V. Самостоятельная аудиторная работа студентов под контролем и при консультации преподавателя
Предисловие
При составлении настоящего учебного пособия авторы исходили из задач, что латинский язык будет изучаться студентами ветеринарного факультета не как базовая лингвистическая дисциплина, а с акцентом на усвоение латинской ветеринарной анатомической, клинической и фармакологической терминологии.
Для полноценного владения любой профессией человек должен обязательно владеть терминологией своей специальности. К ветеринарии и медицине это относится в полной мере, более того, именно в этих областях латинская и латинизированная греческая терминологии используются наиболее широко. Латинский относится к числу мертвых языков, так как сейчас нет живого народа – носителя этого языка. Но было время, когда он был языком огромной Римской империи, простирающейся от Португалии до Закавказья.
История Европы развивались так, что базовая терминология большинства наук основывается на словах латинского и греческого языков. В своей культуре римляне плодотворно использовали достижения культуры, науки и языка Греции, которую они завоевали в середине II века до н.э., в связи с чем от греков в эпоху возрождения было унаследовано около семисот анатомических названий. Современный врач, даже когда на профес-сиональную тему говорит по-русски, употребляет более 60% слов латинского и греческого происхождения. У медиков и фармацевтов издавна существует поговорка: Invia est in medicina via sine lingua Latina (путь в медицину непроходим без латинского языка).
Изучение латинского отличается от других иностранных языков (немецкого, английского, французского) тем, что последние могут усваиваться практически, а латинский язык требует исключительно теоретического изучения.
В данном пособии грамматический материал дается в последовательном порядке изучения, со специальными текстами по ветеринарным и смежным с ними дисциплинам.
Особенностью пособия является наличие дополнительных упражнений и заданий студентам, а также, что каждая тема снабжена вопросами исходного и контрольного уровней знаний, к ответам на которые студент готовиться самостоятельно во внеаудиторное и аудиторное время с преподавателем. Каждое занятие предусматривает коррекцию исходного уровня знаний и получение ответов от преподавателя на неусвоенные вопросы.
профессор Шантыз А.Ю.
Тема 1: Правила чтения букв и буквосочетаний.
Содержание, приемы и последовательность проведения занятия:
I. Организационной момент
а) проверка присутствующих
б) инструктаж по технике безопасности
II. Ответы на вопросы исходного уровня знаний
1. Какие этапы выделяют в истории латинского языка?
2. Какую роль играет латинский язык в современной гуманитарной науке?
3. Дайте определение слову «термин».
4. Что такое номенклатура и какие ее виды вы знаете?
III. Анализ ответов студентов и методические указания по исправлению ошибок, допущенных при изучении предыдущей темы.
IV. Изложение нового материала
1. Латинский алфавит;
2. Произношение гласных, дифтонги;
3. Произношение согласных, диграфы;
4. Выполнить упражнение № 1;
5. Выполнить упражнение № 2.
V. Самостоятельная аудиторная работа студентов под контролем и при консультации преподавателя
А. Инструктаж по выполнению самостоятельной работы;
Б. Показ и краткое объяснение нового материала;
В. Задание для самостоятельной работы
Первый вопрос нового материала - латинский алфавит.
Первоначально латинский алфавит включал только 21 букву. Буква Z была исключена из алфавита в 312 г. до н. э. Буква C использовалась для обозначения звуков [k] и [g]; в 234 г. до н. э. была создана отдельная буква G путем добавления к C поперечной черточки. В I веке до н. э. были добавлены буквы Y и Z для записи слов, заимствованных из греческого языка. В итоге получился классический латинский алфавит из 23 букв.
Уже в новое время произошла дифференциация слоговых и неслоговых вариантов букв I и V (I/J и U/V), а также стал считаться отдельной буквой диграф VV, использующийся в письме германских языков. В итоге получился современный алфавит из 24 букв. Древние римляне использовали только заглавные формы букв; современные строчные буквы появились на рубеже античности и средних веков; в целом буквы в своем современном виде оформились около 800 года н.э.
Таблица № 1
Буквы латинского алфавита
Начертание | Название | Произношение |
А а | a | а |
В b | бэ | б |
С с | цэ | ц, к |
D d | дэ | д |
Е е | э | э |
F f | эф | ф |
G g | гэ | г |
Н h | ха | средний между русским г и х, немецкий h |
I i (J )* | и (йот) | и (й) |
К к | ка | к |
L 1 | эль | ль |
M m | эм | м |
N n | эн | н |
0 о | о | о |
P p | пэ | п |
Q q | ку | к |
R r | эр | р |
S s | эс | с, з |
T t | тэ | т |
U u | у | у |
V v | вэ | в |
X x | икс | кс, кз |
Y У Z z | ипсилон | и |
зета | з (редко ц) |
* Буква J позднейшего происхождения.
Классификация звуков:
В латинском языке звуки делятся на согласные и гласные.
Согласным звукам соответствуют буквы: b, с, d, f, g, h, k, 1, m, n, p, q, r, s, t, v, x, z.Гласным звукам соответствуют буквы: а, е, i, о, u, у.
Помимо гласных и согласных в латинском языке имеются устойчивые сочетания гласных — двугласные (дифтонги): ае, ое, аu, еu;сочетание согласных – диграфы – ch, ph, rh, th.
Второй вопрос нового материала - произношение гласных, дифтонги.
Аа, Оо, Uu — произносятся как русские гласные [а], [о], [у]:
caput (капут) — голова
opticus (оптикус) — зрительный
genu (гэну) — колено
Ее — произносится как русский гласный [э]:
vertebra (вэртэбра) — позвонок
nervus (нэрвус) — нерв
dens (дэнс) — зуб
Ii— произносится как русский и, но в начале слова перед гласным или в середине слова между гласными произносится как русский [й]:
digitus (дигитус) — палец
iodum (йодум) — йод
maior (майор) — большой
Yy— встречается только в словах греческого происхождения и произносится как русский гласный [и]:
larynx (ляринкс) — гортань
pharynx (фаринкс) — глотка