологии, неврологии и лингвистики.

Нейропсихология— отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, неврологии и физиологии, изучающая мозго­вые механизмы высших психических функций.

Паралич, парез— нарушение движений в руке и ноге в результате по­ражения головного мозга.

Парафазии— замены звуков (литеральные) или слов (вербальные) при разных формах афазии.

Параграфии и паралексии— замены букв, звуков и слов во время письма и чтения.

Парадигматические связи— симультанно, пространственно организо­ванная единица, в которой смысл изменяется в связи с заменой какого-либо признака единицы. Организованы по признаку «или — или»; например, фонема может быть либо звонкой, либо глухой, либо ротовой, либо носовой.

Перекрестная афазия— наблюдается только при АМА и возникает у правшей при поражении правого, а у левшей — левого полушария головного мозга при сочетании (или наложении друг на друга) оральной или артикуляторной апраксии.

Персеверация— циклическое повторение или настойчивое воспроиз­ведение звука, слова или движения вопреки сознательному наме­рению.

«Плазный»— (от фр. place — место) помещение на судостроительном предприятии с гладким полом (обычно окрашенным в черный цвет). На П. наносят в натуральную величину кривые теоретичес­когочертежа судна, по которым изготавливают шаблоны для рас­кроя и выгиба отдельных элементов обшивки и корпуса судна (БСЭ, т. 19, стр. 602).


краткий словарь специальных терминов - student2.ru



Плазный метод— разработан нами для использования всех структур мозга (полушарий, долей, полей мозга, теории А.Р. Лурия о трех функциональных блоках и т.п.) в целях восстановления нарушен­ных ВПФ при афазиях.

Поздний этапвосстановления — начало логопедических занятий через 6—8 месяцев после инсульта.

Предикат— сказуемое, психологический П. — замысел высказыва­ния.

Преморбидныйуровень больного — интеллектуальный, культурный уровень больного до заболевания (образование, среда, образ жизни).

Просодия— интонационный, мелодический компонент речи.

Ранний этапвосстановления — от 1 недели до 6 месяцев после инсуль­та.

Резидуальный этапвосстановления — длительный период восстанов­ления речевых функций спустя год после инсульта или травмы го­ловного мозга.

Речь— сложившаяся исторически в процессе деятельности людей форма общения.

Речь внутренняя— различные виды использования языковых значе­ний вне процесса реальной коммуникации типа внутреннего про-говаривания («речь про себя»): а) сохраняющая структуру внеш­ней речи, но лишенная фонации и типичная для решения мысли­тельных задач в затрудненных условиях, б) собственная Р.В., когда она выступает как средство мышления, в) структурное про­граммирование (замысел, программа речевого высказывания).

Симультанный— единый, пространственно организованный, напри­мер, фонема — речевая единица, симультанно организованная из ряда признаков.

Синтагматические отношения— сукцессивно, линейно организован­ная единица, в которой смысл связан по принципу «и — и»: на­пример, предлог может стоять только перед существительным, наречие, связанное с глаголом; другим примером может служить жесткая последовательность звуков в слове, слов в песне.

Телеграфный стиль— аграмматизм больных, преимущественно с эф­ферентной моторной афазией, выражающийся в основном в употреблении существительных в именительном падеже.

Фонематический слух— смыслоразличительный, парадигматический слух, реализуемый 22 полем височной доли (зоны Вернике), нару­шается при сенсорной, акустико-гностической афазии.

Эйфория— повышенное радостное настроение, состояние благоду­шия и беспечности.

Экспрессивный аграмматизм— нарушение употребления граммати­ческих средств языка в устной речи.

Эфферентныйимпульс — идущий от центра к периферии, например планирующий движение.

Эхолалия— автоматическое повторение чужих слов при поражении лобных долей мозга.

Эхопраксия— подражательное, автоматическое повторение движений и действий других людей при поражении лобных долей мозга.

Язык— система знаков, служащая средством человеческого общения и мыслительной деятельности.

"1

It.

АББРЕВИАТУРЫ,
' ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В ТЕКСТЕ МОНОГРАФИИ

АМА — афферентная кинестетическая моторная афазия.

ВП — вызванные потенциалы (при электрофизиологаческих исследо­ваниях головного мозга — ЭЭГ).

ВПФ (ВКФ)— высшие психические (корковые) функции человека.

ГМ — головной мозг.

ДА — динамическая афазия.

КМА — комплексная моторная афазия.

КГ — компьютерная томография (головного мозга).

МК — мозговое кровообращение.

М. Ш.-Т. — М. Шохор-Троцкая. t

НМК — нарушение мозгового кровообращения. ь

ОТГМ— открытая травма головного мозга.

СА — сенсорная акустико-гностическая афазия.

ФБ — функциональный блок. См. теорию А. Р. Лурия о трех функци­ональных блоках мозга.

ЭМА — эфферентная (кинетическая) моторная афазия.

Наши рекомендации